План работы с одаренными детьми
рабочая программа на тему

Иванова Юлия Николаевна

План работы образовательного учреждения с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_odarennymi_detmi_ivanova_yu.n.docx54.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №111»

План работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №111»

Выполнила: учитель математики

МБОУ «СОШ №111»

Иванова Юлия Николаевна

Барнаул, 2014

Цель: Создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, комплексного развития и поддержки одаренных и высокоинтеллектуальных  детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения

Задачи:

- разработка системы диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- организация  мероприятий для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;

- поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;

- повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;

- стимулирование творческой деятельности педагогического коллектива.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей

  1. Создать систему выявления одаренных детей:
  • психолого-педагогическое исследование пятиклассников;
  • системное наблюдение за детьми из класса в класс;
  1. Организация учебного процесса:
  • включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
  • обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю;
  • развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
  • работа с дополнительной литературой;
  • обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания.
  1. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:

организация исследовательской работы учащихся:

  • опережающее задание творческого плана;
  • предметные марафоны.
  • участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

обеспечение базового дополнительного образования:

  • работа кружков по предметам;
  • проведение научно-практических конференций в школе в младших, средних и старших классах.
  1. Общеразвивающие мероприятия
  • традиционные мероприятия школы
  • предметные недели

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными детьми

  1. Групповые занятия с одаренными детьми;
  2. Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
  3. Работа по индивидуальным планам;
  4. Исследовательская деятельность.

Функции МО

  1. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные комиссии.
  2. Разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы.
  3. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей через школьные олимпиады.

Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с одаренными и мотивированными детьми

Учитель должен быть:

  1. Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  2. Профессионально грамотным;
  3. Интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  4. Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

  1. Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  2. Стимулировать познавательные способности учащихся;
  3. Работать по специальному учебному плану;
  4. Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  5. Принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
  6. Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  7. Отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;
  8. Регулировать и улаживать конфликты;
  9. Уменьшать стрессы учащихся.

Функции учителей – предметников:

  1. Организация и проведение занятий с одарёнными детьми,
  2. Разработка, корректировка и усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми.
  3. Мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми.
  4. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  5. Подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам.
  6. Организация контроля знаний одарённых детей, выполнения программ.
  7.  Организация творческих отчётов.
  8. Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.
  9. Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми.


Август - сентябрь

Вид деятельности

Ответственный

Контроль

Организационная работа

1.Сбор   информации о направленности интересов   школьников 5-11х классов по направлениям:

1. филология

2. математика

3. естествознание

через беседы, анкетирование, диагностирование

2.Составление банка данных одарённых детей

3.Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности

4. Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Кл. руководители, председатели МО, учителя-предметники, зам.директора по УВР

Методическая работа

1. Формирование банка данных на программы для работы с одарёнными детьми.

Кл. руководители, председатели МО, учителя-предметники, зам.директора по УВР 

Педсовет

2. Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно - познавательной деятельности

Кл. руководители

3. Обсуждение на МО проблемы, связанной с работой с одаренными детьми.

Председатели МО, учителя-предметники, зам.директора по УВР

4. Принятие плана работы с одарёнными детьми.

5. Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через кружки, секции.

зам. директора по УВР

Работа с педагогическим коллективом

1. Уточнение   банка данных об одарённых и мотивированных школьниках на 2014-2015 учебный год

Кл. руководители

Административное совещание при зам. дир. по УВР

2. Обсуждение программы "Одаренные дети" на заседании методических объединений  школы.

зам.директора по УВР

3. Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

зам.директора по УВР

4. Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся.

Учителя - предметники

Работа с учащимися

1. Организация работы занятий по интересам, кружков и спортивных секций

Кл. руководители

Административное совещание при зам. дир. по УВР, заседания МО

2. Тестирование психологом одаренных детей 5-8 –х классов

Педагог – психолог

3. Участие в районных и областных конкурсах, смотрах

Учителя - предметники

4. Участие во Всероссийском математическом конкурсе «Ребус»

Учителя математики

Работа с родителями

1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

2. Опрос родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме  

Отв.  кл. руководители,  педагог - психолог.

Анкетирование родителей

Октябрь

Вид деятельности

Мероприятия

Ответственный

Контроль

Организационная работа

1.Нормативно-правовое обеспечение:

Положение  

  • О проведении школьного тура предметных олимпиад
  • О проведении предметной недели  
  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (программы факультативов и т.п.)

