Положение о деятельности классного руководителя
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Директор ЧОУ-СОШ «Новый путь»
протокол № 6 от 29 февраля 2012г. ______________Н.Б.Кудаева
01 марта 2012г
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ЧАСТНОГО ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ «НОВЫЙ ПУТЬ»
1.Общие положения
1.1.Положение о деятельности классного руководителя ЧОУ-СОШ «Новый путь» (далее - Положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Конвенцией о правах ребенка, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Краснодарского края, Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.
1.2.Изменения в Положение о деятельности классных руководителей, а также его переутверждение производятся по инициативе администрации, методобъединения классных руководителей, отдельных педагогов и утверждаются педагогическим советом школы.
1.1.Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу классного руководства в ЧОУ-СОШ «Новый путь».
1.3.Классный руководитель назначается и освобождается от работы в установленном порядке приказом директора из числа основных сотрудников общеобразовательного учреждения, имеющих среднее специальное или высшее образование. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, работающего в данном классе, с соответствующей доплатой за дни замещения.
1.4.Классное руководство – основная и ведущая форма организации воспитательного процесса в школе.
1.5.Классный руководитель – это педагог – профессионал; духовный посредник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры; организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива; создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально- психологического климата в классе; координатор усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка.
1.6.Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава школы, локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом и ситуации в коллективе класса.
1.7.Классный руководитель строит в классе воспитывающие отношения, влияя на них через организацию различных видов деятельности, создание условий для индивидуального позитивного проявления учащихся и помощь школьникам в решении их учебных и жизненных проблем.
1.8.Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
1.9.Классный руководитель в своей работе руководствуется уставом Школы, настоящим Положением и нормативами учета рабочего времени, утверждаемыми директором школы.
1.10.Оплата за классное руководство осуществляется по приказу директора школы в соответствии с Положением об оплате труда работников ЧОУ-СОШ «Новый путь» и Положением о материальном стимулировании работников ЧОУ-СОШ «Новый путь».
2.Ценности, цели и содержание воспитания в образовательном учреждении
2.1. Основные воспитательные ценности школы.
Цель деятельности классного руководителя - формирование духовно-нравственной личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
2.2. Воспитательная работа школы строится на следующих принципах:
Первый принцип - отношение человека к духовно-нравственным ценностям, признанным во всем мире. В процессе обучения и воспитания необходимо показать учащимся важность духовно- нравственного развития, учитывать природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.
Второй принцип – отношение человека к культуре: приобщение всех детей к знаниям об эстетических законах, принципах, традициях, формирование представлений об эстетических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
Третий принцип - отношение человека к человеку.
Четвертый принцип – отношение личности к самой себе.
2.3.Задачи классного руководителя:
- изучение личности воспитанника, его склонностей, интересов, сфер дарований, особенностей характера с целью оказания ему помощи в саморазвитии, самоопределении и самореализации;
- осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием каждого обучающегося и необходимых педагогических коррективов в системе его воспитания;
- обеспечение соблюдения прав и свобод учащихся, охраны их жизни, здоровья и безопасности в период образовательного процесса;
- формирование и развитие коллектива класса;
- координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности воспитанников;
- организация досуга обучающихся; вовлечение учащихся в систему внеурочной и внеклассной деятельности, в систему дополнительного образования в школе и за её пределами;
- организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения.
3. Функции классного руководителя
3.1.Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация дежурства по классу, школе;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- ведение документации.
3.2.Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между воспитанниками;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и воспитанниками;
- оказание помощи воспитанникам в формировании коммуникативных
качеств.
3.3.Аналитико-прогностические:
- построение модели воспитательной подсистемы, соответствующей воспитательной системе учреждения в целом; определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, класса; предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений.
3.4.Контрольные:
- контроль за успеваемостью, прилежанием, внешним видом и поведением каждого воспитанника.
4. Сферы деятельности классного руководителя
1.Охрана здоровья и жизнедеятельности учащихся
2.Организация учебной деятельности учащихся
3.Организация внеучебной деятельности учащихся
4.Сотрудничество с семьей учащихся
5.Диагностическая и коррекционная деятельность классного руководителя.
5. Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями и сферами деятельности классный руководитель выбирает следующие формы работы с воспитанниками:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (классный час, информационный час, конкурсы, спектакли, концерты, походы, экскурсии, соревнования, игры и др.).
6. Полномочия классного руководителя
6.1.Классный руководитель имеет право:
- получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
- контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
- координировать работу учителей-предметников;
- выносить на рассмотрение администрации, педсовета или Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
- получать своевременную методическую и организационно- педагогическую помощь от руководства школы, от объединений, работающих в нем;
- разрабатывать (совместно с психологической службой, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и их родителями;
- приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу;
- создавать собственные воспитательные системы и программы, не нарушающие основные принципы и подходы к организации воспитывающей деятельности в школе;
- вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитания;
- выбирать форму повышения педагогического мастерства;
- определять форму плана воспитательной работы с классом (с учетом принципов общешкольного планирования);
- отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные обязанности поручений;
- защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы в классном коллективе.
6.2.Классный руководитель не имеет права:
- унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его словом или действием;
- использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
- злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение;
- использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
- обсуждать своих коллег в их отсутствии, представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
6.3.Функциональные обязанности классного руководителя:
1. Охрана здоровья и жизнедеятельности учащихся
В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:
-несение персональной ответственности за жизнь и здоровье учащихся класса.
-обеспечение безопасности учащихся во время организации воспитательно-образовательного процесса.
-проведение необходимого инструктажа учащихся по соблюдению техники безопасности.
-организация работы с классом по соблюдению санитарно-гигиенических требований в работе с детским коллективом.
-соблюдение мер безопасности по сохранению здоровья учащихся.
-изучение медицинских показателей здоровья учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса в классе.
-организация просветительской деятельности среди учащихся с целью соблюдения режимных моментов в школе и дома;
-деятельность классного руководителя по предупреждению учебной перегрузки учащихся.
-посещение болеющих учащихся на дому и в лечебных учреждениях, организация учебной помощи часто болеющим детям.
2. Организация учебной деятельности учащихся
В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:
-контроль посещаемости учащимися учебных занятий, кружков и других форм учебной деятельности;
-контроль успеваемости учащихся класса, посещение уроков (не менее 4 в четверть);
-проверка и контроль дневников учащихся;
-сотрудничество с учителями-предметниками, изучение учебных достижений учащихся класса по каждому предмету;
-подготовка и участие в проведении психолого-педагогических консилиумов;
-индивидуальная работа с учащимися и родителями по предупреждению неуспеваемости и деструктивного поведения учащихся;
-индивидуальная работа с учащимися в рамках программы «Одаренные дети»;
-защита учебных интересов учащихся.
3.Организация внеучебной деятельности учащихся
В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:
-изучение интересов и увлечений учащихся, создание условий для их развития;
-планирование и организация интересной внеклассной работы в коллективе учащихся с учетом способностей и умений учащихся;
-индивидуальная работа с проблемными учащимися, сотрудничество с психологической службой школы для организации целенаправленной и системной работы с проблемными учащимися;
-работа с активом класса;
-посещение театров, музеев, выставок, организация экскурсий, походов;
-целенаправленная работа по формированию нравственных качеств личности;
-проведение профилактической работы среди учащихся по предупреждению аморальных и антиобщественных поступков;
-поддержка инициативы учащихся, их стремления к саморазвитию;
-организация и привлечение учащихся к активному участию в общешкольных мероприятиях, а также мероприятиях общегосударственного значения.
4. Сотрудничество с семьей учащихся
В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:
-изучение личных дел учащихся, состояния здоровья учащихся класса;
-выборы родительского комитета и организация сотрудничества с ним в Совете школы;
-регулярное проведение родительских собраний;
-изучение быта ребенка, домашних условий для учебы и развития ученика;
-выявление проблемных семей, с целью привлечения Совета Школы или общественных организаций к решению проблем в таких семьях;
-поощрение семей, в которых уделяется должное внимание воспитанию ребенка благодарственными письмами;
-привлечение родителей к участию в делах класса, организация совместных мероприятий, родительских уроков в классе;
-проведение совместных мероприятий в системе «учитель - ученик - родитель»;
-информирование родителей (законных представителей) об успехах или неуспехах учащихся, организация плановых и, в исключительных случаях, внеплановых родительских собраний, заседания Совета Школы.
5.Диагностическая и коррекционная деятельность классного руководителя. Сотрудничество со школьной психологической службой.
В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:
-изучение индивидуальных особенностей учащихся, ведение дневника наблюдений за изменениями в личностном развитии учащихся;
-с помощью психологической службы школы изучение следующих аспектов развития личности ученика: адаптации к новому учебному коллективу, уровня тревожности учащихся класса, уровня интеллектуального развития учащихся (на основе разрешения родителей), творческих способностей, общеучебных умений и навыков;
-изучение уровня воспитанности учащихся и создание программ коррекции воспитанности учащихся;
-изучение микроклимата в детском коллективе, межличностных отношений учащихся;
-изучение лидерских качеств учащихся;
-изучение социума ребенка, его ближайшего окружения, социального интеллекта;
-создание социального паспорта класса;
-сбор информации для написания характеристики класса, учащихся;
-определение форм и методов работы с классным коллективом на основе характеристики класса;
-организация консультаций психолога для родителей и учащихся;
-участие психолога в родительских собраниях;
-организация и проведение уроков психолога в классе (по запросам классного руководителя);
-ведение документации, отражающей ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся), и документации, требуемой администрацией школы (планы, отчеты, справки, карты характера учащихся, папки с разработками воспитательных мероприятий и т.д.);
-повышение квалификации по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания в школе и за его пределами;
-участие в работе методического объединения классных руководителей.
7.Ориентировочные временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
Общая сумма рабочих часов не должна быть меньше количества оплачиваемых часов: 18 часов в неделю, соответственно 1 ставки. Работа классного руководителя непосредственно с воспитанниками не может превышать более 6 часов в неделю. Распределение этих часов по видам работы планируется исходя из условий и традиций школы.
7.1.Примерное распределение рабочего времени классного руководителя в неделю:
1. | Классные часы и мероприятия | 1 час |
2. | Работа с классом или группами детей | 2 часа |
3. | Индивидуальная работа с детьми | 3 часа |
4. | Работа с родителями | 2 часа |
5. | Работа с документацией | 2 часа |
6. | Другая работа, связанная с учебно-воспитательным процессом (подготовка и участие в школьных мероприятиях, посещение уроков в своём классе, текущие повседневные дела и т.д.) | 3 часа |
7. | Работа с учителями-предметниками | 2 часа |
8. | Организационная работа (дежурство по классу и школе) | 1 час |
9. | Другая работа, связанная с деятельностью классного руководителя (школьные совещания и семинары, внешкольные совещания, методическая работа, разработка классных мероприятий и т.д.) | 2 часа |
ИТОГО | 18 часов |
В каникулярное и летнее время режим работы классного руководителя устанавливается согласно специальному плану с учетом данного Положения.
8.Формы документации классного руководителя, принятые в школе
- классный журнал;
- журнал меритов и димеритов для первого класса;
- план воспитательной работы с классом;
- личные дела учащихся;
- карты характера учащихся;
- папка классного руководителя (тематические родительские собрания (4 в год), сценарии классных часов (не менее 12 в год), карты характера (проверяется 2 раза в год));
- портфолио ученика;
- портфолио класса;
- табель успеваемости.
9.Полномочия администрации в отношении деятельности классного руководителя
9.1.Оценка работы классного руководителя проводится согласно критериям Приложения 1 и оценка портфолио класса осуществляется по критериям в Приложение 2 к настоящему Положению.
Деятельность классного руководителя оценивается по следующим основаниям:
- добросовестное исполнение должностных инструкций;
- ведение школьной документации;
- выполнение работ по циклограмме классного руководителя.
9.2.Формы анализа деятельности классного руководителя:
- анализ выполнения планов работы классных руководителей (периодичность и формы анализа определяются администрацией школы с учетом мнения МО);
- анализ ведения установленной Положением документации;
- анализ занятий, мероприятий, проводимых классным руководителем;
- совместный анализ деятельности классным руководителем и администрацией школы;
- анкетирование учащихся и их родителей с целью анализа особенностей
воспитанников и совершенствования деятельности классного руководителя.
9.3.Создание условий администрацией для успешной деятельности классного руководителя:
- материально-техническое обеспечение организуемой классным руководителем воспитательной деятельности;
- методическая помощь в форме консультаций, методических рекомендаций, обучающих и практических семинаров;
- организационная помощь;
- стимулирование деятельности классных руководителей с использованием морального и материального поощрения в соответствии с Положением о материальном стимулировании работников ЧОУ-СОШ «Новый путь».
Приложение №1
к Положению о деятельности
классного руководителя
Критерии оценки деятельности классного руководителя
Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на идеальную модель личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, гражданские, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение.
Индикативные показатели
оценки деятельности классного руководителя
Основные показатели | Критерии и их содержание | Нет | Да | Положит. динамика |
Сформированность классного коллектива | •организация деятельности органа ученического самоуправления в классе; •активность участия классного коллектива в деятельности школы; • качество проведения массовых воспитательных дел класса; •результативность участия воспитанников в массовых мероприятиях; •организация занятости учащихся во внеурочное время; •вовлечение каждого учащегося в значимую для него и социума деятельность; •уровень воспитанности учащихся; | |||
Взаимодействие классного руководителя с родителями | •систематичность проведения родительских собраний и их посещаемость; •разнообразие форм проведения совместных мероприятий учащихся и их родителей; •изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями; •организация помощи образовательному учреждению со стороны родителей. | |||
Создание благоприятного психологического климата в классе | •комфортное самочувствие и социальная защищенность учащихся; •педагогически-грамотное разрешение конфликтных ситуаций; •удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса. | |||
Отсутствие нарушений и других негативных проявлений среди учащихся | (положительная динамика по этому показателю). | |||
Профессиональная компетентность классного руководителя | • обмен опытом своей работы на методических объединениях, семинарах и т.д.; •проведение открытых воспитательных мероприятий; •качество ведения установленной для классного руководителя документации. |
Приложение №2
к Положению о деятельности
классного руководителя
Критерии оценки портфолио _______ класса
№ п/п | Критерии и требования к портфолио | Суммарный балл (макс. балл по критерию) |
1. | Позитивные результаты деятельности классного руководителя: 1.1.Благоприятный психологический климат в классе, заключающийся в совокупности следующих условий: – отсутствии мотивированных жалоб на учителя; – отсутствии постоянных или затяжных конфликтных ситуаций в классе между учащимися; – отсутствии необоснованного выбытия учащихся из класса; – отсутствии в классе необучающихся и учащихся, часто пропускающих занятия без уважительных причин, имеющих правонарушения 1.2.Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся (систематическое проведение тематических родительских собраний, лекториев, бесед, индивидуальных консультаций и работа с родительским активом); 1.3. Работа классного руководителя по организации занятости учащихся: охват 50 % и более учащихся класса дополнительным образованием; 1.4. Работа классного руководителя по организации горячего питания: охват учащихся горячим питанием 80 % и более 1.5. Количество учащихся в классе, совершивших правонарушения. (Сводная таблица за три года). (Балл снижается за каждого нарушителя, в случае отсутствия позитивной динамики) | 8 баллов |
2. | Адекватность содержания портфолио специфике класса
| 4 баллов |
3. | Информативность портфолио | 5 балла |
4. | Результативность профессиональной педагогической деятельности 4.1. Количество проведенных воспитательных мероприятий для учащихся класса и их родителей; 4.2. Наличие государственных и отраслевых поощрений (наград, грамот, благодарностей и т.п. за организацию воспитательной работы) 4.3. Создание системы воспитательной работы в классе (наличие авторской программы воспитания школьников) или развитие самоуправления в классе через участие учащихся в детских и юношеских общественных организациях и объединениях и в органах классного, школьного самоуправления, временных инициативных группах. 4.4. Участие школьников в решении проблем местного социума (уборка улиц, помощь людям в сложной жизненной ситуации, уход за памятниками, «тимуровская» работа и др.). 4.5. Активное участие учащихся в жизни школы и класса | 5 баллов |
5. | Эффективность профессиональной педагогической деятельности Обобщение опыта работы учителя в качестве классного руководителя (открытые мероприятия, конкурсы, соревнования по воспитательной работе и др.). 5.1. Перечень творческих работ учащихся; 5.2. Наличие сценариев внеклассных мероприятий; 5.3. Отчеты о проведенных открытых внеклассных мероприятиях с фотографиями. 5.4. Наличие органа ученического самоуправления и участие родительской общественности в организации воспитательной работы класса. 5.5. Обобщение педагогического опыта (перечень проведенных мастер-классов, открытых мероприятий, семинаров, «круглых столов» и др.). | 5 балла |
6. | Инновационность профессиональной деятельности классного руководителя (инновационность воспитательных результатов, вклад в продвижение инноваций) 6.1. Наличие программы воспитания (модифицированная, авторская); 6.2. Использование современных образовательных технологий; 6.3. Использование в профессиональной деятельности информационно-коммуникационных и Интернет технологий; 6.4. Участие в сетевых Интернет-проектах; 6.5. Участие учителя в конкурсах, смотрах, проектах по проблемам воспитания; 6.6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и более высоких уровнях; 6.7. Количество публикаций, методических разработок, выступлений по проблемам воспитания (за последние три года). | 7 баллов |
7. | Культура оформления портфолио | 3 балла |
8. | Видение перспектив развития класса и собственной деятельности (самоанализ и определение целей на следующий учебный год). | 10 баллов |
Максимальное количество баллов – 60 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Положение об оценке деятельности классного руководителя
o Определить результаты и эффективность педагогической деятельности классного руководителя;o Выявить реальное состояние педагогического процесса, осуществляемое с помощью педаг...
Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»
Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться успехов и избежать в воспитательной деятельности...
классным руководителям циклограмма деятельности классного руководителя
циклограмма классного руководителя, система целей в воспитании-2007 год...
Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя
Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....