педсовет
материал на тему

Педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

ВО ИМЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА»

Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

Задачи:

  1. проанализировать состояние связей школы с семьей и общественностью на данном этапе;
  2. определить основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребенка;
  3. разработать модель личности выпускника школы, принципы и правила  эффективного сотрудничества   школы и семьи, правила подготовки эффективного родительского собрания, памятку по   работе с «трудными» родителями, правила педагогической этики работы с родителями, памятку родителям;
  4. отработать умение находить выход из кризисной ситуации во взаимодействии «ученик – учитель – родитель».  

ХОД ПЕДСОВЕТА:

 «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

А.Н.Макаренко

«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей»

В. А. Сухомлинский.

«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги,  получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.  Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

Л. Кассиль

  1. Вступительное слово директора школы Злобиной Г.А.

  1. Выступление заместителя директора по ВР Авдеевой С.А.

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей

                                                                                                     В.А. Сухомлинский

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а  скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

     Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

    Именно  семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   в   ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика  показывает,  что  некоторые  родители  не  имеют специальных  знаний  в  области  воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми.  Совместно с   родителями,   педагогический коллектив МБОУ «Средняя школа  № 11»  пытается   использовать  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, определить  содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются  на  стремление  педагога  к  сотрудничеству, проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и  целенаправленный  поиск  путей  решения этой проблемы, поиск  оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

    Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе  риска. Данные из социального - педагогического паспорта МБОУ «СОШ№ 11»  свидетельствуют об увеличении числа неполных  семей,  недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

     Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

       Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Положительный результат зависит  от  контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Работа педагогического коллектива  школы показывает,  что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.

    К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка.   В этом учебном году активно используют индивидуальные формы взаимодействия классные  руководители Комарова Н.В., Дудкова Л.С., Барсукова Е.А.

   Консультации  могут быть тематическими. Их  рекомендуется  проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д. К сожалению, не всегда и не все классные руководители добросовестно ведут работу с дневниками учащихся.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, встречи с учителями - предметниками, администрацией. Жаль, что к  психолого-педагогическому просвещению родителей нами не привлекаются специалисты различных направлений:  врачи, юристы, психологи,  инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей  знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами,  итогами ее работы.

       Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Классные руководители нашей школы в прошлом году проводили лекции для родителей учащихся начальной школы.

 Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год.  К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

 «Права и обязанности ребенка в семье», «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Психология  ребенка», «Особенности адаптации  ребенка в школе», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей  и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.

К сожалению, эти формы мы не применяем.

Одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д.   Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей. Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме).

Анализ планов воспитательной работы классных руководителей позволяет сделать вывод, что в классных коллективах ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания.

В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. 

Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует  совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность.

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.

В начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней, с системой контроля за выполнением домашних заданий учащихся.  Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно – воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.

Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Постоянная модернизация образования имеет две стороны. С одной – наши дети получают крепкие знания, позволяющие после школы поступить и  продолжить обучение в других учебных заведениях. На первый взгляд, и дети, и родители должны быть этим довольны. Но есть другая сторона этого вопроса. Имея огромное количество учебных перегрузок, именно успешные ученики больше, чем другие теряют свое здоровье. Это не может не беспокоить как педагогов, так и семьи учащихся.

     Общеизвестно, что состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В нашем образовательном учреждении для учеников созданы достаточно хорошие условия.

Сотрудничая  с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания  в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в  раскрытии  индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями.  Чем занимались на уроке чтения?  Чем вас кормили сегодня в столовой?

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию.  Сегодня в школе  есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они    ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя  в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Анализ ВР показал, что в  настоящее время в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания; заседания родительских комитетов; организация концертов для родителей;  общешкольные и классные  мероприятия  с участием родителей; индивидуальная работа; организация совместных  экскурсионных поездок и т.д.

Но,  к сожалению, по анкетам было выявлено, что лишь 13% от общего количества семей активно участвуют в делах класса и школы.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.

