Концепция Ресурсного Центра на базе образовательного учреждения
методическая разработка на тему

Иванова Ирина Николаевна

Данный материал представляет собой концепцию Ресурсного Центра на базе образовательного учреждения, раскрывает предпосылки его создания, миссию, план мероприятий в рамках реализации программы Ресурсного Центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon resur_tsentr.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ

ресурсного центра ГБПОУ МО «Аграрно-промышленный техникум»

1. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ 

        На современном этапе жизни российского общества и государства особое значение приобретает необходимость комплексного развития регионов на основе полного использования их потенциальных возможностей  (в том числе и системы профессионального образования) в целях повышения вклада в социальное и экономическое развитие общества в целом.

В настоящее время ускорились темпы развития экономики, профессиональное образование претерпевает изменения перехода на обучение по стандартам нового поколения, в результате чего обнаружились следующие противоречия между:

  • объективными требованиями усиления социальной и экономической базы саморазвития региона и недостаточной динамикой включения учреждений профессионального образования в решение этих задач;
  • необходимостью всестороннего учета динамично меняющегося спроса на образовательные услуги в регионе и отсутствием соответствующей системы маркетинга;
  • перенасыщением рынка труда специалистами одного профиля и недостаточной подготовкой специалистов по дефицитным профессиям, специальностям;
  • усилением конкурентной борьбы среди учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования за абитуриентов в условиях демографического спада и резкого снижения престижа рабочих профессий;
  • оценкой квалификации выпускников самими образовательными учреждениями и оценкой работодателя;
  •  ускоренным оснащением предприятий региона высокотехнологичным оборудованием и устаревшей учебно-материальной базой учреждений профессионального образования;

РЦ ВЫСТУПАЕТ координатором взаимодействия заинтересованных профессиональных образовательных учреждений разного уровня и предприятий конкретной отрасли экономики, являющуюся центром развития сети учреждений определенного профессионального профиля и осуществляющую информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение инновационных образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики региона и потребностями населения.

     СОЗДАЕТСЯ Ресурсный центр во взаимодействии с другими образовательными учреждениями  и предприятиями отрасли с участием центров занятости, комитета по экономике и природопользованию, администрации муниципального образования и заинтересованных граждан.

2.  МИССИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

 РЦ региона способствует формированию инфраструктуры образовательной сферы на основе интеграции интересов образовательных учреждений отрасли и их социальных партнеров.

Для этого он реализует две цели:

1. Становление институциональных форм координации деятельности между учреждениями профессионального образования различных уровней и отраслевыми экономическими структурами региона;

2. Повышение социально-экономической эффективности подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования для конкретной отрасли экономики региона через целенаправленные комплексные привлечения, аккумуляцию и оптимизацию использования  имеющихся ресурсов.

3. ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

В своей деятельности ресурсный центр руководствуется следующими принципами:

- принцип социального партнерства, предполагающий реализацию форм маневренного сотрудничества государственного, некоммерческого и коммерческого секторов;

- принцип непрерывности образования, обеспечивающий обучающимся и студентам переход от одной образовательной программы к другой на основе взаимосвязи сети образовательных учреждений отрасли, реализации преемственных программ различного уровня и направленности;

- принцип коллективного доступа к ресурсам Центра, обеспечивающий взаимодействие по использованию имеющихся ресурсов однопрофильных образовательных учреждений;

- принцип саморазвития, предусматривающий формирование механизма деятельности РЦ на основе заказа в условиях соучредительства и софинансирования;

        Для достижения поставленной цели, Центр ставит перед собой следующие задачи:

1. Разработка и реализация концепции отраслевого социального партнерства  между центром и отраслевыми экономическими структурами.

2. Формирование рынка образовательных услуг через маркетинг потребностей отрасли.

3. Формирование осознанного выбора профессии (специальности) с учетом перспективных тенденций развития рынка труда данной отрасли.

4. Создание кадрового потенциала образовательного учреждения отвечающего запросам современного рынка труда.

5. Организация научно-методической и консультационной поддержки образовательных учреждений отрасли.

6. Содействие эффективному использованию и модернизации материальной базы  силами социальных партнеров для осуществления качественной подготовки специалистов отрасли.

7. Развитие спектра основных и дополнительных образовательных услуг в рамках профессиональной направленности.

8. Развитие механизма многоканального финансирования деятельности РЦ.

9. Пропаганда достижений предприятий и отрасли.

Механизмы взаимодействия с партнерами

Предоставление производственных площадей и оборудования для практического и производственного обучения обучающихся и студентов, стажировок мастеров производственного обучения;

Совместный мониторинг качества образовательных программ и качества подготовки специалистов;

Организация (участие) совместных конференций, семинаров, конкурсов, образовательных событий и профессиональных достижений в отрасли;

Формирование и реализация целевых заказов на подготовку специалистов (основное, дополнительное образование, опережающее обучение);

Разработка профессиональных стандартов;

Создание системы сертификации профессиональных компетенций;

Совместная проектная деятельность по решению актуальных проблем;

Участие в управлении образовательным учреждением;

Участие в формировании региональной политики и принятии решений в области профессионального обучения;

Материальная база ресурсного центра

-  Ремонтная мастерская;

-  Лаборатории по подготовке водителей и трактористов;

-  Слесарная  мастерская

- Лаборатория поваров;

-  Учебное хозяйство;

-  Кабинет № 1 «ТО и ремонт машин и оборудования»;

-  Кабинет № 2 «ПДД и основы безопасности движения»;

-  Кабинет № 6 «Тракторы и автомобили»;

-  Методический кабинет;

Образовательные услуги РЦ по профессии НПО:

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;

Мастер сельскохозяйственного производства;

Управляющий усадьбой;

Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования в сельском хозяйстве.

Виды программ дополнительного профессионального образования

Профессиональная подготовка и переподготовка

Повышение квалификации

Опережающее обучение

Практика обучающихся и студентов других ОУ

Образовательные услуги

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;

Водитель транспортных средств категории «В»;

Водитель транспортных средств категории «С»;

Повар;

Электрогазасварщик

Проектируемые результаты деятельности

        Модель отраслевого регионального образовательного РЦ обеспечит становление инновационной системы непрерывного профессионального образования, основанной на новой концепции развития, инновационном содержании и применяемых технологиях за счет включения образовательных учреждений региона различного уровня в единое образовательное пространство.

        Наличие механизма эффективного взаимодействия сети образовательных учреждений и их социальных партнеров, в свою очередь, позволит изменить менталитет участников, создать продуктивную профессиональную среду, обеспечить согласованную политику развития предприятий и образовательных учреждений отрасли.

        В результате маркетингового управления потребностями отрасли, появляется возможность обеспечить динамический баланс между региональным рынком труда и региональной системой профессионального образования конкретной отрасли, устойчивое развитие образовательных учреждений через ясные ориентиры в подготовке кадров, развитие востребованных рынком труда профессий (специальностей), своевременную ликвидацию устаревших.

         В  рамках потребности отрасли в специалистах разного профессионального  уровня  решается задача по расширению возможностей охвата профессиональным обучением разных возрастных групп населения. При условии доступной концентрированной информации об образовательных и производственных услугах, потребитель сделает  выбор «нужной» профессии, а образовательные  учреждения региона сохранят лицензионный контингент обучающихся и рабочие места педагогического персонала.

        Эффективное взаимодействие социальных партнеров, как главного ресурса современного общества,  по поводу сознательного «выращивания» кадрового потенциала отрасли,  будет предлагать «нового» человека-творца (специалиста, выпускника, высококвалифицированного рабочего), имеющего современное профессиональное мировоззрение, позицию на все происходящее в обществе, сфере образования, на предприятиях, системное содержание любого вида деятельности, владеющего инновационными (продуктивными) способами деятельности в любой сфере, умеющего мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях, готового к переносу идей из одной области деятельности в другую, способного находить нужные способы реализации своей индивидуальности, обеспечивать свою востребованность.

        Для осуществления этих преобразований в человеке (профессионале) организация предусматривает обоснованную научно-методическую поддержку, вовлечение ресурсов соучредителей в профессиональное обучение и повышение квалификации персонала, достижение качества профессионального образования за счет выделения системы оценки итоговой подготовки обучающихся от непосредственных производителей образовательных услуг.

             По каждой профессии создана необходимая учебно-материальная база. Для проведения занятий по производственному обучению в группах достаточно площадей, техники и оборудования.

            Реализация программы деятельности ресурсного центра сдерживается многими факторами, а в частности отсутствием современного оборудования и техники, которые используются на современных предприятиях и в организациях.

Цель и задачи программы

  • Повышение доступности граждан к качественному профессиональному образованию из государственных и негосударственных источников.
  • Удовлетворение потребностей личности в качественных профессионально-образовательных услугах и экономики области в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах.
  • Разработка порядка предоставления гражданам и организациям услуг на базе ресурсного центра для подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации. 
  • Создание условий для эффективной реализации образовательных потребностей различных возрастных, социально-профессиональных групп граждан, работодателей.
  • Оказание дополнительных образовательных услуг предприятиям и организациям всех форм собственности.
  • Предоставление обновленной материальной базы для обучения учащихся и студентов других однопрофильных образовательных учреждений.
  • Использование материально-технических баз других учебных заведений и организаций для качественного обучения и внедрения передовых методов труда.
  • Эффективное использование ресурсов и методов управления образованием на уровне учреждения и системы в целом.

Ресурсный центр ГБОУ НПО ПЛ №100 может решить следующие задачи:

  • Реализация профессионального обучения и расширение возможности для обучения различных возрастных групп населения.
  • Разработка модульных учебных программ, учебно-методического, программного, тестового обеспечения по тому или иному профилю.
  • Повышение профессиональной квалификации мастеров производственного обучения переподготовка, стажировка.
  • Развитие новых педагогических, информационных технологий профессионального обучения.
  • Создание и совершенствование нового организационно-экономического механизма системы образования, основанного на подушевом нормативе.
  • Апробация новых финансовых механизмов повышения качества профессионального обучения.
  • Координация деятельности работодателей по диагностике их потребностей в рабочей силе.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

реализации программы развития ресурсного центра

№ п/п

Мероприятие программы

Сроки реализации

Приобретение основных средств (техники и оборудования)

2013-2015 годы

  • Трактор для обучения вождения типа DJEN DIR
  •  Оборудование и с/х техника по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
  • Набор оборудования по ремонту и техническому обслуживанию по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и водитель транспортных средств .

Приобретение материалов и инструментов

2013-2015 годы

Приобретение мультимедийного оборудования для кабинетов, лабораторий  и мастерских;

2014год

Оснащение мастерских, лабораторий и кабинетов специальных дисциплин электронными учебными пособиями;

2013-2015 годы

Приобретение учебно-методической литературы по профессиям и специальностям:

  • Механизация сельского хозяйства /техник-механик/
  • Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
  • Водитель транспортных средств
  • Машины и оборудование для животноводческих ферм и комплексов
  • Технология заготовки грубых и сочных кормов для молочного животноводства

2011-2012 годы

Организация взаимодействия с Юго-Восточным регионом МОпо наличию вакантных рабочих мест и стажировке выпускников

2014 год

Организация взаимодействия с базовыми предприятиями

Стажировка преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения;

  1. Организация рабочих мест и условий для прохождения производственной практики
  2. Организация научно-методического объединения по согласованию и редактированию учебно-программной документации.

2013 – 2015 годы

Заключение краткосрочных и долгосрочных договоров с предприятиями АПК

2013-2015 годы

 Взаимодействие с муниципальным районом:

1.Конкурс  профессионального мастерства по профессии  « Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Водитель транспортных средств»

2.Координационный комитет содействия занятости  населения

3.Продолжение программы знакомства выпускников с предприятиями Луховицкого муниципального района

4. Разработать анкету для проведения маркетинговых исследований рынка трудовых ресурсов региона и прогнозно-аналитической деятельности по изучению конъюнктуры рынка

2013-2015 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание экологической тропы на базе образовательного учреждения

АННОТАЦИЯ В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дис...

Организация работы центра здоровья в образовательном учреждении

В статье описан опыт работы школы по организации центра здоровья. В школе накоплен определенный опыт в проведении профилактической работы, направленной на укрепление здоровья детей.Центр здоровья созд...

Организация и проведение учебных пятидневных сборов с обучающимися 10-х классов на базе образовательного учреждения

Представленная  работа  по теме «Патриотическо воспитание – неотъемлемая составляющая пятидневных учебных сборов» в номинации «методика организации и проведения военно – полевых сборов, воен...

Эффективное взаимодействие специалистов логопункта Центра «Доверие» с образовательным учреждением на занятиях внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В статье рассмотрены содержательные аспекты и результативность деятельности специалистов логопункта по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи, по развитию речевых и неречевых псих...

«Нормативно - правовая база образовательного учреждения по организации профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями»

Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федераль...

Программа семинара ресурсного центра ГБОУ Школы № 1929 ""Управление знаниями" как фактор развития кадрового потенциала школы" «Основные теоретические аспекты концепции «Управление знаниями»»

Программа семинара  ресурсного центра ГБОУ Школы № 1929 ""Управление знаниями" как фактор развития кадрового потенциала школы" «Основные теоретические аспекты концепции «Управление знаниями»». Те...

Создание и развитие проекта Межкультурного Национального Ресурсного Центра в образовательном учреждении

Проблема национального воспитания в многонациональной Республике Татарстан имеет важную актуальную значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами....