Инновационная деятельность ОУ: проблемы, достижения, перспективы
статья на тему

Зубова  Наталья  Олеговна

Современная  школа  ищет  различные  пути  реализации  своих  функций,  одним  из  которых  является  инновационная  деятельность.  В  связи  с  этим,  характерной  особенностью  развития  образования  России  и  отдельных ее  регионов  является  наличие  инновационных  процессов,  стремление  педагогических  коллективов  преобразовать  образовательные  учреждения  и  учебно-воспитательный  процесс  в  целом.  Главной  задачей  педагогического  коллектива  школы на  2003-2007  годы стало  введение  новых  технологий,  форм  и  подходов к организации и  содержанию  учебных занятий,  внеурочной  деятельности,  направленных не только на обучение, но и на развитие учащихся. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnaya_deyatelnost_ou.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная  деятельность  ОУ:  проблемы,  достижения,  перспективы.

Зубова  Наталья  Олеговна,  зам.директора  по  УВР  и  НМР  ОУ  №321

Современная  школа  ищет  различные  пути  реализации  своих  функций,  одним  из  которых  является  инновационная  деятельность.  В  связи  с  этим,  характерной  особенностью  развития  образования  России  и  отдельных ее  регионов  является  наличие  инновационных  процессов,  стремление  педагогических  коллективов  преобразовать  образовательные  учреждения  и  учебно-воспитательный  процесс  в  целом.  Главной  задачей  педагогического  коллектива  школы на  2003-2007  годы стало  введение  новых  технологий,  форм  и  подходов к организации и  содержанию  учебных занятий,  внеурочной  деятельности,  направленных не только на обучение, но и на развитие учащихся.  

Созвучность  задач  ОУ  и  программы  развития  РОС,  актуальность  выделенных  в  ней  направлений,  интерес  к  проекту  «Образовательные  технологии»  способствовали  включению коллектива  школы  в  данную  программу. В  статье  предлагается  описание  педагогического  опыта  организации  инновационной  деятельности,  включающего  в  себя  материалы  неоднократных  выступлений  на  семинарах  подпрограммы  «Компетентностный  подход  в  образовании»,  для  заместителей  директоров  по  УВР,  директоров  школ  и т.д.

Инновационная  деятельность  стимулирует глубокий  аналитический  подход  к  методической  работе  в  новой  образовательной  ситуации. По  своему  основному  смыслу  понятие  «инновация»  относится  не  только  к  созданию  и  распространению  новшеств,  но  и  преобразованиям, изменениям  в  образе  деятельности,  стиле  мышления  руководителя,  который  с  этими  новшествами  связан.  Для осуществления инновационного процесса нужен особый настрой всех членов педагогического коллектива, что потребует внимания и дополнительных усилий от руководителей образовательных учреждений, так как сформированная мотивация персонала выступает важнейшим условием и гарантией положительного освоения того или иного  запланированного  новшества.  

Успех практической реализации инновационных процессов  в большей степени зависит от уровня готовности учителя к новым условиям социально-культурной среды, формируемой в школе. В этой связи на  этапе  становления  представляется важным переосмыслить и обновить структуру, содержание, формы и методы повышения квалификации учителей в системе непрерывного последипломного образования.  В  школе  разработаны  программы совершенствования системы методической деятельности педагогов  и   профессионального развития молодых педагогов. Построение мероприятий происходит  на основе структурно-уровневого подхода (профессиональный базовый уровень - уровень молодого специалиста, профессиональный продвинутый уровень - уровень профессионально-адаптированного учителя. профессионально-повышенный уровень - уровень учителя-методиста, учителя-экспериментатора, профессионально-высокий уровень - уровень учителя-инноватора, учителя-исследователя и учителя-руководителя),  что подразумевает дифференциацию обучения в соответствии с уровнем профессиональной компетентности учителя.  И  тут  важно  выделить  работу  с  молодыми  учителями,  работу  с  учителями,  сопротивляющимися  внедрению всего  нового.  Например,  программа развития  профессиональной  компетентности  молодых педагогов   включает:

  1. Руководство  педагогической  практикой  студентов,  наставничество
  1. Организацию диагностических  исследований
  2. Теоретические, практические,  тренинговые   занятия
  3. Работу  клуба  молодого  учителя
  1. Проведение  ежегодной  Недели  молодого  учителя  в  школе,  в  план  проведения  которой  обязательно  входят разные мероприятия (открытые уроки и внеклассные воспитательные мероприятия, выставка методических и дидактических материалов, разработанных молодыми учителями,  смотр кабинетов,  "Круглый стол" с администрацией и  другими  специалистами,  интегративные  занятия  молодых  и  опытных  коллег  и  т.д.)
  2. Организацию  и  проведение  годового    практикума
  3. Разработку  индивидуальной  программы  профессионального  роста  молодого  учителя  и  т.д.

Основным  результатом  данной  программы  становится  обеспечение  личностной,  социальной,  профессиональной  поддержки  молодых  учителей.

В  условиях  модернизации  образования  деятельность  заместителя  директора  школы по  учебно-воспитательной  и  научно-методической  работе  предполагает   поиск  новых  эффективных  форм  повышения  квалификации  педагогов,  оценки  их  достижений. Использование  портфолио  как  отчетного  документа  педагога  и  методического  объединения  существенно  облегчает  деятельность  заместителя  директора  по  учебно-воспитательной  работе,  которому  необходимо  проводить  анализ  работы  образовательного  учреждения,  оценивать  полученные  результаты  в  динамике,  создавать  условия  для  повышения  профессионализма  педагогов,  готовить  их  к  процедуре аттестации  и  т.д.  Поэтому  в  школе  действует  ежегодный проект: «Портфолио  как инструмент формирования ключевых компетенций, оценки и рефлексии деятельности учителя». В начале учебного года методический Совет утверждает набор обязательных разделов для портфолио педагогов, определяет сроки работы над ним, форму презентации. Решение методического Совета доводится до сведения всех  учителей на  совещании. Ход работы над  портфолио  может обсуждаться на методических объединениях, в ходе индивидуальных консультаций со специалистами по отдельным проблемам и т.д. На весеннем педагогическом совете или конференции проводится презентация готовых  портфолио, выбираются три самых лучших  портфолио,  авторы которых поощряются администрацией школы.

Папки - портфолио  всех  педагогов  требуют  значительного  места  в  кабинете  заместителя  директора  и  не  могут  быть  рационально  использованы  в  работе. Поэтому,  в  рамках  работы  над  проектом,  был  создан  отчетный  документ  - портфолио  деятельности  педагога,  методического  объединения,  описывающий полученные результаты  за  каждый  учебный  год.   Приведем  пример  портфолио  члена  МО.

I. ПОРТФОЛИО  ЧЛЕНА МО …………          (…………………уч.год)

                                                                                         

1.Общие  сведения

знаки  отличия,  грамоты,  благодарности, курсы  повышения  квалификации  за  данный  учебный год  (указать  место  прохождения, в т.ч.школьные семинары, год,  тему); перспективные  курсы  повышения  квалификации (указать   тематику, место  прохождения, цель),  повышение  квалификационной   категории  (дата  присвоения,  номер  приказа)

2. Результативность педагогической деятельности

а) Уровень обученности школьников за последний год:

Предмет 

Класс

Успеваемость 

Качество знаний 

 

 

 

 

б) Индивидуальные достижения учащихся за последний год:

победители  школьных, районных,  городских,  Всероссийских  олимпиад  

золотые и серебряные медалисты,  поступление в вузы  на  факультеты  соответствующего  предмету  профиля (%) и др.; результаты  участия  школьников в  конкурсах,  конференциях,  интеллектуальном марафоне,  Дне  науки и т.д.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Участие в научно-методической работе

а)  Работа в методических объединениях, советах, лабораториях, комиссиях, проблемных  творческих  группах  (роль, тема   работы,  результаты,  краткие выводы о содержании  деятельности и  т.д.);  результаты  участия  в  работе  методического  совета  школы:

б)  Сотрудничество с методическими центрами, институтом повышения квалификации, ВУЗами  и  т.д.:

Организация 

Форма сотрудничества, цель 

Содержание деятельности 

 

 

в)  Методические   материалы, характеризующие  опыт педагога.

описание  итогов  работы (за  последний год)   по  индивидуальной  методической  теме  

Содержание деятельности

Полученные результаты

(разработки  к  темам,  дидактические материалы,  статья,  книга, макет  тетради  и  т.д.)

4.

а) Участие  в  мероприятиях школьного  уровня 

(педсовет,  уроки  к  педсовету,  семинарам, другим школьным  мероприятиям  и  т.д.).  

Необходимо указать название,  форму  и  тему  участия;  

педагогический  продукт – например, планы-конспекты  уроков,  тезисы,  программы,  полученные  отзывы  и  т.д.

б) Участие  в  мероприятиях  районного  уровня  (педагогические   чтения,  авторские  семинары,  семинары НМЦ,  АППО и  т.д.  Необходимо указать название, форму  и  тему  участия;

педагогический  продукт – например, планы-конспекты  уроков,  тезисы,  программы,  полученные  отзывы  и  т.д.

в) Участие  в  мероприятиях  городского,  всероссийского,   международного уровней  

Необходимо указать название, форму  и  тему  участия;

 педагогический  продукт – например, планы-конспекты  уроков,  тезисы,  программы,  полученные  отзывы  и  т.д.

5. Краткие  выводы  о  полученных  результатах 

/                                      /                Подпись  члена  МО. 

ПОРТФОЛИО методического  объединения (оформляет  руководитель  методического  объединения) ---------------                        за_____________уч.год

1.Цели и задачи,  которые  ставились  перед  методическим  объединением

2.Сколько  заседаний  методического  объединения  проведено?  Насколько  вопросы,  вынесенные  на  заседания,  позволили  решать  поставленные  задачи? Сколько  заседаний  не  проведено  (укажите  причину)?

 Результативность педагогической деятельности

3.Состояние  преподавания  и  качество  знаний  обучающихся  в  динамике (проведите  оценку  полученных  данных).  Уровень обученности школьников за данный  учебный  год:

ФИО  педагога

Предмет 

Класс

Успеваемость 

Качество  знаний

Комментарии  руководителя  МО:

4. Индивидуальные достижения учащихся   

ФИО педагога

Название

конкурса, олимпиады и т.д.      

уровень

Результат (места,  кол-во,  темы  работы ,  вид  работы  и т.д.)

Наличие  

медалистов

Другое

Оценка  результативности  данного  участия  в  динамике:_______________________________

5.Участие  в  научно-методической  работе        

а)  Работа в методических объединениях, советах, лабораториях, комиссиях, проблемных  творческих  группах  (роль, тема   работы,  результаты,  краткие выводы о содержании  деятельности и  т.д.);  результаты  участия  в  работе  методического  совета  школы

б)  Сотрудничество с методическими центрами, институтом повышения квалификации, вузами  и  т.д.:

ФИО  члена  МО

Организация 

Форма сотрудничества, цель 

Форма  участия  

Комментарии  председателя  МО  (оценка  работы  по  данному  направлению):_____________

в) Методические   материалы, характеризующие  опыт педагогов.

Описание  итогов  работы (за  последний учебный год)   по  индивидуальной  методической  теме:  

ФИО  ЧЛЕНА

МО

Название темы

Полученные результаты (методические  разработки,  дидактические  материалы,  статья,  книга, макет  тетради  и  т.д.)

Согласуются  ли  методические темы  педагогов  с общешкольной  темой? Оценка результативности  работы  по  методической  теме  членов  МО.  Предложения.

6.Участие  в  мероприятиях

а) Участие  в  мероприятиях школьного  уровня 

(педсовет,  уроки  к  педсовету,  семинарам, другим школьным  мероприятиям  и  т.д.).  Необходимо указать название,  форму  и  тему  участия;  педагогический  продукт – например, планы-конспекты  уроков,  тезисы,  программы,

 полученные  отзывы  и  т.д.

б) Участие  в  мероприятиях районного  уровня 

(педсовет,  уроки  к  педсовету,  семинарам, другим школьным  мероприятиям  и  т.д.).  Необходимо указать название,  форму  и  тему  участия;  педагогический  продукт – например, планы-конспекты  уроков,  тезисы,  программы,  полученные  отзывы  и  т.д.

в) Участие  в  мероприятиях  городского,  всероссийского,   международного уровней  

Необходимо указать название, форму  и  тему  участия;  

педагогический  продукт – например, планы-конспекты  уроков,  тезисы,  программы,  полученные  отзывы  и  т.д.

Комментарии  председателя  МО  (оценка  результативности  участия  членов  МО,  наиболее  значимые  достижения  членов  МО):

7. Эффективность  внеклассной  и  внешкольной  работы  МО.  Анализ  недели  представительства   методического  объединения.

8.Работа  по  методическому    и  техническому   обеспечению  учебного  и  воспитательного  процессов (в  т.ч.  результативность  работы  по  оснащению  школьных кабинетов).  

9.Новые  программы,  курсы,  осваиваемые  учителями-членами  методического  объединения,  составление  авторских  программ,  освоение  информационных  технологий. Итоги  аттестации  членов  МО. 

Комментарии  председателя  МО  (анализ  деятельности  по  выделенным  направлениям)

10.Проблемы,  над  которыми  предстоит  работать  членам  методического  объединения  в  следующем  учебном  году  (также необходимо указать,  в  какой  помощи  нуждаются  члены  МО;  в  каких  вопросах   хотели  ли  бы  повысить  свою  квалификацию).

11.Предложения  по  организации  работы  методических  объединений,  методической  службы  на  следующий  учебный  год.  Перспективные  направления  деятельности  МО.

12.Общие  выводы  председателя  МО  (микроклимат  в  методическом  объединении,  оценка  работоспособности  и  эффективности  деятельности  МО,  методической  службы  школы;  выявление  педагогов,  которых  необходимо  особо  отметить  и  т.д.).

Подпись  предс.  МО.                                                                    Дата:

Путь, с  момента  осмысления  необходимости  внесения  новшеств  до  получения конкретных  результатов,  не  прост  и  не  однозначен.  Он  требует  не  только  желания  руководителя  и  потенциала  коллектива учителей,  но  и  соблюдения  целого  ряда  условий.

Попробуем  выделить  некоторые  из  них.

Одним  из  главных  условий  становится  умение  и  готовность  администрации  выявлять  проблемы  в  повседневной  деятельности  педагогического  коллектива,  классифицировать  их,  выдвигать  гипотезы  и  находить  им  подтверждение,  опираясь  на  достижения  науки  и  опыт  практики (см.схему)  

 

Проблемный  педсовет  может  стать  как  формой  собственно  инновационной  деятельности,  так  и  средством  обучения  этой  деятельности.  Совокупность  педагогических  советов,  объединенных  рамками  одного  учебного  года,  подчиняется  определенной  логике  и  может  рассматриваться  на  этапе  вхождения  в  инновационную  деятельность  как  частнометодическая  технология,  которая  определяет  границы  блока  нововведений  или  изменений,  вводимых  в  школе.

Модель  вхождения  педколлектива  в  инновационную  деятельность  через  некоторую  совокупность  педсоветов

1.Анализ  деятельности  образовательного  учреждения

2.Выявление  важных  для  данной  школы  совокупности проблем

3.Выделение  первоочередных  проблем

4.Постановка  целей  и  задач,  выдвижение  гипотез,  связанных  с  решением  первоочередных  проблем

5.Формулирование  тематики  педсоветов

6.Определение  целей  и  функций  педсоветов

7.Выбор  формы  педсовета

8.Разработка  методики  и  сценария  его  проведения

В  двухгодичном  цикле  возможно: теоретическое  изучение  и  осмысление  вопросов,  связанных  с  ИД (инновационной  деятельностью); выделение  направлений  ИД,  которые  приемлемы  для  конкретной  школы  и  т.д. На  основе  цикла  проведенных  педсоветов  удалось  сформировать  проблемные  творческие  группы,  которые  объединяют  педагогов, интересующихся  какой-либо  специально-профессиональной,  методической  проблемой,  желающих  ее  изучить  более  тщательно.  Данные проблемы  рассматриваются  и  решаются  последовательно  на  заседаниях  МО,  МС, ПС,   в  проблемных  творческих  группах  разных  учителей-предметников.  Затем  осуществляется  переход от  работы  с  однородными  коллективами  к  работе  с  разно функциональными  коллективами  (методистами,  родителями,  учениками  и  др.субъектами  образовательного  пространства),  что  является  еще  одним  условием  осуществления  успешной  инновационной  деятельности.

Циклы  педсоветов:

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Актуальные  проблемы  качества  учебного  процесса. Построение  концептуальной  модели  качества  образования  школы №321. Организация  самостоятельной  и  проектно-исследовательской  деятельности  учащихся (цель:  анализ  потенциала  и  определение  стратегии       развития  исследовательской  деятельности  в  школе)

Педагогика  взаимодействия  субъектов  образовательного  процесса.

Профильное обучение.  Проектирование  и  разработка  элективных  курсов.

Современный  учитель-профессионал:  каков  он.

Активизация   деятельности  учащихся  в процессе  самостоятельного  приобретения  знани1

Оценка  достижений  учащихся.

Формирование

порфолио.

Работа  в  таком  режиме  дала  возможность  многим  педагогам  выйти  на  достаточно  высокий  уровень  анализа,  обобщения  и  систематизации  собственного  педагогического  опыта.  Методическая  деятельность  школы  систематизировалась  по  нескольким  направлениям,  раскрывающим  общую методическую  тему  школы.  

Учитывая  данные  направления,  были  организованы 3-х  дневные  школьные  педагогические  чтения.  Темы  секций  представлены  ниже.

Общая  тема: «Реализация  новых  подходов  к  обеспечению  качества  школьного  образования  в  условиях  модернизации»

Секция 1: Использование  современных  образовательных  технологий.

Секция 2: Реализация  компетентностного  подхода  в  образовании.

Секция 3: Проектно-исследовательская  деятельность  учащихся  и  педагогов.  

На  каждой  из  секций  выступило  более  6  педагогов.  В  основном,  выступления  носили  интегративный  характер  и раскрывали  результаты работы творческих  проблемных  групп.   Все  остальные  учителя,  присутствующие  на  секции,  были  активно  включены  в  ее  работу.

Коллективное проектирование,  являющееся  главным  условием,   позволяет  перейти  от  субъект-объектного  типа  отношений  внутри  коллектива (распределение  и  закрепление  функций  целеполагания,  проектирования  только  за  администрацией,  а  исполнения – только  за  педагогами)  к  субъект-субъектному,  предполагающему  совместное  целеполагание  и  проектирование  преобразовательных  действий,  разработку  коллективных  программ  на  уровне  учебного  заведения,  их  реализацию,  мониторинг  результатов  и  т.д.

Важным  становится создание условий для обмена опытом педагогами школы: проведение методических недель, недель  представительства  МО, открытых уроков, Мастер-классов, Педагогических чтений и конференций,  школьного  конкурса   педагогических  достижений,  участие  в  районном,  городском  конкурсе и  т.д.  

Участие  большинства  педагогов  школы в  районном  конкурсе  педагогических  достижений,  являющегося  частью  программы  развития  РОС,  позволило  создать ядра  «активности»,  микрогруппы  единомышленников,  объединяющих  педагогов,  администрацию,  методистов.  Таким  образом,  организация  инновационной  деятельности  должна  происходить  поэтапно: анализ исходного состояния; постановка целей и задач, прогнозирование, проектирование, педагогическая коммуникация, организация, анализ полученных результатов.

Таким  образом,  работа педагогов школы в  подпрограмме развития РОС  «Компетентностный  подход  в  образовании»   способствовала:

  • существенному  обобщению  и  систематизации  опыта  педагогов  школы
  • возникновению  инновационных  процессов в  ОУ  и  последующему  руководству  ими
  • привлечению  молодых  специалистов  к  экспериментальной  работе  ОУ
  • формированию  новых  подходов,  приемов,  методов,  технологий  к  организации  и  содержанию  учебно-воспитательного  процесса  в  школе
  • формированию  системы  методической  работы  в  школе,  которая обогатилась  новыми  формами  и  т.д.

В  данной  статье  были  раскрыты  общие  подходы  к  организации  инновационной  деятельности ОУ, которые,   на  наш  взгляд,  нашли  отражение  в  конкретном  практическом  содержании.  Очень  надеемся,  что  представленные  материалы  оказались  для  Вас  полезными  и  интересными.