Система деятельности ОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений
методическая разработка по теме
Система деятельности ОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система деятельности ОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»
Управление образования
Администрация городского округа Электросталь Московской области
144007, Московская область, г. Электросталь, ул. Мира 24 в, тел.: 8496-57- 3-56-27, 3-60-29, 3-14-81
Методическая разработка
Система деятельности образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений
Снычева Татьяна Николаевна
МОУ «Гимназия №4» г.о.Электросталь Московской области
Москва
2011 год
Оглавление
1. | Оглавление | стр. 2 |
2. | Введение | стр. 3 |
3. | Теоретическая часть | стр. 4 - 8 |
4. | Практическая часть | стр. 9- 10 |
5. | Заключение | стр. 11 |
6. | Литература | стр. 12 |
Введение
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста безнадзорности и правонарушений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но и тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и
благополучия.
Президент Российской Федерации Д. А. Медведев поставил задачу повышать степень профилактики безнадзорности и правонарушений в стране, в том числе среди несовершеннолетних, а также обеспечивать эффективную социальную адаптацию граждан из категории «повышенного риска».
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. «Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного взаимодействия различных учреждений прямо или косвенно имеющих отношение к воспитанию и социализации.»[1]
Необходимо знать причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением является комплексная разработка системы деятельности образовательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Цель моей курсовой работы – определить уровень эффективности функционирования системы деятельности образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Основными задачами своей работы считаю:
- определение документально-информационной базы деятельности образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- выявление функций образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Теоретическая часть
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
В общеобразовательном учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, включает:
1) Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.
2) Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о Совете профилактики, о школьном инспекторе по делам несовершеннолетних, должностные инструкции специалистов, приказы, положения).
3) Документы по реализации целевых программ (муниципальных и школьных), направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4) Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления).
5) Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (общее количество учащихся в школе, охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе учащихся школы, информация органов управления образованием, учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных:
- несовершеннолетних, состоящих на учете в УМВД, ОДН, КДНиЗП;
- систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины;
- учащихся, находящихся на внутришкольном учете;
- многодетных семей;
- семей, имеющих одного родителя;
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- опекаемых детей и детей из патронатных семей;
- семей с низким материальным уровнем;
- детей-инвалидов.
6) Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).
7) Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).
8) Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний Совета профилактики, Управляющего совета).
9) Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов управления образованием, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).
10) Психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении.
11) Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).
12) Работа школьного Совета профилактики (положение о Совете, его состав, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).
13) Система учета не обучающихся детей, систематически пропускающих учебные занятия (список детей по каждому классу, информация по четвертям о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по индивидуальной работе такими учениками, отчеты школы, дневник (журнал) учета посещения уроков и др.).
У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.
В планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном учреждении и приняты за единый образец для всей школы.
Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).
В соответствии со ст. 14 данного закона в компетенции учреждений общего образования входят:
1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:
- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;
- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;
- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;
- разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;
- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом направлении предусматривает:
- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;
- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образованием на 1 число каждого месяца учебного года;
- совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;
-обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;
- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящейся в социально опасном положении;
- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»).
3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей. Это:
- организация обходов микрорайона школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий, в которых они проживают;
- организация работы общественного инспектора или социального педагога по защите прав детей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);
- организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;
- организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.;
- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;
- привлечение органов родительского соуправления, попечительских и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;
- принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;
- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания
4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:
- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;
- разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;
- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;
- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:
- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности.
- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся.
5. Межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы управления образованием являются составной частью системы профилактики и призваны организовывать взаимодействие с остальными участниками этой работы.
Практическая часть
В практической части представляю план работы МОУ «Гимназия №4» г.о.Электросталь по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в т.ч. «группы риска», на 2011-2012 учебный год.
№ п\п | Мероприятия | Сроки исполнения |
1 | Создание базы данных учащихся группы риска. Создание информационной базы данных учащихся, систематически пропускающих занятия по неуважительной причине. Беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете с целью профилактики безнадзорности и правонарушений. Вовлечение подростков с девиантным поведение в кружки и спортивные секции. Ежедневная проверка посещаемости. Контроль и руководство работы классных руководителей по вопросу посещаемости «трудных» подростков. Проведение бесед с родителями учащихся группы риска. | сентябрь в течение года |
2 | Беседы с учащимися группы риска по вопросу их успеваемости. Проведение собеседования с учащимися 9 классов, состоящих на внутришкольном учете, по вопросу их профориентации. Рейды в семьи. Совместные мероприятия с инспекторами ОДН, КДН и ЗП по вопросам взаимодействия в профилактике негативных проявлений в детской и подростковой среде. Сотрудничество со специалистами ЭСРЦН «Доверие». | в течение года |
3 | Пополнение информационной базы данных обучающихся, систематически пропускающих занятия без уважительной причины, совершивших правонарушения, состоящих на учете: - на внутришкольном учёте; - КДН и ЗП - ОДН | в течение года ежемесячно |
4 | Проведение «Дней профилактики» в МОУ «Гимназия №4» с целью правового просвещения несовершеннолетних. Проведение в МОУ месячника по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ. | в течение года по отдельному плану |
5 | Организация семинаров, лекций, классных часов для обучающихся МОУ «Гимназия №4» по профилактике употребления ПАВ с привлечением врачей, психологов, инспекторов ОДН, КДН и ЗП. | в течение года |
6 | Организация общих собраний для родителей. | в течение года |
7 | Сотрудничество со специалистами ЭСРЦН «Доверие» по вопросам законодательства РФ по защите прав и интересов несовершеннолетних. | в течение года |
8 | Ежеквартальный анализ состояния правонарушений несовершеннолетних в МОУ «Гимназия №4», состоящих на учете в ОДН, КДН и ЗП, на внутришкольном учёте. | ежеквартально |
9 | Размещение материалов по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ среди обучающихся МОУ «Гимназия №4» на сайте гимназии. | в течение года |
10 | Организация и проведение спортивно – массовых, гражданско- патриотических, культурно-массовых мероприятий для обучающихся МОУ «Гимназия №4» , в т.ч. детей группы риска. | в течение года |
11 | Организация летней занятости детей «группы риска», обеспечение путевками в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «Гимназия №4», участие в трудовой Акции «Дворы нашего детства» | июнь- август январь, март |
12 | Организация детских общественных объединений различной направленности: движения юных помощников милиции, юных инспекторов безопасности дорожного движения. | в течение года |
14 | Вовлечение детей, склонных к правонарушениям, в детско-юношеские организации, объединения, кружки, спортивные секции. | в течение года |
15 | Организация и проведение конкурсов, направленных на формирование ЗОЖ | в течение года |
Заключение
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых. Все это порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
· рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
· массовое нарушение прав ребенка;
· рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
· омоложение преступности;
· увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости дальнейшей систематической работы образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о необходимости совершенствования межведомственного взаимодействия с органами УМВД, ОДН, КДНиЗП, с отделом опеки и попечительства, с органами социальной защиты и другими организациями. «Цель взаимодействия – всестороннее развитие социальной помощи и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи.»[2] В основе такого взаимодействия должно быть взаимное доверие, уважение, терпение, взаимная поддержка и помощь.
Литература
- Быкова В.Г. Социальная защита детства // Классный руководитель. – 2011. - №4. – с.3
- Денисенко О. Восприятие своих родителей подростком из неблагополучной семьи // Воспитательная работа в школе. – 2010. -№9. – с.93-116
- Моногарова С.Н., Рябинина И.П. Изучение неблагополучных семей и педагогической запущенности школьников // Классный руководитель. – 2009. - №7. – с.23-35
- Мазниченко М., Нескоромных Н.Освободиться от архетипической инфекции группы риска // Воспитательная работа в школе. – 2010. -№8. – с.42-50
5. Нечаев М.П.Управление развитием воспитательной системы школы.-М.: Центр Педагогический поиск., 2011-с.86
[1] Нечаев М.П.Управление развитием воспитательной системы школы.-М.: Центр Педагогический поиск., 2011-с.86
[2] Быкова В.Г. Социальная защита детства // Классный руководитель. – 2011. - №4. – с.3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исполнение Федерального закона №120-ФЗ от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
методические рекомендации...
ФЗ "Об образовании" и ФЗ "О персональных данных"; Закон Алтайского края "О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
Нормативная база федарального и регионального уровня...
Взаимодействие социального педагога с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Характер взаимодействия социального педагога с учреждениями системы профилактики...
Конкурс "Система профилактики правонарушений несовершеннолетних", номинация "Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении"
Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних...
Тема: «Об итогах работы органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений в 2015 году и задачах по совершенствованию деятельности в свете требований современного законодательства в 2016 году».
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" миссия и задачи образов...
«Школа и органы профилактики» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 120-ФЗ ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХОрган профилактики Вопрос, с которым обращаемся Прокуратура - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;К...
Порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несоверше-их по временному помещению в спец.учреж-я и мед.организации безнадзорных детей, нужда-хся в соц. реаби-ции и детей, находящ-ся в обстановке угрозы жизни
Порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по временному помещению в специализированные учреждения и медицинские организации безнадзо...