ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС «МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»
классный час (7 класс) по теме
Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Эти процессы наглядно иллюстрирует статистика - 50% российских детей находятся в зоне риска. Предлагаемое мероприятие не требует
длительной подготовки. Учитель организовывает общение, комментирует реплики детей. Разнообразные методы работы (беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание детей на протяжении всего мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy__chas_moya_semya_-_moe_bogatstvo.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС «МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»
Класс: 7
Возраст: 12-13 лет
Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Эти процессы наглядно иллюстрирует статистика - 50% российских детей находятся в зоне риска. Предлагаемое мероприятие не требует
длительной подготовки. Учитель организовывает общение, коммен тирует реплики детей. Разнообразные методы работы (беседа, неза конченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание детей на протяжении всего мероприятия.
Цели:
- содействовать расширению знаний школьников о се мье, о нравственных нормах и морали;
- формировать ценностное отношение к семье,
- воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
- способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
Форма проведения: воспитательный час.
Оформление: на доске написать задания для групп (незакон ченные предложения):
- Идеальные родители - это...
- Идеальные дети - это...
- Идеальная семья - это...
План воспитательного часа:
- Вступительное слово.
- Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм».
- Проблемная ситуация «Гадкий ребенок».
- Воспитывающие ситуации.
- Работа в группах. Незаконченные предложения.
VI.. Заключительное слово.
VII.. Подведение итогов (рефлексия).
Ход воспитательного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.
(Пауза.)
Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается ни когда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, где все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью? (Пьян ство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, не послушные дети и т. п.)
Классный руководитель. Неблагополучных, несчастли вых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями.
II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»
Классный руководитель. Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сей час становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?
Примерные ответы детей:
- Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.
- Тот, кто считает: «После меня - хоть потоп».
- Эгоист считает, что он пуп земли, а остальные - ничто.
- Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам.
Классный руководитель. Ваше понимание недалеко от истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (чита ет): «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».
Эгоист-это человек, который во всем ищет только личный инте рес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, воз можна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?
Примерные ответы детей:
- Дружить с эгоистом - значит стать его рабом.
- Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они пе реступят через тебя.
- Эгоистам друзья не нужны.
- Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эго ист на это не способен.
- Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.
- Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого
все равно не оценят. - Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.
Классный руководитель. К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного скла да - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявля ется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?
Примерные ответы детей:
- Альтруизм-это другая крайность. Когда человек совсем не ду мает о себе, а думает только о других.
- Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.
- Альтруисты - равнодушные люди, им ничего не надо.
- Это люди с отклонениями, им все по барабану.
- Это верующие люди, монахи, старцы.
- Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.
- Они все прощают, не помнят обид.
Классный руководитель. В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): «Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу дру гим, не считаясь со своими интересами».
Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одно го альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? (Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т. п.)
Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.
III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок»
Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я назвала «Гадкий ребенок» (читает): «Пришла ко мне на прием мама с 14-летним сы ном. Мама озабоченно говорит:
-Ужи не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость вклю чает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все есть. Себе во многом отказывала... А у него на все один ответ: 'Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!" Как жить, ума не приложу!»
Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?
(Дети отвечают.)
Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан?
Примерные ответы детей:
- Конечно, обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем, недосыпала ночами, кормила, лечила.
- Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не ну ждается в материнской заботе.
- Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным.
- Обязан уважать маму, беречь ее.
- По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен.
- Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.
Классный руководитель. Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек? Примерные ответы детей:
- Может быть, и вырастет, только ему придется много горя хлеб нуть.
- Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит проще ния у мамы.
- Вырастет, просто у него переходный возраст.
- Вырастет, если перестанет быть эгоистом.
Классный руководитель. А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми. Эгоизм - это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и оста нется гадким ребенком.
IV. Воспитывающие ситуации
Классный руководитель. Мы живем среди людей. Обща ясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)
На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка -свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а зна чит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи... Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?
Я приглашаю к доске семерку самых культурных и уверенных в себе ребят.
(Семь учеников выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.)
Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять реше ние и ответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаетесь стоять у доски,
Вопросы есть? Начинаем.
...Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включи ли музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось...
(Учитель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.)
№ 1. «Сынок, вынеси мусор!»- попросила мама. («Хорошо. Сейчас вынесу».)
(Здесь и далее при корректном ответе класс поднимает руки, ученик садится.)
№ 2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!» («Хорошо. Давай продену!»)
№ 3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра по едешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть». («Хоро шо. Поеду!»)
№ 4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам». («Хорошо. Давай под пишу!»)
№ 5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. («Хорошо. Уже иду!»)
№ 6. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - по просила бабушка. («Хорошо. Иду искать!»)
№ 7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. («Хорошо. Уже выключил!»)
Да-а-а! Будем считать, что это был прием в школу разведчиков: терпение, выдержка и железные нервы. Но все прошли испытания!
(Или: кто не прошел испытания - дополнительная ситуация. Так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный от веет - «мне».)
Ну теперь полный порядок! Школа разведчиков укомплектована.
V. Работа в группах. Незаконченные предложения
Классный руководитель. Во всех предложенных ситуа циях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.
Первая группа - составит портрет идеальных родителей.
Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.
Третья группа - составит портрет идеальной семьи.
Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложе ния, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):
Идеальные родители - это...
Идеальные дети - это...
Идеальная семья - это...
На выполнение задания дается 3 минуты.
(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты от ветов.)
Послушаем, что же у нас получилось.
(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)
Примерные ответы детей:
Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают де нег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.
Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не ог рызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с пло хими мальчиками и девочками и т, п.
Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т. п.
Классный руководитель. Ну, что ж, слово «идеал» обо значает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.
VI. Заключительное слово
Классный руководитель. Наше общение подходит к кон цу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огор чайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотвержен но и бескорыстно любят вас.
VII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Полезен ли был наш сегодняш ний разговор? О чем задумались? Что решили? Примерные ответы детей:
- Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.
- Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.
- Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.
- Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко.
- Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни - каждый сам за себя.
- Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Моя семья - мое богатство".
Предлагаю презентацию классного часа на тему "Моя семья - мое ббогатство", с помощью которой можно провести первый классный час в новом учебном году....
Моя семья - мое богатство
Урок знания в 5 А классе по семейным ценностям и традициям, 4 сентября 2012 года....
МОЯ СЕМЬЯ-МОЕ БОГАТСТВО
Классный час о традициях семьи....
Моя семья - мое богатство
Моя семья - мое богатство...
классный час: "Моя семья-мое богатство"
классный час проводился в 5 классе...
Внеклассное меропиятие "Моя семья-мое богатство"
Семья – основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла – дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий сем...
Конкурс стенгазет на темы "Моя семья - мое богатство", "Моя дружная семья"
В конкурсе стенгазет приняло участие 20 семей....