Модели реализации ФГОС ООО
учебно-методический материал по теме

Сергеева  Валентина  Петровна

Комплектно-модульное построение оснащения общеобразовательного учреждения  реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modeli_realizatsii_fgos_oo.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Модели реализации ФГОС ООО

I. Проанализирована программа ОО школы по оснащению учебно – лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС ООО, организации проектной деятельности, моделирования  и технического творчества обучающихся. МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ – МОДУЛЬ.

Программа содержит пояснительную записку:

- цели и назначение программы;

- нормативные основания.

Далее представлено комплектно-модульное построение оснащения общеобразовательного учреждения  реализации ФГОС.

Оснащение Школы строится по принципу конструктора, который предоставляет возможность использовать как весь набор оборудования, так и отдельные его составляющие.

Уровень оснащения обеспечивается соответствующим набором комплектов, модулей, отдельных составляющих комплектов и модулей.

Полное оснащение Школы обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:

1) общешкольное оснащение;

2) оснащение предметных кабинетов;

3) оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.

Каждый из комплектов включает несколько модулей: технические средства обучения, лабораторное оборудование, наглядные средства обучения, информационно-методическую поддержку педагогического работника. Модуль информационно-методической поддержки педагогического работника содержит инструктивно-методические материалы, программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе.

Технические средства обучения содержат модули, отражающие функциональную, технологическую, организационную специфику и направленность и обеспечивающие согласованность их совместного использования, а также взаимодействие и согласованность с другой учебной техникой в образовательном процессе.

Лабораторное и демонстрационное оборудование включают предметно-тематические модули и модули оборудования общего назначения, также отражающие специфику учебного предмета.

Учебное оборудование должно обеспечить возможность проведения таких экспериментов как: демонстрационный эксперимент, фронтальный лабораторный эксперимент и эксперимент (групповой, индивидуальный) в рамках внеурочной проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также технического творчества и моделирования.

Описание оснащения  Школы формируется на основе принципов (принципы прописаны). Перечисляются возможности, которые обеспечивает совокупность комплектов оснащения.

К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление.

ФГОС ООО предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интеграции их в Интернет.

Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное рабочее место (АРМ) включает собственно компьютерное рабочее место, специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия.

Далее представлены Модули:

1. Модуль: технические средства обучения :
1.1. Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК) 
1.2. Специализированный программно-аппаратный комплекс обучающихся.


2. Модуль: лабораторное и демонстрационное оборудование
2.1. Обучающая цифровая лабораторная учебная техника. 

2.2. Обучающая традиционная лабораторная учебная техника..


3. Модуль: наглядные пособия по предметам
3.1. Наглядные пособия по предметам, учебная техника.


4. Модуль: информационно-методической поддержки педагогического работника
4.1. Методические материалы для педагогического работника;.
4.2. Программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников

Отмечено, что внеурочная деятельность обучающихся, в том числе моделирование, техническое творчество и проектная деятельность, может быть организована с использованием учебной техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских, помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных требованиями ФГОС ООО.

II. Следующий метод моделировании внедрения ФГОС ООО – модель сетевого графика (дорожная карта).

Региональный сетевой график реализации ФГОС ООО представляет собой таблицу с графами:

№ п/п

Мероприятия (по направлениям)

Сроки реализации

Ответственный исполнитель

Или:

Направления мероприятий

Мероприятия

Сроки реализации

Первый сетевой график разработан на календарный год, второй представлен как образец.

III. Третья модель планирования реализации ФГОС представлена Макетами: календарного учебного плана,  учебного плана,  рабочей программы. Данные Макеты – таблицы, графы которых отражают основные показатели – характеристики  содержания Макетов.

Например, Макет учебного плана:

п/п

Наименование предметов, курсов

Объем

Распределение по четвертям

Виды учебной работы

Формы промежуточной аттестации

IV. Метод планирования реализации ФГОС по информатизации муниципального образования – описательно – табличный.

Описание представлено целью, задачами, основными направлениями информатизации школы. Далее таблица:

№ п/п

Мероприятия

Срока проведения

Ответственные

Примечание

I. Организация наблюдения, сопровождения и использования информационных технологий

II.  Создание условий для повышения информационной культуры  учителей, по внедрению информационных  технологий в образовательный и воспитательный процесс

III. План основных мероприятий по внедрению информационных технологий в образовательный процесс

 

V. Анализ пятого варианта моделирования реализации ФГОС (уровень муниципальный):

1.Представлена нормативно – правовая база введения ФГОС – перечень документов.

