Педагогический салон как форма проведения педагогического совета.
статья на тему

Педагогический салон как форма проведения педагогических советов, способствует всестороннему развитию личности педагога, созданию качественно нового образовательного пространства. Материал будет интересен при выборе формы проведения тематических педагогических советов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Акелькина Н.И.зам.дир.по УВР МБОУ «СОШ№19 г.Новоалтайска»

Педагогический салон как форма проведения педагогического совета.

Современная педагогическая практика отличается многообразием форм педагогических советов. Педагогический салон как форма общественно-педагогического взаимодействия способствует  самореализации педагогов, развитию у них ключевых компетенций. Салон как форма объединения творческих  людей была известна ещё в 19 веке. В салонах обсуждались  идеи осмысления богатейшего исторического наследия, развития патриотизма и самосовершенствования. Идея салонов как формы общественно-педагогического взаимодействия была возрождена  в конце 90х годов прошедшего столетия в практике доктором педагогических наук, профессором Т.Б.Соломатиной.  В салоне создавалась дружеская романтическая обстановка гостиных 19 века, стимулирующая творчество, формирующая личное начало, культивировался дух дружественных связей, открытость, «распахнутость» миру, единение, свойственные романтическим литературным и музыкальным салонам пушкинской эпохи, знакомивших слушателей с прекрасной классической музыкой, поэзией, изобразительным искусством1.

Педагогический салон - инновация в области педагогики. Наша школа  в течение трех лет проводит тематические педсоветы в форме педагогических салонов, цель которых оптимизация образовательного процесса, помощь  учителю в раскрытии своих творческих возможностей.  

Задачами  наших педагогических салонов являются:

- объединение  ресурса педагогического мастерства;

- организация систематического и целенаправленного профессионального педагогического общения;

- диссеминация опыта работы учителей школы;

- совершенствование профессиональных навыков и умений;

- вовлечение в непрерывное образование;

-  формирование педагогической культурной среды в школе;

- мотивирование педагогов и обучаемых на личностную и профессиональную самореализацию.

Педагогический салон, стремясь к всеохватному постижению жизни, предлагает интегрированное обсуждение одной и той же темы средствами разных видов искусств — музыки, живописи, хореографии, а также науки1. Выбирается какой- либо предмет, который становится атрибутом, вокруг которого развивается действие. Атрибуты (женская  шляпка, дом, сад), музыкальные паузы – создают романтическую атмосферу, атмосферу уюта. Педагогический салон требует большой подготовки, где важна каждая деталь. Подготовка к ним проходит в тесном взаимодействии и сотрудничестве, оформление, творческие задания  предлагаются учителями. В ходе самого салона педагоги участвуют не как пассивные слушатели, а как активные участники. Они  являются соведущими, высказывают свою точку зрения, делятся опытом  по вопросам воспитания и развития обучающихся. Названия «Развитие  учительского потенциала -  педагогическая стратегия образования», ««Раскрой себя учитель (методы и приемы достижения метапредметных результатов на уроках)», «Продуктивное обучение – средство  реализации ФГОС»   отражают содержание салонов.

Приведем для иллюстрации описание проведения педагогического салона.

