Концепция Ресурсного Центра на базе образовательного учреждения
методическая разработка на тему
Данный материал представляет собой концепцию Ресурсного Центра на базе образовательного учреждения, раскрывает предпосылки его создания, миссию, план мероприятий в рамках реализации программы Ресурсного Центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
resur_tsentr.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ
ресурсного центра ГБПОУ МО «Аграрно-промышленный техникум»
1. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ
На современном этапе жизни российского общества и государства особое значение приобретает необходимость комплексного развития регионов на основе полного использования их потенциальных возможностей (в том числе и системы профессионального образования) в целях повышения вклада в социальное и экономическое развитие общества в целом.
В настоящее время ускорились темпы развития экономики, профессиональное образование претерпевает изменения перехода на обучение по стандартам нового поколения, в результате чего обнаружились следующие противоречия между:
- объективными требованиями усиления социальной и экономической базы саморазвития региона и недостаточной динамикой включения учреждений профессионального образования в решение этих задач;
- необходимостью всестороннего учета динамично меняющегося спроса на образовательные услуги в регионе и отсутствием соответствующей системы маркетинга;
- перенасыщением рынка труда специалистами одного профиля и недостаточной подготовкой специалистов по дефицитным профессиям, специальностям;
- усилением конкурентной борьбы среди учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования за абитуриентов в условиях демографического спада и резкого снижения престижа рабочих профессий;
- оценкой квалификации выпускников самими образовательными учреждениями и оценкой работодателя;
- ускоренным оснащением предприятий региона высокотехнологичным оборудованием и устаревшей учебно-материальной базой учреждений профессионального образования;
РЦ ВЫСТУПАЕТ координатором взаимодействия заинтересованных профессиональных образовательных учреждений разного уровня и предприятий конкретной отрасли экономики, являющуюся центром развития сети учреждений определенного профессионального профиля и осуществляющую информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение инновационных образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики региона и потребностями населения.
СОЗДАЕТСЯ Ресурсный центр во взаимодействии с другими образовательными учреждениями и предприятиями отрасли с участием центров занятости, комитета по экономике и природопользованию, администрации муниципального образования и заинтересованных граждан.
2. МИССИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
РЦ региона способствует формированию инфраструктуры образовательной сферы на основе интеграции интересов образовательных учреждений отрасли и их социальных партнеров.
Для этого он реализует две цели:
1. Становление институциональных форм координации деятельности между учреждениями профессионального образования различных уровней и отраслевыми экономическими структурами региона;
2. Повышение социально-экономической эффективности подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования для конкретной отрасли экономики региона через целенаправленные комплексные привлечения, аккумуляцию и оптимизацию использования имеющихся ресурсов.
3. ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
В своей деятельности ресурсный центр руководствуется следующими принципами:
- принцип социального партнерства, предполагающий реализацию форм маневренного сотрудничества государственного, некоммерческого и коммерческого секторов;
- принцип непрерывности образования, обеспечивающий обучающимся и студентам переход от одной образовательной программы к другой на основе взаимосвязи сети образовательных учреждений отрасли, реализации преемственных программ различного уровня и направленности;
- принцип коллективного доступа к ресурсам Центра, обеспечивающий взаимодействие по использованию имеющихся ресурсов однопрофильных образовательных учреждений;
- принцип саморазвития, предусматривающий формирование механизма деятельности РЦ на основе заказа в условиях соучредительства и софинансирования;
Для достижения поставленной цели, Центр ставит перед собой следующие задачи:
1. Разработка и реализация концепции отраслевого социального партнерства между центром и отраслевыми экономическими структурами.
2. Формирование рынка образовательных услуг через маркетинг потребностей отрасли.
3. Формирование осознанного выбора профессии (специальности) с учетом перспективных тенденций развития рынка труда данной отрасли.
4. Создание кадрового потенциала образовательного учреждения отвечающего запросам современного рынка труда.
5. Организация научно-методической и консультационной поддержки образовательных учреждений отрасли.
6. Содействие эффективному использованию и модернизации материальной базы силами социальных партнеров для осуществления качественной подготовки специалистов отрасли.
7. Развитие спектра основных и дополнительных образовательных услуг в рамках профессиональной направленности.
8. Развитие механизма многоканального финансирования деятельности РЦ.
9. Пропаганда достижений предприятий и отрасли.
Механизмы взаимодействия с партнерами
Предоставление производственных площадей и оборудования для практического и производственного обучения обучающихся и студентов, стажировок мастеров производственного обучения;
Совместный мониторинг качества образовательных программ и качества подготовки специалистов;
Организация (участие) совместных конференций, семинаров, конкурсов, образовательных событий и профессиональных достижений в отрасли;
Формирование и реализация целевых заказов на подготовку специалистов (основное, дополнительное образование, опережающее обучение);
Разработка профессиональных стандартов;
Создание системы сертификации профессиональных компетенций;
Совместная проектная деятельность по решению актуальных проблем;
Участие в управлении образовательным учреждением;
Участие в формировании региональной политики и принятии решений в области профессионального обучения;
Материальная база ресурсного центра
- Ремонтная мастерская;
- Лаборатории по подготовке водителей и трактористов;
- Слесарная мастерская
- Лаборатория поваров;
- Учебное хозяйство;
- Кабинет № 1 «ТО и ремонт машин и оборудования»;
- Кабинет № 2 «ПДД и основы безопасности движения»;
- Кабинет № 6 «Тракторы и автомобили»;
- Методический кабинет;
Образовательные услуги РЦ по профессии НПО:
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
Мастер сельскохозяйственного производства;
Управляющий усадьбой;
Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования в сельском хозяйстве.
Виды программ дополнительного профессионального образования
Профессиональная подготовка и переподготовка
Повышение квалификации
Опережающее обучение
Практика обучающихся и студентов других ОУ
Образовательные услуги
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
Водитель транспортных средств категории «В»;
Водитель транспортных средств категории «С»;
Повар;
Электрогазасварщик
Проектируемые результаты деятельности
Модель отраслевого регионального образовательного РЦ обеспечит становление инновационной системы непрерывного профессионального образования, основанной на новой концепции развития, инновационном содержании и применяемых технологиях за счет включения образовательных учреждений региона различного уровня в единое образовательное пространство.
Наличие механизма эффективного взаимодействия сети образовательных учреждений и их социальных партнеров, в свою очередь, позволит изменить менталитет участников, создать продуктивную профессиональную среду, обеспечить согласованную политику развития предприятий и образовательных учреждений отрасли.
В результате маркетингового управления потребностями отрасли, появляется возможность обеспечить динамический баланс между региональным рынком труда и региональной системой профессионального образования конкретной отрасли, устойчивое развитие образовательных учреждений через ясные ориентиры в подготовке кадров, развитие востребованных рынком труда профессий (специальностей), своевременную ликвидацию устаревших.
В рамках потребности отрасли в специалистах разного профессионального уровня решается задача по расширению возможностей охвата профессиональным обучением разных возрастных групп населения. При условии доступной концентрированной информации об образовательных и производственных услугах, потребитель сделает выбор «нужной» профессии, а образовательные учреждения региона сохранят лицензионный контингент обучающихся и рабочие места педагогического персонала.
Эффективное взаимодействие социальных партнеров, как главного ресурса современного общества, по поводу сознательного «выращивания» кадрового потенциала отрасли, будет предлагать «нового» человека-творца (специалиста, выпускника, высококвалифицированного рабочего), имеющего современное профессиональное мировоззрение, позицию на все происходящее в обществе, сфере образования, на предприятиях, системное содержание любого вида деятельности, владеющего инновационными (продуктивными) способами деятельности в любой сфере, умеющего мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях, готового к переносу идей из одной области деятельности в другую, способного находить нужные способы реализации своей индивидуальности, обеспечивать свою востребованность.
Для осуществления этих преобразований в человеке (профессионале) организация предусматривает обоснованную научно-методическую поддержку, вовлечение ресурсов соучредителей в профессиональное обучение и повышение квалификации персонала, достижение качества профессионального образования за счет выделения системы оценки итоговой подготовки обучающихся от непосредственных производителей образовательных услуг.
По каждой профессии создана необходимая учебно-материальная база. Для проведения занятий по производственному обучению в группах достаточно площадей, техники и оборудования.
Реализация программы деятельности ресурсного центра сдерживается многими факторами, а в частности отсутствием современного оборудования и техники, которые используются на современных предприятиях и в организациях.
Цель и задачи программы
- Повышение доступности граждан к качественному профессиональному образованию из государственных и негосударственных источников.
- Удовлетворение потребностей личности в качественных профессионально-образовательных услугах и экономики области в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах.
- Разработка порядка предоставления гражданам и организациям услуг на базе ресурсного центра для подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации.
- Создание условий для эффективной реализации образовательных потребностей различных возрастных, социально-профессиональных групп граждан, работодателей.
- Оказание дополнительных образовательных услуг предприятиям и организациям всех форм собственности.
- Предоставление обновленной материальной базы для обучения учащихся и студентов других однопрофильных образовательных учреждений.
- Использование материально-технических баз других учебных заведений и организаций для качественного обучения и внедрения передовых методов труда.
- Эффективное использование ресурсов и методов управления образованием на уровне учреждения и системы в целом.
Ресурсный центр ГБОУ НПО ПЛ №100 может решить следующие задачи:
- Реализация профессионального обучения и расширение возможности для обучения различных возрастных групп населения.
- Разработка модульных учебных программ, учебно-методического, программного, тестового обеспечения по тому или иному профилю.
- Повышение профессиональной квалификации мастеров производственного обучения переподготовка, стажировка.
- Развитие новых педагогических, информационных технологий профессионального обучения.
- Создание и совершенствование нового организационно-экономического механизма системы образования, основанного на подушевом нормативе.
- Апробация новых финансовых механизмов повышения качества профессионального обучения.
- Координация деятельности работодателей по диагностике их потребностей в рабочей силе.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
реализации программы развития ресурсного центра
№ п/п | Мероприятие программы | Сроки реализации |
Приобретение основных средств (техники и оборудования) | 2013-2015 годы | |
| ||
| ||
| ||
Приобретение материалов и инструментов | 2013-2015 годы | |
Приобретение мультимедийного оборудования для кабинетов, лабораторий и мастерских; | 2014год | |
Оснащение мастерских, лабораторий и кабинетов специальных дисциплин электронными учебными пособиями; | 2013-2015 годы | |
Приобретение учебно-методической литературы по профессиям и специальностям:
| 2011-2012 годы | |
Организация взаимодействия с Юго-Восточным регионом МОпо наличию вакантных рабочих мест и стажировке выпускников | 2014 год | |
Организация взаимодействия с базовыми предприятиями Стажировка преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения;
| 2013 – 2015 годы | |
Заключение краткосрочных и долгосрочных договоров с предприятиями АПК | 2013-2015 годы | |
Взаимодействие с муниципальным районом: 1.Конкурс профессионального мастерства по профессии « Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Водитель транспортных средств» 2.Координационный комитет содействия занятости населения 3.Продолжение программы знакомства выпускников с предприятиями Луховицкого муниципального района 4. Разработать анкету для проведения маркетинговых исследований рынка трудовых ресурсов региона и прогнозно-аналитической деятельности по изучению конъюнктуры рынка | 2013-2015 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание экологической тропы на базе образовательного учреждения
АННОТАЦИЯ В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дис...
Организация работы центра здоровья в образовательном учреждении
В статье описан опыт работы школы по организации центра здоровья. В школе накоплен определенный опыт в проведении профилактической работы, направленной на укрепление здоровья детей.Центр здоровья созд...
Организация и проведение учебных пятидневных сборов с обучающимися 10-х классов на базе образовательного учреждения
Представленная работа по теме «Патриотическо воспитание – неотъемлемая составляющая пятидневных учебных сборов» в номинации «методика организации и проведения военно – полевых сборов, воен...
Эффективное взаимодействие специалистов логопункта Центра «Доверие» с образовательным учреждением на занятиях внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В статье рассмотрены содержательные аспекты и результативность деятельности специалистов логопункта по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи, по развитию речевых и неречевых псих...
«Нормативно - правовая база образовательного учреждения по организации профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями»
Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федераль...
Программа семинара ресурсного центра ГБОУ Школы № 1929 ""Управление знаниями" как фактор развития кадрового потенциала школы" «Основные теоретические аспекты концепции «Управление знаниями»»
Программа семинара ресурсного центра ГБОУ Школы № 1929 ""Управление знаниями" как фактор развития кадрового потенциала школы" «Основные теоретические аспекты концепции «Управление знаниями»». Те...
Создание и развитие проекта Межкультурного Национального Ресурсного Центра в образовательном учреждении
Проблема национального воспитания в многонациональной Республике Татарстан имеет важную актуальную значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами....