Программа по созданию условий для воспитания школьников
методическая разработка по теме
Данная программа разработана для организации воспитательной работы в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_na_2011_-_2015_god.doc | 335.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на педсовете ГБОУ СОШ № 138
Калининского района Санкт-Петербурга
Протокол № _____
от _______________ 2012 года
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 138
Калининского района Санкт-Петербурга
______________ А.Г.Сафонов
Приказ № ___ от ____________2012 года
ПРОГРАММА
ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №138
Калининского района Санкт-Петербурга
на 2012 - 2016 гг.
Санкт-Петербург
2011
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название Программы | Программа по созданию условий для воспитания школьников в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 138 Калининского района |
Основания для разработки Программы |
|
Цель Программы | Создание условий для воспитания и социально-педагогической поддержки школьников как нравственных, ответственных, инициативных, творческих, имеющих активную гражданскую позицию, готовых служить Отечеству, граждан, воспитанных в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. |
Задачи Программы |
|
Разработчик Программы | Творческая группа: администрация и педагоги школы. |
Исполнители мероприятий Программы | Администрация школы, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность. |
Сроки реализации Программы | 2012-2016 годы |
Основные направления Программы |
|
- Введение
Школа № 138 находится в старом промышленном районе, в котором расположены дома и общежития закрывшихся или частично закрывшихся предприятий. На данной территории недостаточно представлены досуговые центры для детей и подростков. Атмосфера, сложившаяся в микрорайоне побуждает коллектив школы неустанно направлять усилия на преодоление общей инертности и косности, а порой и враждебности окружающей среды. Этими причинами во многом обусловлено создание системы духовно-нравственного воспитания, структуры дополнительного образования в нашей школе.
Вся воспитательная работа школы № 138 связана с именем Святого Благоверного Великого князя Александра Невского и направлена на духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников на основе отечественных историко-культурных традиций. Для нас важен, прежде всего, процесс сохранения, воспроизводства и развития культуры, комплексное улучшение организации учебного процесса, морально-психологического климата в школе. Система воспитательной работы в нашей школе направлена на гуманизацию отношений между педагогом и обучающимся (партнерские отношения), формирование личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подхода, воспитание и гражданское становление ребенка, профилактику противоправной деятельности, в том числе формирование толерантного сознания, предупреждение экстремизма.
С 2005 года в школе работает Отделение дополнительного образования детей. Более 20 детских объединений работают по 8 направленностям. Занятия в Отделении дополнительного образования предоставляет всем детям возможность становиться успешными, социально востребованными личностями и получать навыки ранней социализации.
Программа воспитания связана с основным и дополнительным образованием и находит реализацию в школьных традициях и праздниках, в участии в городских и международных конкурсах и проектах.
В программе воспитания большая роль отводится формированию у школьников семейных ценностей и организации работы с родительской общественностью.
Стремясь воспитать достойных граждан России, людей гармонично развитых, способных сохранить и преумножить славу страны, мы обращаем особое внимание на изучение родной истории и воспитание уважения к защитникам Отечества.
Важным направлением работы является физическое воспитание, совершенствование условий для занятий детей физической культурой и спортом. В 2011 году на базе школы был открыт Школьный спортивный клуб «Импульс», который объединяет детей, педагогов и родителей.
Огромную роль в реализации программы оказывают социальные партнеры:
- Клуб кавалеров ордена А.Невского
- Военно-исторический клуб «Княжеская дружина»
- Дворянское собрание Санкт-Петербурга
- Молодежный отдел Санкт-Петербургской Епархии
- Муниципальное образование Финляндский округ
- Патриотическое объединение подросткового клуба «Творчество»
- ЦВР, ДДТ, ИМЦ, ЦПМСС Калининского района
- Детская библиотека № 8
- Центр социальной помощи семье и детям
- Цель и задачи Программы
Воспитательный процесс реализуется тремя главными социальными институтами: семьей, школой и обществом (в целом); но ведущая роль остается за самим ребенком, то есть воспитание становится успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания. Воспитание направлено на создание условий для освоения личностью культуры человечества и формирование личностной готовности к сохранению и развитию культуры (своей, семейной и общественной).
Цель Программы
Создание условий для воспитания и социально-педагогической поддержки школьников как нравственных, ответственных, инициативных, творческих, имеющих активную гражданскую позицию, готовых служить Отечеству, граждан, воспитанных в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи Программы:
- обеспечить условия для развития личности, органически сочетающей в себе стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей;
- создание условий для обеспечения роста социальной зрелости выпускников школы, их готовности к жизненному самоопределению;
- создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника на основе традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа;
- развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни;
- снижение уровня асоциальных проявлений среди школьников.
- Основные принципы организации воспитания
и социализации школьников
Воспитательный процесс должен основываться на следующих основных принципах:
- гуманизм
- демократизм
- партнерские отношения между всеми участниками
образовательного процесса - духовность
- толерантность
- патриотизм
- вариативность
- конкурентоспособность
- Основные направления реализации мероприятий Программы
К основным направлениям реализации мероприятий Программы относятся:
- "Я - петербуржец"
Формирование ценности гражданственности и патриотизма
В организации работы по данному направлению следует исходить из того, что Санкт-Петербург является мировым центром просвещения, образования и культуры. Следует развивать интерес школьников к активному познанию культуры Санкт-Петербурга и самореализации в нем.
Культура петербуржца складывается из самых различных проявлений: культуры устной публичной речи, культуры бытовых коммуникаций; культуры общения между всеми участниками образовательного процесса; культуры поведения в городе и обществе, медиакультуры.
Работа направлена на формирование целостного представления о городе, ориентирована на многообразие различных культур, дружелюбие к и их носителям, формирование толерантного сознания.
Цель:
Сформировать у школьников чувства патриотического сознания, верности культуре своей Родины (большой и малой). Вызвать познавательный интерес к городу, восхищение им, «влюбить в город»; развивать духовный кругозор личности, способности к художественно-образному восприятию окружающей среды.
Задачи:
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории Санкт-Петербурга, России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- знакомство учащихся с основными достопримечательностями Петербурга, формирование представления об уникальности, неповторимости нашего города;
- воспитание петербуржца на лучших традициях культуры, через возрождение духовности;
- формирование нравственно-этических норм поведения в городе;
- воспитание ценностного отношения к культурному наследию Санкт-Петербурга, умение замечать красоту города;
- воспитание чувства собственного достоинства, нравственного сознания, ответственности за свои и чужие поступки, за сохранность богатства и красоты родного города;
- развитие интереса школьников к современной жизни Санкт-Петербурга и проектированию его будущего.
- "Наши истоки"
Формирование духовно-нравственных ценностей как процесс гармонизации внутреннего и внешнего мира юного петербуржца
Одна из задач образования заключается в том, чтобы противопоставить массовой культуре, рассчитанной на удовлетворение примитивных потребностей молодежи, высокую культуру, основанную на глубоких, фундаментальных социально-культурных традициях.
Это направление предполагает воспитание нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности. Воспитанность проявляется в осознании нравственных норм, их принятии, потребности и умении их применять. Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик – результат нравственного воспитания. Особо рассматривается воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни. Формирование правовых основ поведения и правовой культуры.
Работа в этом направлении
- ориентирована на сохранение фундаментальных культурных ценностей русского народа. Речь идет о той системе традиций, жизненных ценностей и норм, которая сложилась в нашем Отечестве на православной основе, обусловила единство Отечества и преемственность поколений;
- рассчитана на детей с различными способностями и содействует развитию духовно-нравственного, патриотического потенциала детей, формированию гармоничной личности;
- дает возможность детям накопить положительный жизненный опыт, а потребность в гармонизации жизни, усвоенная в начале жизненного пути, будет помогать человеку достойно выходить из нравственных тупиков.
Цель:
Обеспечить гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовно-нравственные ценности в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений; способствовать правильной самоидентификации личности в рамках своей собственной и мировой культуры; прививать уважение к разнообразию культур, что может служить профилактикой к попытке избежать этнических конфликтов.
Задачи:
- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- овладение культурой правильной русской речи;
- ознакомление с лучшими традициями русского фольклора;
- дать понятие о православных традициях Санкт-Петербурга;
- ознакомление с народными промыслами, приобщение к творческому труду;
- развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности, выработка у детей положительных черт характера, способствующих доброжелательному общению, коллективному участию в творческих проектах;
- воспитание на лучших традициях русской народной культуры;
- воспитание ценностного отношения к культурному наследию России;
- воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность-терпимость);
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве.
- "Здоровое поколение"
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Здоровье молодого поколения – это показатель физического и нравственного состояния общества. Сохранение и улучшение здоровья школьников является одной из основных задач модернизации российского образования.
У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.
В такой ситуации как никогда актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа.
Цель:
Формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации школьников к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- создание условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
- создание системы взаимосвязи и сотрудничества всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятиями спортом;
- создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- создание условий для привлечения к занятиям физической культурой и спортом учащихся;
- формирование у учащихся устойчивых навыков здорового образа жизни.
Таким образом, воспитательная система должна:
способствовать актуализации потребности школьников в хорошем здоровье, физическом благополучии как средствах достижения жизненно важных ценностей, чтобы занять определенное положение в обществе;
сделать двигательную и физическую культуру неотъемлемой частью жизни школьников, через работу спортивного клуба, организацию физкультурных фестивалей; праздников;
осуществлять эффективную пропаганду физической культуры и занятий спортом как составляющей здорового образа жизни; социальную рекламу, освещение соревнований, спортивных праздников, информационные программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Активные занятия физической культурой и спортом должны стать популярными, модой для школьников.
- "Свет в окне" (воспитание семьянина)
Формирование ценности семьи
Семья – начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и школы. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Школа должна взять на себя ряд важнейших социальных функций, направленных на развитие семейной культуры.
В воспитательном процессе школа должна уделять особое внимание формированию у самих школьников образа семьи на основе традиционных семейных ценностей таких, как любовь, верность, честь, жертвенность, забота о старших и младших, преемственность поколений.
Цель:
Повышение качества внутрисемейного общения, укрепление сплоченности семьи в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
- формирование у взрослых и детей психологической готовности к решению проблем, возникающих в рамках внутрисемейного взаимодействия;
- развитие навыков сотрудничества в семейном общении, обучение взрослых и детей техникам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтах;
- развитие осознанного интереса к изучению истории и традиций своей семьи, повышение культурного уровня учащихся и их родителей;
- оказание психологической помощи в решении эмоциональных и поведенческих проблем детям и подросткам;
- оказание психологической помощи семье, как в обычной жизни, так и в кризисных ситуациях;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.
- Условия, этапы и сроки реализации Программы
5.1.Кадровые условия
В школе полностью укомплектован штат учителей и педагогов дополнительного образования, работают психолог и социальный педагог.
Все классы имеют классных руководителей. Разработано положение о классном руководителе и должностные инструкции классного руководителя.
В школе работают Отделение дополнительного образования детей (56 групп) и школьный спортивные клуб (7 групп).
Большую помощь в организации воспитательной работы оказывают социальные партнеры школы:
- Клуб кавалеров ордена А.Невского
- Военно-исторический клуб «Княжеская дружина»
- Дворянское собрание Санкт-Петербурга
- Муниципальное образование Финляндский округ
- Патриотическое объединение подросткового клуба «Творчество»
- ЦВР, ДДТ, ИМЦ, ЦПМСС Калининского района
- Детская библиотека № 8
- Центр социальной помощи семье и детям
5.2.Психолого-педагогические условия
В школе сложилась система психолого-педагогического сопровождения, основными направлениями которой являются:
Консультирование
Осуществляется консультирование учащихся, родителей, классных руководителей и педагогов школы социальным педагогом и педагогом-психологом.
Диагностика
Сложилась система проведения психологической диагностики.
Просвещение
Создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов
по вопросам современной педагогики и психологии.
Профилактика
В соответствии с планом проводятся мероприятия по профилактике правонарушений, зависимого поведения, предотвращению травматизма.
Коррекционная работа
Проводится индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте и учете ОДН.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения
5.3.Материально-техническое обеспечение
В школе созданы и совершенствуются условия для обучения и воспитания учащихся. Образовательный и воспитательный процесс осуществляется в двух зданиях: начальной школы; основной и средней школы, что даст возможность улучшить условия для организации воспитательной работы с учащимися всех ступеней образования.
При проведении внеклассных мероприятий и занятий в Отделении дополнительного образования детей используются кабинеты, оборудованные мультимедиа проекторами, аудиовизуальной техникой. Постоянно пополняются фонды библиотеки, совершенствуется набор спортивного инвентаря. Обустроены современные спортивные площадки. Выделены специальные кабинеты для индивидуальной и групповой работы с детьми.
5.4. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы – 2011 – 2016 годы.
Этапы реализации
2011-2012 годы – подготовительный этап.
- разработка системы мероприятий по основным направлениям Программы;
- обсуждение основных направлений программы методическим объединением классных руководителей, Службой сопровождения школы, обсуждение проекта программы на педагогическом совете, совете школы;
- согласование с социальными партнерами форм сотрудничества при реализации Программы.
2013-2016 годы – реализация Программы в учебно-воспитательном процессе.
- Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы
Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения
Характеристики | Показатели | Личностные качества |
Интеллектуальная зрелость | Наличие готовности к после-школьному образованию, потреб-ность в углублении полученных знаний. Способность к самораз-витию. Владение новыми техноло-гиями изучения и обобщения ин-формации. Восприятие образова-тельной цели как собственной ценности. | Целенаправленность. Умение ана-лизировать. Стремление к само-обучению, к самостоятельному до-быванию новых идей. Потреб-ность в преобразовательной дея-тельности. Готовность к профес-сиональному самоопределению и самовыражению во взрослой жизни. |
Социальная зрелость | Коммуникабельность. Владение умениями и навыками культуры общения. Способность корректи-ровать свою и чужую агрессию. Владение способами решения проблем и конфликтов. Понима-ние сущности нравственных качеств и черт характера других людей. | Проявление таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость в отношении с людьми. Стремление к «бесконфликтному» поведению. Культура поведения. Активность в общешкольных и классных делах. |
Личностная зрелость | Способность к самоанализу. Нравственная направленность. Сформированность основных ценностных отношений личности; осмысление целей и смысла жизни. | Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей. Стремление к самоутверждению и самовыражению. |
Эмоциональная зрелость | Эмоционально-психологическое благополучие класса. Владение способами поддержки эмоциональ-но устойчивого поведения. | Нравственное здоровье. |
Эстетическая зрелость | Потребность в посещение театров, выставок, концертов. | Развитие чувства прекрасного и других эстетических качеств. Стремление творить прекрасное в своей деятельности, своем поведении. |
Физическая зрелость | Потребность в укреплении собственного здоровья и сохранении здоровья окружающих. Навыки укрепления и сохранения здоровья. Умение улучшать работоспособ-ность и эмоциональное состояние при помощи физической культуры. | Стремление к физическому совершенству. Привычка ежеднев-но заниматься физическими упраж-нениями. Умение готовить и про-водить игры и соревнования. |
Ожидаемые результаты:
Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование, - это человек, который:
- Умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям, знает свои права и обязанности, умеет их реализовать;
- Владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации, уважает свое и чужое достоинство, уважает труд свой и других людей, обладает чувством социальной ответственности, является патриотом своего Отечества;
- Принимает и реализует ценности здорового и безопасного образа жизни:
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- Ответственно относится к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи;
- Уверенно использует культурно-исторический потенциал Санкт-Петербурга как ресурс собственного развития и самореализации;
- Отличается сформированностью толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
- Показатели и индикаторы выполнения Программы
№ п/п | Наименование показателя | Индикаторы | |
Целевой ориентир 2016 г. | Базовый уровень 2012 г. | ||
| Доля педагогов ГБОУ, внедряющих инновационные разработки по проблемам воспитания школьников, к общему количеству педагогических работников | 50% | 10% |
| Процент охвата школьников дополнительным образованием (от общего количества школьников) | 80% | 60% |
| Удовлетворение потребности школьников в организации внеурочной деятельности в ГБОУ | 70% | 40% |
| Доля детей, подростков, молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, к общему количеству школьников в ГБОУ | 60% | 25% |
Сохранение и развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в ГБОУ | 65% | 50% | |
| Доля семей, активно участвующих в работе ГБОУ, к общей численности семей ГБОУ | 25% | 10% |
| Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы классных руководителей ГБОУ, к общему числу семей ГБОУ | 75% | 50% |
| Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы системы психолого-педагогического сопровождения школьников, к общему числу семей ГБОУ | 50% | 30% |
| Укомплектованность ГБОУ педагогическими кадрами по воспитательной работе | 100% | 70% |
| Доля педагогических работников ГБОУ, повысивших квалификацию по направлению "Воспитание школьников", к общему количеству педагогических работников ГБОУ | 30% | 15% |
| Доля педагогических работников ГБОУ, эффективно использующих современные воспитательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии), к общему количеству педагогических работников ГБОУ | 70% | 50% |
| Доля педагогических работников ГБОУ, реализующих авторские программы дополнительного образования детей, к общему количеству педагогических работников ГБОУ | 25% | 10% |
- План мероприятий по реализации Программы
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Исполнитель мероприятия |
1. Направление "Я - петербуржец" | |||
| Проведение мероприятий в связи с 70-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов | 2015 г. | Зам. директора по ВР |
| Организации проведения уроков мужества в школе с участием ветеранов армии и флота, офицеров Вооруженных сил Российской Федерации | 2012-2016 гг | Педагог – организатор Кл. рук. |
| Проведение научных конференций по вопросам воспитания гражданственности и патриотизма | 2012-2016 гг. | Педагог – организатор Кл. рук. |
Конференции старшеклассников «Юное поколение 21 века…» | 2012-2016 гг | Педагог – организатор Кл. рук. | |
| Проведение мероприятий, посвященных | 2014 г. | Зам. директора по ВР |
| Организация деятельности музея истории школы | 2012-2016 гг. | Рук. музея |
Концертные программы ко Дню инвалидов для воспитанников школ-интернатов | 2012-2016 гг | Педагог – организатор Педагоги ДО | |
Работа по приведению в порядок братских воинских и гражданских захоронений, могил Героев Советского Союза на Богословском кладбище. Работа на территории Никольского кладбища Александро-Невской лавры (захоронения кавалеров ордена А.Невского) | 2012-2016 гг | Кл. рук. | |
Субботники по благоустройству территории школы и района | 2012-2016 гг | Кл. рук. | |
| Традиционные школьные праздники
| 2012 – 2016г. | Педагог – организатор Педагоги ДО Кл. рук. |
Мероприятия, посвященные Дню города (27 мая) | 2012-2016 гг | Педагог – организатор Педагоги ДО | |
2. Направление "Наши истоки" | |||
