Доклад по теме "Совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников"
методическая разработка по теме

Губанихина Татьяна Александровна

Материал подготовлен для проведения педсовета. Раскрываются значения общеучебных навыков школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников»

   Развитие обще учебных умений школьников.

Один из путей повышения качества образования – развитие у учащихся общеучебных умений.

Ешё в «Великой дидактике» Яном Амосом Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие способа, при котором учащиеся учили бы меньше, а учащиеся учили бы больше.

 Значение общеучебных умений можно представить в 3-х аспектах:

  1. Фактор, расширяющий познавательные ресурсы ученика, дающий возможность решать возникающие познавательные проблемы во всех видах деятельности и способствующие комфортности процесса учения;
  2. Фактор, повышающий эффективность работы школы, реализующий программу общего образования;
  3. Фактор, обеспечивающий непрерывное образование, получение профессии, повышение квалификации, формирование профессионализма.

Одним из приоритетов школы провозглашается познавательная компетентность учащихся. Формирование названной компетенции можно свести к освоению общеучебных умений.

Структура общеучебных умений и навыков.

  1. Учебно – организационные умения.

Учебно – организационные умения – это умения:

- организовать своё рабочее место;

- планировать текущую работу4

- сосредоточиться на выполнении поставленной задачи;

- осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

- вести познавательную деятельность в коллективе, группе, паре, индивидуально, сотрудничать при решении задач (объяснять, оказывать помощь), принимать помощь товарища и т.д.

  1. Учебно- интеллектуальные(обще логические умения).

Эти умения способствуют формированию таких положительных качеств ума, как глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность.

 В данную группу входят два умения, которые являются обще логическими, но без них сформировать учебно – интеллектуальные умения невозможно.

 Первое умение – читать  в заданном темпе осознанно и выразительно. В зависимости от  скорости различают следующие виды чтения: скоро чтение  - более 300 слов в минуту, чтение в темпе скороговорки – 180-300 слов, оптимальное чтение – 120-150 слов, нормальное чтение – 80-90 слов.

Для начальных и средних классов владение скорочтением преждевременно, так как мозг не успевает обрабатывать информацию. Нормальное чтение позволяет учиться в начальных классах на «4» и «5», а в средних  - только на «3».Необходимо достижение оптимального уровня -  чтения со скоростью разговорной речи. К данной скорости приспособлены мозг, артикуляционный аппарат ученика: такое чтение доступно всем, кроме флегматиков (а их всего около 6%).

 Второе умение – чисто и быстро писать. Писать скоро и красиво – дело немаловажное. Медленно пишущий человек медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг становится ленивым.

Для успешной учёбы в основной школе необходимо, чтобы после окончания начальной школы скорость письма достигала не менее 60 слов в минуту.

Далее следуют умения, связанные с мыслительной деятельностью:

- анализировать материал;

- сравнивать объекты, факты. Явления;

- классифицировать;

- обобщать, резюмировать;

- абстрагировать;

- выделять главное, существенное;

- устанавливать причинно – следственные связи. Аналогии;

- выделять в прочитанном логически законченные части, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

  1. Учебно – информационные умения.

Это умения пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся умения:

- пользоваться каталогами или компьютерными базами данных;

- пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями;

- составлять картотеку;

- использовать технические средства информации ( передачи учебного телевидения, учебные видео- и кинофильмы, компьютерную технику);

- составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию;

- писать сочинение на заданную тему;

- исследовательские (постановка задачи, выдвижение гипотезы, выбор методов, решения, доказательство, проверка).

  1. Учебно- коммуникативные умения.

Это следующие умения:

- слушать – главное умение. Причём уже с начальной школы у учащегося должно быть сформировано умение слышать информацию с первого раза (без просьб повторить);

- слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа;

- читать текст и одновременно воспринимать инструктаж педагога о работе над текстом и его логическими частями;

- выражать литературным языком свои мысли, пользоваться языком той науки, которая лежит в основе изучаемого учебного предмета (физики, химии – и тд.);

- выступать перед аудиторией;

- участвовать в дискуссии;

- высказывать тезисы;

- задавать уточняющие вопросы;

- аргументировать, доказывать.

  1. Учебно – деятельностные умения.

- принимать учебную задачу, определять её цель и меры по осуществлению;

- анализировать учебную ситуацию для постановки и решения учебной проблемы;

- анализировать условия учебной задачи;

- выделять в учебном материале предмет усвоения;

- моделировать выделенные существенные характеристики в предметной, графической или буквенной форме;

- опреедлять последовательность учебных действий;

- планировать этапы осуществления деятельности;

- применять полученные знания на практике;

- осуществлять контроль по конечному результату ( соотносить конечный результат с поставленной задачей);

- оценивать свою работу по заданным извне критериям;

- оценивать работу другого;

- рефлексировать.

Сформированность обще учебных умений – это результат усилий всего педагогического коллектива. Педагоги школы должны использовать единые подходы к классификации, составу обще учебных умений, должна обеспечиваться преемственность деятельности педагогов начальной, основной школы

Совершенствование качества общеучебных умений и навыков по ступеням образования определяется либо усложнением нормативных требований к учебной деятельности (например, в начальной школе составляется простой план, а в основной – сложный план устного или письменного текста), либо возрастает сложность учебной информации, которая анализируется, сравнивается, обобщается.

