Адаптированная программа для детей с ОВЗ
рабочая программа по теме
В настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_2013-2014_aprogrammamyivmeste.doc | 494 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: решением педагогического совета Протокол №1 от 29.08.2013 г. | УТВЕРЖДЕНО Директором МБОУ Виноградовская ООШ _________________Н.Н.Богаченко |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МЫ - ВМЕСТЕ»
(организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы)
С.Виноградовка 2013 г
Введение
Адаптированная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Виноградовская основная общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебновоспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.
Раздел I. Паспорт программы
Наименование программы | Адаптивная образовательная программа «Мы - вместе» (организация учебновоспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы) |
Основания для разработки программы |
|
Заказчик программы | Учредитель, родители |
Разработчик программы | Директор, администрация, педагогический коллектив |
Основные исполнители программы | Директор, администрация, педагогический коллектив обучающиеся, воспитанники, технические сотрудники, родители |
Сроки реализации программы | 2013 - 2014годы |
Конечная цель | Оптимизация модели адаптивной школы, обеспечивающей успешную социализацию выпускников в современном обществе |
Задачи учреждения |
|
Основные направления программы |
|
Принципы реализации программы |
|
Ожидаемые результаты |
|
Система организации контроля исполнения Программы | Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет. |
Утверждении программы | Решение педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2013 г., приказ № от 30.08.2013 г. |
Радел II. Характеристика образовательного пространства МБОУ Виноградовская ООШ
2.1. Информация о школе
Правоустанавливающие документы:
1.Лицензия №217 от 24.02.2012г. на осуществление образовательной деятельности срок действия (бессрочно)(А №0001283); 2. Свидетельство о государственной аккредитации № 468 от 24.05.2010г. сроком до 24 мая 2015 года (22АА №000318);
Юридический адрес: 658901, Алтайский края, Кулундинский район
с.Виноградовка, ул.Центральная 39
Общие сведения о школе и контингенте учащихся
Школа расположена в 25 км от районного центра с. Кулунда.
Учреждение расположено в одноэтажном зданиях 1963 постройки. Имеется прилегающая территория засаженная кустарниками, деревьями. На территории располагается спортивная, что позволяет проводить оздоровительные мероприятия в зависимости от времени года. В здании школы размещена поселковая библиотека.
Сведения о численности обучающихся по ступеням обучения
Учебный год | Всего | Дети с ОВЗ | 1-4 классы | Дети с ОВЗ | 5-9 классы | Дети с ОВЗ | Классы комплекты |
2013-2014 | 22 | 8 | 7 | 2 | 15 | 6 | 6 |
Организация образовательного процесса
Школа работает в режиме 5-и дневной рабочей недели 1,5-8 классы, 6-дневной 2,3,4,9 классы. Средняя наполняемость классов - 2 человека. Учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки.
На основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации МБОУ Виноградовская ООШ имеет право на осуществление образовательной деятельности по общеобразовательным программам. Учебный план школы составлен на основе БУП и скорректирован и c учетом запросов родителей, образовательных потребностей обучающихся. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого. Школьный компонент распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на элективные курсы с целью коррекции знаний учащихся, подготовки к государственной итоговой аттестации.
2.2. Учебно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ
В школе на 1 сентября 2013 года педагогами работает 7 человек. Из них с разными категориями учащихся с ОВЗ работает 7 человек.
4 педагога осуществляют обучение детей на дому (один педагог работает с учащимися начальной школы, 3 человек – в основной школе).
Иных педагогических работников школы в штатном расписании не имеется (учителя-логопеда, педагога-психолога).
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, специального образования для работы с детьми с ОВЗ не имеют.
Таким образом, анализ кадрового состава позволяет делать вывод о том, что требуется пересмотр системы повышения квалификации педагогов в этом направлении. Сегодня их уровень знаний в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается за счет самообразования, через организацию и проведение семинаров, мастер – классов на базе образовательного учреждения.
Социально-профессиональное поле педагогов
Материально-техническое оснащение школы позволяет обеспечить организацию обучения детей с ОВЗ по общеобразовательным программам. Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. В распоряжении детей спортзал, библиотека, кабинет информатики.
Для проведения углубленной трудовой подготовки учащихся по программе специального (коррекционного) VIII вида требуются специальные условия и материальные ресурсы, которых в школе недостаточно, поэтому трудовая адаптация учащихся осуществляется частично.
Условий для создания без барьерной среды в школе нет, поэтому дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата обучаются на дому. Родителями данной категории детей созданы рабочие зоны для организации обучения.
Все учащиеся с ОВЗ обеспечены учебниками.
Учитывая контингент детей, обучающихся по образовательной программе коррекционно-развивающей направленности для детей с отклонениями в развитии VII вида, школа использует учебные программы по предметам и учебно-методический комплекс массовой общеобразовательной школы, т.к. специальных программ коррекционно-развивающего обучения для среднего звена, утвержденных Министерством образования и науки РФ, не существует. Для детей с задержкой психического развития создаются условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д., что отражено в рабочих программах, разработанных педагогами.
Программы обучения детей с ЗПР в начальном звене адаптированы в соответствии с требованиями Программы для специальных (коррекционных) образовательных школ и классов VII вида.
Обучение учащихся VIII вида проводится по следующим программам:
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный 0 – 4 классы) под редакцией И.М. Бгажноковой.
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2-х сборниках/ под редакцией В.В. Воронковой.
Учащиеся и педагоги, работающие с категорией детей VIII вида, работают по следующим учебникам:
Класс | Предмет | Автор |
2 | Чтение и развитие речи | С.Ю.Ильина. Чтение 2 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: «Просвещение», 2009 г. |
Русский язык | Э.В.Якубовская, Н.П.Павлова Русский язык 2 класс.- М.:«Просвещение»,2009 г. | |
Математика | А.А.Хилько «Математика 2 класс».- М., «Просвещение», 2010г. | |
8-9 | Математик | В.В.Эк. Учебник математики для 8 класса. –М.: «Просвещение», 2006г |
Русский язык | Н.Г. Галунчикова Э.В.Якубовская «Русский язык 8 класс».- М.: «Просвещение», 2006г., 2009 г. | |
Чтение | З.Ф.Малышева. Чтение. Учебник для 8 класса.- М.: «Просвещение», 2006г. | |
География | Т.М.Лифанова, Е.А.Соломина «География материков и океанов 8 класс».- М., «Просвещение», 2006 г. | |
История | Б.П.Пузанов История России 8 класс. – М., «Просвещение», 2009 г. | |
Естествознание (биология) | А.И.Никишов, А.В.Теремов Биология. Животные. – М., «Просвещение», 2006 г. |
Внедрение адаптированной образовательной программы позволит создать условия, чтобы учебно-методическое, кадровое и материально-техническое оснащение полностью способствовало реализации концепции инклюзивного образования.
2.3. Анализ организации специального (коррекционного) обучения в школе в 2012-2013 учебном году
В 2012-13 учебном году в школе обучалось 9 учащихся, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении. Это составляет 40% от общего количества учащихся.
Среди детей по результатам ПМПК 4 относятся к 7 виду, 5 человек – к 8 виду. На начало года был издан приказ о работе с детьми, нуждающимися в коррекционном и компенсирующем обучении. В рабочие программы педагогов были внесены формы работы с учащимися данного типа. При необходимости проводились коррекционные занятия с целью ликвидации пробелов в знаниях. Но системы в этой работе не было. Среди причин – отсутствие специальных программ, литературы, учебников и учебных пособий, а также методического сопровождения.
Одна учащаяся VIII вида 9 класса принимала участие в итоговой аттестации. Учащаяся 8 вида окончил школу со свидетельством об окончании специального коррекционного класса. Учащиеся в количестве 4 человек обучались на дому по индивидуальным программам, составленным с
учетом пожеланий законных представителей обучающихся: 1 класс, 7 класс, 8 класс – 2 человека. С этим контингентом учащихся работали 4 педагога. Все учащиеся аттестованы по итогам года и переведены в следующий класс.
Анализируя особенности организации специального (коррекционного) обучения в условиях общеобразовательной школы, можно сделать следующие выводы:
- В школе практически отсутствует возможность для полноценного обеспечения участников образовательного процесса необходимым учебным комплексом, методическими пособиями.
- Материально-техническое оснащение школы не позволяет организовать трудовое обучение учащихся 8 вида.
- В штатном расписании отсутствуют специалисты, в функциональные обязанности которых входит сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ.
- Имеются трудности в составлении расписания для учащихся разных типов и видов в условиях общеобразовательного учреждения.
МБОУ Виноградовская ООШ определяет следующие цели и задачи специального (коррекционного) образования на 2013-2014 учебный год:
- Обеспечение педагогов программами, учебно-методическими пособиями по организации .
- Улучшение материально-технической базы школы.
2.5. Характеристика контингента учащихся с ОВЗ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Виноградовская основная общеобразовательная школа» образовано как общеобразовательная школа. Однако современные социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. На закрепленной за МБОУ Виноградовская ООШ территории проживают 8 детей с ОВЗ в возрасте от 8 до 16 лет.
Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их по месту жительства в МБОУ Виноградовская ООШ. По этой причине в 2013-2014 учебном году в состав контингента обучающихся входят 8 человек – дети с ОВЗ: 4 человек VII вида, 4 человек VIII вида и дети инвалиды 5 человек. С учащимися с ОВЗ работают 7 педагогов.
Банк данных учащихся с ОВЗ на 2013-2014 учебный год
№ | Класс | 7 вид | 8 вид | Инвалиды | Обучающиеся на дому | Дистанционное обучение | Опекаемые |
1. | 2 | 1 | 1 | 1 | |||
2. | 3 | 1 | |||||
3. | 6 | 2 | 1 | ||||
4. | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
5. | 9 | 2 | 2 | 2 | |||
Всего | 4 | 4 | 5 | 4 | 0 | 0 |
2.6. Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ,
обучающихся инклюзивно в классах и на дому.
Образовательный процесс в школе строится шестидневной рабочей неделе в 4,8-11 классах, пятидневной рабочей недели в 1-3,5-7-х классах. Учебный год в школе начинается 1 сентября и продолжается не менее 34 учебных недель во 2-9 классах, 33 в 1-х классах.
Групп продленного дня нет.
Начало занятий в 08-30 часов. Продолжительность урока 45 минут. Продолжительность перемен от 10 до 20 минут. Для учащихся, обучающихся на дому, составлено индивидуальное расписание с учетом пожеланий учащихся и их родителей.
Период обучения – 4 учебных четверти. Каникулы – 30 календарных дней.
Форма образования: очная, индивидуальное обучение на дому.
В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуальные занятия, внеурочные виды деятельности: кружки, спортивные секции.
Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер.
Проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. Каждую учебную четверть в школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Учащиеся занимаются в спортивных секциях. В летний период в школе организован летний оздоровительный лагерь.
Питание организовано на базе школьной столовой за счет бюджетных средств и добровольных пожертвований со стороны родителей.
Внеурочная деятельность организована во второй половине дня для всех обучающихся, работу по программам дополнительного образовании: художественно-эстетической; физкультурно-спортивной направленности. Кружки организованы на базе школы.
Раздел III. Концептуальные основы работы МБОУ Виноградовская ООШ с детьми с ОВЗ
3.1. Актуальность введения адаптированной программы
В настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр.
Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение разноуровневых групп детей одного возраста с разными видами нарушений.
Главной целью адаптивной школы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.
3.2. Нормативно-правовая база программы
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ
- «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. № 212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
3.3. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно: социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
- осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
- обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования; создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию углубленного трудового обучения,
- реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности; обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся; создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
- педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями
образовательных программ;
- работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
- дополнительное образование;
- углубленная трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
- воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.
Целевое назначение адаптивной образовательной программы
Создание в школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
- Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а так же полноценно участвовать в культурной, спортивной, деятельности местного сообщества;
- Усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников;
- Совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся, воспитанников;
- Организация работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников;
- Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников
Таким образом, в ходе реализации программы обеспечивается содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервнопсихического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).
МБОУ Виноградовская ООШ ориентируется на формы инклюзивного (включенного в общеобразовательные классы) образования детей с проблемами здоровья, обеспечивает повышение квалификации специалистов, способных успешно работать в инклюзивных классах, а также специалистов осуществляющих обучение таких учащихся на дому.
Раздел IV. Содержание и этапы реализации программы
4.1. Содержание программы
Адаптированная образовательная программа МБОУ Виноградовская ООШ реализуется в двух ступенях образования: - первая ступень – начальное общее образование – 4 года, - вторая ступень – основное общее образование – 5 лет.
Содержание подготовки учащихся:
- на первой ступени обучения - педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, корректировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия
- на второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (в случае отсутствия у ребенка отклонений в умственном развитии, а также для детей VII вида), профессионально -- трудового обучения и выбора учащимся направления профессиональной подготовки (дети VIII вида) с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.
Характеристика видов деятельности и задач,решаемых субъектами образовательного процесса
Начальное общее образование
Виды деятельности младшего школьника:
- индивидуальная и коллективная учебная деятельность игровая деятельность
- творческая деятельность (конструирование),
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде)
- спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности
- научиться решать поставленные учителем цели; - научиться контролировать и оценивать свою учебную работу;
- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками; - овладеть различными видами игры;
- научиться доводить начатое (для VIII вида – простое) дело до конца;
- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда (технологии);
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Задачи, решаемые педагогами:
- реализовать образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования) обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную.
- обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки, создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Основное общее образование
Виды деятельности школьника:
- индивидуальная и коллективная учебная деятельность
- проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта, социальная деятельность,
- творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание, спортивная деятельность
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
- научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,
- научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности,
выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности; научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
- научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Задачи, решаемые педагогами:
реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах, подготовить учащихся к выбору профессии, организовать систему социальной жизнедеятельности создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.
4.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе
Структура | Задачи | Особенности процесса обучения |
1-4 классы | Обеспечить правильную диагностику коррекции звукопроизношения, развитие фонематического слуха. Начать работу по формированию навыков письма и чтения, умения слушать и слышать, выполнять элементарные инструкции, опыта общения и первых межличностных отношений. Овладение элементарными навыками счета и измерений, уточнение представлений об окружающем мире. Активизация словаря и формирование диалогической речи. Развитие ручной умелости. | Ориентация на возможности ребенка в усвоении определенного уровня обучения. и зоны ближайшего развития ребенка. Коррекционная работа по развитию моторики на примере практических упражнений. Составление планов индивидуального обучения для учащихся с выраженной формой диагноза. |
5-6 классы | Формирование базы основных знаний, умений и навыков. Расширение знаний об окружающем мире, развитие устной речи; развитие умения делать выводы и обобщения, правильно выражать свою мысль, развитие измерительных и вычислительных операций в сочетании с трудовым обучением. Закрепление навыков правильного письма. Сообщение профессиональных умений, практических знаний. | Особую важность имеет межпредметная связь. Учет психофизических особенностей подросткового возраста. Развитие интереса к процессу обучения на основе индивидуальных возможностей учащихся в усвоении программного материала. Воспитание в учебной деятельности правильных межличностных отношений. |
7 -9 классы | Формирование общей культуры личности обучающихся, воспитанников на основе усвоения образовательного минимума общеобразовательных программ. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. Развитие коммуникативных возможностей с опорой на реальные и проектируемые учителем ситуации трудового взаимодействия. | Организация образовательного процесса с целью достижения обучающимися:
|
4.3. Основные блоки программы развития
Образовательный блок
- Выстраивать соотношение компонентов жизненной компетенции в рамках образовательной программы школы с точки зрения ориентации на актуальный уровень психического развития ребёнка с ОВЗ и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности.
- Соотношение компонентов жизненной компетенции должно: соответствовать требованиям социума к результатам воспитания и образования ребёнка; отражать специфику разработки каждой содержательной области образования; отвечать характеру особых образовательных потребностей детей.
- Индивидуализация специального образования с учетом степени выраженности и сложности структуры дефекта, интересов, способностей, темпа продвижения обучающегося.
- Создание условий развития ребенка, независимо от уровня его исходной подготовленности
- Включать целенаправленное рассмотрение практической значимости и формирование жизненной компетенции в содержании материала каждого урока любого предмета.
- Использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей к процессу познания и мотивации к учению.
- Внедрение и разработка новых технологий коррекционного обучения для развития механизма компенсации каждого обучающегося, воспитанника с целью успешной интеграции ребёнка с ОВЗ в более сложное социальное окружение.
- Совершенствование системы оценки образовательного процесса.
- Создание базы данных по инновационным формам и методам организации коррекционного обучения.
- Организации постоянной системы повышения квалификации педагогов.
- Повышение уровня развития учебно-материальной базы, внедрение в практику обучения современных технических средств, аудиовизуальных средств отображения учебной информации.
Воспитательный блок
- Совершенствование структуры воспитательной работы с учащимися, имеющими различную степень умственной отсталости, направленную на формирование системы их жизненной компетенции.
- Использовать каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного, соответствующего смысла ситуации и целям ученика) поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим.
- Мотивировать учащегося к освоению правильного поведения через осознание им выгоду последствий такового для самого себя и чувства комфорта и радости как его следствия.
- Включать в содержание учебных программ (СБО, труд для учащихся VIII вида) отработку правильного поведения с социального поведения в социально – ролевых взаимодействиях, в частности, разыгрывание сюжетно – ролевых ситуаций на уроке (устройство на работу, обращение за помощью, организация игры и т.д.)
- Обучать точному соблюдению принятых правил и самоконтроля в общественных местах, в том числе в школе, в мастерских, на уроках.
- Организовать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации (развитие коммуникативных навыков, навыков правильного поведения, выполнения принятых правил и норм, мотивирование к этому.
- Систематизация научно-методических основ воспитания в области безопасности жизнедеятельности.
Лечебно-оздоровительный блок
- Принимать все меры по предупреждению заболеваний, сочетанию медицинского обеспечения с коррекционно-педагогическими мероприятиями.
- Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
- Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
- Планомерная организация питания учащихся;
- Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни детей с ОВЗ.
- Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
- Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- Формирование у обучающихся, воспитанников положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
- Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Коррекционная работа (психолого-педагогическое сопровождение)
Учитывая особенности работы учреждения, воспитание и обучение дифференцированно и, в большей степени индивидуально, с учетом психофизических возможностей каждого ребенка.
Организация образовательного процесса в школе реализуется с помощью педагогического сопровождения детей с ОВЗ на разных этапах обучения.
В основу педагогической системы легли следующие положения:
- Использование и учет ограниченных, психофизических возможностей детей с ОВЗ.
- Активизация учебно-познавательной деятельности, психических и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
- Формирование коммуникативной функции речи как средства общения детей;
- Вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием;
- Гибкость в подборе учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями детей;
- Организация речевой среды как условие овладение средствами общения;
- Использование компьютерных программ с целью активизации учебно-познавательной деятельности, формирования и расширения представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ.
Планируется:
Проведение семинаров для учителей школы по проблеме «Особенности обучения детей с ОВЗ».
Организация подготовки и переподготовки специалистов для работы с определенной категорией детей. Организация всеобуча педагогов в области коррекционной педагогики, а также повышения уровня их психологической компетенции.
4.4. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:
Традиционные технологии: | обязательные этапы на уроке:
|
Технологии активных форм и методов: | виды уроков:
|
Технологии активных форм и методов: | - игровые технологии; -проектная технология; - работа в парах и группах |
Здоровьесберегающие технологии: | - технология обеспечения двигательной активности - педагогические приемы здоровьесбережения |
Раздел V .Основные мероприятия по реализации программы
5.1. Мероприятия по организации деятельности школы, направленной на обеспечение доступности образования
№ | Мероприятия программы | Сроки | Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Реализация требований к организации образовательного процесса | |||
1 | Разработка и утверждение годового календарного учебного графика школы на текущий учебный год | ежегодное обновление | Администрация |
2 | Подготовка расписания учебных занятий, индивидуальных занятий в соответствии с требования СанПиН | ежегодное обновление | Ответственный по УВР |
3 | Проведение работы по внедрению информационной системы «Всеобуч», включая: создание банка данных по выявлению и учету детей из малообеспеченных семей; создание банка данных по выявлению и учету детей, относящихся к «группе риска»; создание банка данных по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | ежегодное обновление | Ответственный по УВР |
2. Реализация требований к содержанию образования и реализации образовательных программ начального общего, основного общего и специального (коррекционного) образования. | |||
1 | Разработка и утверждение учебного плана на текущий год с учетом обновления содержания образования | ежегодное обновление | Администрация |
2 | Подготовка программно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта | ежегодное обновление | Администрация Ответственный по УВР |
3 | Контроль своевременного прохождения программы учебных предметов. | Весь период. | Администрация Ответственный по УВР |
4 | Обеспечение соответствия учебно-методических и дидактических комплектов, материальнотехнической базы, профессионального уровня педагогических кадров реализуемым образовательным программам | Весь период | Администрация |
3. Реализация требований по вопросам охвата детей общим образованием. | |||
1 | Организация рейдов всеобуча | Ежегодно | Администрация Ответственный по УВР |
2 | Сдача отчетности: ОШ; Списки обучающихся на текущий учебный год; Движение учащихся. | Ежегодно
| Администрация Ответственный по УВР, классные руководители |
3 | Анализ посещаемости школы обучающимися: 1 – 4 классов; 5 – 8 классов; 9 – 11 классов. Анализ посещаемости школы обучающимися, воспитанниками стоящими на учете в ПДН. | Ежегодно, ежемесячно | Администрация Ответственный по УВР, классные руководители. |
4 | Промежуточная аттестация обучающихся, воспитанников. | Ежегодно 1 раз в четверть | Администрация Ответственный по УВР |
5 | Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, воспитанников 9 класса. | Ежегодно Май - июнь | Администрация Ответственный по УВР, классные руководители. |
4. Реализация требований по вопросам порядка приема и отчисления обучающихся | |||
1 | Комплектование 1 классов | Ежегодно Апрель - август | Администрация |
2 | Организация приема и отчисления обучающихся, воспитанников в текущем году | В течение года | Директор |
5. Реализация требований по формам получения образования | |||
1 | Подготовка документов для организации индивидуального обучения на дому | Ежегодно | Администрация Ответственный по УВР |
2 | Разработка мероприятий для проведения государственной (итоговой) аттестации для выпускников 9 класса, находящихся на индивидуальном обучении, в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию их здоровья. | Ежегодно | Администрация Ответственный по УВР, классные руководители |
- Мероприятия по реализации здоровьесбережения
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Исполнители |
1. | Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима учебных кабинетов, рекреаций и спальных помещений. | ноябрь | Администрация |
2. | Осуществление контроля выполнения СанПиНа: -световой, питьевой, воздушный режим кабинетов, спортивного зала, мастерских; -соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий. | В течение учебного года | Администрация Ответственный по УВР |
6. | Организация и проведение физкультминуток на учебных занятиях | Ежедневно | Учителя - предметники |
5. | Борьба с гиподинамией. Обязательное использование на учебных занятиях физкультурных минуток и динамических пауз; организация подвижных игр | В течение учебного года | Учителя предметники |
6. | Организация и проведение динамических перемен для обучающихся, воспитанников 1 - 4 классов. | В течение года | Учителя |
7. | Осуществление контроля обучения технологии, ОБЖ, информатики. | В течение года | Администрация Ответственный по УВР |
8. | Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек обучающихся, воспитанников. | В течение учебного года | Классные руководители |
9. | Организация и проведение спортивных праздников, соревнований для детей и их родителей. | ежегодно | Ответственный по УВР, классные руководители, учитель физкультуры |
- Мероприятия по совершенствованию профессионально- трудового обучения
№ | Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Исполнители |
1 | Знакомство на уроках, факультативах, на классных часах с профессиями | весь период | Ответственный по УВР Учителя Классные руководители |
2 | Расширение системы воспитательской работы по вопросу профориентации. | весь период | Ответственный по УВР Учителя Классные руководители |
3 | Знакомство с ПУ трудового профиля (мастерской) – экскурсии, Дни открытых дверей в ПУ, беседы о профессиях (перечень профессий) с учащимися, с родителями, встречи с выпускниками, успешно работающими по выбранной профессии. | весь период | Ответственный по УВР Учителя Классные руководители |
Раздел VI. Контроль и экспертиза реализации программы
6.1. Направления оценки эффективности реализации программы развития
Обучающий эффект:
- Получение обучающимися, воспитанниками образования по программам общеобразовательной школы, специальной (коррекционной) школы VII и VIII вида с учетом различных учебных возможностей обучающихся, воспитанников, их способностей, склонностей и возрастных психофизиологических возможностей;
- Создание благоприятных условий для формирования жизненно важных компетенций, необходимых для успешной социализации выпускника школы; получение, расширение и углубление теоретических и практических знаний и умений обучающихся, воспитанников в области формирования культуры ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях.
Воспитательный эффект:
- Овладение обучающимися, воспитанниками первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, доме, семейных и профессиональных ролях, правах и обязанностях школьника, общекультурные ценности и моральные ориентиры, задаваемые культурным сообществом ребенка и др.)
- Развитие у обучающихся, воспитанников представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора в обыденных житейских ситуациях и др.)
- Развитие у обучающихся, воспитанников вкуса и способности к физическому совершенствованию, к достижениям в учебе, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), умения строить планы на будущее.
- Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.
Социальный эффект:
- Мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокурения, алкоголизма, использование ПАВ; профилактика преступности, безнадзорности и беспризорности; отвлечение подростков с ОВЗ от антисоциальной деятельности;
- Правовое воспитание, профилактика негативного поведения;
- Разработка и внедрение специальных программ, направленных на профилактику дезадаптирующих условий;
- формирование устойчивых социокультурных правовых знаний о жизни в обществе.
Оздоровительный эффект:
- привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом; укрепление физического здоровья детей с ОВЗ;
- коррекция и развитие физических качеств, приобретение необходимых навыков по выполнению физических упражнений; систематическое соблюдение обучающимися, воспитанниками режима дня.
Коррекционно- развивающий эффект:
- Активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении знаний в различных областях, сферах жизнедеятельности человека.
- Развитие коммуникативных навыков на уровне, соответствующем возрасту и психофизическим особенностям ребёнка с ОВЗ.
- Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.
- Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.
- Коррекция психофизического состояния каждого обучающегося, воспитанника, в зависимости от его индивидуальных особенностей, с целью введения в современный социум каждого ребёнка с ОВЗ.
6.2. Система внутришкольного контроля
Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.
Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную коррекционно-развивающую образовательную среду.
Задачи внутришкольного контроля:
- осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;
- осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;
- осуществлять контроль за выполнением программ учебного плана;
- осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;
- осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу;
Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы. Проводимые в рамках внутришкольного контроля проверки включает в себя оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся, эффективности коррекционной и оздоровительной работы, роста профессионального мастерства учителей. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.
Контроль за реализацией программы школы проводится по следующим направлениям:
- обеспечение доступности, качества и эффективности специального образования;
- состояние здоровьеформирующей образовательной среды;
- создание и развитие комплексной системы информационного обеспечения;
По направлению реализации программы развития в части обеспечения доступности, качества и эффективности коррекционного образования проводится мониторинг результативности учебного процесса, который включает в себя диагностические тесты, контрольные работы изучения уровня развития личности. При этом при проведении мониторинга результативности учебного процесса учитываются следующие факторы, влияющие на такие показатели:
- доступность образования: уровень ориентации на социальный заказ родителей, потребности и возможности обучающихся, воспитанников; состояние дифференциации содержания, форм обучения и воспитания; состояние преподавания учебных предметов, организация питания; состояние учебно-материальной базы, методического обеспечения педагогического процесса;
- качество знаний: уровень индивидуальных особенностей обучающихся; уровень преподавания; уровень внеурочной воспитательной работы, уровень сформированности общих и специальных умений; состояние учебно-методического обеспечения процесса обучения, состояния внешнего влияния;
- качество преподавания: уровень научно-теоретических знаний; состояние методической подготовки; состояние психолого-педагогической подготовки; уровень владения современными педагогическими и информационными технологиями; участие в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе; уровень организации педагогического труда; состояние учебно-материальной базы.
- состояние физического развития; уровень физической подготовки и воспитания; уровень развития физической культуры; состояние внеурочной воспитательной работы; уровень учебной и других нагрузок на организм обучающегося, воспитанника; уровень психологического сопровождения; состояние влияния внешней среды, состояние микроклимата в школе и дома.
6.3. Планируемые результаты и способы оценивания достижений
6.3.1.Система аттестации учащихся
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в соответствии с Положением о текущей и промежуточной аттестации учащихся. Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Положением «О государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2001г. № 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Государственная итоговая аттестация является средством диагностики успешности освоения учащимися программ основного общего образования. Задачами итоговой аттестации являются: контроль выполнения Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О правах ребенка»; установление фактического уровня знаний, умений и навыков выпускников 9 классов. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов (VIII вида) проводится по завершении учебного года в форме экзамена по трудовому обучению. На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умение их применять в практической деятельности. Экзамен по трудовому обучению выпускников IX класса проводится в форме практической экзаменационной работы, устных ответов по билетам, (защиты проектной работы).
Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта и важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, можно рекомендовать оценку знаний не по экзаменационным билетам, а в форме собеседования членов комиссии отдельно с каждым учеником. Задача собеседования заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы, но и определить их способность общаться со взрослыми.
Выпускникам 9 класса (VIII вида), прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ установленного образца о соответствующем уровне образования.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по 5-ти балльной системе. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутри школьного контроля.
Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются контрольные работы, тесты.
Формы учета и контроля достижений учащихся начальной школы
Текущие формы контроля
- текущая успеваемость устные ответы на уроках
- самостоятельные и проверочные работы
- контроль техники чтения
- контрольные работы
Обязательные формы итогового контроля
годовые контрольные работы по русскому языку, математике и окружающему миру; контроль техники чтения.
Формы учета и контроля достижений учащихся основной школы
В образовательной программе используются следующие основные формы учета достижений учащихся: текущая успеваемость; аттестация по итогам четверти, по итогам года; административные срезовые работы; олимпиады; защита исследовательской и проектной работы.
творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках конференциях; по окончании 9 класса проводятся экзамены.
6.3.2. Модель выпускника школы
Выпускник начальной школы - это ученик,
- который успешно освоил образовательную программу начальной школы;
- у которого есть потребность выполнять правила для учащихся;
- у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,
- который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
- который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Воспитанник школы:
- овладение общеучебными умениями и навыками;
- овладение навыками общения и основами гигиены и здорового образа жизни,
- сформированность психических процессов,
- восприятие и понимание таких ценностей, как «школа», «учитель», «товарищ», соблюдение порядка и дисциплины в школе и общественных местах;
Семьянин:
- восприятие себя членом семьи;
- психофизическое здоровье, Член сообщества:
- овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать,
- наличие потребности выполнять правила для уч-ся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
- восприятие и понимание таких ценностей, как «родина», знание истории и традиций края;
Гражданин:
- проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру, - обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, - активное участие в жизнедеятельности класса и школы.
Индивидуальность:
- развитие нравственных и эстетических начал личности.
Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации. Воспитанник школы:
- уровень образовательных способностей, успеваемость;
- участие в коллективных, творческих делах школы;
- внешностные показатели поведения.
- сформированность психических процессов.
Семьянин:
- социальный статус семьи;
- психофизическое здоровье.
Член сообщества:
- участие в досуговой деятельности;
- характер межличностных отношений в коллективе.
- знание историко-культурных и трудовых традиций края;
- участие в городских акциях, программах;
- трудовая активность.
Гражданин:
- сформированность правосознания;
- сформированность человеческих качеств личности
- профессиональная ориентация;
- участие в самоуправлении.
Индивидуальность:
- направленность и особенности личности;
- гражданская позиция;
- способность интегрироваться в различные социальные сферы.
Раздел VII. Приложение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2013-2013 учебный год
СПЕЦИАЛЬНОЕ
(коррекционное и компенсирующее)
ОБУЧЕНИЕ
Учебный план специальных (коррекционных) классов VII -VIII видов соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, основываясь на следующих нормативных документах:
Федеральный уровень:
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
«Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. № 212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357,)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»
Региональный уровень
Письмо Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 22.04.2013г. №941
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ, статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» предписывает:
- Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
- Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
- Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, , оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется по адаптированной образовательной программе, разрабатываемой образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебный план для С(К)ОУ (классов), реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, которую разрабатывает и утверждает учреждение самостоятельно и включает в себя:
- обязательную часть;
- часть, формируемую участниками образовательного процесса.
В обязательной части реализуются основные общеобразовательные образовательные программы, обеспечивающие единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирующие овладение выпускниками образовательного учреждения государственным образовательным стандартом содержания образования обучающихся С(К)ОУ.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и представлена:
- обязательными занятиями по выбору учащихся, предназначенными для изучения предметов, обозначенных в образовательных областях, на введение новых учебных предметов, на проведение элективных и факультативных занятий, предпрофессиональной подготовки учащихся. Данный компонент реализуется с учетом национальных, региональных и школьных особенностей и традиций, личных интересов и склонностей обучающихся;
- коррекционными курсами, предназначенными для реализации задач специального (коррекционного) образования с учетом целей деятельности образовательного учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет необходимое количество занятий по выбору и часов на их реализацию в части, формируемой участниками образовательного процесса по годам обучения.
Расписание индивидуальных занятий составляется вне сетки учебных занятий.
Образовательное учреждение на основе ОБУП для С(К)ОУ I-VIII видов самостоятельно составляет учебный план, учитывая конкретные условия функционирования образовательного учреждения, специфику нарушений в развитии обучающихся, воспитанников с учетом требований СанПиН к максимальной нагрузке в неделю и требований к реализации государственного образовательного стандарта содержания образования обучающихся С(К)ОУ.
Пояснительная записка
учебному плану специальных (коррекционных) классов
VII вида
Специальное (коррекционное) образовательное обучение учащихся VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР), у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Учащихся, относящихся к этой группе в школе, 4 человека и обучаются они в 3, 6, 8 классах.
Учебный план образовательного учреждения реализуетcя при 5-дневной (1,5-8 классы) и при 6-дневной учебной неделе (2-4, 9 классы).
В учебном плане для обучающихся VII вида выделены 2 части:
- Инвариантная часть(образовательные области), реализующая федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (минимум содержания образования), обеспечивающая усвоение учащимися регионального компонента, определенного типом и видом образовательного учреждения.
- Вариативная часть – компонент образовательного учреждения.
Коррекционная работа отражает особенности обучения в школе (классе) для детей с ЗПР и направлена на коррекцию отклонений в развитии, формирование навыков адаптации ребенка в современных жизненных условиях, подготовку к усвоению содержания образования на каждой ступени образования непосредственно в образовательном процессе на уроке через применение педагогом соответствующих методов, форм и приемов.
Коррекционная работа включают в себя:
индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по восполнению пробелов в знаниях обучающихся, воспитанников.
Содержание этих занятий определяется образовательным учреждением, педагогом и зависит от особенностей учащихся, воспитанников, запроса родителей и возможностей учреждения.
В учебном плане отражены все образовательные области, предусмотренные федеральным базисным планом. Содержание образования реализуется через образовательные области: «Филология», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».
Учебный план
муниципального общеобразовательного учреждения
«Виноградовская основная общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
первая ступень - начальное общее образование (2- 4 классы) *
на 2013-2014 учебный год
Учебные предметы | Классы | ||
ФГОС | Школа России | ||
II | III | IV | |
(6-дневная неделя) | |||
Количество недель в году | |||
34 | |||
Количество часов в неделю | |||
Русский язык | 5 | 5 | |
Литературное чтение | 4 3* | ||
Немецкий язык | 2 | 2 | |
Математика | 4 | 4 | |
Окружающий мир (человек, природа, общество) | 2 | ||
Основы религии и светской этики | - | - | 1 |
Музыка | 1 | ||
Изобразительное искусство | 1 | ||
Технология | 1 2* | ||
Физическая культура | 3 | ||
ИТОГО | 23 | 23 | 24 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения | |||
Информатика и ИКТ | 1 | 1 | - |
ИТОГО | 24 | 24 | 24 |
Предельно допустимая аудиторская учебная нагрузка | 26 | 26 | 26 |
Внеурочная деятельность | - | ||
10 | - | ||
ИТОГО | 34 | 34 | - |
(2- 4 классы) * - в 2013-2014 учебном году отсутствует набор учащихся 1 класса, обучение в 2-4 классах осуществляется в одном классе комплекте (Письмо Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 10.05.07 г №2613)
3* - предмет проводится объединено во всех классах, но в 2-3 классах 4 раза в неделю, а в 4 классе 3 часа в неделю. 2*- предмет проводится объединено во всех классах, но в 2-3 классах 1 раза в неделю, а в 4 классе 2 часа в неделю.
Учебный план
муниципального общеобразовательного учреждения
«Виноградовская основная общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
вторая ступень – основное общее образование (5-9 классы)
на 2013-2014 учебный год
(5-дневная неделя)
Учебные предметы | Классы | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | |
Количество недель в году | |||||
34 | |||||
Количество часов в неделю | |||||
Русский язык | 6 | 5 | 5 | 3 | 2 |
Литература | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Немецкий язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Математика | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Информатика и ИКТ | 1 | 2 | |||
История | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Обществознание | - | 1 | 1 | 1 | 1 |
География | - | 2 | 2 | 2 | 2 |
Природоведение | 2 | - | - | - | - |
Физика | - | - | 2 | 2 | 2 |
Химия | - | - | - | 2 | 2 |
Биология | - | 2 | 2 | 2 | 2 |
Музыка | 1 | - | |||
Изобразительное искусство | 1 | - | |||
Искусство | - | - | - | 1 | |
Технология | 2 | 2 1 | - | ||
Основы безопасности жизнедеятельности | - | - | - | 1 | - |
Физическая культура | 3 | 3 | |||
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) | |||||
Элективный курс по ИКТ «Мой друг информатика» | 1 | ||||
Элективный курс по русскому языку | 1 | ||||
ИТОГО | 29 | 30 | 32 | 33 | 33 |
Предельно допустимая аудиторская учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | 29 | 30 | 32 | 33 | 33 |
Пояснительная записка
учебному плану специальных (коррекционных) классов
VIII вида
Основными целями специального (коррекционного) образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, стране, семье, формирование здорового образа жизни.
Учащихся, относящихся к этой группе в школе, 4 человека и обучаются они во 2, 8, 9 классах.
Обучение имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами общества. Поэтому в инвариантную часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов. Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных по своему содержанию с учетом принципа преемственности начального и основного общего образования.
Содержание обучения образовательной области «Филология» строится на принципах коммуникативного подхода. Практически все дети 8 вида имеют речевые нарушения, имеют слабо развитый навык чтения. Поэтому для успешого обучения по всем иным предметам важно достаточное овладение навыком беглого чтения, умения строить устную речь.
Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин: истории, географии, биологии, социально-бытовой ориентировки.
Цель обществоведческого курса – создание условий для социальной адаптации обучающихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для успешной интеграции в современное общество через знание гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями.
По окончании 9 класса проводится государственная (итоговая) аттестация по профессионально-трудовому обучению, по результатам которой обучающиеся получают документ об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Школьный учебный план составлен с учетом требований к организации специального (коррекционного) обучения на учащихся 2, 8, 9 классов. Все учащаяся 8 вида, обучающаяся во 2,8,9 классе, обучается индивидуально на дому по особому плану, составленному с учетом пожеланий родителей. Обучение осуществляется по Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Под редакцией В.В. Воронковой и под редакцией И.М. Бгажноковой)
Первая ступень: обучение по специальной (коррекционной) программе (2 класс)
Учебный план
муниципального общеобразовательного учреждения
«Виноградовская основная общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
по специальной (коррекционной) программе VIII вида
индивидуального обучения детей на дому
на 2013-2014учебный год
Предметы | Количество часов в неделю |
II | |
Русский язык | 2 |
Чтение | 2 |
Математика | 2 |
Окружающий мир | 1 |
ИЗО | 0,5 |
Технология (Труд) | 0,5 |
Итого: | 8 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | 8 |
Для работы с детьми, обучающимися по специальной программе используется программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.
Вторая ступень: обучение по специальной (коррекционной) программе (5-9 классы)
Учебный план
муниципального общеобразовательного учреждения
«Виноградовская основная общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
по специальной (коррекционной) программе VIII вида
индивидуального обучения детей на дому
на 2013-2014 учебный год
Предметы | Количество часов в неделю | ||
VIII | IX | IX | |
Русский язык | 3 | 3 | 3 |
Чтение | 2 | 2 | 2 |
Математика | 3 | 3 | 3 |
История | - | 1 | - |
Биология | 1 | - | 1 |
Технология | 1 | 1 | 1 |
СБО | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 11 | 11 | 11 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | 11 | 11 | 11 |
Для работы с детьми, обучающимися по специальной программе используется программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по составлению адаптированных программ для детей с ОВЗ
Рекомендации по составлению адаптированных программ для детей с ОВЗ...
Адаптированная программа для детей с ОВЗ по физической культуре
Программа для 2 класса...
Адаптированная программа "Обучение детей плаванию в детском саду"
Автор Наталья Киселевас сайта doshkolnik.ru...
Адаптированная программа для детей с ОВЗ
Адаптированная программа для детей с ОВЗ...
Рабочие программы по технологии 5-8 класс (ФГОС ООО), адаптированные программы для детей с ОВЗ
Представленные программы без календарно-тематического планирования....
Адаптированная программа для детей с ОВЗ НОО
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с задержкой психического развития ЗПР― это общеобразовательная...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....