«Об организации работы педагогического коллектива по профессиональному самоопределению учащихся»
статья по теме
Выступление на окружном семинаре «Школа-вуз», проводимого совместно с Алтайским государственным техническим университетом им. И.И.Ползунова, 28.03.2012
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей №124»
«Об организации работы педагогического коллектива по профессиональному самоопределению учащихся»
(Выступление на окружном семинаре «Школа-вуз», проводимого совместно с Алтайским государственным техническим университетом им. И.И.Ползунова, 28.03.2012)
«Каждый отдельный индивид должен заниматься
чем-нибудь одним из того, что нужно государству,
и притом как раз тем, к чему он по своим
природным задаткам больше всего способен»
Платон
Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация.
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему.
В законе Российской Федерации «Об образовании, в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…»
В МБОУ «Лицей №124» работа по профессиональному самоопределению учащихся реализуется посредством:
- Проведения профориентационной работы
- Осуществления предпрофильной подготовки
- Профильного обучения в 10-11 классах
- Организации совместной работы с вузами
- Профориентационная работа
Профориентационная работа в лицее проводится согласно утвержденному плану работы и программы «Ориентир».
I Выявление интересов и склонностей учащихся в связи с переходом на обучение по профилям и специализациям:
1. Беседы с учащимися и родителями о направлениях и профилях специализации лицея.
2. Организация курсов по подготовке учащихся к поступлению в лицей.
3. Тестирование по профилирующим предметам (математика, физика).
4. Комплектация профильных классов
II Формирование трудолюбия, творческого отношения и потребности в общественно-трудовой деятельности:
- Работа на закрепленных участках территории и «красной линии» по уборке, благоустройству и озеленению.
III Выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся в процессе обучения в лицее:
1. Диагностика познавательных интересов обучающихся.
2.Организация подготовки одаренных учащихся к олимпиадам, научно-практическим конференциям, конкурсам и т.д.
3. Организация и участие в репетиционном тестировании по форме ЕГЭ:
IV Профессиональная ориентация учащихся во внеклассной работе:
1.Подготовка и проведение классных часов по профориентации активистами детской организации «Малая академия наук».
2. Оформление стендов «В мире профессий» и «Куда пойти учиться» в медиабиблиотеке лицея.
3. Проведение экскурсии для учащихся 9-ых классов в ПУ №35 на кулинарный марафон.
4. Проведение мониторинга профессиональной ориентации учащихся 9 и 11-ых классов.
5. Проведение единого профориентационного урока (презентация профессий)
V Формирование конечной цели профориентационной работы:
1. Организация государственного тестирования (для поступления выпускников в вузы) в рамках итоговой аттестации.
2. Проведение мониторинга по результатам поступления выпускников лицея в вузы.
3. Проведение мониторинга профессионального самоопределения выпускников лицея после окончания вузов.
В библиотеке лицея разработан цикл мероприятий по профориентационному направлению. Ежегодно оформляются книжные выставки: «Каждый сам творит свою судьбу», «Не ошибись дверью». На последней выставке с помощью различных тематических блоков предложена информация для учащихся по инженерно-техническим, математическим, энергетическим, экономическим и механико-технологическим специальностям.
В дополнение к выставке прилагается рекомендательный список литературы «Выбирай на вкус», в котором представлены статьи из журналов о редких профессиях, таких как: постижер, флорист и др.
В помощь освоению будущей профессии оформлены рекомендательные списки литературы:
- «Физика вокруг нас»;
- «Математические чудеса и тайны»;
- «Юному химику»;
- «Занимательная механика»;
- «Загадки техники»;
- «Будущему биологу».
Для того, чтобы помочь учащимся разобраться в многообразии профессий разработан цикл бесед для учащихся 7 – 9 классов. За основу взяты книги: «Мир профессий»: «Человек-природа», «Человек -техника», «Человек - знаковая система», «Человек - художественный образ», «Человек - человек». Большой популярностью у лицеистов пользуется беседа - диалог «Что я знаю о труде своих родителей».
С целью выявления интересов и склонностей учащихся в связи с переходом на обучение по профилям в лицее по каждому профилю разработаны профессиограммы, которые оформлены в альбоме «Основы выбора профессии». Тематика стендового материала: «Куда пойти учиться», «Каждая профессия требует призвания», «Стратегия выбора», «Предмет труда», «Цели труда», «Средства труда», «Любая профессия-труд», «Типы учебных заведений».
Экспозиция «Основы выбора профессии представлена в презентации)
Регулярно проходят встречи с выпускниками лицея, которые уже приобрели специальность и рассказывают о своих профессиях и успехах. (фотографии со встречи в презентацию)
- Предпрофильная подготовка
Для учащихся 9 классов лицея ведется предпрофильная подготовка по направлениям:
- Социально-экономическое;
- Физико-иатематическое;
- Инженерно-техническое.
Предпрофильная подготовка реализуется через проведение курсов по выбору и внеклассную работу по профориентации учащихся.
В рамках внеклассной работы по профессиональному самоопределению учащихся проводятся библиотечные уроки, викторины, конкурсы, организуется анкетирование учащихся.
В процессе проведения таких мероприятий учащиеся знакомятся с профессиями и их классификацией, и профессиональными требованиями к человеку. Специалисты из городского профцентра проводят психолого-педагогическое тестирование, дают советы по профессиональному самовоспитанию школьников.
Организация предпрофильного обучения способствует более тщательной подготовке и более осознанному выбору профиля на ступени старшей школы.
- Профильное обучение.
Профильное обучение в МБОУ «Лицей № 124» осуществляется со дня основания лицея. Основу профильного обучения составляет идеология концепции развития и работы лицея, в соответствии с которой были определены цели и задачи профильного обучения.
Задачи профильного обучения:
- приобретение учащимися профессиональных знаний и умений в соответствии с выбранным профилем обучения, расширение их кругозора в данной профессии при поступлении в вузы;
- качественная подготовка по профилирующим предметам, привитие навыков экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством ведущих специалистов вузов.
С 10 класса вводятся профили:
- Информационно-технологический;
- Физико-математический;
- Физико-химический;
- Социально-экономический.
Направление: Качественная подготовка учащихся по профильным предметам как основа успешного поступления в вузы:
1.Организация элективных курсов для расширения знаний учащихся по профильным предметам.
2. Повышенная подготовка учащихся по профилирующим предметам.
3.Организация и проведение семестровых экзаменов с использованием КИМов ЕГЭ.
- Организация совместной работы с вузами
Специфика МБОУ «Лицей №124» заключается в том, что профессиональная ориентация обучающихся направлена на высшие учебные заведения г.Барнаула, а именно: Алтайский государственный технический университет, Алтайский государственный университет и Алтайская государственная педагогическая академия.
Лицей вместе с базовыми вузами образует единый учебно-воспитательный комплекс, главной задачей которого является формирование творческой личности старшеклассника.
В работе с базовыми вузами лицей работает над реализацией следующих задач:
- профессиональная ориентация учащихся, расширение кругозора в выборе профессий при поступлении в вузы;
- привитие навыков экспериментальных исследований при проведении научных и творческих работ;
- качественная подготовка учащихся по предметам естественно-математического и социально-экономического цикла для поступления и обучения в вузе;
- активное участие в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях.
Для реализации поставленных задач заключен договор о взаимном сотрудничестве лицея с Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова.
Основные направления взаимного сотрудничества:
- организация преподавания профильных предметов специалистами вуза;
- проведение летней учебно-производственной практики;
- участие лицеистов в научно-творческой деятельности на базе вуза;
- проведение профориентационной работы.
Первое направление – организация преподавания профильных предметов специалистами вуза осуществляется в рамках социально-экономического профиля. Заключен договор с Институтом экономики и управления Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова о преподавании в лицее профильного предмета «Экономика» специалистами института ЭиУ.
Для учащихся 10 классов ежегодно организуется летняя учебно-производственная практика как на базе АлтГТУ, так и на промышленных предприятиях: Барнаульской ТЭЦ-3, Барнаульском электротехническом заводе, Центральной городской электрической станции, где лицеисты знакомятся с технологическими процессами производства изготовления трансформаторов и трансформаторных подстанций, изучают устройство и применение различных сварочных аппаратов, действие электротока в литейном производстве.
Для закрепления теоретических знаний учащиеся лицея социально-экономического профиля проходят обширную практику на промышленных предприятиях:
- На Алтайском заводе прецизионных изделий знакомятся с технологическими процессами, изучают экономику и организацию труда;
- В городской налоговой инспекции изучают основы налоговой системы РФ, работу отдела информатизации, принимают участие в оформлении уведомлений на уплату транспортного налога физическим лицам.
- На практических занятиях ООО «Мельница», на заводе АТИ, станкостроительном заводе рассматривают вопросы ассортиментной политики и ценообразования на продукцию.
Учащиеся лицея принимают активное участие в совместных мероприятиях Отделения довузовской подготовки Алтайского государственного технического университета: краевом конкурсе для одаренных учащихся «Будущее Алтая», проводимом на базе АлтГТУ, целевом приеме победителей и призеров конкурса по секции «Физика, техника, астрономия», профдиагностике и тестировании по программе центра гуманитарных технологий МГУ им. М.В.Ломоносова, Днях здоровья и Днях «открытых дверей» АлтГТУ, городской игре для учащихся инновационных школ «Одиссея разума». (фотографии)
Для учащихся лицея и их родителей ежегодно организуются профориентационные встречи с ведущими преподавателями кафедр университета.(фото с собраниями)
Результаты:
Такая целенаправленная работа и тесное сотрудничество с базовыми вузами способствуют значительному улучшению профессиональной ориентации учащихся, расширению их кругозора по выбранной специальности, приобретению навыков исследовательской работы, более глубокой подготовке учащихся по профильным предметам (математике, физике, информатике и экономике) и гарантируют дальнейшее успешное обучение в вузе.
В результате проводимой совместной работы достигнуты высокие показатели в научно-творческой и учебной деятельности учащихся. Учащиеся лицея ежегодно занимают призовые места на олимпиадах и конференциях различного уровня. За последние 9 лет работы лицея 151 выпускнику вручены золотые и серебряные медали, на олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня учащиеся лицея заняли 1408 призовых места. В 2011-2012 учебном году итоги олимпиад и конкурсов по профильным предметам следующие: (будут на слайдах показаны )
№п/п | Профильный предмет | Наименование конкурса | Кол-во победителей и призеров | Учитель/специалист вуза |
1 | Математика | Районная олимпиада Городская олимпиада Краевая олимпиада Городская открытая математическая олимпиада Дистанционная игра «Предметный математический марафон XIII турнир математических боев памяти Е.В.Напалковой Всего: | 32 16 3 1 1 команда 4 команды 51 + 5 (ком) | Зенина Т.Я. Колташкина А.П. Коростелева Л.Я. Лисица Л.Г. Борисова Л.Л. Баянкина Л.А. Исаев И.М., кандидат ф-м наук, преподаватель АлтГПА |
2 | Физика | Районная олимпиада Городская олимпиада Краевая олимпиада Всесибирская олимпиада Дистанционная Всероссийская олимпиада С-Петербургского университета Краевая установочная нпк «Будущее Сибири» «Будущее Сибири», I этап Олимпиада «Ломоносов» МГУ, I отборочный тур Всего: | 28 8 4 35 5 2 14 1 97 | Рыбицкая В.А. новиков А.В. Рыбицкий В.Л. Соломатин К.В., кандидат ф-м наук, преподаватель АлтГУ |
3 | Информатика | Районная олимпиада I дистанционный тур муниципального этапа Всероссийской олимпиады по информатике Краевая установочная нпк «Будущее Сибири» Всероссийский конкурс «Инфознайка» Всего: | 3 1 1 1 6 | Поздняков А.М. |
4 | Химия | Районная олимпиада Всесибирская олимпиада Всего: | 3 4 7 | Дурнова Ю.В. |
5 | Экономика | Равйонная олимпиада Квест-игра АлтГТУ, института экономики и регионального развития Всероссийская олимпиада по финансовому рынку для старшеклассников Всего: | 2 1(команд) 2 4 +1 (ком) | Былина О.В. |
6 | Обществознание | Районная олимпиада Всего: | 4 4 | Былина О.В. Погребников Н.М. |
7 | Право | Районная олимпиада Краевой конкурс на лучшую творческую работу «Я знаю, что такое выборы» Всего: | 1 4 5 | Былина О.В. |
Итого по профильным предметам: | 174 +6(ком) |
Лицеисты успешно проходят отборочный тур краевой научно-практической конференции «Будущее Алтая» На итоговой конференции за последние два года победителями в секции «Физика» стали четверо учащихся 9-11 классов лицея.
Учащиеся социально-экономического профиля принимают активное участие в районных олимпиадах по экономике, занимая призовые места. В 2006 году вошли в десятку сильнейших на краевой олимпиаде, стали призерами в районной научно-практической конференции по экономике.
.. Результатом работы по профессиональному самоопределению учащихся является показатель поступления выпускников лицея в вузы г.Барнаула и России. Процент поступления на технические специальности в АлтГТУ составляет в среднем 70% от общего числа всех выпускников лицея. На протяжении последних 10 лет все выпускники лицея не только поступают в вузы. но и успешно в них обучаются. (Из мониторинга данные)
Ежегодно в адрес администрации и педагогического коллектива лицея поступают письма от Отделения довузовской подготовки Алтайского государственного технического университета, в которых выражается благодарность «за активную профориентационную работу среди выпускников». (сканированные дипломы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"
Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ с углубленным изу...
«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения физической культуре»
педагогической проект...
Педагогическое исследование: "Психолого – педагогические условия профессионального самоопределения учащихся кадетского класса
Педагогическое исследование...
Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...
Описание институциональной образовательной практики «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее з...
Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе
Необходимость определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее опре...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»...