Положение о школьной системе оценки качества образования
методическая разработка по теме
Положение о внутришкольной системе оценки качества образования устанавливает единые требования при реализации внутришкольной системы оценки качества образования (далее - ШСОКО) в муниципальном общеобразовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_shsoko.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение
о внутришкольной системе оценки качества образования
МОУ СОШ № 12 станицы Павловской
1. Общие положения
1.1. Положение о внутришкольной системе оценки качества образования (далее - Положение) устанавливает единые требования при реализации внутришкольной системы оценки качества образования (далее - ШСОКО) в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 12» (далее - школа).
1.2. Практическое осуществление ШСОКО строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», нормативными правовыми актами Правительства РФ, Министерства образования РФ, Администрации МО Павловский район, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
1.2.1. Положение является нормативным документом, разработанным в соответствии с:
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2005 № 178 «Об обеспечении выполнения комплекса мероприятия по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы российской Федерации на период до 2010 года»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.02.2002 № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
- Распоряжением Администрации краснодарского края от 27.04.2007 № 130-РЗ «О внедрении комплексного проекта модернизации образования области»;
- Приказом управления образованием МО Павловский район от 27.06.2007 № 317 «О внедрении комплексного проекта модернизации образования в муниципалитете»;
1.3. Положение устанавливает механизмы стимулирования деятельности педагогических работников школы по реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 №803), районной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. (утверждена постановлением Администрации МО Павловский район от 07.07.2006 № 317
1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на работников, работающих по совместительству.
1.5. Положением определяются принципы функционирования, цели, задачи, содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования.
1.6. В настоящем Положении используются следующие термины:
- качество образования — интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
- оценка качества образования — процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования;
- внутришкольная система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования;
- экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности;
- измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.7. Положение о ШСОКО, дополнения и изменения к
ней, процедуры, сроки и ответственные за ШСОКО утверждаются приказом директора школы после обсуждения с педагогами, родителями учеников, советом школы и иными заинтересованными организациями.
2. Цели и задачи функционирования ШСОКО
2.1. Целью ШСОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым государственным и социальным стандартами, о тенденциях изменения качества образования и причинах, влияющих на его уровень.
2.2. Основными задачами ШСОКО являются:
- формирование единого понимания критериев образования и подходов к его измерению;
- определение степени соответствия качества образования в школе государственным и социальным стандартам;
- определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
- информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования;
- разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;
- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
- изучение и самооценка состояния развития образования в школе с прогностической целью определения возможного рейтинга школы по результатам государственной аккредитации;
- выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;
- определение рейтинга педагогов и размера стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания;
- определение направлений повышения квалификации педагогических работников, повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к лицензированию и аккредитации школы, аттестации педагогов, индивидуальных достижений обучающихся;
- реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений по вопросам оценки качества образования;
- стимулирование инновационных процессов с целью поддержания и постоянного повышения качества и конкурентоспособности.
3. Основы функционирования ШСОКО
В основу внутришкольной системы оценки качества образования положены принципы:
- реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; учет индивидуальных особенностей развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
- открытость, прозрачность процедур оценки качества образования — мобильное реагирование на изменение государственных и социальных стандартов; регулярное информирование о результатах оценки качества образования органов управления образованием, педагогических работников и общественности посредством публикаций, выступлений в местных средствах массовой информации; участие совета школы в принятии решений о качестве деятельности и материальном стимулировании педагогических работников школы;
- рефлексивность — реализуется через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- мотивационность - соизмерение размеров оплаты труда педагогических работников с их результатами оценки качества образования, дифференциация размеров заработной платы в зависимости от конкретных результатов;
- технологичность и инструментальность — использование показателей с учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг, использование современных информационных технологий, единство индикаторов и единство инструментария;
- комплиментарность - взаимное дополнение оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости.
4. Составляющие внутришкольной системы оценки качества образования
4.1. Оценка качества образования осуществляется
посредством:
- системы внутришкольного контроля;
- общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов, родителей учащихся школы;
- профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом по заявке школы (внешний аудит).