| Реализация мероприятий, направленных на организацию и проведение мероприятий "День добровольного служения городу", "Посылка солдату-земляку", "Память сердца - Вахта памяти", "Зеленый пояс Славы - объект детской заботы" | 2012-2016 гг. | Педагог – организатор Кл. рук. |
| Организация проведения конкурса детских социальных проектов | 2012-2016 гг. | Педагог – организатор Кл. рук. |
| Организация проведения единого Дня правовых знаний, посвященного принятию Конвенции ООН о правах ребенка (20 ноября) | 2011-2016 гг. | Педагог – организатор Кл. рук. |
Конкурсы «Культурной столице – культуру мира» и «Толерантный ринг» (в рамках реализации программы «Толерантность») | 2012-2016 гг | Педагог – организатор Кл. рук. | |
Конференции для старшеклассников «Многонациональный Петербург» | 2012-2016 гг | Зам. директора по ВР | |
Работа с Этнокалендарем (в рамках реализации программы «Толерантность») | 2012-2016 гг | Зам. директора по ВР | |
Мероприятия, посвященные Дню славянской письменности (24 мая) | 2012-2016 гг | Педагог – организатор Педагоги ДО Кл. рук. | |
| Традиционные народные праздники
| 2012-2016 гг | Педагог – организатор Педагоги ДО Кл. рук. |
| Участие в городском празднике, посвященном Дню памяти А. Невского (12 сентября) | 2012-2016 гг | Зам. директора по ВР |
Мероприятия, посвященные Дню Героев России (9 декабря) | 2012-2016 гг | Педагог – организатор Кл. рук. | |
3. Направление "Здоровое поколение" | |||
1. | Внедрение здоровьесберегающих технологий в урочную деятельность и воспитательную работу | 2011-2012 гг. | Зам. директора по ВР |
2. | Участие в городских акциях "Мир без наркотиков", "Классы, свободные от курения" | 2012-2016 гг | Соц. педагог Кл. рук. |
3. | Проведение фестивалей, направленных на пропаганду здорового образа жизни | 2012-2016 гг | Соц. педагог Кл. рук. |
4. | Мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения | 2012-2016 гг | Кл. рук. |
5. | Реализация Программы развития физической культуры и спорта | 2011-2014 гг. | Рук. ШСК |
6. | Мероприятия по профилактике наркозависимости среди несовершеннолетних лиц | 2012-2016 гг | Соц. педагог Кл. рук. |
7. | Участие во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников "Президентские состязания" и Всероссийских спортивных играх школьников "Президентские спортивные игры | 2011-2016 гг. | Рук. ШСК Учителя физкультуры |
8. | Организация и проведение мероприятий "Спорт лучше наркотиков" | 2011-2016 гг. | Рук. ШСК Соц. педагог |
9. | Организация проведения детско-юношеской оборонно-спортивной и туристической игры "Зарница" | 2011-2016 гг. | Рук. ШСК |
10. | Традиционные школьные туристские слеты (сентябрь, май) | 2012-2016 гг | Зам. директора по ВР |
11. | Участие в спортивных соревнованиях района и города | 2012-2016 гг | Рук. ШСК Учителя физкультуры |
4. Направление "Свет в окне" (воспитание семьянина) | |||
1. | Проведение Спартакиады семейных команд "Семейные игры" | 2012-2016 гг. | Рук. ШСК Учителя физкультуры, кл. рук. |
2. | Организация работы школьного семейного клуба | 2012-2016 гг. | Педагог- орг. |
3. | Проведение фестивалей и конкурсов семейного творчества, культурно-досуговых акций, посвященных пропаганде семейных ценностей | 2012-2016 гг. | Педагог – организатор Кл. рук. |
4. | Организация и проведение конференций "Семья и школа" | 2012-2016 гг. | Психолог |
5. | Консультирование по вопросам семьи и воспитания детей | 2012-2016 гг. | Психолог |
6. | Организация работы Совета школы | 2012-2016 гг | Администра-ция |
7. | Проведение круглых столов по проблемам воспитания школьников | 2012-2016 гг. | Зам. директора по ВР |
8. | Праздничные концерты
| 2012-2016 гг | Педагог – организатор Педагоги ДО Кл. рук. |
9. | Традиционные Дни открытых дверей | 2012-2016 гг | Зам. директора по ВР |
- Нормативная база
Программа разработана в соответствии с:
- законом Российской Федерации «Об образовании»;
- основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- федеральной программой развития образования;
- ФГОС второго поколения;
- стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская Школа 2020»;
- законом Санкт-Петербурга «Об общем образовании в Санкт-Петербурге» № 381-66 от 04.07.2007 года;
- Программой по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы.
