Педсовет на тему «Внеурочная деятельность ФГОС ООО»
методическая разработка по теме

Педсовет на тему «Внеурочная деятельность ФГОС ООО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_mart_2013.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет на тему «Внеурочная деятельность ФГОС ООО»

Зам. директора по ВР Книтель Н.П.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

  • изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС;
  • определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся;        
  • отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
  • проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности,
  • определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
  • теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
  • определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
  • разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
  • овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС;
  • эффективно использовать имеющуюся в школе  учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного  общего образования. 
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям: 

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное, (патриотическое)

социальное, (общественно-полезная деятельность)

общекультурное, (художественно-эстетическое)

общеинтеллектуальное.

  

Спортивно-оздоровительное направление представлено программой «Школа здоровья», а также 1 часом из внеурочной деятельности отведён  на 3-й час физической культуры в рамках спортивного занятия «Подвижные игры».  

Духовно-нравственное (патриотическое) направление представлено этическими беседами «Основы этикета» с целью воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного гражданина России, программами «Моя малая Родина», «Школа, мой дом Родной».

 Социальное направление (общественно-полезная деятельность) представлено психологическим часом «Психологическая азбука», кружком «Мои права» с целью формирования толерантного сознания учащихся, обогащения детей специальными умениями, необходимыми для успешного развития процесса общения. Разработана программа «Общественно-полезная деятельность», которая включает в себя модули «Школьная республика», «Дружина юных пожарных», «Юный инспектор Дорожного движения» .

Общекультурное направление (художественно-эстетическое воспитание) внеурочной деятельности представлено кружком «Очумелые ручки» с целью формирования основ художественно культуры, потребности в художественном детском творчестве; танцевальной студией «Мозайка» - с целью развития творческого  потенциала в процессе хоровой, танцевальной и эстетической деятельности.

 Разработана программа «Художественно-эстетическое развитие», которая включает в себя модули  «Хореография», «Школьная пресса», «Природа и фантазия», «Декоративно-прикладное творчество» и др.

В программу  могут  добавляться новые модули в течение всего времени.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено программой «Я - исследователь» с целью формирования исследовательских, познавательных и коммуникативных умений  школьников в процессе групповой и коллективной деятельности.

Предлагаю подробно остановиться на изучении программ внеурочной деятельности по всем этим направлениям на МО классных руководителей 5-11 классов, т.к. учителя начальной школы уже знакомы и работают по этим программам.

Типы организационных моделей внеурочной деятельности (это, то, что нам предлагают)

  • модель дополнительного образования
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель

  Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в МБОУ СОШ № 4    используется  оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения (администрация, учителя, социальный педагог, педагог-психолог, старший вожатый и др.).

 В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. 

Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: 

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; 
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; 
  • улучшить условия для развития ребенка; 
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 

  Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного  общего образования определяет образовательное учреждение. 
Формы организации внеурочной деятельности разнообразные:

Спортивно-оздоровительное: 

•     Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннис, лёгкой атлетике и спортивной подготовке.

•     Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

•     Проведение бесед по охране здоровья.

•     Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.

•     Участие в районных и краевых спортивных соревнованиях.

•     Ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».

 Общекультурное направление 

•     Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

•     Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

•     Работа ИЗОстудии, театральной студии, танцевального кружка;

•     Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края.

 Общеинтеллектуальное направление: 

•     Предметные недели;

•     Библиотечные уроки;

•     Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

•     Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

•     Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное направление: 

•     Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

•     Выставки рисунков.

•     Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;

•     Встречи с участниками «горячих точек»;

•     Тематические классные часы;

•     Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.

•     Конкурсы рисунков.

•     Фестивали патриотической песни.

•     Написание летописи родного края

Социальная деятельность: 

•     Проведение субботников;

•     Работа на пришкольном участке.

•     Разведение комнатных цветов.

•     Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам»

•     Акция «Тёплый дом».

 

 Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе. Занятия по танцам и вокалу организованы на базе Дома Культуры п.Тавричанка. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими САНПинами и соответствует различным сменам видов деятельности  младших школьников.

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
  •  Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Уровни воспитательных результатов

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

школьник ценит общественную жизнь

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок  может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

школьник самостоятельно действует в общественной жизни

При организации внеурочной деятельности младших/ школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

 Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

 Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.

ПОРТРЕТЫ ВЫПУСКНИКОВ

Начальная школа

Основная школа

1.Любящий свой народ, свой край и свою Родину

1. Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции

2.Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

2. Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества

3.Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир

3.Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества

4.Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

4.Умеющий учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике

5.Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом

5.Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством

6.Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

6.Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов

7.Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

7. Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

8.Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека

Новые цели школьного образования:

  • Воспитание;
  • Социально-педагогическая поддержка;
  • Развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

Воспитательная работа  в классе – это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе.  

Из опыта работы педагогов ведущих внеурочную деятельность в начальной школе.

  1. Беловодченко С.В. – учитель 1 «А» класса
  2. Курченко Т.И. – учитель 1 «Б» класса

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Внеурочная деятельность обучающихся по ФГОС: первые результаты"

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образо...

Презентация по теме "Внеурочная деятельность обучающихся по ФГОС: первые результаты"

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образо...

Реферат на тему «Внеурочная деятельность реализации ФГОС»

Сохранение собственного здоровья — одна из основных обязанностей человека. Образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений. Воспитание культуры ведения зд...

презентация выступления на педсовете "Форма организации внеурочной деятельности - ГПД"

Одной из форм внеурочной деятельности является организация работы групп продленного дня.  Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для у...

Рабочая программа по технологии (7 класс) по теме: внеурочная деятельность ФГОС основное общее образование кружок "Умелые руки" (мальчики)Учитель: Жанков В.И.

Рабочая программа содержит : пояснительную записку ,тематическое распределение часов,общую характеристику учебного процесса ,результаты ,содержание....