План работы с одаренными детьми
рабочая программа на тему
План работы образовательного учреждения с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_odarennymi_detmi_ivanova_yu.n.docx | 54.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №111»
План работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №111»
Выполнила: учитель математики
МБОУ «СОШ №111»
Иванова Юлия Николаевна
Барнаул, 2014
Цель: Создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, комплексного развития и поддержки одаренных и высокоинтеллектуальных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения
Задачи:
- разработка системы диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- организация мероприятий для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;
- поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
- повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
- стимулирование творческой деятельности педагогического коллектива.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей
- Создать систему выявления одаренных детей:
- психолого-педагогическое исследование пятиклассников;
- системное наблюдение за детьми из класса в класс;
- Организация учебного процесса:
- включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
- обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю;
- развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
- работа с дополнительной литературой;
- обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания.
- Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:
организация исследовательской работы учащихся:
- опережающее задание творческого плана;
- предметные марафоны.
- участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;
обеспечение базового дополнительного образования:
- работа кружков по предметам;
- проведение научно-практических конференций в школе в младших, средних и старших классах.
- Общеразвивающие мероприятия
- традиционные мероприятия школы
- предметные недели
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными детьми
- Групповые занятия с одаренными детьми;
- Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
- Работа по индивидуальным планам;
- Исследовательская деятельность.
Функции МО
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные комиссии.
- Разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы.
- Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей через школьные олимпиады.
Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с одаренными и мотивированными детьми
Учитель должен быть:
- Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- Профессионально грамотным;
- Интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
- Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- Стимулировать познавательные способности учащихся;
- Работать по специальному учебному плану;
- Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- Принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- Отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;
- Регулировать и улаживать конфликты;
- Уменьшать стрессы учащихся.
Функции учителей – предметников:
- Организация и проведение занятий с одарёнными детьми,
- Разработка, корректировка и усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми.
- Мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам.
- Организация контроля знаний одарённых детей, выполнения программ.
- Организация творческих отчётов.
- Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.
- Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми.
Август - сентябрь | ||||||||||||||
Вид деятельности | Ответственный | Контроль | ||||||||||||
Организационная работа | 1.Сбор информации о направленности интересов школьников 5-11х классов по направлениям: 1. филология 2. математика 3. естествознание через беседы, анкетирование, диагностирование 2.Составление банка данных одарённых детей 3.Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности 4. Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год | Кл. руководители, председатели МО, учителя-предметники, зам.директора по УВР | ||||||||||||
Методическая работа | 1. Формирование банка данных на программы для работы с одарёнными детьми. | Кл. руководители, председатели МО, учителя-предметники, зам.директора по УВР | Педсовет | |||||||||||
2. Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно - познавательной деятельности | Кл. руководители | |||||||||||||
3. Обсуждение на МО проблемы, связанной с работой с одаренными детьми. | Председатели МО, учителя-предметники, зам.директора по УВР | |||||||||||||
4. Принятие плана работы с одарёнными детьми. | ||||||||||||||
5. Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через кружки, секции. | зам. директора по УВР | |||||||||||||
Работа с педагогическим коллективом | 1. Уточнение банка данных об одарённых и мотивированных школьниках на 2014-2015 учебный год | Кл. руководители | Административное совещание при зам. дир. по УВР | |||||||||||
2. Обсуждение программы "Одаренные дети" на заседании методических объединений школы. | зам.директора по УВР | |||||||||||||
3. Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. | зам.директора по УВР | |||||||||||||
4. Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся. | Учителя - предметники | |||||||||||||
Работа с учащимися | 1. Организация работы занятий по интересам, кружков и спортивных секций | Кл. руководители | Административное совещание при зам. дир. по УВР, заседания МО | |||||||||||
2. Тестирование психологом одаренных детей 5-8 –х классов | Педагог – психолог | |||||||||||||
3. Участие в районных и областных конкурсах, смотрах | Учителя - предметники | |||||||||||||
4. Участие во Всероссийском математическом конкурсе «Ребус» | Учителя математики | |||||||||||||
Работа с родителями | 1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников 2. Опрос родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме | Отв. кл. руководители, педагог - психолог. | Анкетирование родителей | |||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||
Вид деятельности | Мероприятия | Ответственный | Контроль | |||||||||||
Организационная работа | 1.Нормативно-правовое обеспечение: Положение