Содержательной основой педагогического  салона «Продуктивное обучение – средство  реализации ФГОС» прошедшего в апреле 2014 года, стало обсуждения вопросов, что такое продуктивное обучение, его теоретические аспекты,    его отличия от традиционного обучения, что такое образовательный продукт и т.д. Зашифрованное в ребусе  высказывание американского педагога-психолога Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» указало на актуальность темы салона. Атрибутом был выбран сад. Травой в саду стала технология продуктивного чтения. Учитель начальных классов Т.А.Пимонова провела  мастер-класс «Технология продуктивного чтения». Сад всегда украшают цветы. Цветами  условно названы  образовательные продукты:  открытия,  выводы, гипотезы, стихи и т.д.       Учитель истории Н.Г.Винокурова  представила опыт своей работы по теме «Продуктивные задания на уроках истории и обществознания».  Педагоги сыграли в творческую игру буриме с предложенными рифмами:  ФГОС – прогноз, образование – распознавание, учение – озарение, ученик  - мученик,  проект – субъект,  обучение -  приключение, урок – звонок, продуктивный – перспективный. Учитель английского языка О.Е.Краева «сажала фруктовые деревья». Именно деревьям, как и ученическим проектам, требуется время, сотрудничество.  В конце своего выступления учитель предложила каждой группе педагогов создать  и представить коллаж на  тему «Давай пожмем друг другу руки…».  Символом самостоятельной деятельности учеников на уроке и во внеурочное время  стала ограда вокруг сада.        Л.В.Пенкина, учитель физики,  продемонстрировала элементы урока проведения практических и лабораторных работ, показала как изменяется  роль учителя (модератор,   мотиватор,  наставник и т.д.).                                                                                    

Результатом  работы педагогического салона стало осознание учителями высказывание разработчика концепции продуктивного обучения Н.Крыловой  «что в продуктивном обучении мерой продукта становится сам ученик, со своими интересами, опытом и образовательными целями»; понимание  необходимости психолого-педагогического сопровождения учащегося в его самостоятельной работе, направленное на развитие мотивации и заинтересованности в обучении.

 Салон, как форма педагогического совета,  выполняет аксеологическую, гносеологическую, креативную, коммуникативную функции. Инновационный характер педагогических советов в форме салонов  позволяет выбрать стратегию коллективного творческого дела с опорой на индивидуальную задачу, поставленную перед каждым учителем. Салон помогает педагогическим работникам увидеть перспективу саморазвития; стимулировать универсализм в мышлении, поступках; обогатиться ценностями межличностного и группового сотрудничества в сообществе; создать свою педагогическую культуру; научиться воспринимать свободу личности с позиции высокой индивидуальной ответственности за каждый поступок 2.

Таким образом, педагогические салоны помогают решать методические задачи, гибкая структура творческого взаимодействия участников способствует созданию качественно нового образовательного пространства. По своему содержательно-структурному наполнению салон предполагает: тематическое выделение обсуждаемых проблем в наименованиях гостиных; организацию мастер-классов как метода активного обмена передовым опытом; демонстрацию наглядных результатов работы посредством проведения выставок, ярмарок и т.п.; придание дискуссии, свободному обмену мнениями характера основного метода обсуждения проблем в гостиных салона 2.

Педагогический салон – это объединение единомышленников, выступающих за идеи педагогической солидарности, возрождения лучших традиций прошлого во имя счастливого будущего наших детей.   Синтез эмоционального и рационального начала способствуют  всестороннему развитию личности педагога, способного воспитать человека будущего.

Литература.

  1. Л.В.Бугрова. Традиции романтизма в русских салонах. http://www.ini21.ru/arhiv/1-09/90.php
  2. А.А.Калинкина. Педагогические салоны: возрожденное наследие. ww.ini21.ru/arhiv/1-09/89.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные подходы к организации и проведению педагогического совета.

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности , базирующейся на практическом опыте и полученных знаниях, является залогом формирования ключевых компетенций школьников. ...

презентация к проведению педагогического совета "Учебная мотивация как средство повышения качества образования"

Презентация  "Учебная мотивация как средство повышения каечства образования" поможет провести пегогичексий совет на важную для любой организации тему....

Выступление на педагогическом совете "Нестандартные формы проведения уроков в старшей школе"

quot;Нестандартные формы проведения уроков в старшей школе"Типология уроков:урок-соревнование. КВН; урок-соревнование. Марафон; урок- лабораторная; урок-конференция;урок-деловая и...

Приказ о подготовке и проведении педагогического совета «Создание специальных педагогических условий реализации адаптированных общеобразовательных программ»

Приказ о подготовке и проведении педагогического совета  «Создание специальных педагогических условий реализации адаптированных общеобразовательных программ»...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...