Моя семья - мое богатство!
классный час (5 класс) на тему

Полянская Марина Сергеевна

Беседа на тему "Моя семья -  мое богатство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polyanskaya_m.s._moya_semya-_moe_bogatsvto.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Изобильненского муниципального  района

Ставропольского края

Беседа

по теме:

«Моя семья – моё богатство!»

учителя математики

Полянской Марины Сергеевны

2014 год

Беседа в 5 классе по теме: «Моя семья – мое богатство»

Цель беседы: определить значимость семьи в жизни каждого человека;

осознание детьми ценности семейных отношений, побуждать их к анализу собственного поведения, к самовоспитанию.

Задачи:

  • Разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие.
  • Проанализировать притчи о семье и семейном счастье. Объяснить важность сохранения семейных ценностей: поддержания атмосферы любви, уважения и взаимопомощи в семье.
  • Сформулировать «правила» семейной жизни.
  • Формировать понятия семейных ценностей.
  • Воспитывать культуру межличностных отношений.

Актуальность данной темы

         Семья – основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла – дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными.

Ход беседы.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Сергеевна. Я рада вас приветствовать на нашей беседе, посвященной …   А чему она посвящена, подскажете мне вы, отгадав загадки:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...       (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится?    (Семья)

- Молодцы! Вы догадались, какая тема нашей беседы? Правильно, мы сегодня с вами поговорим о семье. Тема звучит так: «Моя  семья – мое богатство!»

Ребята, как вы думаете, почему именно эта тема выбрана для обсуждения?   (Ответы детей).

Предполагаемый вывод:

Семья – самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье.

          - А что такое семейные ценности?

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

- Что же может объединять семью?  (Дети, доброе отношение,  любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям,  традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи ). Это и есть семейные ценности.

- Послушайте притчу,  и давайте выясним её смысл  одним предложением.

« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».

- Почему старец написал лишь одно слово понимание? (Ответы детей).

Давайте сейчас по ходу нашей беседы попробуем сформулировать заповеди или правила семейной жизни.

Разберемся в такой ситуации.

1) Вы пришли домой, а там безрадостная или грустная атмосфера. Перед вами стоит вопрос:  «Как повысить настроение папе и маме?»  (Предложения детей).

     Вы предложили много способов для того, чтобы повысить настроение своим родителям. Мы выяснили, что главное -  это проявить свое участие.

И первая заповедь семейной жизни:

«Подари родителям радость»

2) Семья складывается не только из родителей. А каких вы еще знаете родственников? Попытаемся выяснить (братья, сестры, бабушки, дедушки, тети, дяди) (Ответы детей).

Правильно молодцы, а вы знаете, рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь и судьбу ребенка. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, или в честь кого-либо из членов семьи. Как  вы думаете, почему вам дали именно такое имя, и совпадает ли оно с именами близких или дальних родственников. А похожи ли вы на них?

          По вашим словам, у каждого есть много родственников, поэтому дарить радость можно и нужно не только маме с папой, но и другим родственникам.

И вот наша вторая заповедь семейной жизни:

«Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам»

3) Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Например, в моей семье есть традиция встречать Новый год в карнавальных костюмах, а также традицией является: собирать и хранить семейные фотографии . А есть ли в вашей семье традиции?

(Ответы детей)

«Традиции русских семей»

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;

Представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Молодцы, вы хорошо знаете обычаи  и традиции своей семьи. Отсюда, следует:

Третья заповедь семейной жизни:

«Свято храни традиции своей семьи»

4) Но без проблем в семье не бывает. Представьте, что вы пришли домой, и случайно разбили дорогую любимую  вазу мамы. А сказали, что это сделал кот. Мама вас не поругала, хотя догадалась об обмане. Как вы думаете, почему?       (Ответы детей) 

Мама дала возможность ребенку осознать свою ошибку, ребенок подумал и признался в своем поступке, а маме пришлось набраться терпения, им обоим было трудно.

А вот и четвёртая заповедь семейной жизни:

«Жизнь – это дорога, полная испытаний.

Будь готов с честью пройти их»

5) Давайте подытожим наш разговор. Из чего же складывается семейное счастье? На мой взгляд, это отражено в пятой заповеди семейной жизни

Пятая заповедь семейной жизни

«Семейное счастье зависит от каждого из членов семьи»

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

- Правильно, ребята, чтобы семья была счастливой, нужно уступать  в споре, помогать и заботиться  друг о друге, любить и уважать всех членов семьи и дарить всем радость.

А вот еще некоторые правила:

Любите, берегите и цените своих родителей – вам их никто не заменит.

Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь своим родителям – это принесёт им радость.

Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас самих.

Помните слова М. Цветаевой: “Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими”.

Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

Итак, мы с вами поговорили о некоторых заповедях семейной жизни. Конечно, это не все правила, применимые для описания счастливой семьи. Тем не менее, если вы будете их применять, то я уверенна, что в ваших семьях будет царить добро и любовь. А чтобы вы о них не забыли, я дарю вам на память наш волшебный цветок.                                      

Вы обещаете  соблюдать и выполнять правила? (Ответы детей)

 Рефлексия:

- Полезна ли была для вас наша сегодняшняя беседа? Почему?  (Ответы детей)

- Мы с вами хорошо поработали. Давайте поблагодарим друг друга.

Приложение 1.

Памятка (правила) для детей

Любите, берегите и цените своих родителей – вам их никто не заменит.

Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь своим родителям – это принесёт им радость.

Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас самих.

Помните слова М. Цветаевой: “Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими”.

Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

Резерв времени

 Чтение притч

Волшебная копейка

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

Семейное счастье

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

Тепло семейного очага

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС «МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»

Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Эти процессы нагл...

Классный час на тему: "Моя семья - мое богатство".

Предлагаю презентацию классного часа на  тему "Моя семья - мое ббогатство", с помощью которой можно провести первый классный час в новом учебном году....

Моя семья - мое богатство

Урок знания в 5 А классе по семейным ценностям и традициям, 4 сентября 2012 года....

МОЯ СЕМЬЯ-МОЕ БОГАТСТВО

Классный час о традициях семьи....

Моя семья - мое богатство

Моя семья - мое богатство...

классный час: "Моя семья-мое богатство"

классный час проводился в 5 классе...

Внеклассное меропиятие "Моя семья-мое богатство"

Семья – основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла – дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий сем...