Внеурочныя деятельность обучающихся начального и основного общего образования в рамках ФГОС
материал по теме

Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященном введению ФГОС в основной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность школьников при реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческий, познавательный, спортивный, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников и даёт большой воспитательный эффект.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи, которые ставятся при организации ВД – это:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширение рамок общения с социумом.

При организации внеурочной деятельности мы опирались на следующие принципы:

        • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

  • опора на ценности воспитательной системы школы;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

     
     
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы школы (учителя начальных классов, учителя-предметники, учителя физической культуры), а также педагоги учреждений дополнительного образования.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в  нашем учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования  и т. д.

Работа по привлечению  школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков и различных воспитательных мероприятий.

Поскольку наша школа работает на 5-дневке, то специальных часов в базисном учебном плане для внеурочной деятельности не предусмотрено. Поэтому она организуется за счет школьных кружков, кружков спортивной школы, кружков информационно-методического центра.

Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются все необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену,  кабинеты классов, имеется столовая, в которой организовано  питание, медицинский кабинет, актовый зал. Школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем  для школьников, музыкальной техникой, библиотекой, кабинетом технологии. В школе достаточно кабинетов, оборудованных компьютерной техникой, 1 кабинет  подключен  к локальной сети Интернет.  

Группы для занятий формируются из  классов одной параллели.  Составляется расписание занятий. Недельная нагрузка: в 1-х и 2-х классах – 11 часов, в 5-х классах – 12 часов.

На слайдах вы можете увидеть планы внеурочной деятельности по классам.

Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями  работы:

Направления внеурочной деятельности

Решаемые задачи

духовно-нравственное

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

спортивно-оздоровительное

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

социальное

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности. Развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

общеинтеллектуальное

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, знакомство с различными видами человеческой деятельности, возможность раннего  выявления интересов и склонностей

общекультурное

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.

План внеурочной деятельности (1 классы)

Направление внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Кол-во часов для 1 класса

Руководитель

духовно-нравственное

«Юные экскурсоводы»

на базе школьного краеведческого музея «Моя малая Родина»

1

Учитель

Педагог дополнительного образования

«Основы православной культуры»

1

 спортивно-оздоровительное

Спортивные секции: «Мой друг – мяч»

1

Учитель

Педагог спортивной школы

 «Настольный теннис»

1

социальное

 «Волшебная паутинка»

1

Учитель

Учитель

«Юный орнитологи»

1

 общеинтеллектуальное

«Фото-видеостудия»

1

Учитель

Учитель

«Мои первые проекты»

1

 общекультурное.

«Вокальное пение»

1

Учитель

Учитель

 «Основы актерского мастерства»

1

«Умелые ручки»

1

Учитель

Итого

11

План внеурочной деятельности (2 классы)

Направление внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Кол-во часов для 2 класса

Руководитель

духовно-нравственное

«Юные экскурсоводы» на базе школьного краеведческого музея «Моя малая Родина»

1

Учитель

Педагог дополнительного образования

«Основы православной культуры»

1

 спортивно-оздоровительное

Спортивные секции: «Мой друг – мяч»

1

Учитель

Педагог спортивной школы

 «Настольный теннис»

1

социальное

 «Юные орнитологи»

1

Учитель

 общеинтеллектуальное

«Мои первые проекты»

1

Учитель

 общекультурное.

«Вокальное пение»

1

Учитель

Учитель

Учитель

 «Основы актерского мастерства»

1

«Музыкальная палитра»

1

«Фото-видеостудия»

1

Учитель

«Умелые ручки»

1

Учитель

Итого

11

План внеурочной деятельности (5 класс)

Направление внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Кол-во часов для 5 класса

Руководитель

духовно-нравственное

«Юные краеведы»

1

Учитель

Учитель

«Музейное дело» - экскурсии,  изучение истории родного края

1

 спортивно-оздоровительное

Спортивные секции: «Легкая атлетика»

1

Учитель

Учитель

Педагог спортивной школы

«Полиатлон»

1

«Настольный теннис»

1

социальное

 «Театр моды»

1

Учитель

Учитель

Учитель

«Бисероплетение»

1

«Юный эколог»

1

 общеинтеллектуальное

«Юные корреспонденты»

1

Учитель

 общекультурное.

