Информатизация образования
статья по теме
Семинар директоров "Информатизация образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatizatsiya_obrazovaniya_seminar_direktorov_avgust_2007.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ориентация образовательного сообщества на доступность, вариативность, качество и эффективность образования предполагает изменения в области образовательных парадигм. Это требует серьезной корректировки или отказа от устоявшихся взглядов и подходов как к самому образовательному процессу, так и роли учителя и учащегося в нем.
Одно из таких убеждений, от которого необходимо отказаться, состоит в том, что якобы учитель может научить, что он учит. Однако учащегося нельзя научить, он может только научиться. В этом контексте основными видами деятельности учителя в ОП мы видим:
- качественную организацию представления учебного материала;
- организацию образовательных ситуаций, создающих устойчивую внутренне значимую мотивацию школьника на учение, его осознанное позитивное самоформирование;
- проектирование и реализацию целостной развивающей системы учебных занятий, которые диагностически выстроены;
- создание взаимосвязанных систем, мониторинга успешности учения школьника, информационно-аналитической системы, системы коррекции, направленных на повышение эффективности и качества учения школьника и т.д.
Надо понимать и стремиться к этому, потому что основная роль учителя состоит в управлении учением, процессом, структурированием информации, действий, процессом присвоения их (знаний) учащимся. А зависит это от общей и профессиональной культуры учителя, призвания – деятельности, которой человек посвящает свою жизнь.
Неудовлетворенность учителей своим трудом, а учеников школой – важный показатель результативности школы, качества образования и эффективности управления коллективом. Многие жители нашего поселка считаю Зеленовскую школу университетом. И в этом есть доля истины: школа стабильно дает не только хороший цифровой качественный результат, но и подтвержденные фактические прочные знания.
Наивысших образовательных результатов школьники достигают тогда, когда воздействие учителей, школы в целом совпадают с собственными усилиями в освоении учебной программы, когда порождают активность ребенка в образовании себя. Поэтому одна из важных задач школы – формирование восприятия ребенком образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, личной ответственности за развитие себя, своей индивидуальности. Один из возможных путей к этому – вовлечь самих учеников в учебный процесс, в оценку своей учебной деятельности. Помогают в этом современные образовательные технологии: информационные, проектные, исследовательские.
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникативных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решения актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов и их использование в УВП, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникативных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательных учреждений.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» в последние 5 лет проведено оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой и программным обеспечением.
Немаловажным результатом выполнения этой программы стало создание систем федеральных образовательных порталов.
В 2005 году стартовал проект «Информатизация системы образования», цель которой создание условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство.
Данный проект рассчитан на 5 лет и осуществляется по трем основным направлениям «Учебные материалы нового поколения», «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» и «Создание системы межшкольных методических центров».
Вопросам информатизации образования уделяется первостепенное внимание и Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы. В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования. Удаленный доступ к этим ресурсам представлен всем образовательным учреждениям.
Существенной проблемой стала интеграция Интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках. Для решения этой проблемы создана новая информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов.
Мощный импульс внедрению информационных и коммуникативных технологий в систему общего образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году. В рамках этого проекта решилась задача подключения к сети Интернет более 50 тысяч школ и обеспечение школ пакетом лицензионно программной продукцией, что значительно расширило возможности использования компьютера как на уроках, так и в дополнительном образовании школьников, во внеклассной работе, в управлении качеством образования.
Таким образом, в течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание и развитие единого образовательного информационного пространства, были выполнены и выполняются мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования. Это и поставки новых компьютеров, программное обеспечение, доступ в Интернет и повышение квалификации работников образования и т.д.
Подключение школ к сети Интернет дает возможность и учителям, и ученикам пользоваться образовательными ресурсами прежде всего основного Федерального образовательного портала «Российское образование». К сожалению, чаще всего ученики обращаются к Сети для поиска готовых сочинений, рефератов, однако обучение умению черпать важную обучающе-развивающую информацию помогает сделать труд учителей, учеников более рациональным, эффективным и привлекательным.
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных технологий в деятельность всех участников ОП. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание, методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из передатчика знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.
60% педагогов нашей школы используют современные образовательные технологии. Ежегодно на научно – практическую конференцию представляют свои работы члены кружков, научного общества учащихся, классные коллективы. В проектную деятельность включились и учащиеся первой ступени обучения. Нам трудно представить организацию дополнительного образования школьников, подготовку школьников к итоговой аттестации, подготовку к семинарам, педсоветам и т.д. без использования компьютера.
Компьютеризованны рабочие места администрации, в двух учебных кабинетах (один начальных классов) также стоят компьютеры. Электронная почта позволяет осуществлять внешнюю связь с педагогами и школьниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современные технологии информатизации образования".
Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим качество образования. Очеви...
Проблемы информатизации образования на современном этапе
Проблемы информатизации образования на современном этапе...
Внеклассное чтение в условиях информатизации образования
Внеклассное чтение… В современных условиях обучения, когда идет полным ходом процесс информатизации, учащиеся, в том числе и начальной школы, получили доступ к электр...
Роль информатизации образования в повышении заинтересованности обучающихся в изучении физики
использование ИКТ при изучении физики...
Информатизация образования как средство повышения его качества, г. Камертау
Образование не может не учитывать современные реалии, поэтому уже сегодня появляются и внедряются в жизнь элементы новой по построению и содержанию образовательной системы, совершается переход от репр...
Информатизация образования как одно из направлений образовательной политики СССР в 1980-е гг.
На современном этапе развития цивилизованного общества отмечается интенсивность протекания процесса его информатизации. Информатизация общества представляет собой глобальный социальный процесс, отличи...
«Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования»
Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информаци...