Доклад по теме "Совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников"
методическая разработка по теме
Материал подготовлен для проведения педсовета. Раскрываются значения общеучебных навыков школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_effektivnosti_formirovaniya_poznavatelnoy_kompetentnosti_shkolnikov.docx | 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников»
Развитие обще учебных умений школьников.
Один из путей повышения качества образования – развитие у учащихся общеучебных умений.
Ешё в «Великой дидактике» Яном Амосом Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие способа, при котором учащиеся учили бы меньше, а учащиеся учили бы больше.
Значение общеучебных умений можно представить в 3-х аспектах:
- Фактор, расширяющий познавательные ресурсы ученика, дающий возможность решать возникающие познавательные проблемы во всех видах деятельности и способствующие комфортности процесса учения;
- Фактор, повышающий эффективность работы школы, реализующий программу общего образования;
- Фактор, обеспечивающий непрерывное образование, получение профессии, повышение квалификации, формирование профессионализма.
Одним из приоритетов школы провозглашается познавательная компетентность учащихся. Формирование названной компетенции можно свести к освоению общеучебных умений.
Структура общеучебных умений и навыков.
- Учебно – организационные умения.
Учебно – организационные умения – это умения:
- организовать своё рабочее место;
- планировать текущую работу4
- сосредоточиться на выполнении поставленной задачи;
- осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
- вести познавательную деятельность в коллективе, группе, паре, индивидуально, сотрудничать при решении задач (объяснять, оказывать помощь), принимать помощь товарища и т.д.
- Учебно- интеллектуальные(обще логические умения).
Эти умения способствуют формированию таких положительных качеств ума, как глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность.
В данную группу входят два умения, которые являются обще логическими, но без них сформировать учебно – интеллектуальные умения невозможно.
Первое умение – читать в заданном темпе осознанно и выразительно. В зависимости от скорости различают следующие виды чтения: скоро чтение - более 300 слов в минуту, чтение в темпе скороговорки – 180-300 слов, оптимальное чтение – 120-150 слов, нормальное чтение – 80-90 слов.
Для начальных и средних классов владение скорочтением преждевременно, так как мозг не успевает обрабатывать информацию. Нормальное чтение позволяет учиться в начальных классах на «4» и «5», а в средних - только на «3».Необходимо достижение оптимального уровня - чтения со скоростью разговорной речи. К данной скорости приспособлены мозг, артикуляционный аппарат ученика: такое чтение доступно всем, кроме флегматиков (а их всего около 6%).
Второе умение – чисто и быстро писать. Писать скоро и красиво – дело немаловажное. Медленно пишущий человек медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг становится ленивым.
Для успешной учёбы в основной школе необходимо, чтобы после окончания начальной школы скорость письма достигала не менее 60 слов в минуту.
Далее следуют умения, связанные с мыслительной деятельностью:
- анализировать материал;
- сравнивать объекты, факты. Явления;
- классифицировать;
- обобщать, резюмировать;
- абстрагировать;
- выделять главное, существенное;
- устанавливать причинно – следственные связи. Аналогии;
- выделять в прочитанном логически законченные части, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между ними.
- Учебно – информационные умения.
Это умения пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся умения:
- пользоваться каталогами или компьютерными базами данных;
- пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями;
- составлять картотеку;
- использовать технические средства информации ( передачи учебного телевидения, учебные видео- и кинофильмы, компьютерную технику);
- составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию;
- писать сочинение на заданную тему;
- исследовательские (постановка задачи, выдвижение гипотезы, выбор методов, решения, доказательство, проверка).
- Учебно- коммуникативные умения.
Это следующие умения:
- слушать – главное умение. Причём уже с начальной школы у учащегося должно быть сформировано умение слышать информацию с первого раза (без просьб повторить);
- слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа;
- читать текст и одновременно воспринимать инструктаж педагога о работе над текстом и его логическими частями;
- выражать литературным языком свои мысли, пользоваться языком той науки, которая лежит в основе изучаемого учебного предмета (физики, химии – и тд.);
- выступать перед аудиторией;
- участвовать в дискуссии;
- высказывать тезисы;
- задавать уточняющие вопросы;
- аргументировать, доказывать.
- Учебно – деятельностные умения.
- принимать учебную задачу, определять её цель и меры по осуществлению;
- анализировать учебную ситуацию для постановки и решения учебной проблемы;
- анализировать условия учебной задачи;
- выделять в учебном материале предмет усвоения;
- моделировать выделенные существенные характеристики в предметной, графической или буквенной форме;
- опреедлять последовательность учебных действий;
- планировать этапы осуществления деятельности;
- применять полученные знания на практике;
- осуществлять контроль по конечному результату ( соотносить конечный результат с поставленной задачей);
- оценивать свою работу по заданным извне критериям;
- оценивать работу другого;
- рефлексировать.
Сформированность обще учебных умений – это результат усилий всего педагогического коллектива. Педагоги школы должны использовать единые подходы к классификации, составу обще учебных умений, должна обеспечиваться преемственность деятельности педагогов начальной, основной школы
Совершенствование качества общеучебных умений и навыков по ступеням образования определяется либо усложнением нормативных требований к учебной деятельности (например, в начальной школе составляется простой план, а в основной – сложный план устного или письменного текста), либо возрастает сложность учебной информации, которая анализируется, сравнивается, обобщается.
Обще учебные умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
«Краеведение – одно из средств развития учебно– познавательной компетентности школьника на уроках географии и во внеурочное время»
Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся через адаптацию и социализацию в общество. Социализация личности невозможна без воспитания любви к своему Отечеству....
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
Доклад на НПК "Формирование экологической компетентности школьников средствами case-study"
В докладе поднимается проблема необходимости формирования у подрастающего поколения экологического сознания, основанного на экоцентрической модели развития отношений человека и природы. Рассматриваетс...
Средства для практической реализации, формирования и развития исследовательской и познавательной компетентности школьников.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа, должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них т...
«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»
Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»...
Мастер класс «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебной познавательной компетентности школьников».
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования. Развитие функциональ...