РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
статья по теме

Гроот Ирина Александровна

Закономерно, что в условиях динамизма, комплексности, масштабности общества, остро встает вопрос об изменении целей и содержания управления образованием. Я убеждена, что достижение указанной цели возможно путем внедрения компетентностного  подхода в управление образовательным  учреждением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_knigi_groot_i.a.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Гроот Ирина Александровна

Калиновская средняя школа

район имени Габита Мусрепова

Мой девиз: «Управлять – значит, вести других к успеху»

Происходящая в последнее время переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность», «общая культура» на понятия «компетентность», и «компетенция» звучит призывом к организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» [3, 3]

Закономерно, что в условиях динамизма, комплексности, масштабности общества, остро встает вопрос об изменении целей и содержания управления образованием. Я убеждена, что достижение указанной цели возможно путем внедрения компетентностного  подхода в управление образовательным  учреждением.

«Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда», - отмечает Д.А. Иванов. [1, 3]

«Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях» [1, 13]

Существуют приоритетные отличия управления образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода от традиционного подхода (таблица 1)

Таблица 1

Приоритетные отличия управления образовательным учреждением в контексте компетентностного  подхода.

Ключевые характеристики

компетентностный  подход

Традиционный «знаниевый» подход

Цель системы образования

- создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании;

- обновление структуры и содержания образования;

- формирование системы непрерывного образования

- формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Задачи системы образования

- обеспечение качества образовательных услуг

- совершенствование технологий образования

- повышение эффективности управления в сфере образования

- совершенствование экономических механизмов в сфере образования

- обеспечение высокого уровня знаний

- совершенствование структуры образования

- подготовка молодежи к общественно полезному, производительному труду

- воспитание активной жизненной позиции

Цели школьного образования

- научить учиться (определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать и др.)

- научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь и др.

- научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных и др.)

- научить анализировать ситуаций и принимать оптимальные решения

- научить решать проблемы профессионального выбора

- и другие

- сформировать основные знания, умения, навыки

- совершенствовать идейно-политическое воспитание

- формировать у учащихся сознательную дисциплину

- повышать ответственность учащихся за качество учебы

- содействовать нравственному и правовому

- организация общественно полезного, производительного труда и другие

Представления о путях формирования ценных ориентаций и личностных качеств обучающихся

- за счет получения личного опыта самостоятельного решения проблем

- за счет приобретения основ знаний по предметам

Содержание образования

- представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем

- обеспечение фундаментальных знаний на основе интеграции и взаимопроникновения предметов

- освоение разных видов деятельности

- развитие у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков и социального опыта

- увеличение объема изучаемого материала

- издание новых учебников и учебных пособий

- введение новых предметов в учебные планы

Главные пути изменения содержания

- интенсивный путь (предусматривает сопряжение программ, модульное обучение, дифференцированное образование, интерактивные формы обучения)

- экстенсивный путь (предусматривает дробное предметное деление, увеличение программ)

Ожидаемые результаты

- формирование ключевых компетентностей

- личностный рост обучающихся, педагогических и руководящих работников

- обеспечение качественного образования

- формирование каровой  элиты

- формирование знаний, умений, навыков

Реализуя задачу повышения качества образования, мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами собственным потенциалом, необходим выход школы за пределы собственного образовательного пространства.

Поэтому мы активно привлекаем и используем внешние ресурсы:

  1. Представляем публичные отчеты школы, отдельных педагогов в целях открытости и доступности образовательных услуг, оказываемых школой.
  2. Проводим школьный образовательный форум, в рамках которого в течение недели проводится более 20 грандиозных мероприятий: Дни открытых дверей, Пресс-конференций, с участием представителей власти, администрации школы и т.д., круглые столы по вопросам образования, массовые спортивные мероприятия с участием родительской общественности, мастер-классы, презентации достижений школы, ярмарки профессий, отчетные концерты и т.д.

Рассказываем об интересных и значимых делах школы в СМИ.

  1. В целях привлечения интересов общества в школу, начинает работу Попечительский совет – как орган общественно-государственного управления школой. Нами успешно реализуется идея совместного участия в образовании и воспитании детей. Как сказал Б.Жумагулов на встрече с павлодарскими педагогами, «это позволит выстроить современную модель корпоративного управления».

Таким образом, достижения психолого-педагогической науки, задачи и приоритетные направления законодательства в области образования ставит руководителей образовательных учреждений перед объективной необходимостью изменить условия управления с учетом требований новых подходов, разработать  эффективную модель управления с целью повышения ответственности учреждения за результаты своей деятельности.

Реализация компетентностного  подхода с сфере образования влечет за собой изменение и системы управления образовательного учреждения, которое приобретает признаки промышленного менеджмента.

Руководители, администраторы школы, педагоги и другие участники учебно-воспитательного процесса, призванные формировать необходимые компетенции у детей, должны соответствовать этим задачам.

Укажем ряд факторов, входящих как в ключевые компетентности, так и в профессиональные, от которых, как я считаю, зависит компетентное поведение руководителя (администратора, учителя) школы:

- высокая степень абстрактно-аналитического мышления, благодаря которому он в состоянии выявить негативные факторы, разрушающие образовательный процесс, негативно действующие на результаты обучения и образования;

- готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на развитие школы, повышение качества образования;

- формирование у сотрудников (учащихся) способности к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самими собой как субъектом;

- инициативность и готовность к переменам;

- знание и понимание общих экономических законов;

- готовность поделиться властью;

- способность работать  в критических ситуациях;

- готовность к поражению, выносливость, самодисциплина;

- умение демонстрировать уважение к чужой точке зрения, достигать компромисса;

- способность к принятию решение о действии, то есть компетентность в решении проблем.

большое внимание уделяется развитию коммуникативной, психолого-педагогической и информационной компетентности педагогов. Реализуемые способы оценки уровня компетентности сотрудников школы:

- самооценка преподавателя своей профессиональной компетентности;

- оценка профессиональным сообществом (анкетирование);

- оценка учениками через организацию обратной связи посредством анкетирования.

Основными используемыми технологиями развития профессиональной компетентности являются тренинги (например, тренинги моделирования современного урока, стрессоустойчивости, организация и проведение деловых игр – «Проектирование компетентностей учителя»). В школе разработана система олимпиад и конкурсов для учащихся и преподавателей. Среди них такие конкурсы, как: «Самый классный классный», «Лучший ученик года», смотр-конкурс художественной самодеятельности, лучшее методическое обеспечение учебного процесса, применение новых технологий, разработка электронного образовательного ресурса. Педагоги и учащиеся активно участвуют в районных, областных и республиканских олимпиадах, конференциях, конкурсах, показывая хорошие результаты. Ежегодно школа занимает вторые, третьи места в рейтинге школ района. Управление образовательным учреждением с учетом компетентностного подхода позволило школе за последние 2-3 года стать школой развития и успеха.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»

Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...

Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"

Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....

Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2

Цель данной работы  – определить основные направления  развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.Задачи:1.  изучить механизм формиров...

Инновационные подходы к управлению образовательным учреждением

О внедрении инновационных методов и приемов к управлению образовательным процессом в школе....

Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»

В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его  результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...

Компетентностный подход в управлении образовательным учреждением

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в р...

Реализация компетентностного подхода на уроках математики в условиях коррекционно образовательного учреждения.

На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек ново...