Программа развития МОУ "Седельниковская СОШ №2" на 2011-2015 гг
рабочая программа по теме

Есипенко Елена Владимировна

Представлена Программа развития учреждения на период 2011-2015 гг. «Школа развития ключевых компетенций школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_shkoly_na_2011-2015gg.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

  Принято                                                                                           Утверждаю

  Педагогическим  советом школы                  Директор МОУ «Седельниковская СОШ №2»

  протокол № 24                                                                         ___________ Е.В.Есипенко

  « 30» декабря 2010г.                                                                «01» января 2011 г.

  1. Программа развития
  2. Муниципального образовательного учреждения
  3. «Седельниковсая средняя общеобразовательная школа № 2»
  4. Седельниковского муниципального района
  5. Омской области на 2011 - 2015 годы

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы развития школы.
  2. Информационная справка.
  3. Проблемный анализ состояния школы. Проблемы, на решение которых направлена программа развития.
  4. Формирование концепции школы  «Школа развития ключевых компетенций школьников».
  5. Порядок управления реализацией программы развития.
  6. Этапы реализации программы развития.
  7. Основные механизмы реализации программы развития.
  8. Объём и источники финансирования программы.
  9. Ожидаемые результаты.
  1. Паспорт программы развития

  1. Целевая комплексная программа развития  Муниципального образовательного учреждения «Седельниковсая средняя общеобразовательная школа № 2» Седельниковского муниципального района Омской области «Школа развития ключевых компетенций школьников».

Разработчики программы: педагогический коллектив школы,   научно-методический совет, администрация МОУ «Седельниковская СОШ № 2». 

Исполнители и соисполнители программы: администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы.

Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», законом Российской Федерации «Об образовании».

Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

Основные этапы и формы обсуждения и принятия программы:

1. 2010г. - проблемный анализ состояния школы;

2. 2010 г.- изучение направлений модернизации российского образования; научно-методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по формированию компетентностной  личности, по осуществлению компетентностного подхода в образовании.

Цели и задачи программы:

Цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Задачи программы:

  • обеспечение прав ребёнка на качественное образование;
  • активизация использования современных педагогических технологий, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению;
  • формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов;
  • организация предпрофильного и профильного обучения с целью осознанного выбора будущей профессии;
  • построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, селу, краю, России;
  • совершенствование организации учебного процесса в целях   сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • систематизация работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения;
  • развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации.

Приоритетные направления программы:

  • Формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности ученика:   ценностно-смысловой, трудовой, личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной,   информационной.
  • Реализация потенциальной эффективности информатизации в рамках интеграции учебно-воспитательного процесса.
  • Повышение качества образования.
  • Организация информационно-диагностической деятельности, содействующей позитивной самореализации.

Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижения:

  • обеспечение повышения  качества образования;
  • расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся;
  • удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
  • совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников МОУ «Седельниковкая СОШ № 2»;
  • повышение ИКТ-компетентности педагогов и учащихся;
  • создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
  • создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы;
  • развитие материально-технической базы;
  • повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием;
  • повышение эффективности государственно-общественных форм управления.

        Срок действия программы: 2010-2015 гг.

        Ресурсное обеспечение реализации программы: учреждение обеспечено  кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.

Объём и источники финансирования программы: бюджетное и внебюджетное финансирование ( Федеральный бюджет, Областной бюджет), добровольные пожертвования.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации программы: внутренний мониторинг проводит социально-психологическая служба, администрация; результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными  направлениями.

2.Информационная справка

2.1. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное образовательное учреждение «Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 2» Седельниковского муниципального района Омской области.

2.2. Юридический адрес:  646480, Омская область, с.Седельниково, ул. Горького, 3 Б.

2.3. Фактический адрес: 646480, Омская область, с.Седельниково, ул. Горького, 3 Б.

         Телефон: 8(38164) 2-21-56.

Факс: нет.

         Адрес электронной почты: sedschool2@gmail.com

Адрес  сайта: school2.sedelnikovo.omskedu.ru 

Школа введена в эксплуатацию в 1958 году как семилетняя. В 1976 школа преобразуется в среднюю.

