Педсовет
статья по теме

Рындина Инна Владимировна

Презентация "Стандарт учителя"

Выступление "Формирование процессом формирования системы качества знаний обучающихся"

Скачать:


Подписи к слайдам:

с. Бирюч, 2013 год
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский
Профессиональный стандарт педагога КОНЦЕПЦИЯ В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – деятельность успешного профессионала. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» Любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования.«От педагога нельзя требоватьто, чему его никто никогдане учил»
Законодательство Контроль Независимая общественная ассоциация «Профессиональный стандарт педагога – 2013», которая будет наделена необходимыми правами и полномочиями. Область применения Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Может применяться:а) при приеме на работу в ОУ на должность «педагог»;б) при проведении аттестации педагогов ОУ региональными органами исполнительской власти;в) при проведении аттестации педагогов самими ОО, в случае предоставления им соответствующих полномочий. Цель применения: 1. Определять необходимую квалификацию педагога.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качетсва образования. Термины и определения применительно к педагогу Квалификация педагогаПрофессиональная компетентностьПрофессиональный стандарт педагогаРегиональное дополнение к профессиональному стандартуВнутренний стандарт образовательной организацииКлючевые области стандарта педагогаПрофессиональная ИКТ-компетентностьАудитВнутренний аудитВнешний аудит Содержание профессионального стандарта педагога Часть первая: обучение.Часть вторая: воспитательная работа.Часть третья: развитие.Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя),отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. Часть первая: обучение Педагог должен:Иметь высшее образование.Демонстрировать знание предмета и программы обучения.Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ).Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков.Использовать специальные подходы к обучению.Уметь объективно оценивать знания учеников.Владеть ИКТ-компетенциями. Часть вторая: воспитательная работа Педагог должен:Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.Владеть методами музейной педагоги.Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.Эффективно управлять классами. Ставить воспитательные цели.Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в ОО.Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.Уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. 10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка.11.Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка.12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.13. Уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.15. Уметь сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.11.  Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. 17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.20.  Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе Педагог начальной школы должен1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек. Приложения ИКТ-компетентность педагогаПсихолого-педагогические требования к квалификации учителяА. Профессиональные требования к учителю математики и информатики Б. Профессиональные требования к учителю русского языка 4.Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога Интернет-ресурсыГлобус и карандаши: http://fotki.yandex.ru/users/platona1981/view/563348?page=1 Фон создан при помощи автофигур.источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
Сайт: http://pedsovet.su/


Предварительный просмотр:

 

 В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определена главная цель деятельности современного образовательного учреждения: «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» основным средством достижения этой цели в ОУ является качественное образование. Обеспечение качественного образования – функция управления, а следовательно, и контроля как одной из его составляющих. Важно контролировать – обеспечивать, а не контролировать – проверять, принуждать, пугать и т.п.

   Содержание функции контроля в современном ОУ напрямую связано с содержанием понятия качества образования, с четким представлением о том, от чего оно зависит. Качество в широком смысле – соответствие требованиям, стандартам, пригодность для использования, способность удовлетворять заявленные или подразумеваемые потребности.

   В содержание качества образования включают такие компоненты, как уровень обученности школьников, прочность их знаний и умений, сформированность познавательных интересов, личностных качеств, мировоззренческой позиции, которые зависят от управленческой компетентности директора, организаторских умений заместителя директора, методического мастерства педагогов, их умения выбирать оптимальные способы организации образовательного процесса.

   Сегодняшняя инновационная составляющая понятия качества образования объективно связана с компетентностной интерпретацией результатов образования. Она достаточно проста сама по себе: качественный результат образования заключается в сформированных у ученика личностных качествах (характеристиках), в основе которых лежит совокупность освоенных им знаний, умений, способов деятельности, т.е. компетенций.

   Такое качество складывается из двух составляющих. Первую – объективную, реальную, проявляющуюся в освоенных единицах содержания образования – мы все научились измерять (через традиционно снимаемые показатели обученности, качества, через собираемые и комплексно оцениваемые портфели ученических достижений, диагностику уровня воспитанности, адаптации и социализации и т.п.). Вторая составляющая – отсроченные результаты, которые могут проявиться не в ОУ, не на экзаменах, не при поступлении в другое учебное заведение, а в тот момент  и в той жизненной ситуации, в которой окажется выпускник. К сожалению, на формирование системы оценки отсроченных результатов традиционное образование работает слабо.

   В связи в вышеизложенным ОУ необходимо определить наиболее существенные объекты контроля качества образования:

1. Здоровье детей.

2. Базовые умения (до поступления в ОУ).

3. Семья и социум.

4. Взаимодействие учителей и учащихся.

5. Педагогическая система формирования ключевых компетенций (содержание образования, организация образовательного процесса, образовательные технологии и т.д.).

6. Методическая работа по развитию профессиональной компетентности педагогов.

7. Материально-финансовая база ОУ и др.

   Определив, таким образом, объекты контроля, необходимо назвать предметы (процессы) контрольной деятельности и выстроить всю модель управления качеством образования.

      Далее необходимо спланировать конкретную работу, в которую будут включены приоритетные мероприятия, стратегически объединяющие различные действия:

  1. Взаимодействие ОУ с семьей и социумом как условие качества образования включает такое стратегическое действие, как организация и проведение открытых мероприятий.
  2. Методическая работа как объект управления качеством образования и его условие включает такое стратегическое действие, как принятие мер по развитию профессионально-методической компетентности и повышению методической и научно-творческой активности педагогов.

    Хорошо организованное повторение в начале учебного года позволит актуализировать опорные знания учащихся, что в свою очередь будет способствовать их активному и осмысленному включению в дальнейший процесс обучения. Повторение будет плодотворным, если использовать интерактивные методы обучения. Например, вспомнив и зафиксировав с обучающимися основные факты теории и потратив на это минимум времени, можно организовать погружение в учебный материал, предложив учащимся задания, составленные на уровне применения знаний в нестандартной ситуации.

   На сегодня контролирующие органы пытаются ввести в ОУ независимую проверку качества знаний с помощью электронных тестов. (В 2011-2012 учебному году в Воронежской области было организовано независимое тестирование учащихся 4, 5, 6, 8 классов по русскому языку и математике, а в начале 2012-2013 учебного года в 5, 6, 7, 9 классах по тем же предметам).

     Все больше речь идет о переходе на ФГОС, поэтому планируется, что каждая стартовая контрольная работа должна будет содержать задания нескольких уровней: от уровня распознания до уровня творческого применения знаний в нестандартной ситуации.

   Перспективным направлением организации стартового контроля является составление контрольных работ и тестов метапредметного характера. Такие работы позволят определять не только знание учащимися метапредметных понятий и владение ими, но и уровень сформированности таких ключевых компетенций учащихся, как универсальные учебные действия.

   Система качества образования представляет собой совокупность внутренней и внешней оценок.

   Система внешней оценки включает в себя:

  1. Мониторинг качества образования на основе результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (ГИА).
  2. Мониторинг качества образования на основе результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ).
  3. Мониторинг качества образования на основе результатов государственной аккредитации ОУ.
  4. Мониторинг результативности достижений обучающихся по итогам участия в различных конкурсах.
  5. Мониторинг участия ОУ в реализации Приоритетного национального проекта «Образование».
  6. Мониторинг удовлетворенности образовательным процессом всех его участников.

Результаты внешней оценки анализируются и используются при контроле качества образования и коррекции педагогического процесса уже внутри ОУ.

Используемая литература:

1. Справочник заместителя директора школы. №6, 2012; №8, 2012; № 9, 2012.

Планируемая дальнейшая работа с обучающимися и учителями школы:

  1. Тестирование «Готовность педагога к работе в режиме современных технологий, методов и форм организации образовательного процесса» (приложение 1).
  2. Анкетирование учащихся 7, 9 классов (приложение 2 и 3).
  3. Обработка данных опросников.

Тест «Готовность педагога к работе в режиме современных технологий, методов и форм организации образовательного процесса»

Уважаемый коллега!

Предлагаю вам провести самооценку уровня готовности к применению современных инновационных педагогических технологий. Для этого обведите цифру выбранного вами ответа (следует выбирать в каждом вопросе только один ответ).

Вопрос

Варианты ответа

Баллы

1

2

3

В чем вы видите преимущества вашего стиля работы с учащимися?

Развитие познавательного интереса к предмету, творческая активность

1

Демократический стиль общения, благоприятный микроклимат

2

Хорошие учебные результаты

3

Хорошая дисциплина

4

Какие приемы мотивации учащихся вы используете в своей практике?

Информационно-коммуникационные технологии

3

Интерактивные технологии

1

Практическая направленность

2

Оценка, поощрения

4

Уроки каких типов, форм вы предпочитаете?

Комбинированные уроки

4

Проектирование

2

Моделирование ситуаций будущего поведения

1

Диалоговые занятия

3

Что вам наиболее близко в вашей реальной практике?

Использую апробированные методики и рекомендации

4

Использую методические рекомендации, меняя их в соответствии с собственным педагогическим опытом

3

Постоянно критически анализирую методические рекомендации, опыт педагогов, собственную деятельность, прежде чем выберу необходимые для меня средства

2

Постоянно меняю свои планы-конспекты в соответствии с новыми научно-методическими подходами

1

Считаю наиболее адекватной новым характеристикам основных переменных образовательного процесса следующую технологию

Технология проблемно-модульного обучения

4

Технология проектного обучения

3

Индивидуальные образовательные технологии

2

Интерактивные технологии (организационно-деятельностные, ролевые, деловые игры, тренинги, компьютезированные технологии и др.)

1

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашаю вас, коллеги, к участию в XI Всероссийском Интернет-педсовете

XI Всероссийский Интернет-педсовет, который будет проходить 23 августа - 5 октября. Коллеги, ещё не поздно пройти регистрацию и принять участие. Зайдите на сайт http:/11.pedsovet.org Куда движет...

Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"

В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий

Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...

Педсовет по вопросу толерантности

Формирование толерантности у педагогов и учащихся. Материалы педсовета. Выступления. Анкеты. Тренинги...

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели

Педсовет теоретический,августовский. Старт  работы  педколлектива над  методической проблемой школы....

Малый педсовет по вопросу преемственности

Подбор материала по вопросу преемственности. Подготовка и проведения  педсовета...