Из опыта работы "О сетевом взаимодействии школы и детского сада по выявлению неблагополучия в семьях"
материал на тему
о специфике работы по выявлению социального неблагополучия
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неблагополучные семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. ( Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой . – М., 2000. ) Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. (Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2005.)
Виды неблагополучных семей: Проблемные Кризисные Асоциальные Аморальные Антисоциальные
Виды неблагополучных семей: Педагогически -несостоятельная семья; Конфликтная семья Асоциальная (асоциально – криминальная) семья
Факторы социального риска в семье : Социально-экономические; Медико-социальные; Социально-демографические; Социально-психологические; Психолого-педагогические; Криминальные
Механизм выявления неблагополучных семей . Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования; Составляется социальный паспорт; Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников; С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика; Неучастие родителей в школьной жизни ребенка ( неучастие в совместных мероприятиях)
Признаки внешнего вида и поведения ребенка воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническую запущенность; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; неумеренный аппетит; задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке; проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье проявляются: в боязливости ребенка; в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания; в боязни идти домой; в жестоком обращении с животными; в стремлении скрыть причину травм.
КАЗАХСКАЯ ПОСЛОВИЦА « Что видел в гнезде, то и будет ловить, когда вылетит»
Предварительный просмотр:
(слайд 1)
На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется все больше детей бездомных, брошенных родителями. Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи, привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением. Отторжение обществом обусловлено падением ценности семьи и семейного воспитания, равнодушием к проблемам живущих рядом неблагополучных семей, незнанием неравнодушных, что делать. (слайд №2) Неблагополучные семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей:
Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами. |
(памятки представлены ).
Также необходимо обратить внимание на аномальные отношения в семье ,аномалии ближайшего окружения ребёнка, аномалии качества воспитания, неблагоприятные события в жизни ребёнка (памятки представлены ).
(слайд№3)
Группа неблагополучных семей очень неоднородна. Существуют разные критерии семейного неблагополучия. Существуют различные классификации семей, в основном определяют следующие:
Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).
Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).
Признаками асоциальной семьи является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).
Аморальная семья — это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.
Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.
(слайд №4) Наиболее часто встречающиеся классификация:
1.Педагогически несостоятельная семья, которая занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания. Ошибками родителей являются: 1) подавление, унижение ребенка как личности, нежелание считаться с его мнением; пренебрежение к миру детских увлечений и интересов; навязывание ребенку товарищей, друзей, желательных для родителей, и способов времяпровождения; нетерпимость к особенностям темперамента детей и стремление его переломить; применение наказания, не соответствующего тяжести проступка; 2) обеднение эмоциональных контактов с детьми; педантичное прослеживание каждого шага ребенка; требование неукоснительного исполнения множества указаний, инструкций; одномерная трактовка мотивов поведения подростка лишь с негативным акцентом; 3) неумеренное проявление любви к ребенку и требование от него ответного чувства, что развивает умение подыгрывать взрослыми, порождает неискренность; 4) погоня за послушанием ребенка ценой подкупа – обещаний подарков, развлечений, удовольствий. Такая семья нуждается в коррекции целей и методов воспитания, представлений о родительском авторитете. Важно, чтобы с помощью педагогов, психологов родители осознали ошибочность своего стиля воспитания. Беседы, преследующие эту цель, требуют большого такта, ибо родители, как правило, остро переживают свое педагогическое фиаско. Начинать разговор следует не с обнажения негативных проблем, а, наоборот, с выявления позитивного. Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений – это часть решения проблемы. Важно убедить родителей в необходимости более глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей, характера отношений с другими детьми.
2.В конфликтной семье воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний. Ошибками родителей можно считать: 1) сосредоточенность родителей на затяжных конфликтах друг с другом; 2) тяжелую морально – психологическую атмосферу для всех членов семьи, и в том числе для ребенка; 3) агрессивную реакцию конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения; 4) настраивание ребенка обоими родителями друг против друга, принуждение его к выполнению взаимоисключающих ролей.
3. В асоциальной (асоциально – криминальной) семье ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Следует иметь в виду, что степень асоциальности семьи, и отношение в них к детям могут быть различны: один вариант – семья, где родители не имеют постоянной работы, семейного уклада жизни у них нет. О детях не заботятся, главное, чтобы не мешали, не надоедали. Жестокость к детям проявляется в отсутствии должной заботы, в пренебрежении их интересами. Нередко ее образ жизни является следствием воспроизводства негативного опыта, который и отец, и мать приобрели в собственной родительской семье; другой вариант – семья, где пьют запойно, родители дерутся друг с другом и бьют детей, ведут паразитический образ жизни, пропивают детские пособия, не гнушаются воровства. Дети живут в нетерпимой обстановке – пьяных дебошей, сексуальной разнузданности, лишены элементарного надзора, ухода, запущены, физически слабы, следствием чего является плохое психическое состояние. Для многих детей из таких семей характерны задержки психического развития, что осложняет их пребывание в школе. Дети нередко ведут "челночный" образ жизни: после очередного "воспитательного" мероприятия бегут из дома, а потом возвращаются, что ухудшает их и без того шаткое положение в школе.
Но, в последнее время различные источники говорят о несуществовании официального понятия "неблагополучная семья". По их мнению, есть две категории семей: семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию (ТЖС) и семья, в которой дети находятся в социально-опасном положении (СОП). В других регионах такие семьи находятся на социальном патронаже в участковой социальной службе. Понятия "учет" тоже в их отношении не применяется. Только "социальный патронаж". У нас это ЕБД.
(слайд №5) Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
Социально-экономические ( низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
(слайд №6) Механизм выявления неблагополучных семей.
- Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования;
- Составляется социальный паспорт классов и школы;
- Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников;
- С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика;
- Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса ( неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием инструментами обучения и.д.)
Основной информацией о семьях классный руководитель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка ,и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
(слайд №7)
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
утомленный, сонный вид;
санитарно-гигиеническую запущенность;
склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
неумеренный аппетит;
задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом;
чрезмерная потребность в ласке;
проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
трудности в обучении.
(Слайд №8) Признаки физического насилия в семье проявляются:
в боязливости ребенка;
в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания;
в боязни идти домой;
в жестоком обращении с животными;
в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей классными руководителями, педагогом-психологом и заместителем директора по ПВ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность учреждения образования. Привлечение родителей к участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Предварительный просмотр:
Выписка из Уголовного и административного кодекса:
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним,- наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
1. Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, -наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей - наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 65 СКРФ, а именно:
а) родители не вправе причинять вред физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию;
б) способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т. е. образования в объеме 1Х классов общеобразовательной школы (п. 4 ст. 43 Конституции РФ).
Обязанность родителей, иных законных представителей детей содержать несовершеннолетних означает, что они должны обеспечить потребности ребенка в питании, одежде, предметах досуга, в отдыхе, лечении и т. п., и выполняется она, как правило, добровольно, без принуждения. Закон не предусматривает каких-либо специальных условий для возникновения обязанности по содержанию (например, наличие у родителей необходимых средств, трудоспособность и дееспособность родителей и др.). Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
Несовершеннолетние родители ребенка могут быть привлечены к административной ответственности за названные деяния, если к моменту совершения административного правонарушения им исполнилось шестнадцать лет (ст. 2.3 КоАП и РФ).
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних являются: сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, материалы из органов местного самоуправления, государственных органов, правоохранительных органов. Основанием административной ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей является их виновное противоправное действие (бездействие), выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Назначение административного наказания не освобождает родителей или иных законных представителей несовершеннолетних от исполнения их обязанностей по воспитанию.
В исключительных случаях комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может предъявить в суд иск об отобрании ребенка у родителей (ограничении родительских прав — ст. 73 СК РФ), а в отношении других законных представителей несовершеннолетних (опекуны, попечители, приемные родители) передать имеющиеся материалы административного дела в орган опеки и попечительства для решения вопроса об отстранении опекунов (попечителей) от выполнения их обязанностей (ст. 39 ГК РФ), расторжении с приемными родителями договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью (ст. 152 СК РФ).
В случаях, когда была установлена вина родителей и налицо неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей по содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей, на них может быть наложено наказание либо в виде предупреждения, либо в виде штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда (от 100 до 500 рублей).
В соответствии с семейным законодательством родители имеют в отношении ребенка равные права и несут равные обязанности по воспитанию, обучению, содержанию ребенка. Если вина каждого из родителей доказана, то они оба должны быть привлечены к административной ответственности.
Но, необходимо также учитывать, что основными задачами деятельности комиссий по делам несовершеннолетних являются не применение административных наказаний, а организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрана прав несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними.
Предварительный просмотр:
Время | Мероприятие | Ответственные |
13-00-13-10 | Встреча гостей | Заместитель заведующей по воспитательной работе Сердюкова О.В. |
13-10-13-15 | Вступительное слово | Заместитель заведующей по воспитательной работе Сердюкова О.В. |
13-15-13-25 | «Семьи и несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении. Виды и способы выявления» | Обухова Н.И. –заместитель директора по правовому воспитанию МБОУ СОШ №18 |
13-25 - 13-30 | «Алгоритм работы с семьей, и несовершеннолетними, находящимися в асоциальном положении» | Шурыгина Е.В.-классный руководитель 3б класса |
13-30- 13-40 | «Об услугах и программах ГКУ СО «Камышинский центр социальной помощи семье и детям»» | Михайлова Л.Е.- специалист ГКУ СО «Камышинский центр социальной помощи семье и детям» |
13-40 – 13-45 | «Об ответственности родителей за неисполнение законными представителями своих обязанностей в отношении несовершеннолетних» | Слюсаренко Ю.В., -инспектор ПДН ОМ-1 МВД «Камышинский» |
Техническое сопровождение мастер - класса: Тельнов С.В.
«Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры»
Екатерина II
«Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное»
Георг Гегель
«Когда детским губам довелось испить полной мерой горькую чашу Злобы, Подозрительности, Отчаяния, всей на свете Любви не хватит, чтобы однажды изведанное стерлось бесследно, даже если она ненадолго вернет свет померкшим глазам и туда, где было Неверие, заронит зерна Веры»
Редъярд Киплинг
«Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство»
Николай Чернышевский
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ГОРОДСКОГО ОКРУГА – ГОРОД КАМЫШИН
Мастер-класс
«Выявление неблагополучных семей,
алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении»
«Что видел в гнезде, то и будет ловить, когда вылетит» Казахская пословица
21.03.2013г.
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Согласовано:
Директор МБОУ СОШ №18 Заведующая МБДОУ д/с №15
___________А.М. Кузнецов _________Букаева И.В.
«__» ______________ 2013 года «__» ______________ 2013 года
ПЛАН
сетевого взаимодействия
МБОУ СОШ №18 и МБДОУ д/с №15
на 2013 год
№ п/п | Тематика совместных мероприятий | сроки | Ответственные |
1. | Составление, согласования плана сетевого взаимодействия | январь, сентябрь | Заведующая МБДОУ д/с №15 Букаева И.В. Директор МБОУ СОШ №18 Кузнецов А.М. |
2. | Посещение семей на дому | По мере необходимости | Заместитель заведующей по воспитательной работе Сердюкова О.В. Воспитатель Рыжих Н.А. Заместитель директора по ПВ Обухова Н.И. |
3 | Уточнение списочного состава несовершеннолетних из неблагополучных семей, посещающих д/с, и выпускников. | Январь, май | Заместитель заведующей по воспитательной работе Сердюкова О.В. Воспитатель Рыжих Н.А. Заместитель директора по ПВ Обухова Н.И. |
4. | Акция «Добрые дела» на базе МБДОУ д/с №15 | Сентябрь, апрель | Заместитель заведующей по воспитательной работе Сердюкова О.В. Заместитель директора по ПВ Обухова Н.И. |
5. | Приглашение родительской общественности на родительские конференции на базе МБОУ СОШ №18 | Сентябрь, Ноябрь, Апрель | Заместитель заведующей по воспитательной работе Сердюкова О.В. Заместитель директора по ПВ Обухова Н.И. |
6. | Проведение мастер- класса «Неблагополучные семьи. Алгоритм выявления и работы с данными семьями» | март | Заместитель заведующей по воспитательной работе Сердюкова О.В. Заместитель директора по ПВ Обухова Н.И. |
7 | Консультирование воспитателей, ответственных за работу с неблагополучными семьями, родителей | По мере необходимости | Заместитель заведующей по воспитательной работе Сердюкова О.В. Воспитатель Рыжих Н.А. Заместитель директора по ПВ Обухова Н.И. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Партнерство детского сада и семьи в физическом воспитании детей (из опыта работы)
Взаимодействие педагогов и родителей в нашей прогимназии происходит в разных видах деятельности. Это взаимодействие вышло уже на уровень партнерства. Физическая культура-один из способов партнерства с...
Алгоритм действий педагогов по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними
Педагоги школы должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему...
Выступление из опыта работы по теме "Сетевое взаимодействие Дома детского творчества со школами района"
Представлен опыт работы сетевого взаимодействия нашего Дома детского творчества со школами района....
Из опыта работы ресурсного центра "Воспитание девочек и мальчиков с учётом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи"
Проблема полового воспитания подрастающего поколения - одна из самых сложных и противоречивых, от неё решения во многом зависит психологическое социальное и духовное здоровье общества.В...
Программа проекта сетевого взаимодействия с детскими садами
Социальный проект «В гостях у сказки».Цель: Организация сетевого взаимодействия школы с дошкольными учреждениями г. Рославля...
Аналитическая записка выявления удовлетворённости родителей воспитанников, музыкальным воспитанием в детском саду.
Выявление удовлетворённости родителей воспитанников музыкальным воспитанием в детском саду....
Памятка для педагогов детского сада "Формы взаимодействия ДОУ и семьи"
Формы взаимодействия ДОУ и семьи - традиционные и нетрадиционные....