Обще учебные умения и навыки.

  1. Учебно – организационные.

1 класс

3 класс

5 класс

7 класс

9 класс

1.Правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе.

2. Проверять работу по образцу.

3. Соблюдать правильную осанку.

1.Готовить рабочее место для учебных занятий и труда.

2. Самостоятельно выполнять основные правила гигиены, учебного труда, режима дня.

3. Работать в заданном темпе.

4. Учиться пооперационному контролю учебной работы, как своей, так и одноклассников.

5. Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя.

1. Самостоятельно составлять режим учебной работы с учётом степени трудности предмета.

2. Использовать наиболее рациональные способы выполнения того или иного учебного задания, предварительно показанные учителем.

3. Осваивать разные способы контроля хода и результатов выполнения учебных занятий.

4. Уметь работать в группе учеников на уроке и вне его.

1. Сознательно выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебного задания.

2. Овладеть содержанием работы консультанта по предмету.

1. Планировать учебную и самообразовательную деятельность с учётом рекомендаций учителя.

2. Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной и самообразовательной деятельности.

  1. Учебно – коммуникативные

(навыки устной и письменной речи)

1 класс

3 класс

5 класс

7 класс

9 класс

1.Формулировать вопрос к картинке, предложению, слову.

2. Подробно пересказывать содержание сказки, рассказа, условия и ход решения задачи.

3. Связно передавать содержание детской телепередачи.

4. Осваивать основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста. Сочинение рассказа.

5. Темп письма к концу года 25 знаков в минуту.

1. Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

2. Учиться связно отвечать по плану.

3. Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о просмотренном детском фильме.

4. Освоить новые виды письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи.

5. Темп письма -50 знаков в минуту.

1.Вести диалог по изучаемым на различных предметах учебным темам с использованием наглядности или без них.

2. По плану пересказывать подробно, сжато или выборочно содержание учебных текстов.

3. Освоить новый вид письменных работ: отзыв на прочитанную книгу.

4. Темп письма – 60 знаков в минуту.

1. Строить сообщение на основе типового плана.

2. Составлять связанные тексты типа индивидуальной или сравнительной характеристики.

3. Владеть основными видами письменных работ.

4. Темп письма – 80-100 знаков в минуту.

1.Связно излагать материал из нескольких источников по самостоятельно составленному плану.

2.Обоснованно выбирать ответы, тезисы, таблицы, графики.

3. Использовать основные виды письменных работ: списывание, диктант, изложение, сочинение, план, тезисы. Уметь составлять конспект, писать отзыв, заметку, объяснение, протокол, заявление, автобиографию.

  1. Учебно – информационные

(навыки чтения и использования литературы)

1 класс

3 класс

5 класс

7 класс

9 класс

1.Читать целыми словами, темп 50 слов вслух в минуту.

2. Соблюдать ударения, паузы, интонацию конца предложения.

3. Находить тексты в оглавлении, пользоваться заданиями и вопросами.

4. Слушать рассказ, объяснение учителя, пересказ, содержание телепередач и давать им простейшую оценку.

5. Уметь самостоятельно знакомиться с детской книгой, по иллюстрации составлять представление о примерном содержании.

1.Читать в соответствии с литературными нормами.

2. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям.

3. Темп чтения 90 слов в минуту.

4. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем.

5. Пользоваться справочной литературой.

6. самостоятельно выбирать и читать детские книги.

1. Бегло читать научно- популярные и публицистические тексты.

2. Выразительно читать художественные произведения.

3. Темп чтения 120 слов в минуту.

4. Учиться выделять главное в текстах.

5. Овладевать формами систематизации учебного материала.

6. Подбирать книги по теме, пользуясь библиотечным каталогом.

7. Учится правильно записывать на каталожную карточку данные о книге.

1. Темп чтения -150 слов в минуту.

2. Пользоваться планом для систематизации знаний по теме.

3. Сравнивать, учиться делать выводы.

4. Различать стили текста (научный, художественный, разговорный_, типы (повествование, описание, рассуждение).

5. Систематически работать со словарями, энциклопедиями, справочной литературой.

6. Делать выписки из книг и журналов, систематизировать прочитанное.

1. Сохранять максимальный темп при чтении.

2. Совершенствовать технику извлечения информации.

3. Самостоятельно изучать несложные учебные темы.

4. Устанавливать меж предметные связи в отдельных учебных заданиях.

5. Слушать лекцию учителя, доклад ученика. Соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями в виде плана, конспекта.

6. Учиться работать с литературными источниками, содержащими различные точки зрения на изучаемые объекты и явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

«Краеведение – одно из средств развития учебно– познавательной компетентности школьника на уроках географии и во внеурочное время»

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся через адаптацию и социализацию в общество. Социализация личности невозможна без воспитания любви к своему Отечеству....

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Доклад на НПК "Формирование экологической компетентности школьников средствами case-study"

В докладе поднимается проблема необходимости формирования у подрастающего поколения экологического сознания, основанного на экоцентрической модели развития отношений человека и природы. Рассматриваетс...

Средства для практической реализации, формирования и развития исследовательской и познавательной компетентности школьников.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа, должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них т...

«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»

Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебной познавательной компетентности школьников».

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра  целей, результатов образования.        Развитие функциональ...