Администрация: директор школы – Есипенко Елена Владимировна, 41 год, стаж работы – 23 года, стаж работы в этой школе – 17,5 лет,  директором 1 год 6 месяцев, директор высшей категории, учитель математики первой категории.

Заместитель директора по УВР – Махмутова Фания Сафиулловна,  50 лет, стаж работы  32 года, стаж работы в этой школе — 32 года, зам.директора — 4 года, зам.директора  первой категории, учитель немецкого языка первой категории.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе –Хорошавина Ирина Александровна 31 год, стаж работы 10 лет, стаж работы в этой школе - 2 года, зам. директора - 3 года, зам.директора первой категории, учитель русского языка и литературы первой категории.

Заместитель директора по воспитательной работе – Кухарева Татьяна Михайловна 35 лет, стаж работы в этой школе -13 лет, заместителем директора по воспитательной работе –3 года , зам.директора первой категории, учитель математики второй категории.

Численность учащихся - 234(на 31 декабря 2010г.)

Число смен с указанием классов по сменам: 1 смена - С 1 по 11 класс

Число классов по ступеням образования:

1 ступень – 5 классов всего 101 человек,

II ступень - 5 классов, всего 100 человек,

III ступень – 2 класса всего 33 человека.

 Итого - 12 классов-комплектов.

Педагогический коллектив школы образует 6 методических объединений (естественных дисциплин, общественных наук, начальных классов; классных руководителей, физико-математических, филологических наук).

Количество учителей: 28, в том числе:

 имеют высшее образование - 26,

 незаконченное высшее – 1,

 среднее специальное -1.

Имеют высшую квалификационную категорию — 4 человека,

I квалификационную категорию –  12 человек,

II квалификационную категорию – 4 человека,

Почетные звания имеют: «Отличник просвещения» - 4

Почётных работников образования – 1

Грамотами Министерства образования - 8

Педагогов – бывших выпускников школы – 8

Средний возраст педагогов - 39 лет

Курсы повышения квалификации за последние 5 лет – 28 человек.

В школе работает социально-педагогическая служба, главной задачей которой является декомпенсация факторов среды, препятствующих формированию здорового образа жизни, безопасного поведения, нормальному физическому и психическому развитию детей.

2.4. Режим школы - пятидневка.

Продолжительность уроков по классам: для учащихся первого класса создан ступенчатый режим обучения:

1-я четверть – 3 урока по 35 минут;

2-я четверть – 4 урока по 35 минут;

3-я и 4-я четверть – 4 урока по 40 минут.

 Со 2 по 11 классы - 40 минут.

2.5. Характеристика внеурочной воспитательной работы:

К числу сильных сторон организации воспитательного процесса в школе, проявляющихся в течение многих лет, следует отнести коллективную творческую деятельность, широкую сеть кружков, секций, работу детского объединения «Тройственный союз», в которое входит три разновозрастных объединения: («Цветик - семицветик» - уч-ся 1-4 классов, «Дружные ребята» - уч-ся 5-8 классов и «Школьная республика» - уч-ся 9-11 классов).

кружки спортивные: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, мини -футбол, биатлон, хоккей, лыжи, коньки, ОФП, шахматы;

художественные: театральный, студия мод «Серпантин», кружки декоративно-прикладного творчества районного Дома творчества;

Школа Искусств: изостудия, хореография, специальность;

2.6. Наша экспериментальная деятельность

С 2000года школа участвовала в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования в статусе областной экспериментальной площадки.

В 2005 году школа защитила на региональном экспертном совете при Министерстве образования Омской области программу экспериментальной работы по теме «Создание центра здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в условиях сельской школы»

С сентября 2005 года являлась муниципальной экспериментальной площадкой по апробации базисного учебного плана 2004 года.

В 2006 школа прошла экспертизу на получение статуса экспериментальной площадки Омского областного института развития образования и Российской академии образования и получила свидетельство об общественной аккредитации с присвоением статуса экспериментальной площадки РАО (распаоряжение Минестерства Образования Омской области от 15.12.2005 года).

С 2005  года школа являлась опорной площадкой по  сохранению здоровьесбережения в рамках реализации программы развития «Создание здоровьеформирующей школы».

2.7. Социальное окружение.

Расположение школы позволяет использовать возможности районных культурно – спортивных учреждений. Недалеко от нашей школы находится новый современный стадион «Сибиряк» МОУ ДОД «СДЮЦ», где проходят и уроки физкультуры. Учащиеся школы активно посещают БУ Омской области «Центр социальной помощи семье и детям «Родник», МУДО «Седельниковский Домом пионеров и школьников», МУК МСКДЦ «Светоч», детскую школу искусств, районный музей, детскую и районную библиотеки, с которыми установлено многолетнее и прочное сотрудничество.

Партнеры школы.

 

Состояние материально-технической базы:

Помещение школы: площадь 3335.8 м2

Техническое состояние удовлетворительное

Год открытия – 1978

Количество кабинетов – 20

спортзал – 1 (площадью 180 м2)

теплица – 1 (площадь теплицы – 80 м2)

стадион – 1

актовый зал – 1 (150 посадочных мест)

столовая – 1 (число мест – 120)

кабинет по очистке воды – 1

медицинский кабинет – 1

20 учебных кабинетов и 2 мастерские (обслуживающего и технического труда).

компьютерных классов – 2 (16 рабочих мест), оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер) – 15

телевизор – 2

DVD плеер – 2

музыкальный центр –1

магнитофоном –1

ксероксом – 1

принтером – 6

спутниковая тарелка – 1

сканер – 1

мультимедийным оборудованием – 1

проектор – 2

модем – 1

интерактивная доска- 2

Спортивная площадка – 1

Стадион – 1

Кроме того, имеется библиотека (библиотечный фонд составляет 18172 экземпляров; из них учебный - 3673. экземпляра)

 Организация деятельности школьного самоуправления.

Важным звеном воспитательной системы является работа органов самоуправления.

В школе сформирован Совет школьной Думы, как школьное молодежное объединение. Конференция старшеклассников разработала и приняла Положение о работе органов самоуправления и определила структуру этих органов. Работа совета строится через комитеты («правовой комитет», «информационно-аналитический», «спортивный», «художественно-эстетический», «трудовой», «комитет милосердия», «комитет образования и воспитания», «комитет здравоохранения и экологии»)

Школьные средства информации.

В школе организован и успешно работает пресс-центр. Регулярно (раз в четверть) выходит общешкольная газета «Школьный остров», по итогам недели дежурства выходит информационный лист дежурного класса. Руководит пресс-центром Совет Старшеклассников, в который входят представители от каждого класса.

Таким образом, информационная справка о школе позволяет утверждать, что МОУ «Седельниковская СОШ № 2» функционирует достаточно устойчиво, решая задачу достижения качественного образования своих учеников. Более того, в образовательном процессе предприняты определенные шаги по созданию модели здоровьеформирующей школы.

Задача программы развития - сделать эту деятельность более целенаправленной, систематизировать отдельные управленческо - педагогические действия. Для этого важно осуществить проблемно-ориентированный анализ, который поможет выявить наиболее значимые проблемы функционирования и развития образовательного учреждения и на их основе определить цели и задачи школы, выстроить основные концептуальные положения.

2.8. Механизм диагностики образовательного процесса.

Механизм диагностики образовательного процесса можно определить как совокупность двух составляющих: внутреннего и внешнего контроля. Под внутренним понимаем:

- контрольные работы (тематические, итоговые и т.д.);

- диагностические и мониторинговые срезы;

- изучение документации (классных журналов, тетрадей учащихся, тетрадей для контрольных работ);

- государственную итоговую аттестацию в 9-х классах;

- анализ итоговых отметок.

   Под внешним контролем понимаем:

-районные диагностические работы;

-государственную итоговую аттестацию с участием территориальных экзаменационных комиссий;

- итоговую аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ;

- результаты олимпиадного движения.

Администрация в системе осуществляет анализ результативности образовательного процесса и через механизм осуществления внутришкольного контроля пытается оптимизировать учебный процесс и его результаты.

2.9. Система методической работы.

Целью методической работы является оптимизация учебно-воспитательного процесса через обновление содержания, форм и методов работы.

Задачи:

- диагностика профессиональных затруднений учителя;

- методическая помощь учителю;

- активизация творческого потенциала учителя;

- руководство научно-методической и научно-исследовательской работой школы.

         Организационные формы:

- индивидуальная работа;

- педагогический всеобуч;

- школьные предметные методические объединения;

- научно-методический и педагогический советы;

- методический семинар;

- мастер-класс;

- работа проблемно-творческих групп;

- организация участия в профессиональных конкурсах и НПК.

      Методическая работа строится на принципах:

- открытости,

- гласности,

- творчества, - адресной помощи,

- «лучше меньше, да лучше».

           2.10. Основные результаты образовательного процесса.

2.10.1. Одним из показателей результативности образовательного процесса является количество медалистов и качество их подготовки.

Медаль

2007 -2008 уч.г.

2008 - 2009 уч.г.

2009 - 2010 уч.г.

золото

-

-

-

серебро

1

1

1

итого

1

1

1

            2.10.2. Важнейшим показателем является результативность участия  в предметных олимпиадах. На примере 2009-2010 учебного года иллюстрируем результативность: учащиеся нашей школы заняли 26  призовых места в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, 1 призовое место в областном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Согласно мониторингу результативности участия школьников в конкурсах в 2009 – 2010 учебном году,  МОУ «Седельниковская СОШ № 2» занимает 3  место.

        2.10.3. Анализ результатов ЕГЭ- 2010 (средний балл):

Русский язык

Математика

История России

Общ-ие

Физика

Биология

Химия

Информатика

МОУ «Седельниковская СОШ № 2»

56,71

44,5

47

56,89

56

54

52

71

2.11. Государственные документы МОУ «Седельниковская СОШ № 2»:

  1. Устав МОУ «Седельниковская СОШ №2» Седельниковского  муниципального района Омской области.
  2. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 55 №003569569 от 30.08.2011
  3. Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации -  серия 55 № 000583589 от 22.05.1997 года.
  4. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности серия А №0001200 от 29.12.2011 года рег.№ 737-П.
  5. Свидетельство о государственной аккредитации 55 АА №000397
  6. Санитарно-эпидемиологическое закл.№ 55.27.01.000.М.000076.05.11 от 31.05.2011 года.
  7. Постановление Главы Седельниковского муниципального района от 31.08.2006 года № 354 «О предоставлении муниципальному учреждению средней общеобразовательной школе № 2 в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для эксплуатации здания школы по ул. Горького 3Б».

2.12. Особенности управления школой. 

Административное управление осуществляют директор и его заместители. Основной функций директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через управляющий совет, Совет школы, педагогический совет, научно-методический совет. Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством  Российской федерации и Уставом школы на основе принципа гласности, открытости, демократии и самоуправления. Непосредственное управление школой осуществляет директор.

3. Проблемный анализ состояния школы

Проблемы, на решение которых направлена программа развития

Программа развития МОУ «Седельниковская СОШ № 2» на 2011-2015 годы разработана в 2010 году. К этому времени педагогическим коллективом школы была проделана значительная работа, которая явилась основой  для разработки данной программы развития. 

Заявленные  Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на социальный эффект.

Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору.  Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена.

        В педагогическом коллективе достаточное количество педагогов, которые в своей деятельности опираются на репродуктивные методы обучения; но есть довольно большой процент творческих учителей, использующих личностно-ориентированные технологии, применение которых даёт возможность повышать качество образования, формировать общеучебные умения и навыки учащихся, воспитывать креативную личность, готовую применять знания, умения и навыки в изменившихся условиях.

Именно поэтому важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных педагогических технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций  образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы.

В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение создания программы развития по теме «Школа развития ключевых компетенций школьников» на период 2011-2015 годов.

4. Формирование концепции школы

«Школа развития ключевых компетенций школьников»

4.1. Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определяет цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»

Ценностные приоритеты развития школы

Основные цели деятельности.

  • Стремиться к созданию условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру.
  • Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
  • Перейти к системе управления, создающей наилучшие условия для согласования целей основных участников педагогического процесса:  учащихся, родителей, учителей.
  • Создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования учителей.
  • Оптимизировать систему социального и психологического сопровождения учебного процесса.
  • С целью повышения возможностей профессионального развития педагогов усовершенствовать индивидуальные карты их профессионального роста.
  • Развить систему платных услуг  для улучшения реализации ценностей и целей развития школы.
  • Оптимизировать систему дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  • Продолжить работу по дифференциации образования, создать условия для формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
  • Создать максимально благоприятные условия  для опытно-экспериментальной  работы.
  • Создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой основного и дополнительного образования,   разработать новые образовательные и учебные программы на интегративной основе с учетом федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
  • Создать постоянно действующую систему информации коллектива школы о современных педагогических достижениях, передовом педагогическом опыте и об опыте создания и использования новых педагогических технологий.
  • Оптимизировать систему внешних связей школы.

Базовые ценности школы

Ключевые ценности современной отечественной педагогики: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя жителем Омской области, села Седельниково, гражданином России и хранителем их исторического и культурного наследия. Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом. Сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития. Семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности. Профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры.

Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:

  • доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей;
  • стремление к высокой  психологической комфортности для всех субъектов  педагогического процесса;
  • стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;
  • атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учеников и учителей;
  • безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
  • стремление к обеспечению социальной и адаптации выпускника.

Концептуальная модель компетентностей педагогов школы:

Настоящий педагог нашей школы должен обладать такими качествами, как:

  • наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной  коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
  • способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
  • способность к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности;
  • стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;
  • наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;
  • наличие методологической  культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
  • готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;
  • освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
  • принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
  • наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
  • сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
  • осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.

Задача педагогов школы – воспитать выпускника, обладающего следующими качествами:

  • готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира, умение ставить реалистические  жизненные  цели и быть способным их достигать;
  • наличие продуманной и практически реализуемой жизненной стратегии по сохранению и развитию своего  физического, психического и нравственного здоровья;
  • способность к творческому созиданию своей личной жизни, ее осмысленной организации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине и уважения традиций иных национальных культур;
  • коммуникативная культура, владение навыками делового общения, простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
  • высокая познавательная мотивация, готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
  • совмещение рационалистического и эмоционально-ценностного подходов к жизни,   умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения;
  • способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей;
  • адекватная самооценка (внутренняя гармония и самоконтроль);
  • стремление к продуктивной жизни (максимальной реализации своего индивидуально-личностного потенциала).

Задача педагогов школы -   воспитать выпускника, обладающего   ключевыми компетенциями   в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах.

Основные направления работы воспитательной системы школы:

Цель воспитательной работы школы – помочь ребёнку продуктивно адаптироваться в социальном мире.

 Школьная воспитывающая среда:

а) Школьный и классный коллектив. Воспитательная система предполагает включенность в систему каждого класса;

б)  Организация ученического самоуправления;

в) Традиции школы.

4.2. Содержание и организация образовательного процесса.

4.2.1. Содержание и организация начального образования.

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.

Социальная компетенция

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей,  как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа»,  «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Общекультурная компетенция

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Коммуникативная компетенция

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность  первичных навыков саморегуляции.

Учебный план, его инвариантная и вариантная части

Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:

  • гуманизации;
  • гуманитаризации;
  • оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов;
  • непрерывности и поступательности;
  • дифференциации;
  • интеграции;
  • культуросообразности.

Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:

  • окружающий мир, литературное чтение для формирования социальной компетенции;
  • язык и литературное чтение для формирования коммуникативной компетенции;
  • музыка, изобразительное искусство для формирования общекультурной компетенции;
  • физическая культура для формирования социальной компетенции;
  • все учебные предметы для формирования общекультурной компетенции.

Учебные программы, используемые в образовательном процессе

В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на I ступени строится на основе учебно-методического комплекта УМК «Школа XXI века» Н.Ф.Виноградовой.

Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы

Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:

  • формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоение азбуки рефлексии и творчества;
  • в развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.

Для организации личностно ориентированного взаимодействия педагоги первой ступени принимают следующие приемы, методы, педагогические технологии:

  • приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
  • проблемно- диалоговое обучение;
  • элементы технологии совместной проектировочной деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
  • игровые методы;
  • рефлексивные приемы и методы;
  • методы диагностики и самодиагностики.

Содержание  и  организация   внеучебной   деятельности  учащихся

Содержание внеучебной деятельности учащихся 1–4-х классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы.

В качестве  системообразующего  фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает  нравственное  воспитание учащихся. Педагогический  коллектив поставил перед собой задачу создать  школу разных  возможностей   с   широким   диапазоном  деятельности  детей  и учителей.   Педагогический  коллектив школы  считает, что воспитание в начальной школе должно быть направлено на  формирование  личности в соответствии со своими задатками, интересами и склонностями.

         4.2.2. Содержание и организация основного общего образования

Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени.

Ценностно-смысловая компетенция

Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом. Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

Социально-трудовая компетенция

 Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личностного самосовершенствования

 Данная компетенция направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.   Развитие основных физических качеств. 

Учебно-познавательная компетенция

Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. 

Информационные компетенции

 При помощи учебной, художественной, справочной литературы, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Общекультурная компетенция

Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Учебный план, его инвариантная и вариантная части

Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана  (БУП – 2004) и соответствующий им набор учебных предметов. В вариативную часть учебного плана включены факультативные, и элективные курсы, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей, также часы предпрофильной подготовки в 9-х классах.

Учебные программы, используемые в образовательном процессе

Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию ключевых компетенций у школьников.

Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы

Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребёнка.

Изучение предметов (русского языка, истории, иностранного языка) на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота;
  • развитие и совершенствование информационных  и коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности;
  • овладение умениями анализировать, опознавать, классифицировать, и т.д.
  • применение полученных знаний и умений на практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, культурологической компетенции. Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, модульная технологии образуют технологический компонент учебных занятий в 5 – 9-х классах. Основными формами организации уроков является практикум, зачёт, лекция, семинар, лабораторная работа, дидактическая игра.

Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся

Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5 – 9 классов является образ выпускника основной школы. Для формирования ключевых компетенций целесообразно использовать следующие педагогические средства:

  • образовательные программы;
  • КТД;
  • кружки;
  • секции;
  • факультативы;
  • предпрофильную подготовку.

Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся. Создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. Учащиеся 5 – 9–х классов являются субъектами управления жизнедеятельностью в классных коллективах.

4.2.3. Содержание и организация среднего (полного) общего образования

Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на III ступени.

Ценностно-смысловая компетенция

Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «самоактуализация», «субъективность». Наличие чувства гордости за принадлежности к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

Социально-трудовая компетенция

Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.  Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Компетенция личностного самосовершенствования

Данная компетенция направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.   Развитие основных физических качеств. 

Учебно-познавательная компетенция

         Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

Информационные компетенции

При помощи учебной, художественной, справочной литературы, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Общекультурная компетенция

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов и т.д.

Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую.

Учебный план, его инвариантная и вариантная части

Учебный план составлен на основе федерального базисного плана. При его разработке учитывались региональные особенности и специфика образовательного процесса в МОУ «Седельниковская СОШ № 2». Вариативная часть предназначена для удовлетворения индивидуальных потребностей старшеклассников.   Одним из ведущих принципов отбора содержания среднего (полного) образования является принцип профильной дифференциации.

Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приёмы

Учителя 10 – 11 классов организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приёмы, которые соответствуют таким требованиям, как:

  • диалогичность;
  • деятельностно-творческий характер;
  • устремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;
  • направленность на поддержку развития субъективных качеств и индивидуальности учащегося;
  • предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора.

В процессе обучения старшеклассников используются следующие приёмы и методы:

  • приёмы актуализации субъектного опыта учащихся;
  • методы диалога;
  • приёмы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
  • метод деловой игры;
  • методы диагностики и самодиагностики.

Лекция, семинар, лабораторная работа, аукцион, деловая игра, практикум, зачёт являются основными формами организации учебных занятий в старших классах.

Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся

На третьей ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания старшеклассников. Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, предметные олимпиады, недели, вечера относятся к разряду основных форм организации процесса воспитания учащихся 10 – 11 классов. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления.

В контексте формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся особое значение в гимназии имеет медиаобразование, призванное помочь школьникам лучше адаптироваться в мире массовой информации и коммуникации. Взаимодействие школы и семьи учащегося осуществляется в различных направлениях:

  • оптимизация влияния ребенка за счет повышения педагогической культуры родителей (педагогический всеобуч, лектории для родителей, педагогические чтения и т.п.);
  • частичное включение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • партнерское взаимодействие, когда создаются благоприятные условия для реализации специфических возможностей участников взаимодействия (организация досуга, профориентационные консультирования, факультативные занятия, спортивная туристско-краеведческая деятельность и т.д.).

5. Порядок управления реализацией программы

Общее руководство работой по реализации программы развития и оценка степени эффективности её реализации осуществляются методическим  советом школы. Ход работы над отдельными проектами курируется должностными лицами - представителями администрации школы в соответствии с имеющимися у них функциональными обязанностями и представляется на заседаниях административного совета школы, на заседаниях методического совета.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации программы

Внутренний мониторинг проводит социально- методическая служба, администрация. Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными  направлениями.

6.Этапы реализации программы

1. Ориентационно-мотивационный этап: 2011-2012 г.г.

2. Конструктивно-формирующий этап: 2012-2014 г.г.

3. Результативно-диагностический этап: 2014-2015 г.г.

Мероприятия

Ответственные

1. Ориентационно-мотивационный этап:   2011-2012 гг.

1.Изучение направлений модернизации российского образования.

2. Изучение научно-методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по формированию компетентностной личности, по осуществлению компетентностного подхода в образовании.

3. Проведение семинаров и заседаний ШМО по разработке основных направлений деятельности ШМО в рамках реализации программы.

4. Создание системы работы по формированию портфолио педагогов и учащихся, компьютерной базы данных.

5. Курсовая переподготовка учителей с учётом перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

6. Организация творческих групп учителей по различным направлениям реализации программы.

7. Размещение информации на сайте учреждения.

8. Пополнение материально-технической базы учреждения

Администрация школы

Администрация школы, руководители ШМО

Администрация школы, руководители ШМО

Администрация школы, руководители ШМО

Администрация школы

Зам. директора по УВР, руководители ШМО

Администрация школы

Администрация школы, Совет школы

2. Конструктивно-формирующий этап: 2012-2014 гг.

1.Проведение тематических педагогических советов по вопросам реализации приоритетных направлений программы.

2. Проведение открытых уроков, мастер-классов, практических семинаров, круглых столов по эффективному использованию современных педагогических технологий, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся.

3. Пропаганда результативности работы школы через выступления на заседаниях районных методических объединений, конференциях, семинарах, проводимых комитетом по образованию.

4. Работа с родителями учащихся через организацию родительских собраний, лекториев, индивидуальных консультаций.

5. Мониторинг развития ключевых компетенций школьников.

6. Информационное обеспечение деятельности школы.

Администрация

Зам. директора по УВР, руководители ШМО

Зам. директора по УВР

Администрация школы, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники.

Социальный педагог

Администрация школы

3. Результативно-диагностический этап:    2014-2015 гг.

1.Проведение отчётов учителей. Обобщение опыта работы лучших учителей. Финансовое поощрение лучших педагогов.

2. Анализ деятельности учреждения по реализации программы.

3. Проведение «Дня открытых дверей» по подведению итогов реализации программы развития учреждения (с приглашением педагогических работников других образовательных учреждений, родительской общественности).

4. Публикации школьных методических сборников по данной проблематике.

