Информатизация образования
статья по теме
Семинар директоров "Информатизация образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ориентация образовательного сообщества на доступность, вариативность, качество и эффективность образования предполагает изменения в области образовательных парадигм. Это требует серьезной корректировки или отказа от устоявшихся взглядов и подходов как к самому образовательному процессу, так и роли учителя и учащегося в нем.
Одно из таких убеждений, от которого необходимо отказаться, состоит в том, что якобы учитель может научить, что он учит. Однако учащегося нельзя научить, он может только научиться. В этом контексте основными видами деятельности учителя в ОП мы видим:
- качественную организацию представления учебного материала;
- организацию образовательных ситуаций, создающих устойчивую внутренне значимую мотивацию школьника на учение, его осознанное позитивное самоформирование;
- проектирование и реализацию целостной развивающей системы учебных занятий, которые диагностически выстроены;
- создание взаимосвязанных систем, мониторинга успешности учения школьника, информационно-аналитической системы, системы коррекции, направленных на повышение эффективности и качества учения школьника и т.д.
Надо понимать и стремиться к этому, потому что основная роль учителя состоит в управлении учением, процессом, структурированием информации, действий, процессом присвоения их (знаний) учащимся. А зависит это от общей и профессиональной культуры учителя, призвания – деятельности, которой человек посвящает свою жизнь.
Неудовлетворенность учителей своим трудом, а учеников школой – важный показатель результативности школы, качества образования и эффективности управления коллективом. Многие жители нашего поселка считаю Зеленовскую школу университетом. И в этом есть доля истины: школа стабильно дает не только хороший цифровой качественный результат, но и подтвержденные фактические прочные знания.
Наивысших образовательных результатов школьники достигают тогда, когда воздействие учителей, школы в целом совпадают с собственными усилиями в освоении учебной программы, когда порождают активность ребенка в образовании себя. Поэтому одна из важных задач школы – формирование восприятия ребенком образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, личной ответственности за развитие себя, своей индивидуальности. Один из возможных путей к этому – вовлечь самих учеников в учебный процесс, в оценку своей учебной деятельности. Помогают в этом современные образовательные технологии: информационные, проектные, исследовательские.
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникативных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решения актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов и их использование в УВП, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникативных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательных учреждений.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» в последние 5 лет проведено оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой и программным обеспечением.
Немаловажным результатом выполнения этой программы стало создание систем федеральных образовательных порталов.
В 2005 году стартовал проект «Информатизация системы образования», цель которой создание условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство.
Данный проект рассчитан на 5 лет и осуществляется по трем основным направлениям «Учебные материалы нового поколения», «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» и «Создание системы межшкольных методических центров».
Вопросам информатизации образования уделяется первостепенное внимание и Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы. В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования. Удаленный доступ к этим ресурсам представлен всем образовательным учреждениям.
Существенной проблемой стала интеграция Интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках. Для решения этой проблемы создана новая информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов.
Мощный импульс внедрению информационных и коммуникативных технологий в систему общего образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году. В рамках этого проекта решилась задача подключения к сети Интернет более 50 тысяч школ и обеспечение школ пакетом лицензионно программной продукцией, что значительно расширило возможности использования компьютера как на уроках, так и в дополнительном образовании школьников, во внеклассной работе, в управлении качеством образования.
Таким образом, в течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание и развитие единого образовательного информационного пространства, были выполнены и выполняются мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования. Это и поставки новых компьютеров, программное обеспечение, доступ в Интернет и повышение квалификации работников образования и т.д.
Подключение школ к сети Интернет дает возможность и учителям, и ученикам пользоваться образовательными ресурсами прежде всего основного Федерального образовательного портала «Российское образование». К сожалению, чаще всего ученики обращаются к Сети для поиска готовых сочинений, рефератов, однако обучение умению черпать важную обучающе-развивающую информацию помогает сделать труд учителей, учеников более рациональным, эффективным и привлекательным.
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных технологий в деятельность всех участников ОП. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание, методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из передатчика знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.
60% педагогов нашей школы используют современные образовательные технологии. Ежегодно на научно – практическую конференцию представляют свои работы члены кружков, научного общества учащихся, классные коллективы. В проектную деятельность включились и учащиеся первой ступени обучения. Нам трудно представить организацию дополнительного образования школьников, подготовку школьников к итоговой аттестации, подготовку к семинарам, педсоветам и т.д. без использования компьютера.
Компьютеризованны рабочие места администрации, в двух учебных кабинетах (один начальных классов) также стоят компьютеры. Электронная почта позволяет осуществлять внешнюю связь с педагогами и школьниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современные технологии информатизации образования".
Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим качество образования. Очеви...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/08/picture-94987-1436380285.jpg)
Проблемы информатизации образования на современном этапе
Проблемы информатизации образования на современном этапе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-84848-1359109066.jpg)
Внеклассное чтение в условиях информатизации образования
Внеклассное чтение… В современных условиях обучения, когда идет полным ходом процесс информатизации, учащиеся, в том числе и начальной школы, получили доступ к электр...
Роль информатизации образования в повышении заинтересованности обучающихся в изучении физики
использование ИКТ при изучении физики...
Информатизация образования как средство повышения его качества, г. Камертау
Образование не может не учитывать современные реалии, поэтому уже сегодня появляются и внедряются в жизнь элементы новой по построению и содержанию образовательной системы, совершается переход от репр...
Информатизация образования как одно из направлений образовательной политики СССР в 1980-е гг.
На современном этапе развития цивилизованного общества отмечается интенсивность протекания процесса его информатизации. Информатизация общества представляет собой глобальный социальный процесс, отличи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-391947-1390974861.jpg)
«Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования»
Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является процесс информатизации образования. Информатизация в сфере образования сопровождается внедрением средств информаци...