2. Программное обеспечение (программы факультативов и т.п.) 3. Подбор литературы по выбранным темам проектно-исследовательской деятельности обучающихся | Зам.директора по УВР Учителя – предметники | Административное совещание при директоре | |||||||||||
4. Планирование и подготовка проведения школьных туров предметных олимпиад | Зам. директора по УВР, председатели МО, учителя-предметники | |||||||||||||
Методическая работа | 1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров 2. Проведение семинара по вопросу «Одарённые дети в школе. Возможности одарённых детей. Организация работы педагогов с ними» 3. Утверждение тематики исследования учащихся на текущий учебный год и графика проведения занятий и консультаций. | Заседание методического совета | ||||||||||||
4. Организация внутришкольного тура предметных олимпиад, формирование списков на участие в муниципальных предметных олимпиадах | зам.директора по УВР | |||||||||||||
Работа с педагогическим коллективом | 1. Оказание методической помощи учителям-предметникам, классным руководителям по организации работы развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности | зам.директора по УВР | Совещание при зам.директора по УВР | |||||||||||
2.Тематическая консультация для классных руководителей "Система работы с мотивированными детьми". | зам.директора по УВР., председатель МО кл. рук | |||||||||||||
3. Анализ работы учителей русского языка и литературы с одаренными учащимися. | Председатель МО учителей русского языка и литературы | |||||||||||||
4. Осуществление срезов объема домашних заданий (выборочно), использование заданий пролонгированного характера для мотивированных учащихся. | зам.директора по УВР | |||||||||||||
Работа с учащимися | 1. Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся. | Педагог - психолог | Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся | |||||||||||
2. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников | зам.директора по УВР | |||||||||||||
3. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. | Учителя – предметники | |||||||||||||
4. Обучение одаренных и высокоинтеллектуальных детей навыкам поддержания психологической стабильности, психорегуляции, творческого саморазвития | Заместитель директора по УВР, педагог – психолог | |||||||||||||
Работа с родителями | 1. Тематические консультации психолога для родителей одаренных детей по проблеме «Особенности психического развития» | Педагог – психолог | ||||||||||||
2. Изучение запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и их детей | зам.директора по УВР | |||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||
Вид деятельности | Мероприятия | Ответственный | Контроль | |||||||||||
Организационная работа | 1. Осуществить педагогический отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов. | зам.директора по УВР | ||||||||||||
Методическая работа | 1. Подготовка памятки и рекомендаций для учащихся по различным видам деятельности с целью обеспечения их психолого-педагогической поддержки | Заместитель директора по УВР, педагог – психолог | Административное совещание при зам. дир. по УВР | |||||||||||
2. Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов | педагог –психолог, учителя-предметники | |||||||||||||
3. Заседания методических объединений по выявлению и системе поддержки талантливых детей, по подготовке детей к предметным олимпиадам (муниципальный тур) | ||||||||||||||
| зам. директора по УВР, классные руководители | |||||||||||||
Работа с педагогическим коллективом | 1.Дискуссия "Формы и методы работы с мотивированными учащимися" | Заместитель директора по УВР, педагог – психолог | а/с при зам. дир. по УВР | |||||||||||
2.Тематическая консультация психолога для классных руководителей «Система работы детьми» | ||||||||||||||
3. Анализ работы учителей химии, географии, биологии на уроках с одаренными учащимися | ||||||||||||||
Работа с учащимися | 1. Организация психотренинга «Готовность учащихся к участию в муниципальном туре олимпиад». | Педагог – психолог | Административное совещание | |||||||||||
2. Участие в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников | Зам.директора по УВР , учителя – предметники | |||||||||||||
3. Участие обучающихся в Интернет-олимпиадах, конкурсах: - игра-конкурс "Русский медвежонок – языкознание для всех" (2-11 кл.) | Заместитель директора по УВР, Учителя - предметники | |||||||||||||
Работа с родителями | 1.Тематическое родительское собрание. 2.Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка | протокол | ||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||
Вид деятельности | Мероприятия | Ответственный | Контроль | |||||||||||
Организационная работа | 1. Разработка материалов повышенной трудности для проведения запланированных мероприятий. 2. Оформление сайта, иллюстрированных отчетов по итогам проведения (участия) в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников. | Председатели МО, учит – предметники Зам.директора по УВР | ||||||||||||
Методическая работа | 1. Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов | Председатели МО, учит – предметники Зам.директора по УВР | ||||||||||||
2. Осуществление сравнительного анализа по итогам триместра учебной успеваемости учащихся обучающихся на «4» и «5»,определение направлений коррекционной работы | педагог –психолог, учителя-предметники | |||||||||||||
3. Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках математики, русского языка, истории, обществознания в профильных классах, реализация приемов разноуровневого обучения на уроках русского языка. | Зам.директора по УВР | ВШК | ||||||||||||
Работа с педагогическим коллективом | 1. Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми 2. Анализ работы учителей математики, физики, информатики с одаренными учащимися. | Зам.директора по УВР | Административное совещание при директоре | |||||||||||
Работа с учащимися | 1.Смотр школьных портфолио одарённых детей. | Зам.директора по УВР Учителя - предметники | Собеседование с учителями | |||||||||||
2. Продолжение участия в окружном туре Всероссийской олимпиады школьников | Зам.директора по УВР | |||||||||||||
3. Участие обучающихся в Интернет–олимпиадах, конкурсах | ||||||||||||||
