Анализ работы в лицейских классах в 2011 году
статья на тему
Предварительный просмотр:
Работа с лицейскими классами в 2010-2011 учебном году - зам директора по УВР Семеновой ТА МБОУ лицей №3 МР Учалинский район РБ.
Лицей всегда находится в состоянии поиска нового, что позволяет шире использовать его творческий потенциал.
Программа развития предполагает определенные направления работы:
- Создать систему обучения, обеспечивающую развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс современных педагогических технологий;
- Начать эксперимент по организации мониторинга обученности учащихся.
- Развитие профессионально-личностных качеств учителя через систему семинаров и самообразования учителей.
- Изучать и активно внедрять достижения педагогов-новаторов, рекомендации психолого-педагогической науки в практику работы педагогического коллектива.
- Повысить эффективность работы с мотивированными и одаренными детьми.
- Раскрытие творческого потенциала учителя, включение учителя в инновационную деятельность.
- Создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию их творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.
- Активизировать научно- исследовательскую и экспериментальную работу среди учащихся и педагогов.
- Создать условия для работы НОУ.
Были созданы условия, способствующие решению поставленных задач:
- Составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения областного стандарта образования. Проведены структурные изменения.
- Методические объединения работали по планам в соответствии с методической темой лицея.
- Использовались разнообразные форм методической работы и организация ВШК, как одно из условий эффективности работы.
- Система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся.
- Работа по улучшению материально-технической базы кабинетов. Создание мультимедийного кабинета.
- Работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению задач ОУ носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.
- Созданы условия для внедрения мониторинга успешности и рейтинговой оценки деятельности ученика.
Одно из важнейших условий работы лицея - уровень профессионального мастерства учителя.
Задачей лицея является, развитие инновационного потенциала педагогического коллектива. Появилась необходимость в ином подходе к планированию и организации урока.
Делая анализ посещенных уроков можно сделать некоторые выводы:
*Есть учителя, которые для изучения нового материала уделяют по 5-7 минут, что является нарушением методики проведения урока.
*Тема не закрепляется.
*Ученик не понимает, зачем изучается данная тема. Где можно ее использовать? Для чего?
*Формальное планирование урока.
*Уровень урока не соответствует профилю класса.
*Имея профильные учебники, рассматриваются элементарные задания, способы решения. Можно с прекрасным учебником «завалить урок», если учитель не готовится к уроку.
*Не применяются нестандартные способы решения, приемы.
*Опоздания на урок.
*
*Фронтальная форма работы, нет работы со слабыми, с сильными.
*Не используется раздаточный материал.
*Нет работы с источниками.
*Знания даются готовыми, на запоминание.
*Мало решают задач на уроках математики.
Следует отметить качественную и систематическую подготовку к уроку следующих учителей:
Баимова ВР, Мусаева ЕГ, Онуприенко АА, Булякова ШВ, Валиева РМ, Бурханова ФС, Гайнуллина ФГ, Подынь ГК, Набиуллина ФФ, Дубовая НА, Гайфуллина ГМ, Лукманова ВГ, Котова ЕВ, Красносельская ТИ.
Наблюдается спад, застой качества в работе ШМО ин языка, химии, биологии, баш языка, рус языка.
Качество знаний не всегда определяется объемом знаний выученного материала. Главное – умение применять умения в новой или нестандартной ситуации.
В этом учебном году были представлены темы, востребованные педагогами: содержание работы с техническими средствами обучения это, во-первых сделало обучение наглядным и действенным, во-вторых, позволило сразу включить технологию в свой учительский опыт многим педагогам.
В результате педагоги получили возможность на практике в ходе каждодневной работы закреплять и обогащать свои теоретические знания в области новейших достижений педагогической науки и практики, освоения и внедрения новейших педагогических и информационных технологий, новых программ, изучения передового опыта учителей - новаторов, деятельности своих коллег.
Работа в лицее позволила каждому члену педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в организации экспериментальной и инновационной деятельности. Особо хочется отметить учителей:
*Семенова ТА.- разработала программу элективных курсов «Решение задач с параметра ми»
*Баимова В.Р.- разработала программу элективного курса «Квадратный трёх член в задачах»
* Дроздова С.А.- исследовательская работа «Формирование навыков работы с литературным и художественным текстом у младших школьников;
* Даянова А.Ф. - разработала элективные курсы по истории;
*Старожук В.А. - разработала элективные курсы по физике и астрономии;
*Галимарданова ЛР - разработала элективные курсы информатике и т.д.
Одним из средств повышения профессионального мастерства педагогов, является расширение информационного пространства педагога. Большое внимание ШМО учителей начального, среднего и старшего звена, администрацией школы уделялось внедрению в учебный процесс информационных технологий. Информационно-коммуникативные технологии применяли на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении изученного, при проверке домашнего задания, при проведении контрольных, самостоятельных работ. В своей работе учителя использовали:
*ученические программы (наставнические);
*программы-тренажеры;
*контрольные программы;
*демонстрационные;
*имитационные и моделирующие программы;
*информационно-справочные программы;
*мультимедиа-учебники;
*презентации, созданные самими учителями и учащимися.
К сожалению, лишь небольшая часть дисков, имеющихся в лицее, используется учителями на уроках. Несоответствие учебнику, уровню класса – все это осложняет применение готовых разработок на уроках. Педагоги создают свои цифровые образовательные ресурсы, создают презентации по темам уроков, а это процесс творческий, требующий не только чисто технических умений, навыков, но и нетрадиционного подхода к проведению занятий, глубокого переосмысления материала.
Применение информационно-коммуникативных технологий имеет и свои слабые стороны. Неумелое применение технических средств может тормозить процесс обучения. Поэтому, каждый раз, используя компьютерные технологии на уроке, надо задуматься над вопросом, насколько оправданным является их применение. Надо помнить, что цифровые образовательные ресурсы не цель, а всего лишь средство обучения.
В следующем учебном году необходимо продолжить работу по применению информационных технологий, так как они помогают вести обучение на новом качественном уровне.
Одним из средств повышения профессионального мастерства педагогов, является использование Интернета. В 2010-2011 учебном году педагоги школы приняли участие в Интернет педсоветах и конференциях по проблемам внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс (Августовский Интернет педсовет - зам. директора по УВР Семенова Т.А.).
Наблюдается положительная динамика использования сети Интернет, о чем свидетельствуют данные таблицы.
№ | Количество педагогов использующих Интернет | % |
1 | для повышения профессиональной компетентности | 51 |
2 | на уроках | 19 |
3 | для повышения квалификации (дистанционные курсы) | 0,5 |
В ходе расширения образовательного и информационного пространства лицей также продолжил сотрудничество с БИРО, БГУ, ЧГПУ. Основной целью данного направления работы стало обеспечение эффективности работы педагогического коллектива в условиях эксперимента и повышение профессионализма учителя. Определен круг проблем, в решении которых заинтересован лицей:
*внедрение исследовательских методов в воспитательный и образовательный процесс, *переход к профильному обучению, модернизация воспитательной работы в школе, *подготовка к ЕГЭ.
Несмотря на заинтересованность лицея, данные договоры пока не приносят желаемого результата.
В 2010- 2011 учебном году в лицее продолжилась работа в рамках федеральной экспериментальной площадки по внедрению технологии РОСТА (научны руководитель Юнусбаев Б.Х.). Проведены организационные и обучающие семинары, создана творческая группа участников эксперимента (состав группы: учителя физики, биологии, химии). Продолжена работа по апробации технологии входе подготовки выпускников лицея к ЕГЭ.
В прошлом учебном году лицей начал работу входе в целевой программы Министерства образования РБ по внедрению «Intel - классов» в образовательное пространство республики.
Лицей продолжает изучать и внедрять опыт инновационных учебных заведений: *Гимназия №17 города Белорецка «Использование компьютерных технологий на уроках в начальных классах»,
*Гимназия №1 города Стерлитамака «Модульные технологии на уроках истории и обществознания»,
*Гимназия №39 города Уфы «Предпрофильная подготовка и переход к профильной школе»,
*Гимназия № 1 города Мелеуза «Мониторинг образовательного процесса».
Важнейшим критерием оценки эффективности работы лицея - является диагностика всех направлений его работы. Для этого отслеживаются:
*уровень состояния данных направлений (повышение профессионального мастерства, преемственность в обучении и т.д.),
*направления, способствующие развитию инновационного потенциала (работа с одаренными детьми,
*использование технологий,
*научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей),
*внедрение компьютерных технологий в отслеживание образовательного мониторинга.
На сегодняшний день составлены электронные базы данных на учеников и учителей, созданы электронные журналы классов. Таким образом, анализ состояния работы в лицее и управление его развитием позволяют сделать следующие выводы о том, чего мы достигли в результате работы:
*Изменились структура и направления работы лицея.
*Разрабатываются нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность всех направлений работы лицея.
*Изменилось содержание методической работы. Кроме традиционных появились новые направления: использование технологий, овладение новых УМК и т.д.
*Имеется научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов лицея.
*Имеется сопровождение научно-методической работы психологической службой.
*Отрабатывается система диагностики и мониторинга.
*Развитие творческого потенциала педагогического коллектива.
Проблемы и перспективы лицея, каковы они? Прежде всего, это:
*обучение педагогов основам научно-исследовательской и экспериментальной деятельности;
*активное внедрение развивающего обучения,
*создание в лицее системы научно-исследовательской деятельности;
*продолжение реализации развития детской одаренности,
*разработка необходимых нормативно-правовых документов;
* продолжение работы по отслеживанию образовательного мониторинга.
Обновление любого общеобразовательного учреждения связано в первую очередь с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Аналитический аспект один из самых сложных в деятельности образовательного учреждения. Делать на научной основе объективные и обоснованные выводы о степени достижения поставленных целей, принимать решения, способствующие повышению эффективности образовательного процесса, достаточно трудно. Без оперативной, полной и достоверной информации проводить анализ деятельности педагогического коллектива, результативности образовательного процесса просто невозможно. Наиболее распространенной формой сбора информации, ее обработки, хранения и распространения является сегодня мониторинг. Именно мониторинг (педагогический, психологический, валеологический, медицинский) способствует глубокому и системному анализу.
Следующее условие работы лицея – это качество обучения в лицейских классах:
1.Соотношение лицейских и общеобразовательных классов в начальной школе.
Классы | Классы | Количество детей |
Всего классов | 18 | 440 |
лицейские | 10 | 265 |
Общеобразовательные | 8 | 175 |
2.Соотношение лицейских и общеобразовательных классов в средней и старшей школе.
Классы | Количество классов | Количество детей |
Всего | 23 | 568 |
Лицейские | 14 | 372 |
Общеобразовательные | 9 | 196 |
Лицейские классы работают по индивидуальным учебным планам и программам, включающим обязательный базовый компонент образования, предусматривающий углубленное изучение профильных дисциплин и специальных предметов. Учебные планы ориентированны на подготовку учащихся к поступлению в ВУЗы определенной направленности. Учебно-воспитательный процесс предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, творческих способностей и самостоятельной работы. Учащимся будет предоставляться право заниматься по индивидуальным учебным планам и программам. Лицейские классы имеют более высокий процент качества обученности учащихся.
3.Уровень успешности учащихся лицейских и общеобразовательных классов в начальной школе.
Классы | % обученности | Кол-во учащихся | Кол-во успевающих на «4» и «5» | % успевающих на «4» и «5» |
Лицейские | 100 | 206 | 163 | 79 |
Общеобразовательные | 100 | 108 | 76 | 70,4 |
4.Уровень успешности учащихся лицейских и общеобразовательных классов в средней и старшей школе.
Классы | % обученности | Кол-во учащихся | Кол-во успевающих на «4» и «5» | % успевающих на «4» и «5» |
Лицейские | 100 | 210 | 372 | 56,5 |
Общеобразовательные | 100 | 68 | 196 | 35 |
Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение пользоваться приобретенными знаниями в новой нестандартной ситуации. Поэтому в лицее проводится мониторинг успешности учащихся во внеурочной деятельности, куда входят результаты участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, исследовательской деятельности и т.д. В практику работы образовательного учреждения прочно вошло ежегодное проведение предметных олимпиад.
В этих олимпиадах ежегодно участвуют до 23 % учащихся лицея.
Наши учащиеся успешно выступают на городских предметных олимпиадах. При чем отмечается рост доли победителей и призеров (15 и 38).
4.Качество обучения лицейских классов.
Лицейские | Усп-ть % | Качество в % | сравнение | |||
классы | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |||
2г | 100 | - | 80 | |||
2д | 100 | - | 68 | |||
3б | 100 | 79 | 70 | - | 9 | |
3в | 100 | 78 | 83 | + | 5 | |
3г | 100 | 89 | 88 | - | 1 | |
4б | 100 | 78 | 84 | + | 4 | |
4в | 100 | 80,8 | 84 | 78 | - | 6 |
4г | 100 | 92 | 89 | 81 | - | 8 |
5б | 100 | 85,1 | 84 | 71,4 | - | 9,6 |
5в | 100 | 86,3 | 80 | 70 | - | 10 |
6а | 100 | 81,5 | 81 | 73 | - | 8 |
6б | 100 | 79 | 82,6 | 78,3 | - | 4,3 |
7а | 100 | 73,1 | 55 | 43 | - | 12 |
7б | 100 | 84,6 | 72 | 33 | - | 39 |
7в | 100 | 88,5 | 63 | 52 | - | 9 |
7г | 100 | 63,6 | 68 | 57 | - | 11 |
8а | 100 | - | 50 | 44 | - | 6 |
8в | 100 | 84 | 68 | 64 | - | 4 |
9а | 100 | 85,2 | 74 | 78,5 | + | 4,5 |
9б | 100 | 60 | 46,6 | 29 | - | 17,6 |
10в | 100 | 68 | 69 | 48 | - | 21 |
11а | 100 | 71,4 | 63 | 57 | - | 6 |
* Качественные показатели выше среднего показателя (70 %) по лицею: 2г,3вг,4бвг, 5б, 6аб, 7в, 9а.
*Самые высокие показатели качества в начальном звене: 3г-88 % (Лукманова ВГ).
* Самые высокие показатели качества в среднем и старшем звене: 9а – 78,5 % (Гайнуллина ФГ).
Качество повысилось:3в,4б,9а вклассах.
Еще одно условие успешной работы лицея – это исследовательская и проектная деятельность:
В 2010–2011учебном году педагоги, занимающиеся научно-исследовательской работой с учащимися, повысили качество её выполнения, что отразилось на результативности:
*один диплом участника исследовательских работ «Портфолио» газеты «Первое сентября», учитель Харисова ОН.
*шесть участников научно-практической конференции школьников общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан «Совёнок 2011»,
* диплом (3 место) районо - городской научно-практической конференции «Отечественная война 1812 года», учитель Даянова АФ.
*семь участников научно-практической конференции в городе Стерлитамаке.
*два участника конкурса исследовательских работ МАН академия.
* дипломы (2,3 степени) конкурса «Дорогами Отечества», учителя Даянова АФ, Аминева АА, Хуснуллина ГБ.
*диплом (1 степени) конкурса экскурсоводов, учитель Исхакова НА.
Необходимо отметить, что количество научных работ учащихся представленных на Дне науки на научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня по сравнению с прошлым годом увеличилось, хотя количество педагогов, занимающихся с юными исследователями, не изменилось.
Изменилось понимание педагогов о роли научно-исследовательской работы в современных условиях образования, а это отразилось в свою очередь на участии в научных конференциях и семинарах различного уровня. Но, тем не менее, есть и определенные недоработки. Необходимо более качественно продумывать выбор и проводить отбор учащихся-исследователей, отслеживать одаренных детей, и не привлекать к работе над несколькими темами в разных областях знаний одних и тех же учащихся одновременно. Необходимо привлекать к научным исследованиям опытных педагогов, а молодых учителей обучать методике проведения и написания научно-исследовательских работ. Для увеличения качественных научно-исследовательских работ необходимо в лицее создать базу для подготовки юных исследователей. Такой базой должно стать НОУ, где обучающимся 5 – 7-х классов будут даны основные навыки выполнения и написания научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ. Кроме того, для улучшения руководства и организации научно-исследовательскими работами необходимо провести обучающие семинары. Всем ШМО усилить работу по вовлечению как можно большего количества учащихся в научно-исследовательскую работу.
1.Степень вовлеченности педагогического коллектива в исследовательскую деятельность.
№ | Количество педагогов | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
1 | ведущих исследовательскую работу | 54 | 34 | 53,6 |
2 | педагогическое исследование | 26 | 7 | 4 |
3 | Исследование с учащимися | 37 | 27 | 48,7 |
Следующие условие – это самоопределение учащихся после окончания лицея:
Анализ самоопределение учащихся после окончания лицея показывает, что в среднем 75 % выпускников ежегодно, успешно выдержав вступительные экзамены, продолжают обучение в вузах.
Учебные годы | Количество выпускников | Количество медалистов | Поступило в ВУЗы | Поступило в ССУЗы | % поступления |
2005-2006 | 125 | 2 зол, 11 сер. | 91 | 30 | 96,8 |
2006-2007 | 120 | 2 зол,11 сер. | 93 | 24 | 97,5 |
2007-2008 | 71 | 9сер | 54 | 14 | 95,8 |
2008-2009 | 59 | 13 сер10 | 46 | 10 | 95 |
2009-2010 | 89 | 2 зол, 3 сер | 75 | 13 | 98,8 |
Вместе с тем проведенный анализ показывает, что:
- самостоятельно сделали выбор будущей профессии 32 %;
- повлияли родители – 28 %;
- повлияли друзья -25 %;
- повлияли учителя – 37 %;
- выбор был случайным -10 %.
Приведенные данные говорят о том, что в лицее еще не полностью отлажена система комплектования лицейских классов, существует проблема обоснованности выбора профиля обучения старшеклассниками.
Выводы:
1 Анализ статистических данных и представленная диаграмма демонстрируют, что не все лицейские классы отвечают повышенным требованиям лицейского образования.
2. Учителя, работающие в лицейских классах, недостаточно используют новые методики и современные образовательные средства обучения.
Причины понижения качества:
1.Нет понимание текста, о чем он? (о дожде, войне и тд). Не развито воображение. То есть не могут перевести в «образ» прочитанное, в голове нет «картинки» прочитанного.
2.Не умеют объяснять логику своих действий, точку зрения.
3.Не умеют говорить (на уроке должны говорить дети).
4.Понижена мотивация.
5.Накопляемость пробелов.
6.Не умеют рассуждать.
7.Дети должны слышать правильную, четкую и умную речь.
8.Не умеют применять свои знания.
Рекомендации:
- На ШМО рассмотреть вопрос об уровне повышения качества знаний учащихся лицейских классов.
- Продолжить работу по повышению уровня мотивации к обучению в лицейских классах через урок и внеурочную деятельность по предмету.
- Активизировать исследовательскую деятельность учащихся и педагогов.
- Повышать уровень профессиональной подготовки учителей, работающих в лицейских классах.
- Отладить систему комплектования лицейских классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы за последние три 2009 - 2011 годы. Папка профессиональных достижений Ковалева Геннадия Алексеевича, учителя физической культуры МБОУ СОШ № 11 г.Каменск-Шахтинский Ростовской области
Это моя конкурсная работа ПНПО 2012. В ней изложена моя трудовая деятельность за последние три года согласно критериям конкурсного отбора лучших учителей ПНПО 2012. Прошу дать независимую объективную ...
Анализ работы школы-искусств №1 на 2011-2012 уч .год.
В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив школы-искусств №1 ставил перед собой следущие цели и задачи.Цель: развитие и воспитание личности...
Анализ работы районного методического объединения 2010-2011
Анализ работы РМО учителей иностранного языка: цели, задачи, содержание работы, кадры,диагностические работы, результаты деятельности, проблемы МО, задачи на следующий год....
Анализ работы районного методического объединения 2010-2011
Анализ работы РМО учителей иностранного языка: цели, задачи, содержание работы, кадры,диагностические работы, результаты деятельности, проблемы МО, задачи на следующий год....
Анализ работы МАОУООШ д. Горки за 2011-2012 учебный год
Предложен анализ работы школы за2011-12 учебный год, выполненный завучем школы.Выделены основные аспекты работы завуча....
Анализ работы МО учителей музыки за 2011-2012 учебный год
Структура написания анализа работы городского МО часто является персонализированной и не имеет строгой логики построения. Я предлагаю свою версию анализа работы городского МО, которую можно использова...
Анализ воспитательной работы в 9 классе за 2011-2012 учебный год
Деятельность в 2011-2012 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом ...