Реализация основной образовательной программы НОО
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_realizatsii_fgos.doc | 400 КБ |
Предварительный просмотр:
о реализации основной образовательной программы начального общего образования
в МБОУ ЦО «Каразей»
В 2011 году МБОУ ЦО «Каразей» активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения. Возможность введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе - внеурочной деятельности обучающихся.
В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС. Документация школьного уровня также подготовлена в полном объёме. Программа перехода на ФГОС второго поколения содержит перечень мероприятий, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования. В ней содержится конкретный план работы по введению государственных образовательных стандартов второго поколения в текущих учебных годах.
В соответствии с приказом по школе были распределены функциональные обязанности между членами администрации школы и педагогами, участвующими во внедрении ФГОС, поставлена задача создания необходимых санитарно-гигиенических и материально-технических условий для апробации ФГОС второго поколения.
Обучение в начальных классах ведется по двум образовательным программам «Гармония» 2-4 класс, УМК «Школа России»- 1 класс. Данные УМК допущены Министерством образования и науки РФ, входят в федеральный перечень учебников. Имеются рабочие тетради, программы, диски. Составлены рабочие программы, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к структуре рабочей программы.
Дети обеспечены на 100% учебниками по выбранным УМК. Из предложенных УМК были выбраны УМК «Гармония» УМК «Школа России», так как они построен таким образом, что все важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями к ее структуре и содержанию ФГОС.
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода.
В содержание выбранных УМК «заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.
Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, поэтому в рамках методической работы шло активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения среди педагогического коллектива.
За отчетный период проведены педагогические советы, где освещались вопросы введения ФГОС.
11 октября 2010г. Протокол №3 был проведен педагогический совет на тему «Подготовка педагогических кадров к введению ФГОС», целью которого являлось познакомить педколлектив с основными изменениями ФГОС и готовностью педагогов к реализации стандартов.
27.10.10 Протокол № 4. В рамках теоретического семинара рассматривалась проблема «ФГОС-как работать по новому»
-01.12.2010 Протокол № 6. «Знакомство с концепцией духовно-нравственного воспитания».
19.02.2011 года Протокол № 2. В рамках методического дня был проведен педагогических совет по теме «Система оценивания младших школьников в свете реализации ФГОС. Данному педагогическому совету предшествовала работа в школьных методических объединениях по системе оценивания. Затем прошли открытые уроки по данной теме.
Так же были проведены методические семинары и педагогические советы по темам:
Воспитательные технологии в свете ФГОС.- методический семинар для классных руководителей.
В рамках преемственности школы и детского сада 2013-2014 году были проведены два методических семинара:
Организация образовательной деятельности в детском саду в условиях введения ФГОС;
-Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном и младшем школьном возрасте;
Итоги адаптации первоклассников. Итоги мониторинга формирования предпосылок УУД.
Формирование УУД на уроках и внеучебной деятельности.
Современный урок и его особенности.
Большую работу, как в теоретическом, так и в практическом плане провели ШМО начальных классов «Родничок»
За три года были проведены заседания:
№п/п | Тема заседания | дата | № протокола |
1. | Проблемы преемственности д/с и школы в условиях введения ФГОС с начального общего образования | 14.01.11 | №2 |
2. | Система оценки достижений младших школьников | 12.03.11 | №3 |
3. | Редактирование программы УМК «Гармония» в соответствии с ФГОС второго поколения. Коррекционная работа в ФГОС | 27.05.11 | №4 |
4. | Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС Технология без отметочного обучения – листы достижений. Технология мониторинга образовательных результатов | 08.11.12 | №2 |
5. | Пути формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся. Конкурс Портфолио. Подведение итогов работы 1-го класса по новому ФГОС НОО | 15.04.12 | №4 |
6. | «Апробация модульно-блочной технологии на уроках окружающего мира» «Коррекционная работа в ФГОС нового поколения» | 26.05.12 | №5 |
7. | Внедрение технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы | 24.10.12 | №2 |
8. | «Апробация модульно-блочной технологии на уроках окружающего мира» | 11.02.13 | №4 |
9. | Формирование УУД учащихся. Системно - деятельностный подход на уроках в начальных классах. | 16.11.13 | №2 |
10. | Пути формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся | 11.04.14 | №4 |
11. | Активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ. «Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся» Обмен опытом. | 20.12.13 | №3 |
12. | Система оценивания учебных достижений и УУД учащихся. | 17.05.14 | №5 |
В рамках преемственности детского сада и школы был проведен семинар, на котором обсуждалась проблема между воспитателями и учителями начальных классов «Проблемы преемственности детского сада и школы в условиях ведения ФГОС». Главным решением семинара было определить требования к выпускникам ДОУ.
Большая работа была проведена в рамках опытно-экспериментальной деятельности методического объединения «Родничок». Был разработан локальный проект (Жигман О.А, Кузнецова Л.Г) «Создание системы критериального оценивания достижений младших школьников». Отработка использования самооценки, линейки Цукермана в начальных классах. Накопление теоретического и методического материала.
В соответствии с новыми фГОС школа должна стать открытым информационным пространством. Поэтому данная работа ведется в этом направлении. 19 февраля 2011 года был проведен образовательный форму для родителей по теме «Система оценивания на уроке». Учителя на открытых уроках показали родителям учащихся как происходит оценивание на уроке, какие требования предъявляются к оцениванию учащихся и новые формы оценивания.
В марте 2011 года на базе МБОУ ЦО «Каразей» был проведен районный семинар по проблеме «Создание системы оценки достижений младшего школьника». Семинар посетили 25 представителей из школ Куйтунского района. В ходе семинара были представлены открытые уроки, показана система оценивания как результатов, так и работа по портфолио.
Введение стандарта предъявляет высокие требования к кадровому обеспечению: к уровню квалификации педагогических и иных работников, обеспечению непрерывности профессионального развития педагогов.
МБОУ ЦО «Каразей» включился в работу над организаций обучения на основе ФГОС, и одним из главных условий успешности этой работы является формирование соответствующей требованиям стандарта образовательной среды школы
Для подготовки к введению и реализации ФГОС НОО за период с 2011 по 2014 год администрацией МБОУ ЦО и учителями начальных классов были пройдены курсы повышения квалификации по следующим проблемам:
№ | ФИО | должность | тема | Место | кол-во часов |
Куликова И.В | директор | Управление ОУ в условиях перехода на новый ФГОС | . ВСГАО. | 72 часа 04.05-11.05.2011 | |
Кузнецова О.Н | Зам.директора по УВР | Управление ОУ в условиях перехода на новый ФГОС | . ВСГАО. | 72 часа 04.05-11.05.2011 | |
Белоусова Н.В | Учитель начальных классов | Педагогика и методика начального образования. ФГОС начального общего образования и его реализация в различных образовательных областях | ИПКРО | 72 часа 24.03- 31.03.2011 | |
Жигман О.А | Учитель начальных классов | Педагогика и методика начального образования. ФГОС начального общего образования и его реализация в различных образовательных областях | ИПКРО | 72 часа 24.03- 31.03.2011 | |
Кузнецова Л.Г | Учитель начальных классов | Педагогика и методика начального образования. ФГОС начального общего образования и его реализация в различных образовательных областях | ИПКРО | 72 часа 24.03- 31.03.2011 | |
Лях Е.В | Учитель начальных классов | Достижение результатов, требуемых ФГОС НОО, и их мониторинг | ФГАОУ АПК и ППРО | 72 часа 10.06.2012-29.06.2012 | |
Филипенко А.Ю | Учитель начальных классов | ФГОС НОО и его реализация в различных образовательных областях | ВСАГО | 72 часа. 29.10.2012-08.11.2012 |
Таким образом, 100 % педагогов преподающих в начальных классах прошли курсы повышения квалификации.
1. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции учителя начальных классов и заместителя директора по УВР.
2. Выполнен план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы в связи с введением ФГОС НОО.
Определена модель внеурочной деятельности. Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности, через группу продленного дня. В реализации принимают участие все педагогические работники МБОУ ЦО «Каразей» (учителя, социальный педагог).
Модель ВУД МБОУ ЦО «Каразей» построена на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену.
Так же в школе имеется спортивный зал со спортивным инвентарём, музыкальный кабинет, музыкальная техника, библиотека, спортивная, игровая площадка.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет.
На внеурочную деятельность отводится в каждом классе по 10 часов, что позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений.
В её реализации принимают участие все педагогические работники МБОУ ЦО «Каразей» (администрация, классные руководители и учителя начальных классов, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, учителя физкультуры).
Внеурочная деятельность не носит характер аудиторной нагрузки и реализуется во второй половине дня, интегрируясь с работой группы продленного дня. Учитель, работающий в классе, является воспитателем ГПД, координирует внеурочную деятельность и регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий. Режим работы в 1 и 2 классах строится по традиционной схеме. Первая половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики обедают, отдыхают, занимаются подвижными играми, совершают экскурсии, проводят беседы, классные и библиотечные часы, обсуждают просмотренные видеофильмы, готовятся к участию в общешкольных мероприятиях, а затем посещают кружки по выбору. Программы дополнительного образования структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. В настоящее время по Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту наша школа предлагает 11программ внеурочной деятельности.
Программы дополнительного образования структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы, как: физкультурные праздники и соревнования, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с общешкольной системой воспитательной работы, подвижные игры, походы, экскурсии, Дни здоровья, спортивные игры «Весёлые старты», " Школьная книга рекордов Гиннеса», беседы с медиком по охране здоровья, работу кружка «Растём сильными и здоровыми», детскую спортивную секцию «Лёгкая атлетика» (автор Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов – М: Просвещение 2011 г.) и кружок «Поиграй со мной».
Духовно-нравственное направление реализуется через посещение художественных выставок, музеев, храмов, проведение библиотечных часов, викторин. В соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания обучающихся в систему дополнительного образования 1 и 2 классов введён курс «Основы духовной культуры» (по 1 ч в неделю авторская программа А.В.Бородиной М: Экзамен 2010 г.). Этот культурологический курс направлен на развитие у школьников нравственных и культурных ценностей, воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Общекультурное направление реализуется через посещение спектаклей, участие в клубных праздничных мероприятиях, в выставках поделок и рисунков, участие в театральном кружке «Теремок». Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Программа кружка рассчитана на 1 и 2 классы по 2 ч в неделю. Развитию мелкой моторики и успешной адаптации, обучающихся к школе являются кружки художественного творчества и прикладного искусства: «Пластилиновая фантазия» в 1 классе, «Художественное творчество: станем волшебниками» в 1 и 2 классах и «Бисероплетение» во 2 классе.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, участие в олимпиадах и научно-практических конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах, работу кружоков «Детская риторика» в 1 классе по 1 ч в неделю-33 ч (автор Т.А.Ладыженская) и «Я – исследователь» во 2 классе (34 ч), направленные на развитие речевых компетенций обучающихся начальных классов, детские исследовательские проекты.
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления разнообразны: работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми: «День добра», «Укрась кусочек планеты», «Покорми птиц», «Поздравь ветерана»); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и работу кружка «Азбука содержания животных» в 1 классе и во 2 классе по 1 ч в неделю (под редакцией В.А.Горского «Примерные программы внеурочной деятельности». М: Просвещение 2011 г. ).
В процессе реализации плана внеурочной деятельности мы надеемся произойдет:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка.
Программа духовно-нравственного воспитания «Радуга» для младших школьников на 2 ступени реализуется в МБОУ ЦО «Каразей» не первый год и зарекомендовала себя как отлаженный механизм.
Вся система воспитательной работы школы направлена на то, чтобы подготовить к жизни трудолюбивого, способного к самосовершенствованию через всю жизнь, защитника Отечества, уважающего культурное и историческое прошлое России, традиции; обладающего нравственно – эмоциональными ценностями, необходимыми для будущей семейной жизни; обладающего коммуникативной культурой; осознающего необходимость «учения через всю жизнь»; развивающего и совершенствующего активную жизненную позицию; физически развитого, ориентированного на здоровый образ жизни выпускника.
Учителя начальных классов ведут учет посещаемости учащихся по классам, отмечая количество кружков и день недели. Данной работе предшествует работа с родителями, на первом классном собрании учитель знакомит родителей с количеством предлагаемых программ дополнительного образования, количество выбранных кружков отмечаются в индивидуальном маршрутном листе. Такая форма очень удобна, наглядно отражает количество кружков, время и дни недели.
Выводы: Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности очень удобна в условиях нашей школы и села. Такая система позволяет обеспечить плавный переход от урочной к внеурочной деятельности. Позволяет охватить всех учащихся внеурочной занятостью, что было бы сложно сделать, если бы учащиеся сначала уходили домой, а потом приходили на кружки. Однако, с увеличением количества классов ежегодно, организация группы продленного дня ведется только в 1 и 2 классов. Группа продленного дня не ведется в 3 классе, так как нет финансирования для воспитателя.
Для того чтобы дети полноценно проводили свое время, для них организовано двух разовое горячее питание для 1и 2 класса.
Изучая заказ родителей, школа не может предоставить такие кружки как танцевальный, вокальный, так как нет специалистов. С данной проблемой помогает справиться социальное партнерство с Домом культуры «Колос».
Разработаны рабочие программы для 1-3 го класса на основе новых стандартов.
- Разработана и утверждена образовательная программа и воспитательная программа внеурочной деятельности начальной школы. Программа имеет внешнюю экспертизу ВСГАО.
- Ежегодно составляется план методической работы в рамках ФГОС начального (общего) образования.
Обобщение опыта работы. Реализация федеральных стандартов, проблемы, первые итоги обобщались не только на школьном уровне. В течение трех лет администрация школы и учителя начальных классов обобщили опыт своей работы не только на муниципальном, региональном, но и на областном уровнях.
2. | Выступление «Методическое сопровождение образовательного процесса для реализации ФГОС НОО с темой «Технологическая карта урока» (Белоусова Н.В. Кузнецова О.Н) | 4.11.11 | муниципальный | |
3. | Научно-практическая конференция «Развитие системы образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» с темой «Модель внеурочной деятельности младших школьников» «Каразей» (Белоусова Н.В.) | 28.08.12 | муниципальный | |
4 | Выступление в Тулунском педагогическом колледже «Актуальные вопросы современного образования. Создание воспитательной системы в МБОУ ЦО «Каразей» Иванова Е.И. Кузнецова О.Н | 27.03.2013 | зональный | |
5 | Выступление с презентацией опыта работы. Управление инновационной деятельностью в ОУ. в условиях перехода внедрения ФГОС. Организация внеурочной деятельности в МБОУ ЦО 2каразей» | 29.03.1978 | региональный | |
6. | Августовская конференция «Педагогическая мастерская как средство развития творческого мышления у младших школьников»» (Лях Е.В.) | 29.08.13 | муниципальный | |
7. | Семинар молодых специалистов «Современные технологии – «Педагогическая мастерская » (мастер-класс Лях Е.В.), «Артпедагогика»(мастер-класс Жигман О.А.) | 16.04.14 | муниципальный | |
8 | Выступление на координационном совете. Основная образовательная программа ДОУ в условиях внедрения ФГОС. Преемственность школы и детского сада. | октябрь | Муниципальный | |
9 | Выступление на координационном совете. Из опыта работы по реализации ООП НОО Кузнецова О.Н | 19.02.2014 | Муниципальный |
Внутришкольный контроль реализации ФГОС НОО.
Стандарты второго поколения предполагают реализацию в образовательном учреждении три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание и итоговое оценивание. Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей.
В соответствии с вышесказанным, в сентябре в первых классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к школьному обучению. 19 % первоклассников условно не готовы к началу регулярного обучения в школе и 9 % не готовы к обучению в первом классе. Полученные данные были использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку при обучении в 1 классе.
Так же введение ФГОС НОО требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. В формировании индивидуальных особенностей ученика играет решающую роль период адаптации первоклассника к школе. Поэтому ежегодно в январе проводится изучение состояния адаптивности обучающихся в 1-х классах. На основании данных диагностического обследования учителям даются рекомендации по работе с детьми с трудностями в адаптации.
Модернизация образования предполагает новые цели начального образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность, развить у них способность самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формировать УДД – обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие ученикам ориентироваться в различных предметных областях
При посещении уроков в начальных классах наблюдается, что большое внимание учителя уделяют игровым формам сотрудничества, доброжелательному отношению к личности каждого ученика, формированию навыков работы в коллективе, умению задавать вопросы, наблюдать, анализировать, прислушиваться к мнению других. На уроках учителя формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. Кроме этого, учителями применяются проектные, исследовательские методы, технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения.
В 2011 – 2012 учебном году в МБОУ ЦО «Каразей» осуществлялась апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры», учителем МХК Ивановой Е.И
Анализ реализации данного курса показал, что в целом большинству обучающихся 4-х классов нравится изучение курса ОРКСЭ. Уроки проходят в интересной форме: просмотр фильмов, посещение виртуальных музеев, святых мест, праздники, знакомство с традициями. Отсутствует важное методическое обеспечение курса ОРКСЭ.
Использование ЦОР в образовательном процессе начальной школы являются приоритетным и необходимым в связи с введением ФГОС НОО.
В ходе контроля данного направления установлено, что учителя начальных классов систематически применяют в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы, отобранные в соответствии с содержанием рабочих программ начального общего образования и поурочным планированием. Однако, наиболее часто в преподавании используются ПК как средство обучения через готовые мультимедийные презентации по различным темам. Интернет-ресурсы для работы в режиме он-лайн практически не используется в силу низкой скорости доступа к Интернету.
В рамках внутришкольного контроля была проведена проверка рабочих учебных программ, которая показала, что учителя начальных классов понимают роль и значение, как самой рабочей учебной программы, так и содержания которое они в нее вкладывают. Рабочие программы соответствуют требованиям и структуре рабочей программы.
В основную образовательную программа НОО входит Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования которая направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Целью программы формирования УУД является создание условий для реализации технологии формирования УУД на начальной ступени общего образования средствами УМК «Гармония» и УМК «Школа России».
Для отслеживания результатов формирования УУД на каждого учащегося заведено портфолио достижений, который заполняют дети под руководством учителя и родителей. Портфолио в 1,2 классах ведется в электронной форме в программа школа. 1С. Хронограф. Учителя ведут мониторинг по отслеживанию предметных результатов. Предметные результаты каждого ребенка доводятся до сведения родителей при индивидуальных беседах.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана и внеурочной деятельности, через кружки «Развитие познавательных способностей» и «Детская риторика».
Оценка универсальных учебных действий осуществляется по заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в проверочные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе, так и в отдельную психологическую диагностику.
По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Анализ результатов позволяет учителю планировать работу на второй год обучения с учетом как общего уровня сформированности УУД в классе, так и индивидуального продвижения каждого обучающегося.
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, которые проверяются насколько сформированы каждое УУД. Проверка осуществляется ежегодным мониторингом.
Мониторинг проводят учителя начальных классов, психолог, администрация в крнце учебного года (март-апрель).
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Содержание мониторинга тесно связано с программами обучения и воспитания детей.
Мониторинг УУД в МБОУ ЦО «каразей» составлен на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга:
- Универсальные учебные действия младших школьников;
- Психолого- педагогические условия обучения;
- Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
-соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
-соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методики для проведения мониторинга
№ | УУД | Характерис-тика УУД | Инструментарий | Методы | Периодич-ность проведения | Сроки проведения |
1 | Самопознание и самоопределение | Самооценка | Тест на определение самооценки «Лесенка» | тестирование | 1 раз в год | Март- апрель |
3 | Смысло-образование | Мотивация |
Приложение
| тестирование | 1 раз в год | Март- апрель |
4 | Нравственно-этическая ориентация |
| анкетирование | 1 раз в год | Март- апрель | |
5 | Регулятивные УУД | контроль |
| тестирование | 1 раз в год | февраль- апрель |
6 | Познавательные УУД | Логические УУД |
| тестирование | 1 раз в год | февраль- апрель |
7 | Коммуниникативные УУД |
| Тестирование Беседа Тестирование Тестирование тестирование беседа | 1 раз в год | февраль- апрель |
В 2013-2014 году учителями начальных классов, психологом проведена большая работа по проведению мониторинга. В данный мониторинг включились и будущие первоклассники. В рамках реализации программы преемственности между детским садом и школой.
Исходя из анализа мониторинга развития УУД были сделаны следующие выводы:
Коммуникативные УУД. МетодикаГ.А Цукерман «Рукавички»
Нормативный показатель №1: Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.
Работать в паре.
Методика Г.А Цукерман «Рукавички»
Цель: Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества
класс | Высокий | средний | низкий |
Подготов.группа | 63% | 31% | 6 % |
1 класс | 38% | 33% | 29% |
2 класс | 50 % | 30 % | 20 % |
Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем;
Средний уровень – 6 человек, что составляет 30 % т.е. сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия;
Высокий уровень –дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
класс | Высокий | средний | низкий |
Подготов.группа | 56% | 43,7 % | 0% |
1 класс | 58% | 42% | 29% |
2 класс | 69,6 % | 30,4 % | 0% |
Высокий уровень: такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Вид УУД: Самооценка.
Нормативный показатель УУД №1: Самопознание и самоопределение.
Цель: выявление уровня развития самооценки
Методы исследования определялись задачами исследования и включали в себя:
- Методика «Лесенка» (исследование самооценки)
- Форма: фронтальный письменный опрос;
класс | Высокий | средний | низкий |
Подготов.группа | 62 % | 38 % | 0% |
1 класс | 57% | 38% | 9% |
2 класс | 56,5% | 8,7% | 34,8% |
3 класс | 50 % | 70 % | 15% |
высокий | средний | низкий |
- чувство необходимости учения, - формирование своей точки зрения, - предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; - адекватное содержательное представление о школе; - предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, - предпочтение социального способа оценки своих знаний | - положительное отношение к школе; - ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», - школа привлекает внеучебной деятельностью | - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу - Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. |
Анкета для первоклассников
по оценке уровня школьной мотивации
(Н. Лусканова)
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Использована в работе со школьниками 1—4-х классов
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося
класс | Высокий | средний | низкий |
Подготов.группа | 62 % | 38 % | 0% |
1 класс | 31% | 54,5% | 13,6% |
2 класс | 43,5% | 47,8% | 8,7% |
3 класс | 46,7% | 45,7% | 7,4 % |
Вид УУД: Концентрация внимания.
Цель: изучить уровень развития регулятивных и познавательных УУД обучающихся 3 класса.
Методы исследования определялись задачами исследования и включали в себя:
- Методика Корректурная проба (уровень развития внимания)
класс | Высокий | средний | низкий |
Подготов.группа | 12 % | 68 % | 18,7% |
1 класс | 13,6% | 54,5% | 31,9% |
2 класс | 34,8% | 47,8% | 17,4% |
3 класс | 10% | 25% | 65 % |
Учитывая, что уровень развития внимания у большинства ребят ниже среднего, или на среднем уровне. Уровень мышления средний - можно говорить о том, что обучающиеся либо работают не в полную силу, либо со стороны родителей нет должного контроля и соответственно своевременной помощи в решении трудностей, возникающих в процессе усвоения и повторения учебного материала. Рекомендуется в 1-4 классе продолжить курс «Развитие познавательных способностей», в котором содержатся задания на развитие внимания и памяти, логического мышления.
Вид УУД: Познавательные
- Цель: Выделение существенных признаков и логических закономерностей
класс | Высокий | средний | низкий |
1 класс | 0% | 65% | 35% |
2 класс | 17,4% | 73,9% | 17,4% |
3 класс | 15% | 55% | 30% |
- Исследование словесно-логического мышления
класс | Высокий | средний | низкий |
1 класс | 0% | 30% | 70% |
2 класс | 17,4% | 73,9% | 8,8% |
3 класс | 15% | 50% | 35% |
По результатам диагностики познавательных УУД:
-Хорошо выделяют существенные признаки предметов и явлений только 15% обучающихся 3 класса и 17,4 % 2 класса;
Испытывают трудности в определении существенных признаков 8,8 % 2 класса , 30 % в 3 классе и 35 % учащихся 1 класса.
-Высокий уровень словесно- логического мышления наблюдается у 15 % обучающихся 3 класса , 17,4 % 2 класса;
-Средний уровень мышления у 30 % учащихся 1 класса, 73,9 %-2 класс и 50 % -3 класс.
-низкий уровень развития мышления у 70 %, 8,8 %- 2 класс и 35 % -3 класс.
Вид УУД: логические универсальные учебные действия 3 класс
Цель: выявление уровня развития логического мышления
- Методика «Логические закономерности»
У 3-х обучающихся хороший уровень, выше, чем у большинства людей, у 5 об-ся хорошая норма большинства людей, у 4 об-ся ниже среднего уровня развития логического мышления, у 4 об-ся - низкая норма, у 4-х –«тугодум»
Вывод: больше включать в задания по математике логических цепочек, заданий на развитие логического мышления, определение числовой последовательности
Вид УУД: Коммуникация как кооперация
Цель: Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.
Работать в паре.
Методика: по наблюдению учителя
класс | Высокий | средний | низкий |
1 класс | 14% | 57% | 28% |
2 класс | 34% | 50% | 16% |
3 класс | 45% | 55% | 0% |
Обучающиеся умеют работать в парах, обучающихся могут отвечать на все вопросы учителя, класса.
Финансово-экономическое обеспечение освоения основной образовательной программы начального общего образования представлено наличием в школе системы мотивации и стимулирования труда педагогических кадров, оплаты труда педагогических и иных работников в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта.
Если анализировать материально-техническое обеспечение, то следует отметить, что учебно-воспитательный процесс в школе ведется в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами и нормами, работа педагогического коллектива организована в соответствии с нормами охраны труда.
Кабинет начальных классов оснащен интерактивной доской, компьютером, сканером, проектором, цифровыми образовательными ресурсами. Доступом в Интернет не имеется.
Рабочее место учителей 1-3 класса оснащены компьютером. Проблемой остается нехватка мультимедийных проекторов в 1 и 2 классах. Исходя из поступления финансовых средств необходимое оборудование приобретается.
Парты, стулья новые, мебель соответствует росту учащихся. В классах тепло, уютно создана комфортная среда для занятий. В школе имеются: спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, столовая. Спортинвентаря достаточно для проведения занятий физической культурой и внеурочной деятельностью.
Информационное обеспечение учреждения включает в себя размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в т.ч. работ обучающихся и педагогов, на информационных носителях, доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в Интернете, фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения образовательной программы начального общего образования.
Впервые родителям сообщили о внедрении ФГОС НОО на родительском собрании будущих первоклассников в апреле 2011 года.
Для создания условий реализации ООП НОО была проделана огромная работа, был задействован практически весь коллектив: деятельность в рабочей группе, участие в семинарах, педагогических советах. Проводится мониторинг внедрения ФГОС НОО, разработан план ВШК. На совещаниях при директоре заслушиваются вопросы по реализации ООП НОО).
Проводится анкетирование с родителями на выявление уровни удовлетворенности родителей работой школы и его педагогического коллектива.
Итоги анкетирования показали, что высокий уровень удовлетворенности показали родители 1, 3, 4,7 классов. Средний уровень показали родители 2, 5, 8 ,8,9,10-11 классов. На среднем уровне оценили родители 1-6, 8,9 классов вопросы по поводу дружности класса и комфортности преьывания ребенка школы
Запланированы также проверки эффективность организации внеурочной деятельности, информированности родителей и др.)
Разработана система внутришкольного контроля.
В школе собрана нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующая деятельность по созданию условий введения ФГОС.
Разработано нормативно-правовое обеспечение:
- внесены изменения в Устав школы;
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции административных и педагогических работников;
- составлен и реализуется план методической работы, обеспечивающий сопровождение перехода на новый образовательный стандарт;
- внесены изменения в локальные акты, регламентирующие организацию учебно-воспитательного процесса (Положение о системе оценок, текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, Положение о портфолио обучающегося, Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников)
В 1и 2 классах внеурочная деятельность ориентирована на развитие личности школьника по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- художественно-эстетическое
- духовно-нравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, проектная деятельность, социально-значимая деятельность. и т. д.
Родители (законные представители) учащихся 1-3 дают положительную оценку работы учителей в организации внеурочной деятельности.
Анализ планируемых достижений свидетельствует о приобретении детьми некоторого опыта творческой деятельности, повышении их интеллектуального уровня, сформированности представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни реализуется в школе через программу «Наш выбор здоровье». Основными для учащихся начальных классов в данной программе являются следующие направления:
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
- организация рационального питания;
- рациональная организация двигательной активности учащихся, соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные игры на переменах, динамические перемены);
- формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей (законных представителей);
- система работы школы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
Из вышеизложенного следует, что в школе реализации ООП НОО проходит успешно.
Но наряду с положительными моментами работы по ФГОС НОО можно выделить следующие проблемные моменты:
- требует корректировки нормативно-правовая база МБОУ ЦО «Каразей» по ФГОС НОО;
- внести дополнение в основную образовательную программу начального образования (2 класс УМК «Школа России»)
- формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках носит не систематический и непоследовательный характер;
Пути решения проблем:
- привести в соответствие с требованиями ФГОС НОО все нормативно-правовые документы;
- организовать практические занятия, методические недели, обмен опытом, взаимопосещение уроков учителями;
- взять на контроль работу учителей начальных классов по формированию метапредметных и предметных умений.
- Учителям начальных классов сделать подробный анализ проведенного мониторинга формированию УУД и наметить пути решения и работы на следующий учебный год. Спланировать работу с классом.
- Администрации МБОУ ЦО «Каразей» спланировать работу по дальнейшему изучению ФГОС НОО и ООО.
- Оснащение интерактивным оборудованием начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС нового поколения
Статья содержит особенности разработки и релизации основной образовательной программы НОО...
Родители как полноправные участники образовательных отношений в аспекте реализации основных образовательных программ
Презентация на тему: "Родители как полноправные участники образовательных отношений в аспекте реализации основных образовательных программ". Рассматривается работа с родителями при реализации ос...
Родители как полноправные участники образовательных отношений в аспекте реализации основных образовательных программ
Реализация основных образовательных программ как фактор развития образовательного учреждения в инновационном режиме....
Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"
Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"...
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ "Реализации основной образовательной программы основного общего образования"
Приоритетные направления работышколыОбновление содержания образования (ФГОС ООО)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРЗОВАНИЯ для детей от 4 до 7 лет образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» срок реализации 2023/2024учебный год
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, создание условий для становления тво...