Программа преемственности "Первоклассник"
проект на тему
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА: методическим советом протокол №__ от «___» ______________ 2013 г. | ПРИНЯТА: педагогическим советом протокол №__ от «___» ______________ 2013 г. |
ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
«ПЕРВОКЛАССНИК»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы №4
на 2013-2014 учебный год
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.
В.А.Сухомлинский
Категория “преемственность” используется для обозначения происходящего при любом развитии процесса, состоящего в перенесении видоизменённых в соответствии с новыми условиями определённых черт. Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и познания.
В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связи школы и детского сада, отдельных ступеней школы и т.д.
Идея целостной системы преемственных связей ступеней дошкольного и начального школьного образования не нова и не одно десятилетие разрабатывается и в научном, и в практическом аспектах.
Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируется фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а опирается на достижение ребёнка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал, что позволяет реализовывать непрерывность в развитии детей и образовании как системе (Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Г.Арушанова, Москва, 1998 г.)
К сожалению, пока не удаётся снять остроту проблемы преемственности, это обусловлено следующим:
- разница в содержании образования, в особенностях педагогического процесса, в уровнях научно-методической квалификации педагогов школы и дошкольного учреждения;
- система непрерывного образования разнохарактерна по статусу объектов и субъектов воспитательно-образовательного процесса;
- разноподготовленность детей на пороге школы и т.д.
Таким образом, задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ предшкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста. Эту цель можно достичь только при координации взаимодействия между педагогическими коллективами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы.
Как показывает опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, педагогам детского сада, учителям школы и родителям нужно:
- выработать общие взгляды на ребёнка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в будущей школе;
- согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
- найти общий язык, на котором могут говорить о ребёнке – будущем первокласснике – все заинтересованные участники преемственной цепочки.
Решение проблемы преемственности в системе “Детский сад – школа” и управление ею, мы видим ещё и в реализации программно-целевого подхода, качественно изменяя не только планирование работы, но и обеспечивая объединение всех аспектов деятельности. Сущность программно-целевого подхода состоит в чётком определении целей и результатов работы, формирование реальных программ их достижения и оценки конечных результатов деятельности; концентрации усилий всех участников педагогического процесса на решении проблемы преемственности.
Цель программы: обеспечить единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Задачи:
- создать условия для успешной социализации первоклассников;
- подготовить дошкольников к обучению в начальной школе;
- организовать систему продуктивного взаимодействия педагогов начальной школы, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.
Программа по обеспечению успешного перехода ребёнка из детского сада в начальную школу реализуется по трём основным направлениям:
- Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
- Работа с детьми (воспитатель ДОУ, психолог, учитель-логопед, педиатр).
- Работа с родителями (воспитатель ДОУ, психолог, учитель-логопед, педиатр, учитель начальной школы).
Эффективность реализации программы можно отследить по конечным ожидаемым результатам совместной деятельности:
- создание банка данных по будущим первоклассникам;
- повышение качества усвоения программного материала в первом классе;
- сокращается срок адаптации первоклассников.
Преемственность планируемых результатов формирования УУД
(дошкольное и начальное общее образование)
Программы «Предшколы нового поколения» | Планируемые результаты дошкольного образования в «Предшколе нового поколения» | Планируемые результаты реализации Образовательной программы (начальная школа) |
Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений | Формирование познавательных УУД: - классификация (объединение по группам) - анализ (выделение признака из целого объекта) - сравнение (выделение признака из ряда предметов) - обобщение (выделение общего признака из ряда объектов) - синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам) - сериация (установление последовательных взаимосвязей) | Познавательные УУД (логические): - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - анализ, синтез, сравнение, сериация; - классификация по заданным критериям; - установление аналогий; - установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения; - обобщение. Личностные результаты (самоопределение): готовность и способность обучающихся к саморазвитию. |
Формирование: - сенсорного опыта; - представлений о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения; представления о форме. | Познавательные УУД (общеучебные): -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - использовать общие приёмы решения задач. Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя). |
Программа по окружающему миру | Формирование УУД, направленных на: - выполнение инструкций, готовность отвечать на вопросы, обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор - готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор. | Регулятивные УУД (планирование): - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные результаты (самоопределение): готовность и способность обучающихся к саморазвитию. |
Формирование УУД, направленных на участие в совместной деятельности. | Коммуникативные УУД (управление коммуникацией): координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | |
Осуществление действий по образцу, понимание указанной ошибки и ее исправления по указанию взрослого. | Регулятивные УУД (коррекция): - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; - адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок. | |
Контроль своей деятельности по результату. | Регулятивные УУД (контроль): использовать установленные правила в контроле способа решения. |
Программа по началам обучения грамоте | Формируемые УУД: - удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию; - выполнять инструкции взрослого; - обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор; - по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно; - пользоваться книгой и простейшими инструментами. | Коммуникативные УУД (взаимодействие): - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника. Познавательные УУД (общеучебные): - использовать общие приёмы решения задач; - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - осуществлять смысловое чтение; - выбирать вид чтения в зависимости от цели. Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя). |
Программа по развитию речи | Формируемые УУД: - умение строить развернутый ответ на вопрос; - умение пояснять, аргументировать свой ответ; - умение приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту; - умение работать в паре; - умение коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов. | Познавательные УУД (информационные): - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными; - обработка информации (определение основной и второстепенной информации); - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами). |
Программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников | Формируемые УУД: - удерживать внимание; - пользоваться книгой; - выполнять инструкцию взрослого; - обсуждать со взрослыми возникшую проблему; - находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности. | Личностные результаты (самоопределение): готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя). Регулятивные УУД (целеполагание): формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные УУД (взаимодействие, управление коммуникацией). |
Мероприятия, проводимые в рамках реализации Программы
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Исполнители и ответственные |
Методическая работа | |||
1 | Методическое совещание: 1. Проблемы адаптации при переходе из ДОУ в школу. 2. Требования к уровню подготовки выпускников ДОУ. | ноябрь | зам. директора по УВР МОУ СОШ, заведующая ДОУ, учитель 1 класса |
2 | Итоговый методический круглый стол “Подведение итогов деятельности за учебный год: проблемы и перспективы” | май | зам. директора по УВР МОУ СОШ, заведующая ДОУ, учитель 1 класса, воспитатели подготовительной группы |
3 | Мониторинг готовности учащихся 1 класса к обучению в школе | октябрь | зам. директора по УВР МОУ СОШ, педагог-психолог, учитель 1 класса |
4 | Диагностика готовности к школьному обучению детей подготовительной группы | март | Заведующая ДОУ |
5 | Мониторинг уровня адаптации обучающихся 1 класса | октябрь-декабрь | зам. директора по УВР МОУ СОШ, педагог-психолог, учитель 1 класса |
Работа с педагогами, воспитателями и детьми | |||
6 | Посещение воспитателями уроков в 1 классе | октябрь | зам. директора по УВР, заведующая ДОУ, учитель 1 класса МОУ СОШ |
7 | Организация и проведение спортивных соревнований “Весёлые старты” | ноябрь | учитель 1 класса, воспитатели ДОУ |
8 | Посещение занятий в ДОУ учителем 4 класса | декабрь | зам. директора по УВР заведующая ДОУ, учитель 4 класса МОУ СОШ |
9 | Совместный проект “Конкурс чтецов “Здравствуй, Зимушка-Зима” | декабрь | зам. директора по УВР МОУ СОШ, заведующая ДОУ |
10 | Экскурсия для воспитанников ДОУ: Знакомство с учебными кабинетами МОУ СОШ; Знакомство со школой и различными службами (библиотека, кабинеты социального педагога, педагога-психолога, спортивный зал). | декабрь | зам. директора по УВР, воспитатели подготовительной группы |
11 | Конкурс рисунков “Школа глазами детей” | январь | зам. директора по УВР МОУ СОШ, заведующая ДОУ |
12 | Открытые уроки для воспитанников ДОУ | февраль | зам. директора по УВР МОУ СОШ, заведующая ДОУ, учитель 1 класса, руководитель ШМО учителей начальных классов МОУ СОШ. |
13 | Занятия в подготовительных группах по формированию учебных мотивов, развитию познавательных интересов у воспитанников ДОУ | в течение года | зам. директора по УВР МОУ СОШ, заведующая ДОУ, воспитатели подготовительной группы |
14 | Организация деятельности школы будущего первоклассника “Предшкола нового поколения” | февраль-апрель | зам. директора по УВР МОУ СОШ, учитель 4 класса |
Работа с родителями | |||
15 | Индивидуальные консультации для родителей | в течение года | Педагог-психолог, администрация МОУ СОШ, ДОУ |
16 | Тематические выставки для родителей: “Подготовка к школе”; “Что должен знать и уметь первоклассник” | декабрь, январь | Воспитатели подготовительной группы, учитель 1 класса |
17 | Общие родительские собрания: “Программы начального общего образования, реализуемые в современных школах: взгляд методиста, психолога, родителя”; “Критерии готовности ребёнка к школе” | февраль, март | Педагог-психолог, администрация МОУ СОШ, ДОУ, учитель 4 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...