- Основные термины и понятия Программы
Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоение и принятие им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Гражданское общество – общество способное к самоорганизации на всех уровнях, активно выражающее свои запросы и интересы через свободно и демократически избранные органы власти и через институты гражданского общества. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.
Деятельностный подход – подход к воспитанию, который заключается в использовании различных видов деятельности в процессе воспитания, как средства становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
Дифференциация и индивидуализация воспитания - подход в воспитании, предполагающий осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Дифференциация и индивидуализация предусматривает гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
Диагностика (педагогическая) – система исследований на основе наблюдений или выполнения определенных заданий, позволяющая распознать определенные педагогические проблемы или выявить достижения.
Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и углубление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе. другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Коммуникативная культура - это совокупность культурных норм, знаний, ценностей, используемых в процессе общения.
Коммуникативные навыки – навыки культурного общения.
Коррекция педагогическая – комплекс учебно-воспитательных мер, которые направлены на преодоление поведенческих, эмоциональных, познавательных, волевых отклонений.
Креативность - (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально нового. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.
Мониторинг – это исследование, которое даёт возможность проанализировать деятельность и дать оценку её эффективности, выявить определенные закономерности.
Национальное самосознание – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу.
Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни.
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество и малую родину, активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Предметно-пространственная среда — лишь тот фрагмент этого мира, который нами эмоционально и чувственно хорошо освоен. Предметно-пространственной средой является квартира в которой живет человек, учебное заведение, в котором он учится, место, где он работает.
Принципы воспитания - основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия педагогов, учащихся, родителей в процессе воспитания.
Профилактика – использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.
Процесс воспитания – процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее свое целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностям и отношениям.
Психологическое здоровье
Светский характер государственных образовательных учреждений – образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений носят безрелигиозный характер, ни одна из религиозных конфессий не может пропагандироваться в стенах государственных образовательных учреждений или подвергаться преследованию.
Служба сопровождения – педагоги образовательного учреждения, оказывающие помощь детям (подросткам, семьям) в решении их социально-педагогических проблем.
Социализация - приобщение человека к социуму (обществу), включение в общественную жизнь, обучение поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей.
Социально-педагогическая поддержка (сопровождение) – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам, семьям) в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности.
Социальный выбор - выбор личностью своей социальной роли и социальной позиции в той или иной жизненной ситуации.
Толерантность (от лат. tolerantia — "терпение, выносливость") — качество терпимости, уважения к иным идеям, чуждым взглядам, концепциям, вкусам. Способность без агрессии воспринимать представителей различных культур.
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.
Экспертиза (в педагогике) - (от лат. expertum — "опытный, сведущий") — изучение качества педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для воспитания истинного самосознания личности в контексте факультативного курса "Основы православной культуры"
В докладе представлен опыт работы классного руководителя по созданию условий для духовно-нравственного воспитания личности учащихся....
Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."
Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...
Открытый практико-ориентированный семинар на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды». «Создание условий для социализации школьников в открытом образовательном пространстве»
Выступление по теме:"Роль социально-педагогического сопровождения в создании условий социализаций подростков с девиантным поведением"...
программа "Живая планета"по экологическому воспитанию школьников в коррекционной школе
Из общения с природой вы вынесете столько света, ...
Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания
Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания...
Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучении и воспитании школьников с интеллектуальной недостаточностью
В коррекционном образовательном учреждении значительная часть педагогов не только знакома с понятием «здоровьесберегающие технологии», но и активно их применяет как во время учебного проце...
«Роль учителя в создании условий для саморазвития школьников».
laquo;Роль учителя в создании условийдля саморазвития школьников»....