«Школа КВН»

1

Учитель

Учитель

Учитель

Поэтический клуб «Рифма»

1

«Основы актерского мастерства»

1

Итого

12

Программы   организации   внеурочной   деятельности школьников разработаны педагогами самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

Разрабатываемые программы рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.

В  определении  содержания   программ  школа  руководствуется  педагогической  целесообразностью  и ориентируется   на   запросы    и    потребности   учащихся    и   их родителей.   В конце прошлого учебного года на родительском собрании  будущих пятиклассников было проведено анкетирование среди родителей с тем, чтобы учесть их пожелания по организации внеурочной деятельности. При создании модели внеурочной деятельности мы исходили также из традиций школы, которые устанавливались на протяжении её существования.                                                          

Планируемые результаты внеурочной деятельности

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
  • освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций школьника;
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни. 

Учащиеся 5-х классов нашей школы активно принимают участие в различных мероприятиях школьного, муниципального и регионального уровней. Так, они были активными участниками школьного и районного КВН, сейчас они готовятся к районному конкурсу агитбригад «За здоровый образ жизни», который будет проходить завтра. Ребята являются членами редколлегии школьной газеты «Школьный корабль». Они с удовольствием принимают участие в вёрстке газеты, являются корреспондентами, освещают мероприятия, происходящие в школе.

        Участники объединения «Музейное дело» являются экскурсоводами в школьном краеведческом музее «Моя малая Родина», проводят экскурсии для учащихся начальных классов и своих сверстников.  

Учащиеся пятых классов нашей школы занимают призовые места в районных спортивных мероприятиях по полиатлону и легкой атлетике.

Краеведческая и спортивная  работа направлена также на подготовку ребенка к участию в военно-спортивном клубе «Штурм», в который принимают с 7 класса.

Одним из приоритетных  и традиционных направлений школы является экологическое направление. Наша школа сотрудничает с Юхновским лесничеством, на базе которого создано школьное лесничество. Подписано трехстороннее соглашение, согласно которому Юхновское лесничество курирует школу в плане профориентационной деятельности. Ребята активно принимают участие в мероприятиях экологической направленности. Так,  сейчас они готовятся к очередному региональному турниру «Зелёный десант», который будет проводиться Малой академией наук «Интеллект будущего» в городе Обнинск.

Кружок «Основы актерского мастерства» прививает у пятиклассников актерские навыки, которые они используют при подготовке к праздничным мероприятиям. Очень красочные и интересные проекты были продемонстрированы на новогодних праздниках и празднике, посвященному 8 марта.

Объединение «Театр моды» подготовило свои интересные проекты на областном конкурсе «Чародейка-2013» в номинации «Аксессуары».

Таким образом, внеурочная деятельность позволяет продолжить курс на формирование у школьников универсальных учебных действий и надпредметных умений. Всё это, в конечном итоге, оказывает позитивное воздействие на отношение школьников к знаниям, как общественной ценности.

Мы стараемся использовать всё, что нас окружает, внедряем в свою внеурочную деятельность формы и методы, порожденные новым временем, и сохраняем многолетние духовные традиции воспитательной системы нашей школы. Стараемся дать хороший эмоциональный настрой, помочь ученику почувствовать школу родной. А самое главное – чтобы он почувствовал себя сопричастным к тому, что в ней происходит. И очень хочется, чтобы ребята говорили родителям с восторгом: «Мне нравится учиться в этой школе!»

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Презентация к педагогическому совету "ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках."

ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках....

Английский язык: открытый урок в рамках городского семинара "Проектная деятельность учащихся на уроках начального и основного общего образования"

Ниже представлены материалы городского семинара "Проектная деятельность учащихся на уроках начального и основного общего образования", который прошел 23 марта 2015 года на базе школа 37.1) програ...

Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"

Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...

Преемственность начального и основного общего образования в рамках ФГОС. Презентация

Преемственность начального и основного общего образования в рамках ФГОС. Проблемы. Пути их решения....