3. Подбор литературы по выбранным темам проектно-исследовательской деятельности обучающихся 

Зам.директора по УВР

Учителя – предметники

Административное совещание при директоре

4. Планирование и подготовка проведения школьных туров предметных олимпиад

Зам. директора по УВР, председатели МО, учителя-предметники

Методическая работа

1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров

2. Проведение семинара по вопросу «Одарённые дети в школе. Возможности одарённых детей. Организация работы педагогов с ними»

3. Утверждение тематики исследования учащихся на текущий учебный год и графика проведения занятий и консультаций.

Заседание методического совета

4. Организация внутришкольного тура предметных олимпиад, формирование списков на участие в муниципальных предметных олимпиадах

зам.директора по УВР

Работа с педагогическим коллективом

1. Оказание методической помощи учителям-предметникам, классным руководителям по организации работы развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности

зам.директора по УВР

Совещание при зам.директора по УВР

2.Тематическая консультация для классных руководителей "Система работы с мотивированными детьми".

зам.директора по УВР., председатель МО кл. рук

 3. Анализ работы учителей русского языка и литературы с одаренными учащимися. 

Председатель МО учителей русского языка и литературы

4. Осуществление срезов объема домашних заданий (выборочно), использование заданий пролонгированного характера для мотивированных учащихся.

зам.директора по УВР

Работа с учащимися

1. Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся.

Педагог - психолог

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

2. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

зам.директора по УВР

3. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Учителя – предметники

4. Обучение одаренных и высокоинтеллектуальных детей навыкам поддержания психологической стабильности, психорегуляции, творческого саморазвития

Заместитель директора по УВР, педагог – психолог

Работа с родителями

1. Тематические консультации психолога для родителей одаренных детей по проблеме «Особенности психического развития»

Педагог – психолог

2. Изучение запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и их детей

зам.директора по УВР

Ноябрь

Вид деятельности

Мероприятия

Ответственный

Контроль

Организационная работа

1. Осуществить педагогический отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов.

зам.директора по УВР

Методическая работа

1. Подготовка памятки и рекомендаций для учащихся по различным видам деятельности с целью обеспечения их психолого-педагогической поддержки

Заместитель директора по УВР, педагог – психолог

Административное совещание при зам. дир. по УВР

2. Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов

педагог –психолог, учителя-предметники

3. Заседания методических объединений по выявлению и системе поддержки талантливых детей, по подготовке детей к предметным олимпиадам (муниципальный тур)

  1. Формирование групп учащихся для дополнительных занятий. Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся силами учителей школы.

зам. директора по УВР, классные руководители

Работа с педагогическим коллективом

1.Дискуссия "Формы и методы работы с мотивированными учащимися"

Заместитель директора по УВР, педагог – психолог

а/с при зам. дир. по УВР

2.Тематическая консультация психолога для классных руководителей «Система работы детьми»

3. Анализ работы учителей химии, географии, биологии на уроках  с одаренными учащимися

Работа с учащимися

1. Организация психотренинга «Готовность учащихся к участию в муниципальном туре олимпиад».

Педагог – психолог

Административное совещание

2. Участие в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников

Зам.директора по УВР , учителя – предметники

3. Участие обучающихся в Интернет-олимпиадах, конкурсах:

- игра-конкурс "Русский медвежонок – языкознание для всех" (2-11 кл.)

Заместитель директора по УВР,

Учителя - предметники

Работа с родителями

1.Тематическое родительское собрание.

2.Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка

протокол

Декабрь

Вид деятельности

Мероприятия

Ответственный

Контроль

Организационная работа

1. Разработка материалов повышенной трудности для проведения запланированных мероприятий.

2. Оформление сайта, иллюстрированных отчетов по итогам проведения (участия) в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников.

Председатели МО, учит – предметники

Зам.директора по УВР

Методическая работа

1. Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов

Председатели МО, учит – предметники

Зам.директора по УВР

2. Осуществление сравнительного анализа по итогам триместра учебной успеваемости учащихся обучающихся на «4» и «5»,определение направлений коррекционной работы

педагог –психолог, учителя-предметники

3. Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках математики, русского языка, истории, обществознания в профильных классах, реализация приемов разноуровневого обучения на уроках русского языка.

Зам.директора по УВР

ВШК

Работа с педагогическим коллективом

1. Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми

2. Анализ работы учителей математики, физики, информатики с одаренными учащимися.

Зам.директора по УВР

Административное совещание при директоре

Работа с учащимися

1.Смотр школьных портфолио одарённых детей.

