Как достичь вершины Олимпа или размышления школьного координатора олимпиадного движения
статья на тему

Размышления школьного координатора о проблемах олимпиадного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olymp_dvigenie.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ДОСТИЧЬ ВЕРШИНЫ ОЛИМПА ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КООРДИНАТОРА ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ

Выбор профессии для молодого человека в настоящее время одна из важнейших задач, которую он решает с переменным успехом. Интерес к будущей профессии зарождается в школьные годы. В этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.

Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Олимпиады – одна из общепризнанных и наиболее массовых форм внеурочной работы по предмету с одаренными школьниками. Они организуются во всех районах и городах страны.

Что же дают олимпиады для выпускника? В первую очередь, это, конечно, умение правильно организовать свое время и самостоятельно работать для достижения выбранной цели. Но, помимо всего прочего, диплом победителя или призера олимпиады определенного уровня дает выпускнику право преимущественного поступления в ВУЗ. И на получение этого заветного диплома направлены огромные усилия учащихся старших классов.

Понятно, что стать победителем или призером Государственной олимпиады школьников, например,  в одночасье невозможно.  Для того чтобы достичь этой цели, необходимо начинать принимать участие в олимпиадном движении с начальной школы. И вот здесь-то возникает ряд вопросов и проблем: как организовать это самое олимпиадное движение?

Поскольку я являюсь школьным координатором олимпиад уже более 10 лет, хочется поделиться своими мыслями об этой работе.

Сразу оговорюсь, я работаю в школе маленького отдаленного северного города, и поэтому, возможно, мои размышления на данную тему покажутся странными педагогам из больших городов.

Проблема первая: выбор олимпиад. Поскольку город наш небольшой, и организаций, которые могли бы дать возможность принять участие в олимпиадах, практически нет, то приходится искать эти олимпиады в сети Интернет. Благо, что выбор сейчас огромный: от предметных, до метапредметных и эвристических. Предложения принять участия в той или иной олимпиаде приходят на электронный ящик нашей школы ежедневно. И вот здесь возникает новая проблема – оплата.

Проблема вторая: деньги. Все дистанционные олимпиады – платные, стоимость их варьируется от 45-50 рублей до 400-500 рублей. Не каждый родитель (во всяком случае, у нас) способен найти средства для оплаты участия ребенка в олимпиаде, даже по минимуму. Школа же самостоятельно тоже не может оплачивать регистрационные взносы, так как для бюджетных организаций нет такой статьи расходов, как развитие олимпиадного движения. А если она у кого-то и существует, то не удовлетворяет всех потребностей.

Проблема третья: значимость. Конечно, все олимпиады можно разделить на значимые и не очень значимые. Например, государственная олимпиада школьников или зональная олимпиада ВУЗа – это значимые олимпиады, а массовые олимпиады, такие как «Русский медвежонок», «Золотое руно» и другие – результаты этих олимпиад не берут во внимание при рассмотрении портфолио. Я же считаю, это неправильно, потому что участие в таких олимпиадах позволяет приучить ребенка к самостоятельности, к желанию получить новые знания и достичь определенных высот в своем развитии. По опыту могу сказать, что те, кто с раннего возраста принимает участие в массовых олимпиадах, могут достичь потом высот и в предметных олимпиадах. В настоящее время, поскольку результаты массовых олимпиад не принимают во внимание, то и желание у старшеклассников принимать в них участие резко сокращается. А вместе с этим уходит и навык самостоятельной работы.

Проблема четвертая: учет достижений. Как известно, любой труд должен оплачиваться. А как же сподвигнуть ребят на участие в олимпиадах, если за свою работу они иногда не получают ничего? В нашей школе для стимулирования учащихся к участию в олимпиадном движении существует так называемая рейтинговая система. В ней мы учитываем не только призовые и лауреатские места учеников, но и участие в олимпиадах. Еще в 2000 году в школе на каждого учащегося была заведена «Книжка достижений», в которую вносились все достижения ребенка. На основании этой книжки и рейтинговой системы в конце каждого учебного года ученик получает наградные ленты разных цветов (в зависимости от предметной области), на которых каждое достижение отмечается стразой. А учащиеся, достигшие наибольших результатов награждаются памятными знаками школы: бронзовыми и серебряными. Такая система, на мой взгляд, является хорошим стимулом для дальнейшей работы. И в данном случае стимул получают не только дети, но и родители.

Проблема пятая: сотрудничество с родителями. Я думаю, не является секретом, что не так много родителей, как бы хотелось нам, учителям, в наше время заинтересованы в развитии своего ребенка. Вернее, они заинтересованы, но не хотят для этого прикладывать какие-либо усилия. Сейчас чаще всего встречается поколение родителей, которые считают, что все должна дать школа. Но ведь, если родитель не принимает участие в воспитании и развитии своего ребенка, то и результат он получит соответствующий. Так вот наша школьная система поощрения детей является своего рода стимулом для родителей на уровне «А мой ребенок не хуже…». Потому что, приятно смотреть на свое чадо, когда оно поднимается на сцену для того, чтобы получить заслуженную награду.

Какой же вывод нужно сделать из всех этих размышлений: я думаю, он все же очевиден, развивать олимпиадное движение нужно обязательно. Потому что это нужно, в первую очередь, нашим детям. Но при рассмотрении портфолио в ВУЗах или ССУЗах необходимо принимать во внимание все достижения в олимпиадах, какого бы уровня они не были, потому что возможности образовательных организаций маленьких городов намного скромнее, чем в больших городах.

Ну а что касается школьных координаторов, то они приложат все усилия для того, чтобы учащиеся их школ были конкурентоспособны, а поэтому все оформят, оплатят и отправят в срок…

Татьяна Валентиновна Ведмедь, школьный координатор МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан, Республика Саха (Якутия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по олимпийскому движению "К вершине Олимпа".

Данное внеклассное мероприятие нацелено на обучающихся 4-5 классов. Разигрывается увлекательная история возникновения первых Олимпийских игр, красивые стихи и состязания участников праздника.  Ве...

Сценарий выпускного вечера "На вершине Олимпа"

Самым знаменательным событием школьной жизни всегда был выпускной вечер. И всегда хочется, чтобы этот праздник прошел необычно и интересно. Мы со своими учениками получение аттестов сравнили с восхожд...

Участие учащихся в олимпиадном движении

В материале размещена информация  об участии школьников в олимпиадном движении по истории, обществознанию и экономике....

Древняя Греция «К вершине Олимпа»

Цели урока: - обобщить и систематизировать знания по истории Древней   Греции....

К вершинам Олимпа

Сценарий(можно показать на классном часу, в школе(на мероприятии).я готовила на районный конкурс...

К вершинам Олимпа

Сценарий(можно показать на классном часу, в школе(на мероприятии).я готовила на районный конкурс...