Работа с родителями | 1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников 2. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы | Педагог-психолог | ||||||||||||
Январь | ||||||||||||||
Вид деятельности | Мероприятия | Ответственный | Контроль | |||||||||||
Организационная работа | 1.Ознакомление педагогов с планом работы на 2 полугодие. 2. Создание электронной базы данных нормативно-правовой, научно-методической литературы по работе с одарёнными и талантливыми школьниками | Зам.директора по УВР | ||||||||||||
Методическая работа | 1. Анализ работы учителей физической культуры с одаренными учащимися. | Зам.директора по УВР Учителя - предметники | а/с при зам. дир. по УВР | |||||||||||
2. Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов | педагог –психолог, учителя-предметники | |||||||||||||
Работа с педагогическим коллективом | 1.Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление | |||||||||||||
Работа с учащимися | 1.Заслушивание предварительных результатов исследовательской деятельности и проектной деятельности. 2. Участие в районных конкурсах и смотрах | Учителя-предметники | Собеседование с учителями Заседания МО | |||||||||||
Работа с родителями | 1.Изучение запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и их детей | Анкетирование родителей | ||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||
Вид деятельности | Мероприятия | Ответственный | Контроль | |||||||||||
Методическая работа | 1. Работа с портфолио одарённых учащихся. | Зам.директора по УВР Учителя - предметники | а/с при зам. дир. по УВР | |||||||||||
2. Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках математики, русского языка, истории, обществознания в профильных классах, реализация приемов разноуровневого обучения на уроках русского языка. | Зам.директора по УВР Учителя - предметники | ВШК | ||||||||||||
Работа с педагогическим коллективом | 1. Практическое занятие для педагогов 5-11 классов «Развитие мышление школьников а процессе обучения» | зам.директора по УВР | а/с при зам. дир. по УВР | |||||||||||
2. Анализ работы учителей по истории с одаренными учащимися. | ||||||||||||||
Работа с учащимися | 1. Традиции школы: Конкурс «Ученик года 2014» | Учителя – предметники | Собеседование с учителями | |||||||||||
Работа с родителями | 1.Ознакомление родителей с успехами учащихся | Зам.директоора по УВР | ||||||||||||
Март | ||||||||||||||
Вид деятельности | Мероприятия | Ответственный | Контроль | |||||||||||
Организационная работа | 1. Изучение и обобщение эффективного опыта работы педагогов с одаренными детьми. | Собеседование с учителями | ||||||||||||
2. Осуществление сравнительного анализа по итогам триместра учебной успеваемости учащихся обучающихся на «4» и «5»,определение направлений коррекционной работы | зам. директора по УВР | |||||||||||||
Работа с педагогическим коллективом | 1. Анализ работы учителей литературы с одаренными учащимися. | а/с при зам. дир. по УВР | ||||||||||||
2. Мониторинг результативности занятий с одаренными детьми по предмету | ||||||||||||||
3. Использование приемов, углубления, расширения знаний на уроках истории, обществознания 8- классах. | Зам.директора по УВР Учителя - предметники | ВШК | ||||||||||||
Работа с учащимися | 1. Участие в районных и областных смотрах, конкурсах | Учителя – предметники, | Аналитическая справка | |||||||||||
Апрель | ||||||||||||||
Вид деятельности | Мероприятия | Ответственный | Контроль | |||||||||||
Организационная работа | 1.Создание банка творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | Председатели МО, Зам.директора по УВР Учителя - предметники | ||||||||||||
Методическая работа | 1 Анализ предоставляемых школой возможностей развития одаренных детей | Зам.директора по УВР Учителя - предметники | ||||||||||||
Работа с педагогическим коллективом | 1. Анализ работы учителей МХК, ИЗО, технологии с одаренными учащимися. | |||||||||||||
Работа с учащимися | 1. Участие в районных и областных смотрах, конкурсах | Директор школы, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагог-психолог | Заседания МО | |||||||||||
Работа с родителями | 1.Микроисследование «Роль семьи в развитии творческого потенциала ребенка» | психолог |
Май | |||
Вид деятельности | Мероприятия | Ответственный | Контроль |
Организационная работа | 1.Разработка методических рекомендаций по работе с высокомотивированными детьми | Зам. дир. по УВР | |
Методическая работа | 1.Мониторинг работы системы работы с одаренными детьми. 2.На МО подвести итоги работы с одарёнными детьми. | а/с при зам. дир. по УВР; Заседания МО | |
3.Планирование работы с одарёнными детьми на следующий год. | зам.директора по УВР | ||
Работа с педагогическим коллективом | 1. Анализ работы учителей начальных классов с одаренными учащимися (преемственность) | зам.директора по УВР | а/с при зам. дир. по УВР |
2. Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2015 -2016 уч. год | зам.директора по УВР | ||
Работа с учащимися | 1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми. | Учителя-предметники | |
Работа с родителями | 1.Изучение запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и их детей | зам.директора по УВР |
Ожидаемые результаты
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках образовательного учреждения на основе:
— повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;
— достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;
— расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одаренными детьми по географии и биологии
Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....
План работы с одаренными детьми по географии и биологии
Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...
План работы с одаренными детьми
Представленный материал может быть использован в качестве примера внеурочной занятости учащихся...
План работы с одаренными детьми
Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....
План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии
В работе указаны отличительные особенности и принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...
План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.
Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах. Тр...