Зам.директора по УВР

Учителя - предметники

Собеседование с учителями

2. Продолжение участия в окружном туре Всероссийской олимпиады школьников

Зам.директора по УВР

3. Участие обучающихся в Интернет–олимпиадах, конкурсах

Работа с родителями

1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

2. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы

Педагог-психолог

Январь

Вид деятельности

Мероприятия

Ответственный

Контроль

Организационная работа

1.Ознакомление педагогов с планом работы на 2 полугодие.

2. Создание электронной базы данных нормативно-правовой, научно-методической литературы по работе с одарёнными и талантливыми школьниками

Зам.директора по УВР

Методическая работа

1. Анализ работы учителей физической культуры с одаренными учащимися.

Зам.директора по УВР

Учителя - предметники

а/с при зам. дир. по УВР

2. Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов

педагог –психолог, учителя-предметники

Работа с педагогическим коллективом

1.Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

Работа с учащимися

1.Заслушивание предварительных результатов исследовательской деятельности  и проектной деятельности.

2.  Участие в районных конкурсах и смотрах

Учителя-предметники

Собеседование с учителями

Заседания МО

Работа с родителями

1.Изучение запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и их детей

Анкетирование родителей

Февраль

Вид деятельности

Мероприятия

Ответственный

Контроль

Методическая работа

1. Работа с портфолио одарённых учащихся.

Зам.директора по УВР

Учителя - предметники

а/с при зам. дир. по УВР

2. Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках математики, русского языка, истории, обществознания в профильных классах, реализация приемов разноуровневого обучения на уроках русского языка.

Зам.директора по УВР

Учителя - предметники

ВШК

Работа с педагогическим коллективом

1. Практическое занятие для педагогов 5-11 классов «Развитие мышление школьников а процессе обучения»

зам.директора по УВР

а/с при зам. дир. по УВР

2. Анализ работы учителей по истории с одаренными учащимися.

Работа с учащимися

1. Традиции школы: Конкурс  «Ученик года 2014»

Учителя – предметники

Собеседование с учителями

Работа с родителями

1.Ознакомление родителей с успехами учащихся

Зам.директоора по УВР

Март

Вид деятельности

Мероприятия

Ответственный

Контроль

Организационная работа

1. Изучение и обобщение эффективного опыта работы педагогов с одаренными детьми.

Собеседование с учителями

2. Осуществление сравнительного анализа по итогам триместра учебной успеваемости учащихся обучающихся на «4» и «5»,определение направлений коррекционной работы

зам. директора по УВР

Работа с педагогическим коллективом

1. Анализ работы учителей  литературы с одаренными учащимися.

а/с при зам. дир. по УВР

2. Мониторинг результативности занятий с одаренными детьми по предмету

3. Использование приемов, углубления, расширения знаний на уроках истории, обществознания 8- классах.

Зам.директора по УВР

Учителя - предметники

ВШК

Работа с учащимися

1. Участие в районных и областных смотрах, конкурсах

Учителя – предметники,

Аналитическая справка

Апрель

Вид деятельности

Мероприятия

Ответственный

Контроль

Организационная работа

1.Создание банка  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

Председатели МО,

Зам.директора по УВР

Учителя - предметники

Методическая работа

1 Анализ предоставляемых школой возможностей развития одаренных детей

Зам.директора по УВР

Учителя - предметники

Работа с педагогическим коллективом

1. Анализ работы учителей  МХК, ИЗО, технологии с одаренными учащимися.

Работа с учащимися

1. Участие в районных и областных смотрах, конкурсах

Директор школы, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагог-психолог

Заседания МО

Работа с родителями

1.Микроисследование «Роль семьи в развитии творческого потенциала ребенка»

психолог

Май

Вид деятельности

Мероприятия

Ответственный

Контроль

Организационная работа

1.Разработка методических рекомендаций по работе с высокомотивированными детьми

Зам. дир. по УВР

Методическая работа

1.Мониторинг работы системы работы с одаренными детьми.

2.На МО подвести итоги работы с одарёнными детьми.

а/с при зам. дир. по УВР;

Заседания МО

3.Планирование работы с одарёнными детьми на следующий год.

зам.директора по УВР

Работа с педагогическим коллективом

1. Анализ работы учителей начальных классов с одаренными учащимися (преемственность)

зам.директора по УВР

а/с при зам. дир. по УВР

2. Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2015 -2016 уч. год

зам.директора по УВР

Работа с учащимися

1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

Учителя-предметники

Работа с родителями

1.Изучение запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и их детей

зам.директора по УВР

Ожидаемые результаты

Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках образовательного учреждения на основе:

— повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;

— достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;

— расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ   РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми

Представленный материал может быть использован в качестве примера     внеурочной занятости учащихся...

План работы с одаренными детьми

Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...