РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
статья по теме
Закономерно, что в условиях динамизма, комплексности, масштабности общества, остро встает вопрос об изменении целей и содержания управления образованием. Я убеждена, что достижение указанной цели возможно путем внедрения компетентностного подхода в управление образовательным учреждением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_knigi_groot_i.a.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Гроот Ирина Александровна
Калиновская средняя школа
район имени Габита Мусрепова
Мой девиз: «Управлять – значит, вести других к успеху»
Происходящая в последнее время переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность», «общая культура» на понятия «компетентность», и «компетенция» звучит призывом к организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» [3, 3]
Закономерно, что в условиях динамизма, комплексности, масштабности общества, остро встает вопрос об изменении целей и содержания управления образованием. Я убеждена, что достижение указанной цели возможно путем внедрения компетентностного подхода в управление образовательным учреждением.
«Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда», - отмечает Д.А. Иванов. [1, 3]
«Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях» [1, 13]
Существуют приоритетные отличия управления образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода от традиционного подхода (таблица 1)
Таблица 1
Приоритетные отличия управления образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода.
Ключевые характеристики | компетентностный подход | Традиционный «знаниевый» подход |
Цель системы образования | - создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании; - обновление структуры и содержания образования; - формирование системы непрерывного образования | - формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. |
Задачи системы образования | - обеспечение качества образовательных услуг - совершенствование технологий образования - повышение эффективности управления в сфере образования - совершенствование экономических механизмов в сфере образования | - обеспечение высокого уровня знаний - совершенствование структуры образования - подготовка молодежи к общественно полезному, производительному труду - воспитание активной жизненной позиции |
Цели школьного образования | - научить учиться (определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать и др.) - научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь и др. - научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных и др.) - научить анализировать ситуаций и принимать оптимальные решения - научить решать проблемы профессионального выбора - и другие | - сформировать основные знания, умения, навыки - совершенствовать идейно-политическое воспитание - формировать у учащихся сознательную дисциплину - повышать ответственность учащихся за качество учебы - содействовать нравственному и правовому - организация общественно полезного, производительного труда и другие |
Представления о путях формирования ценных ориентаций и личностных качеств обучающихся | - за счет получения личного опыта самостоятельного решения проблем | - за счет приобретения основ знаний по предметам |
Содержание образования | - представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем - обеспечение фундаментальных знаний на основе интеграции и взаимопроникновения предметов - освоение разных видов деятельности - развитие у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков и социального опыта | - увеличение объема изучаемого материала - издание новых учебников и учебных пособий - введение новых предметов в учебные планы |
Главные пути изменения содержания | - интенсивный путь (предусматривает сопряжение программ, модульное обучение, дифференцированное образование, интерактивные формы обучения) | - экстенсивный путь (предусматривает дробное предметное деление, увеличение программ) |
Ожидаемые результаты | - формирование ключевых компетентностей - личностный рост обучающихся, педагогических и руководящих работников - обеспечение качественного образования - формирование каровой элиты | - формирование знаний, умений, навыков |
Реализуя задачу повышения качества образования, мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами собственным потенциалом, необходим выход школы за пределы собственного образовательного пространства.
Поэтому мы активно привлекаем и используем внешние ресурсы:
- Представляем публичные отчеты школы, отдельных педагогов в целях открытости и доступности образовательных услуг, оказываемых школой.
- Проводим школьный образовательный форум, в рамках которого в течение недели проводится более 20 грандиозных мероприятий: Дни открытых дверей, Пресс-конференций, с участием представителей власти, администрации школы и т.д., круглые столы по вопросам образования, массовые спортивные мероприятия с участием родительской общественности, мастер-классы, презентации достижений школы, ярмарки профессий, отчетные концерты и т.д.
Рассказываем об интересных и значимых делах школы в СМИ.
- В целях привлечения интересов общества в школу, начинает работу Попечительский совет – как орган общественно-государственного управления школой. Нами успешно реализуется идея совместного участия в образовании и воспитании детей. Как сказал Б.Жумагулов на встрече с павлодарскими педагогами, «это позволит выстроить современную модель корпоративного управления».
Таким образом, достижения психолого-педагогической науки, задачи и приоритетные направления законодательства в области образования ставит руководителей образовательных учреждений перед объективной необходимостью изменить условия управления с учетом требований новых подходов, разработать эффективную модель управления с целью повышения ответственности учреждения за результаты своей деятельности.
Реализация компетентностного подхода с сфере образования влечет за собой изменение и системы управления образовательного учреждения, которое приобретает признаки промышленного менеджмента.
Руководители, администраторы школы, педагоги и другие участники учебно-воспитательного процесса, призванные формировать необходимые компетенции у детей, должны соответствовать этим задачам.
Укажем ряд факторов, входящих как в ключевые компетентности, так и в профессиональные, от которых, как я считаю, зависит компетентное поведение руководителя (администратора, учителя) школы:
- высокая степень абстрактно-аналитического мышления, благодаря которому он в состоянии выявить негативные факторы, разрушающие образовательный процесс, негативно действующие на результаты обучения и образования;
- готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на развитие школы, повышение качества образования;
- формирование у сотрудников (учащихся) способности к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самими собой как субъектом;
- инициативность и готовность к переменам;
- знание и понимание общих экономических законов;
- готовность поделиться властью;
- способность работать в критических ситуациях;
- готовность к поражению, выносливость, самодисциплина;
- умение демонстрировать уважение к чужой точке зрения, достигать компромисса;
- способность к принятию решение о действии, то есть компетентность в решении проблем.
большое внимание уделяется развитию коммуникативной, психолого-педагогической и информационной компетентности педагогов. Реализуемые способы оценки уровня компетентности сотрудников школы:
- самооценка преподавателя своей профессиональной компетентности;
- оценка профессиональным сообществом (анкетирование);
- оценка учениками через организацию обратной связи посредством анкетирования.
Основными используемыми технологиями развития профессиональной компетентности являются тренинги (например, тренинги моделирования современного урока, стрессоустойчивости, организация и проведение деловых игр – «Проектирование компетентностей учителя»). В школе разработана система олимпиад и конкурсов для учащихся и преподавателей. Среди них такие конкурсы, как: «Самый классный классный», «Лучший ученик года», смотр-конкурс художественной самодеятельности, лучшее методическое обеспечение учебного процесса, применение новых технологий, разработка электронного образовательного ресурса. Педагоги и учащиеся активно участвуют в районных, областных и республиканских олимпиадах, конференциях, конкурсах, показывая хорошие результаты. Ежегодно школа занимает вторые, третьи места в рейтинге школ района. Управление образовательным учреждением с учетом компетентностного подхода позволило школе за последние 2-3 года стать школой развития и успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»
Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...
Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"
Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....
Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2
Цель данной работы – определить основные направления развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.Задачи:1. изучить механизм формиров...
Инновационные подходы к управлению образовательным учреждением
О внедрении инновационных методов и приемов к управлению образовательным процессом в школе....
Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»
В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...
Компетентностный подход в управлении образовательным учреждением
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в р...
Реализация компетентностного подхода на уроках математики в условиях коррекционно образовательного учреждения.
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек ново...