Программа преемственности "Первоклассник"
проект на тему

Борисова Екатерина Сергеевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_preemstvennosti_1_klass.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА:

методическим советом

протокол №__ от «___» ______________ 2013 г.

ПРИНЯТА:

педагогическим советом

протокол №__ от «___» ______________ 2013 г.

ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

«ПЕРВОКЛАССНИК»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы №4

на 2013-2014 учебный год

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.

В.А.Сухомлинский

Категория “преемственность” используется для обозначения происходящего при любом развитии процесса, состоящего в перенесении видоизменённых в соответствии с новыми условиями определённых черт. Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и познания.

В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связи школы и детского сада, отдельных ступеней школы и т.д.

Идея целостной системы преемственных связей ступеней дошкольного и начального школьного образования не нова и не одно десятилетие разрабатывается и в научном, и в практическом аспектах.

Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируется фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а опирается на достижение ребёнка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал, что позволяет реализовывать непрерывность в развитии детей и образовании как системе (Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Г.Арушанова, Москва, 1998 г.)

К сожалению, пока не удаётся снять остроту проблемы преемственности, это обусловлено следующим:

  • разница в содержании образования, в особенностях педагогического процесса, в уровнях научно-методической квалификации педагогов школы и дошкольного учреждения;
  • система непрерывного образования разнохарактерна по статусу объектов и субъектов воспитательно-образовательного процесса;
  • разноподготовленность детей на пороге школы и т.д.

Таким образом, задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ предшкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста. Эту цель можно достичь только при координации взаимодействия между педагогическими коллективами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы.

Как показывает опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, педагогам детского сада, учителям школы и родителям нужно:

  • выработать общие взгляды на ребёнка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в будущей школе;
  • согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
  • найти общий язык, на котором могут говорить о ребёнке – будущем первокласснике – все заинтересованные участники преемственной цепочки.

Решение проблемы преемственности в системе “Детский сад – школа” и управление ею, мы видим ещё и в реализации программно-целевого подхода, качественно изменяя не только планирование работы, но и обеспечивая объединение всех аспектов деятельности. Сущность программно-целевого подхода состоит в чётком определении целей и результатов работы, формирование реальных программ их достижения и оценки конечных результатов деятельности; концентрации усилий всех участников педагогического процесса на решении проблемы преемственности.

Цель программы: обеспечить единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Задачи:

  • создать условия для успешной социализации первоклассников;
  • подготовить дошкольников к обучению в начальной школе;
  • организовать систему продуктивного взаимодействия педагогов начальной школы, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.

Программа по обеспечению успешного перехода ребёнка из детского сада в начальную школу реализуется по трём основным направлениям:

  • Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
  • Работа с детьми (воспитатель ДОУ, психолог, учитель-логопед, педиатр).
  • Работа с родителями (воспитатель ДОУ, психолог, учитель-логопед, педиатр, учитель начальной школы).

Эффективность реализации программы можно отследить по конечным ожидаемым результатам совместной деятельности:

  • создание банка данных по будущим первоклассникам;
  • повышение качества усвоения программного материала в первом классе;
  • сокращается срок адаптации первоклассников.

Преемственность планируемых результатов формирования УУД

(дошкольное и  начальное общее образование)

Программы «Предшколы нового поколения»

Планируемые результаты дошкольного образования  в «Предшколе нового поколения»

Планируемые результаты реализации Образовательной программы

(начальная школа)

Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений

Формирование познавательных УУД:

- классификация (объединение по группам)

- анализ (выделение признака из целого объекта)

- сравнение (выделение признака из ряда предметов)

- обобщение (выделение общего признака из ряда объектов)

- синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам)

- сериация (установление последовательных взаимосвязей)

Познавательные УУД (логические):

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- анализ, синтез, сравнение, сериация;

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

- обобщение.

Личностные результаты (самоопределение): 

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Формирование:

- сенсорного опыта;

- представлений о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения; представления о форме.

Познавательные УУД  (общеучебные):

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать  общие приёмы решения задач.

Личностные результаты (смыслообразование):  мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).

Программа по окружающему миру

Формирование УУД, направленных на:

- выполнение инструкций, готовность отвечать на вопросы, обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор

- готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор.

Регулятивные УУД (планирование): 

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные результаты (самоопределение): 

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Формирование УУД, направленных на  участие в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД (управление  коммуникацией): координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Осуществление действий по образцу, понимание указанной ошибки и ее исправления по указанию взрослого.

Регулятивные УУД (коррекция):

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; 

- адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок.

Контроль своей деятельности по результату.

Регулятивные УУД (контроль): использовать установленные правила в контроле способа решения.

Программа по началам обучения грамоте

Формируемые УУД:

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- выполнять инструкции взрослого;

- обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор;

- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно;

- пользоваться книгой и простейшими  инструментами.

Коммуникативные УУД (взаимодействие):

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника.

Познавательные УУД  (общеучебные):

- использовать  общие приёмы решения задач;

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Личностные результаты (смыслообразование):  мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).

Программа по развитию речи

Формируемые УУД:

- умение строить развернутый ответ на вопрос;

- умение пояснять, аргументировать свой ответ;

- умение приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту;

- умение работать в паре;

- умение коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов.

Познавательные УУД (информационные):

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации); 

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами).

Программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Формируемые УУД:

- удерживать внимание;

- пользоваться книгой;

- выполнять инструкцию взрослого;

- обсуждать со взрослыми возникшую проблему;

- находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности.

Личностные результаты (самоопределение): 

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Личностные результаты (смыслообразование):  мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).

Регулятивные УУД (целеполагание): формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД (взаимодействие, управление коммуникацией).

Мероприятия, проводимые в рамках реализации Программы

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнители и ответственные

Методическая работа

1

Методическое совещание:

1. Проблемы адаптации при переходе из ДОУ в школу.

2. Требования к уровню подготовки выпускников ДОУ.

ноябрь

зам. директора по УВР МОУ СОШ, заведующая ДОУ, учитель 1 класса

2

Итоговый методический круглый стол “Подведение итогов деятельности за учебный год: проблемы и перспективы”

май

зам. директора по УВР МОУ СОШ, заведующая ДОУ, учитель 1 класса, воспитатели подготовительной группы

3

Мониторинг готовности учащихся 1 класса к обучению в школе

октябрь

зам. директора по УВР МОУ СОШ, педагог-психолог, учитель 1 класса

4

Диагностика готовности к школьному обучению детей подготовительной группы

март

Заведующая ДОУ

5

Мониторинг уровня адаптации обучающихся 1 класса

октябрь-декабрь

зам. директора по УВР МОУ СОШ, педагог-психолог, учитель 1 класса

Работа с педагогами, воспитателями и детьми

6

Посещение воспитателями уроков в 1 классе

октябрь

зам. директора по УВР, заведующая ДОУ, учитель 1 класса МОУ СОШ

7

Организация и проведение спортивных соревнований “Весёлые старты”

ноябрь

учитель 1 класса, воспитатели ДОУ

8

Посещение занятий в ДОУ учителем 4 класса

декабрь

зам. директора по УВР заведующая ДОУ, учитель 4 класса МОУ СОШ

9

Совместный проект “Конкурс чтецов “Здравствуй, Зимушка-Зима”

декабрь

зам. директора по УВР МОУ СОШ, заведующая ДОУ

10

Экскурсия для воспитанников ДОУ:

Знакомство с учебными кабинетами МОУ СОШ;

Знакомство со школой и различными службами (библиотека, кабинеты социального педагога, педагога-психолога, спортивный зал).

декабрь

зам. директора по УВР, воспитатели подготовительной группы

11

Конкурс рисунков “Школа глазами детей”

январь

зам. директора по УВР МОУ СОШ, заведующая ДОУ

12

Открытые уроки для воспитанников ДОУ

февраль

зам. директора по УВР МОУ СОШ, заведующая ДОУ, учитель 1 класса, руководитель ШМО учителей начальных классов МОУ СОШ.

13

Занятия в подготовительных группах по формированию учебных мотивов, развитию познавательных интересов у воспитанников ДОУ

в течение года

зам. директора по УВР МОУ СОШ, заведующая ДОУ, воспитатели подготовительной группы

14

Организация деятельности школы будущего первоклассника “Предшкола нового поколения”

февраль-апрель

зам. директора по УВР МОУ СОШ, учитель 4 класса

Работа с родителями

15

Индивидуальные консультации для родителей

в течение года

Педагог-психолог, администрация МОУ СОШ, ДОУ

16

Тематические выставки для родителей: “Подготовка к школе”; “Что должен знать и уметь первоклассник”

декабрь, январь

Воспитатели подготовительной группы, учитель 1 класса

17

Общие родительские собрания: “Программы начального общего образования, реализуемые в современных школах: взгляд методиста, психолога, родителя”; “Критерии готовности ребёнка к школе”

февраль, март

Педагог-психолог, администрация МОУ СОШ, ДОУ, учитель 4 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...