2. План – график мероприятий по обеспечению введения ФГОС по направлениям:

Организационное сопровождение реализации ФГОС;

Методическое сопровождение реализации ФГОС;

Нормативное обеспечение;

Мониторинговые мероприятия реализации ФГОС;

Создание информационного обеспечения;

Создание финансово – экономического обеспечения;

Создание кадрового обеспечения.

План – график мероприятий по обеспечению реализации ФГОС составлен на пять лет, носит циклический характер, корректируется в соответствии с поступающими в муниципалитет региональными и федеральными нормативно – правовыми актами, методическими рекомендациями и другими документами.

Вывод: изучение исходного объекта не прописано, не приложен план повышения квалификации педагогических работников, отсутствует  организационная модель реализации внеурочной деятельности.  И план действий по реализации требований к образовательному учреждению в части оснащенности учебного процесса  и оборудования учебных помещений прописан не конкретно.

VI. Анализ шестого  варианта моделирования реализации ФГОС (уровень ОУ):

Прописана цель планирования.

План – график – табличный, содержит следующие  направления мероприятий:

- организационно – управленческое сопровождение внедрения ФГОС ООО;

- создание кадрового потенциала внедрения ФГОС ООО;

-методическое обеспечение внедрения ФГОС ООО;

- информационно – техническое обеспечение внедрения ФГОС ООО;

- создание финансово – экономического обеспечения внедрения ФГОС ООО.

Прилагается карта готовности образовательного учреждения к введению ФГОС, в котором прописана цель самоанализа, задачи, нормативно – правовые основания, шкала оценки, критерии оценки и оценка степени готовности  образовательного учреждения к внедрению ФГОС.

В перечне оцениваемых параметров:

Основная общеобразовательная программа;

Должностные инструкции;

Финансовый план по созданию образовательной среды;

Публичный доклад и другое.

Показатели оценки прописаны в соответствии с направлениями мероприятий.

В результате оценки готовности образовательного учреждения к внедрении. ФГОС ООО выявлена проблема и намечены пути ее решения.

Однако не прописаны финансовые  рычаги решения проблемы, например, недостаточности  материально – технического оснащения реализации ФГОС ООО.

VII. Вариант  моделирования внедрения ФГОС ОО (уровень ОУ):

Модель  реализации ФГОС представлена план – графиком с описанием всех направлений обеспечения реализации ФГОС ООО.

Для обеспечения введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования проведены системы мероприятий по следующим направлениям:

  • создание нормативного обеспечения введения и реализации ФГОС;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения и реализации ФГОС;
  • создание организационного обеспечения введения и реализации ФГОС;
  • создание кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС;
  • создание информационного обеспечения введения и реализации ФГОС;
  • создание методического и научного обеспечения введения и реализации ФГОС;
  • создание материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС.

 Срок реализации – один год.

Дополнен план – график информацией о ходе реализации ФГОС в начальных классах. Среди мероприятий по реализации ФГОС педсоветы, заключение договоров о сотрудничестве, мониторинг изучения и внедрения опыта работы, внедрение здоровье – сберегающих технологий и анализ кадрового потенциала, уровень готовности ОУ к внедрению ФГОС.

Особенности образовательной системы возможно учтены, но для читателя – пользователя не обозначены.

ВЫВОД: На  мой взгляд, современной и оптимальной моделью планирования реализации ФГОС ООО является планирование по модулям. Данная модель представляет единый документ и в полной мере отражает требования к реализации ФГОС ООО по всем направлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.

Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптир...

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

Модель современного урока географии в условиях реализации ФГОС

модель современного урока географии. Урок до и после....

Модель интеграции дошкольного, основного и дополнительного образования при реализации ФГОС в условиях сельской местности

модель дополнительного образования реализуется в нашем районе на основе договорных отношений с образовательными организациями,  когда  обучающиеся  учреждений  дошкольного и о...

«Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования»

Анализ реализации муниципальной инновационной площадки в МБОУ СОШ № 3 «Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования» В рамках реализ...

Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования

Анализ реализации муниципальной инновационной площадки в МБОУ СОШ № 3 «Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС основного общего образования» В рамках реализ...