Администрация школы

Зам. директора по УВР

Администрация школы, руководители ШМО

Администрация школы, руководители ШМО

 

7. Основные механизмы реализации программы развития

  1. Создание проектов, планов развития школы в соответствии с задачами Программы, направленных на создание условий достижения целей Программы развития и включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения  в данном направлении,  ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты.
  2. Создание системы управления, диагностики и контроля реализации Программы развития с целью обеспечения условий для ее реализации по схеме:

Педагогический совет ↔ методический совет ↔ предметные МО

Временные  творческие коллективы

Родительская Ассоциация ↔ Классные родительские комитеты

Совет старшеклассников ↔ Классные коллективы

Пути решения задач программы развития 

Социальная эффективность реализации программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования.

При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

Социальные эффекты реализации программы оцениваются по следующим направлениям:

  • повышение качества общего образования:
  • выравнивание возможностей учащихся  в получении качественного образования;
  • повышение функциональной грамотности выпускников школы каждой ступени;
  • улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:
  • расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами  обучающихся и их родителей;
  • обновление учебно-материальной базы учреждения образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования школы, оборудование учебно-лабораторной, компьютерной и технологической базы, соответствующей современным требованиям и нормам);
  • расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образование: развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (попечительские, управляющие общественные советы).

8. Объем и источники финансирования программы

Ресурсное обеспечение реализации программы

Учреждение обеспечено  кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.

Объём и источники финансирования программы

Бюджетное и внебюджетное финансирование.   Федеральный бюджет, добровольные пожертвования родителей и спонсорская помощь.

9. Ожидаемые результаты

Эффективность результатов реализации  программы    развития   предполагается отследить по:

  • положительной динамике  качества обученности и сохранению учащихся в  школе ;
  •  развитию  исследовательских, проектных умений учащихся;
  • росту включенности учащихся в образовательный процесс в результате поддержки и сопровождения;
  • росту включенности родителей в образовательный процесс  школы ;
  • увеличению количества учителей и учащихся, работающих по индивидуальным образовательным  программам ;
  • увеличению количества классов, работающих по инновационным технологиям;
  • увеличению количества учащихся, выполняющих учебные  задания на творческом уровне, участвующих в районных, региональных и федеральных олимпиадах, конкурсах и проектах.оРеализация прогрразвития школы эт

о один из

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

2015 год

  • - внедрены новые стандарты общего образования;
  • - обеспечен высокий  уровень качества образования;
  • - качественное обновление содержания общего образования 

 

 

процент качества 45%-50%;

 формирование у выпускников школы ключевых компетентностей

 

- повышение  ИКТ-компетентности педагогов и учащихся;

- доля учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий;

 - повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием.

100%

 

увеличится в 1,5 раза

  

увеличится в два раза

-доля учащихся, поступивших в учебные заведения высшего образования по результатам единого государственного экзамена

максимальный рост

- расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся

увеличение

- повышение эффективности государственно-общественных форм управления

  • успешное функционирование Совета школы;
  • расширение перечня вопросов, рассматриваемых в Совете учащихся.

развитие материально-технической базы школы

увеличение финансирования на учебные расходы

Кроме того, будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения. 

Оценка результатов программы

Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:

  • экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
  • социологические опросы учащихся, педагогов и родителей;
  • методы психодиагностики;
  • анализ результатов единого государственного экзамена, олимпиад, конкурсов.

 инновационных механизмов, который поможет провести модернизацию обртельной деятельности в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введения ФГОС и реализации иных документов, определяющих стратегию развития системы образования Российской Федерации.

ла

Что нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

Программа перспективного развития 2011-2015

Проект перспективного развития школы разработан педагогическим коллективом на период   с 2011 по 2015 г. В проекте развития отражены основные тенденции развития школы, охарактеризованы главн...

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

Участие в программе ФЦПРО 2011-2015 "Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения"

В материале представлены план урока  и ссылка на видео, отснятого для банка данных программы ФЦКПО 2011-2015 " Развитие электронных образовательных ресурсов нового поколения". Английский язык 9 к...