  1. При подготовке к педсовету были сформированы творческие группы, задачей которых было изучение теоретического материала по проблеме с практическим выходом в виде памяток, рекомендаций, советов.

Группа №1.  (Виноградова Н.В.,  Барсукова Е.А., Богданова А.В.)

Что такое личность?  В чем отличие личностного развития от индивидуального? Что мы делаем для развития личности?

Задание: Разработать модель личности выпускника.

Группа №2.  (Винникова О.Н., Крикунова Е.С., Котатова  М.А.)

Как организовать деловое сотрудничество с родителями учащегося? Как включиться в жизнь его семьи?

Задание: Сформулировать принципы и правила  взаимного сотрудничества семьи и школы.

Группа № 3.  (Дудкова Л.С., Комарова Н.В., Шилкина Т.В.)

Как провести собрание, после которого родилось бы общее понимание роли школы в жизни ребенка? Как сделать собрание эффективной формой взаимодействия с коллективом родительского класса?

Задание: Сформулируйте правила подготовки эффективного родительского собрания.

Советы психолога по проведению родительского собрания (Мухортова М.В.)

Группа №4.  (Хаваш И.А., Правдина С.М., Батурина М.В.)

«Трудные» родители. Как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке?  Как наладить сотрудничество и взаимодействие с такими семьями?

Задание: Сформулировать правила работы с «трудными» родителями.

  1. Вовлечение родителей во внеклассную деятельность класса. (Егорова С.Я.)

  1. Результаты анкетирования родителей 5-х классов. (Матюнина С.В.)

  1. Что такое родительский комитет? Как организовать работу родительского комитета. (Жукова Н.А.)

Проект  решения  педагогического совета: 

  1. Классным руководителям использовать методические рекомендации по взаимодействию семьи и школы в работе с родителями, оформленные  в единую памятку.
  2. Классным руководителям при определении тематики  родительских собраний учитывать мнение родителей и чаще использовать  нетрадиционные формы.
  3. Для организации более тесного взаимодействия семьи и школы  организовать Дни открытых дверей.  
  4. Продолжить знакомство с существующими в сегодняшней педагогике подходами и концепциями воспитания, определяющими взаимодействие семьи и школы.
  5.   Привлекать родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.).
  6. Провести в конце учебного года анкетирования родителей учащихся “Удовлетворенность учебным процессом и внеклассной деятельностью”.
  7. В школьной газете ввести рубрику  «Семья и школа»  
  8. Поручить творческим  группам разработать   мероприятие с родителями, оформить и поместить в методическую копилку и разместить на сайте школы  для дальнейшего использования в работе.


ПАМЯТКА

  1. Модель личности выпускника школы.

Ценностный потенциал.

  1. Восприятие человеческой жизни как главной ценности.
  2. Осмысление понятий – честь, долг, ответственность.
  3. Целеустремлённость.
  4. Дисциплина и порядок.

Познавательный потенциал.

  1. Мотивация учебно-познавательной деятельности.
  2. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей).
  3. Степень обучаемости.
  4. Навыки учебного труда.
  5. Результативность индивидуальных занятий.

Творческий потенциал.

  1. Интересы и увлечения.
  2. Профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами, навыки поискового мышления.

Коммуникативный потенциал.

  1. Коммуникабельность, степень влияния в коллективе.
  2. Общественная активность.
  3. Исполнение должностных обязанностей.

Художественный потенциал.

  1. Уровень этической культуры.

Здоровьесберегающий потенциал.

  1. Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания.
  2. Работа над вредными привычками.
  3. Отношение к физической культуре и спорту.

2. Принципы эффективного сотрудничества   школы и семьи во имя личностного  развития школьника:

1. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнёров

2. Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребёнку.

3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнёров, как условия их взаимодействия .

4. Принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания ребёнка.

5. Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

3. Правила эффективного сотрудничества   школы и семьи во имя личностного  развития школьника: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

4. Правила подготовки эффективного родительского собрания

  1. Выбирайте актуальную тему собрания.
  2.  Четко формулируйте цель данного собрания.
  3. При подготовке к родительскому собранию изучите научно-методическую литературу.
  4.  Определите вид, форму и этапы проведения родительского собрания.
  5. Перед родительским собранием проведите микроисследования.
  6. Своевременно и правильно приглашайте родителей и других участников собрания.
  7. Подготовьте решение собрания.
  8. Подготовьте оборудование и оформите место проведения родительского собрания.

Советы психолога по проведению родительского собрания:

  1. Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
  2. Длительность собрания не более 1,5 часов.
  3. Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  4. Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  5. Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  6. Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  7. Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
  8. Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  9. В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
  10. Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
  11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

  1. Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
  2. Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  3. Давать негативную оценку всему классу.
  4. Переоценивать значение отдельных предметов.
  5. Избирать для общения назидательный тон.

5. Памятка по   работе с «трудными» родителями:

  1. Четко определите для себя цель посещения данной  семьи.
  2. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей.
  3. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
  4. Поощряйте успехи родителей в воспитании ребенка.
  5. Оказывайте   помощь в установлении контактов семьи с окружающими.
  6. Соблюдайте  этику поведения во время посещения семьи, чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.
  7. Проводите регулярно встречи с родителями, используя различные формы беседы  («введение в ситуацию», «свободная», «диагностическая» и др.)
  8. Оказывайте социальную поддержку в конкретных трудных жизненных ситуациях.

Интерактивный педсовет становится центром коллективной профессиональной мысли и одновременно школой педагогического мастерства.

СТРУКТУРА ИНТЕРАКТИВНОГО ПЕДСОВЕТА.

Этапы педсовета

% времени

Методическая цель

1.Мотивация.

  5  %

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к обсуждению данной темы.

2.Оглашение темы, целей и задач педсовета.

  5  %

Обеспечить понимание педагогами их деятельности, чего они должны достигнуть в результате педсовета, что они ждут от педсовета.

3.Получение необходимой информации.

10   %

Инструктаж учителей для выполнения заданий.

4.Изучение, анализ проблем ОУ через интерактивные задания.

60   %

Практическое рассмотрение материала, ознакомление с передовым педагогическим опытом, анализ деятельности, оценка качества образования через интерактивные формы и техники, взаимообучение.

Решение педпроблем (как должно быть и как есть).

Определение границ изменений в школе.

5.Подведение итогов, принятие решений педсовета, рефлексия.

 20   %

Оценка дня, выработка и принятие решений.


СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛЕЙ ПЕДСОВЕТА.

Точка отсчёта

Традиционная модель педсовета

Интерактивная модель педсовета

1.

Мотивация.

Внешняя (аттестация, оценка руководства, зарплата).

Внутренняя (интерес самого учителя).

2.

Роль педагога.

Пассивная, активность очень низкая.

Высокая активность, постоянное сотрудничество, коммуникация.

3.

Роль ведущего педсовета.

Важен авторитет ведущего (он – председатель педсовета): решает, как и что говорить, знакомит коллектив с положением дел в школе, формирует взгляды, он – главный источник информации.

Ведущий (им может быть и директор школы) – равноправный партнёр, организатор, консультант творческой деятельности, советует, направляет.

4.

Степень решения проблем.

Невысокая 5-10 %.

Высокая 70-90 %.

5.

Организация работы педсовета.

Работают индивидуально. На групповую, командную работу смотрят, как на уход от ответст-венности, недобросовестность.

Поощряется коллективная работа, создание проектов, дискуссии, дебаты. Диалог, самооценка, рефлексия.

6.

Цели педсовета.

Неконкретные, абстрактные. Из-ложение теоретических позиций и анализ существующего положения (перечисление лучших и худших итогов и фактов).

Таковы, что все вместе ищут ответы на вечные педагогические вопросы, связаны с решением первоочередных задач, проблем ОУ.

7.

Оценка.

Оценивается количество выс-туплений, это делает председа-тель, он же даёт  оценку и всему педсовету.

Оценка происходящего на педсовете даётся  самими участниками в ходе завершающих упражнений «Оценка дня».

Постоянна рефлексия, самооценка.

8.

Технологии.

Традиционные, в основе лежит доклад,  сценарий педсовета за-ранее расписан, на нём 4 типичных этапа:

1) планирование и разработка сценария;

2) предварительная подготовка;

3) заседание педсовета;

4) выполнение и контроль решений.

Интерактивные технологии, содержащие ответы на вопрос: «Ради чего я делаю всё то, что я делаю?»

9.

Формы.

Доклад, содоклад, выступления. Выступления приглашённых учёных, педагогов и др.

Самые неожиданные формы, после которых открывается новое зрение на любую привычную проблему, появляется новая точка отсчёта. Интерактивные формы и техники.

10.

Темы.

По указке «сверху», далёкие от действительности, «модные», понравившиеся председателю, темы «борьбы за успеваемость», за «лучшие показатели» и т. д.

Отвечают на глубинные потребности всех участников образовательного процесса, формулируются исходя из анализа деятельности ОУ, его проблем.

Есть перспективный план работы педсоветов.


СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ 

  1. Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
  2. Предложите правильное решение данной ситуации с Вашей точки зрения.
  3. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в Вашем варианте ее решения?

СИТУАЦИЯ 1 

Мама пришла в школу по вызову учителя.

Мать. Здравствуйте, Мария  Ивановна, получила Вашу записку. Что случилось?

Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?

Ученик молчит.

Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?

Ученик. Да я не ...

Мать . Ну как тебе не стыдно?

Ученик. Да это не я ...

Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?

Учительница. И ведь никаких слов не понимает! Все учителя на него жалуются.

Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?

Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!

Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!

Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.

Мать. Ну, все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает! Он из тебя дурь-то выбьет!


СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ 

  1. Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
  2. Предложите правильное решение данной ситуации с Вашей точки зрения.
  3. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в Вашем варианте ее решения?

СИТУАЦИЯ 2

После уроков мама Оли заходит в класс.

Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.

Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?

Мать. Да?! Я не знала.

Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.

Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.

Учитель. О чем Вы хотите поговорить?

Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница... Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит: “Счастливый тот учитель, к кому попадет Ваша дочь!” Но как только мы попали к Вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике “4” и “3”. Вот за что сегодня “3” по математике?

Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо еще дома потренироваться.

Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же Вы так учите, что нам еще дома доучивать приходится?

Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочеты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И Вы дома не забывайте об этом.

Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то Вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?

Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.

Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.

Учитель. Но я пока не могу посадить ее ближе, Оля высокая девочка.

Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.


Литература 

Алексеева Л. Родительские собрания; если они нужны, то для чего II Директор школы. Спецвыпуск, № 2, 1997.

Пособие “Педагогические советы” издательства “Учитель”, Волгоград. Выпуск 1, 2006 г.

Е.Аникина, Е.Трофименко, Н.Бубчикова. Тренинг педагогического общения. Школьный психолог, № 7, 2008.

Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). Автор-составитель С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель. – 90 с.

Александрова Е.А. Как сделать общение с родителями живым и предметным. – В журнале “Директор школы”, № 8, 2005, с. 81–85.

Зиятова И.З., Ларина В.К. Диагностика взаимодействия семьи и школы. - В журнале “Директор школы”, № 9, 2007, с. 83–88.

Зиятова И.З., Ларина В.К. Взаимодействие – это не конфронтация, а общие нормы и ценности. – В журнале “Директор школы”, № 1, 2008, с. 92–97.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашаю вас, коллеги, к участию в XI Всероссийском Интернет-педсовете

XI Всероссийский Интернет-педсовет, который будет проходить 23 августа - 5 октября. Коллеги, ещё не поздно пройти регистрацию и принять участие. Зайдите на сайт http:/11.pedsovet.org Куда движет...

Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"

В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий

Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...

Педсовет по вопросу толерантности

Формирование толерантности у педагогов и учащихся. Материалы педсовета. Выступления. Анкеты. Тренинги...

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели

Педсовет теоретический,августовский. Старт  работы  педколлектива над  методической проблемой школы....

Малый педсовет по вопросу преемственности

Подбор материала по вопросу преемственности. Подготовка и проведения  педсовета...