Участие педагогического и ученического коллектива в реализации системного подхода в развитии уклада общеобразовательной школы.
презентация к уроку на тему

Заринская Татьяна Владимировна

Доклад на научно-практической конференции "Формирование воспитательной среды и уклада образовательного учреждения".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Участие педагогического и ученического коллектива в реализации системного подхода в развитии уклада общеобразовательной школы Автор – Заринская Татьяна Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СОШ № 893 ЮАО г. Москва

Слайд 2

Уклад – установившийся порядок, сложившееся устройство. Толковый словарь С.И. Ожегова Уклад общеобразовательной школы – это её стиль, явные или неявные нормы и правила

Слайд 4

Характер усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе : вне школы: Системность Последовательность Традиционность Культуросообразность Клиповость Хаотичность Смешение высокой культуры и бытовой Размывание границ между культурой и антикультурой

Слайд 5

1990-е годы Воспитание было переориентировано с коллективистской на индивидуалистическую модель

Слайд 6

Необходимо перейти от воспитательной работы, построенной на наборе отдельных мероприятий к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно-развивающего, социально открытого уклада школьной жизни

Слайд 7

Уклад школьной жизни Традиционные религиозные и обществ. организации Учреждения Культуры и спорта Учреждения дополнит. образования семья Педагогический коллектив

Слайд 8

Принципы, лежащие в основе уклада школьной жизни Принцип ориентации на идеал. Принцип совместной деятельности педагогов и школьников. Принцип следования нравственному примеру. Принцип системной организации воспитания. Принцип диалогического общения. Принцип гуманистической направленности воспитания. Принцип учёта возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей школьника.

Слайд 10

Культивирование партнёрского, уважительного, доброжелательного стиля общения как между педагогами и детьми, так и внутри педагогического и детского сообществ

Слайд 11

Воплощение в школьную жизнь коллективной подготовки, проведения и анализа общешкольных событий воспитательной направленности

Слайд 12

Поддержка и развитие общешкольных традиций и ритуалов, вводящих ребёнка в мир школьной жизни, формирующих чувство школьного патриотизма

Слайд 13

Ориентация предметно-эстетической среды на духовно-нравственное развитие школьников

Слайд 14

Создание воспитывающего уклада школьной жизни – это лишь часть содержания деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников Реализация воспитательного потенциала познавательной деятельности на уроках и во время внеурочной деятельности. Формирование коллективов в классах. Социальное партнёрство образовательного учреждения с семьями учащихся. Методическая работа, направленная на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющим чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующими в процессе развития и воспитания.

В современных условиях усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодёжью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребёнка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование самого себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим негативным тенденциям. Прежде всего необходим переход от воспитательной работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению в основном в рамках дополнительного образования отдельных мероприятий, не связанных с содержанием деятельности ребёнка в образовательном учреждении, семье, группе сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Организация уклада школьной жизни должна в полной мере учитывать разноуровневый, полисубъектный, многомерно-деятельностный характер современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, скреплённого базовыми национальными ценностями и духовными традициями, в котором, с одной стороны, поддерживается непрерывность детства, а с другой – обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребёнка из дошкольного в младший, из младшего в средний, а из него в старший школьный возраст.

Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры несомненно принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

Принцип ориентации на идеал;

Аксиологический принцип;

Принцип следования нравственному примеру;

Принцип индентификации (персонификации);

Принцип диалогического общения;

Принцип полисубъектности воспитания;

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители так же, как и педагог, подают ребёнку примеры нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примером нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничн6ого, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть, то есть его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Как же создать воспитывающий уклад школьной жизни?

Во-первых, необходимо культивировать партнёрский, уважительный, доброжелательный стиль общения как между педагогами и детьми, так и внутри педагогического и детского сообществ школы через

  • Получение представлений о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов ( в процессе изучения учебных инвариативных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России).
  • Личный пример администрации, педагогов, технического персонала школы, старших школьников ( вежливое, приветливое внимательное отношение друг к другу, взаимная поддержка, совместная деятельность).
  • Регулярное обсуждение проблем общения на планёрках, педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, классных часах.
  • Следование правилам поведения в школе, общественных местах; выработку правил общения в классных сообществах.
  • Организацию классными руководителями специальных занятий по отработке навыков конструктивного общения (проведение уроков этики, бесед, классных часов, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей).
  • Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями).
  • Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

Во-вторых, надо воплощать в школьную жизнь коллективную подготовку, проведение и анализ общешкольных событий воспитательной направленности. В нашей школе это

