Педсовет на тему «Внеурочная деятельность ФГОС ООО»
методическая разработка по теме
Педсовет на тему «Внеурочная деятельность ФГОС ООО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_mart_2013.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет на тему «Внеурочная деятельность ФГОС ООО»
Зам. директора по ВР Книтель Н.П.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС;
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся;
- отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности,
- определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС;
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, (патриотическое)
социальное, (общественно-полезная деятельность)
общекультурное, (художественно-эстетическое)
общеинтеллектуальное.
Спортивно-оздоровительное направление представлено программой «Школа здоровья», а также 1 часом из внеурочной деятельности отведён на 3-й час физической культуры в рамках спортивного занятия «Подвижные игры».
Духовно-нравственное (патриотическое) направление представлено этическими беседами «Основы этикета» с целью воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного гражданина России, программами «Моя малая Родина», «Школа, мой дом Родной».
Социальное направление (общественно-полезная деятельность) представлено психологическим часом «Психологическая азбука», кружком «Мои права» с целью формирования толерантного сознания учащихся, обогащения детей специальными умениями, необходимыми для успешного развития процесса общения. Разработана программа «Общественно-полезная деятельность», которая включает в себя модули «Школьная республика», «Дружина юных пожарных», «Юный инспектор Дорожного движения» .
Общекультурное направление (художественно-эстетическое воспитание) внеурочной деятельности представлено кружком «Очумелые ручки» с целью формирования основ художественно культуры, потребности в художественном детском творчестве; танцевальной студией «Мозайка» - с целью развития творческого потенциала в процессе хоровой, танцевальной и эстетической деятельности.
Разработана программа «Художественно-эстетическое развитие», которая включает в себя модули «Хореография», «Школьная пресса», «Природа и фантазия», «Декоративно-прикладное творчество» и др.
В программу могут добавляться новые модули в течение всего времени.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено программой «Я - исследователь» с целью формирования исследовательских, познавательных и коммуникативных умений школьников в процессе групповой и коллективной деятельности.
Предлагаю подробно остановиться на изучении программ внеурочной деятельности по всем этим направлениям на МО классных руководителей 5-11 классов, т.к. учителя начальной школы уже знакомы и работают по этим программам.
Типы организационных моделей внеурочной деятельности (это, то, что нам предлагают)
- модель дополнительного образования
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в МБОУ СОШ № 4 используется оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения (администрация, учителя, социальный педагог, педагог-психолог, старший вожатый и др.).
В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразные:
Спортивно-оздоровительное:
• Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннис, лёгкой атлетике и спортивной подготовке.
• Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
• Проведение бесед по охране здоровья.
• Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
• Участие в районных и краевых спортивных соревнованиях.
• Ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
Общекультурное направление
• Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
• Работа ИЗОстудии, театральной студии, танцевального кружка;
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края.
Общеинтеллектуальное направление:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
• Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
• Разработка проектов к урокам.
Духовно-нравственное направление:
• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
• Выставки рисунков.
• Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
• Встречи с участниками «горячих точек»;
• Тематические классные часы;
• Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
• Конкурсы рисунков.
• Фестивали патриотической песни.
• Написание летописи родного края
Социальная деятельность:
• Проведение субботников;
• Работа на пришкольном участке.
• Разведение комнатных цветов.
• Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам»
• Акция «Тёплый дом».
Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе. Занятия по танцам и вокалу организованы на базе Дома Культуры п.Тавричанка. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими САНПинами и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности
- Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
- Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
школьник ценит общественную жизнь
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
школьник самостоятельно действует в общественной жизни
При организации внеурочной деятельности младших/ школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
ПОРТРЕТЫ ВЫПУСКНИКОВ
Начальная школа | Основная школа |
1.Любящий свой народ, свой край и свою Родину | 1. Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции |
2.Уважающий и принимающий ценности семьи и общества | 2. Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества |
3.Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир | 3.Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества |
4.Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности | 4.Умеющий учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике |
5.Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом | 5.Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством |
6.Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение | 6.Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов |
7.Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни | 7. Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни |
8.Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека |
Новые цели школьного образования:
- Воспитание;
- Социально-педагогическая поддержка;
- Развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Воспитательная работа в классе – это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе.
Из опыта работы педагогов ведущих внеурочную деятельность в начальной школе.
- Беловодченко С.В. – учитель 1 «А» класса
- Курченко Т.И. – учитель 1 «Б» класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Внеурочная деятельность обучающихся по ФГОС: первые результаты"
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образо...
Презентация по теме "Внеурочная деятельность обучающихся по ФГОС: первые результаты"
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образо...
Реферат на тему «Внеурочная деятельность реализации ФГОС»
Сохранение собственного здоровья — одна из основных обязанностей человека. Образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений. Воспитание культуры ведения зд...
презентация выступления на педсовете "Форма организации внеурочной деятельности - ГПД"
Одной из форм внеурочной деятельности является организация работы групп продленного дня. Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для у...
Выступления учителя географии на педсовете «Требования к внеурочной деятельности по географии в рамках реализации ФГОС»
Один из методов саморазвития является выстцпление на педсоветах....
Выступление на педсовете "Эффективность организации внеурочной деятельности учащихся в школе"
выступление, презентация...
Рабочая программа по технологии (7 класс) по теме: внеурочная деятельность ФГОС основное общее образование кружок "Умелые руки" (мальчики)Учитель: Жанков В.И.
Рабочая программа содержит : пояснительную записку ,тематическое распределение часов,общую характеристику учебного процесса ,результаты ,содержание....