  • «Посвящение в первоклассники»: торжественная церемония, символизирующая приобретение ребёнком своего первого социального статуса – школьника! Организуется в сотрудничестве первых и четвёртых классов.
  • «Радуга»: проходящий в течение всего учебного года фестиваль национальных культур. Организуется педагогами и семьями учащихся, направлен на создание в школе атмосферы толерантности, привитие школьникам чувства уважения к традициям и обычаям детей разных национальностей, сближение семей учащихся.
  • «Праздник инсценированной песни»: коллективное творческое дело, направленное на сплочение классных коллективов и раскрытие творческого потенциала школьников.
  • «Вахта памяти»: приуроченная ко Дню Победы ежегодная литературно-музыкальная композиция. С этого года мы планируем сделать традиционной акцию «Стены Рейхстага», предложенной  Павлом Валентиновичем Степановым в программе духовно-нравственного развития. Во время акции школьники, их родители и педагоги будут украшать стены школы граффити, рисунками, фотографиями, интервью, сочинениями, рассказами, посвящённым своим родственникам, воевавшим в Великой Отечественной войне.
  • «КВН», в котором принимают участие три команды: учеников, учителей, родителей. Происходит сплочение детей из разных классов, устанавливаются партнёрские отношения с родителями, снимается напряжение, создаётся атмосфера дружбы и общей радости.
  • «Широкая масленица»: большое весёлое мероприятие, проходящее в лучших народных традициях. В нём активно принимают участие и дети, и педагоги, и родители. Включает в себя блинную ярмарку, театрализованное представление и прощание с Масленицей. Направлено на включение обучающихся в этно-культурную традицию, создаёт атмосферу праздника и веселья.
  • «Новогодний калейдоскоп», который включает в себя традиционный конкурс новогодних открыток и поделок «Мастерская Деда Мороза», театрализованное представление  и утренники для учащихся 1-5 классов, новогодние «огоньки» для учащихся 5 -7 классов и праздничную дискотеку для старшеклассников с конкурсами и играми.
  • «Юморина»: весёлое мероприятие, приуроченное к 1 апреля. В течение всего дня в школе на переменах звучит современная, поднимающая настроение музыка. Учащиеся и учителя приходят в школу с каким-нибудь обязательным атрибутом в одежде (например, в домашних тапочках, или в смешном головном уборе, или с обязательным бантом где-нибудь и т.п.). Завершается праздник «Очень весёлыми стартами»: костюмированные спортивные соревнования команды учеников и команды учителей. Мероприятие направлено на сплочение детского и взрослого коллективов, на поднятие настроения и на снятие напряжения, которое появляется в конце учебного года.

В- третьих, для создания воспитывающего уклада школьной жизни необходимо поддерживать и развивать общешкольные традиции и ритуалы, вводящие ребёнка в мир школьной жизни, формирующие чувство школьного патриотизма, причастности к тому, что происходит в образовательном учреждении.

  • В нашей школе традиционными являются линейки, проводимые в конце триместров, на которых проходит награждение учащихся, отличившихся в учёбе, спорте, творчестве, труде, помощи природе, другим людям и т.п.
  • «Уроки мужества»: проходящие в течение всего учебного года по программе музея боевой славы  информационные часы по дням воинской  славы России. Встречи с ветеранами ВОВ и участниками «горячих точек».
  • Предметные недели: организуются и проводятся методическими объединениями, направлены на повышение мотивации детей к приобретению новых знаний, стимулируют их учебно-познавательную деятельность. Включают различные конкурсы, учебные экскурсии, КВНы, проектную деятельность.
  • Конкурс чтецов, приуроченный к всемирному Дню поэзии «Я лиру посвятил…»
  • Конкурсы:  «А ну-ка, бабушки!» ко Дню пожилого человека и «А ну-ка, мамы!» ко Дню матери, «Папа, мама, я – спортивная семья» к международному Дню семьи.
  • Различные спортивные соревнования, проходящие в течение всего учебного года и направленные на практическое освоение учащимися методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки.

Уклад жизни в нашей школе находится на стадии формирования. Это живой процесс, который всегда будет изменяться. Нам хочется ввести в школьную жизнь  такие традиции, как вручение переходящего кубка лучшему ученику и ученице по итогам года, благотворительные ярмарки семейных поделок. Интересной кажется предложенная П.В. Степановым идея посадки первоклассниками и их родителями школьном саду плодового дерева, символизирующего рост и развитие детей этого класса; совместный уход за этим деревом, наблюдение за ним, фиксирование на нём наиболее значительных достижений класса при помощи ленточек с надписями.

В-четвёртых, необходима ориентация предметно-эстетической среды на духовно-нравственное развитие школьников. В этой связи актуальным является обустройство школьного двора.

Список использованной литературы:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект /  А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: рекомендации по разработке / П.В. Степанов. – М. 2011
  3. Уклад школьной жизни: структура и содержание: статья / Т.П. Хренова. Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского. – Чита, Россия, 2010.
  4. Уклад школьной жизни / Н. Крылова. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...

Системный подход для развития у учащихся интереса к обучению.

Статья предназначена для обмена опытом с коллегами, которые стоят на позициях деятельностного подхода в рамках интеграции различных образовательных областей и предметов в "Школе будущего"....

Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...

«Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с проблемами в развитии и о необходимости системного подхода к коррекционной работе в школе»

В презентации раскрываются принципы, методы и особенности психолого-педагогического сопровождения сопровождения глухих детей....

Технология формирования гражданского сознания школьников на материалах современной политической, социально-экономической ситуации в мире, стране, регионе через сетевое взаимодействие педагогических и ученических коллективов сетевых групп

    В данной статье представлен опыт работы Усть-Ламенской школы по гражданско-правовому воспитанию школьников через сетевое взаимодействие. Вы познакомитесь с приёмом ПОПС - формула,...

«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества общеобразовательных школ и ресурсного центра»

Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной дея...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...