4.2. Организационная структура, занимающаяся внутри-школьной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает:
- администрацию школы (директор, заместители директора);
- методические объединения;
- психолого-педагогическую службу;
- педагогический совет;
- целевые аналитические группы (комиссии);
- совет школы;
- родительский комитет.
4.2.1. Администрация школы (директор и его заместители):
- формирует концептуальные подходы к оценке качества образования, утверждает критериальную базу ШСОКО;
- обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования, нормативное обеспечение порядка и процедуры оценивания;
- координирует работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования;
- рассматривает результаты оценочных процедур в рамках ШСОКО, утверждает рейтинг педагогов по результатам реализации ШСОКО;
- определяет состояние и тенденции развития школьного образования;
- принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования.
4.2.2. Методические объединения педагогов школы:
- разрабатывают методологические основы, инструментарий оценки качества образования в школе;
- проводят содержательный анализ результатов оценки качества образования;
- разрабатывают методические рекомендации для учителей по повышению качества образования;
- обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания;
- проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования, используемых учителями;
- разрабатывают и формируют портфолио профессиональных достижений педагогов.
4.2.3. Психолого-педагогическая служба:
- проводит психологические исследования, направленные на выявление затруднений учащихся школы, оценивает уровень адаптации и степени психологической комфортности детей в школе;
- прогнозирует результаты обучения групп и конкретных учащихся;
- разрабатывает рекомендации для педагогов и администрации школы по оптимизации условий образовательного процесса в школе;
- разрабатывает предложения для администрации школы по повышению качества образования.
4.2.4. Целевые аналитические группы (комиссии) участвуют в оценке продуктивности и профессионализма педагогов.
4.2.5. Совет школы:
- участвует в обсуждении отчета администрации школы по реализации ШСОКО;
- участвует в определении системы стимулирования качественного труда педагогов школы, участвует в распределении средств стимулирующей части оплаты труда работников образовательного учреждения;
- осуществляет контроль соблюдения здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе, принимает меры к их улучшению;
- рассматривает вопросы текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, состояния их здоровья и уровень воспитанности;
- дает оценку деятельности администрации и педагогов школы по достижению запланированных результатов в реализации программы развития школы.
4.2.6. Педагогический совет школы участвует:
- в обсуждении и выборе учебных планов, программ, учебников, форм, методов образовательного процесса и способов их реализации;
- в организации работы по повышению квалификации педагогических работников, по развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта;
- в решении вопросов о допуске учащихся к экзаменам, переводе обучающихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче аттестатов об образовании; о поощрениях и взысканиях учащихся; о создании кружков, студий, клубов и других объединений учащихся и т.п.;
- в проведении аттестации педагогических работников с учетом мнения учащихся и их родителей;
- в организации и проведении опытно-экспериментальной работы;
- в определении направлений взаимодействия учебного заведения с государственными и общественными организациями.
4.3. Итоги оценки качества образования используются:
- для стимулирования педагогов школы к достижению высоких результатов (в соответствии с положением о материальном стимулировании работников образовательного учреждения);
- для стимулирования учащихся школы (в соответствии с положением о материальном стимулировании учащихся).
5. Внутришкольный стандарт качества образования
5.1. Внутришкольный стандарт качества образования соотносится:
- с общероссийскими и региональными тенденциями развития образования;
- с общероссийскими и региональными стандартами качества образования;
- с общероссийскими и региональными стандартами содержания и структуры образования;
- с общероссийскими и региональными процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования.
5.2. Внутришкольный стандарт качества образования обеспечивает:
- доступность образования в школе;
- обоснованность целей, ценностей и содержания школьного компонента образования;
- качество образовательных программ и используемых образовательных технологий, в том числе современных информационных технологий;
- качество усвоения каждым обучающимся федеральных и региональных компонентов образовательных стандартов;
- определенный уровень творческих и научных достижений, учебной компетентности учащихся;
- определенный уровень развития социальной компетентности учащихся;
- качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- доступность и качество системы дополнительного образования в школе;
- безопасность и здоровье обучающихся;
- сохранение психического и физического здоровья школьников;
- психологический комфорт в школе;
- индивидуальный подход к ученикам, имеющим различные проблемы интеллектуального и личностного развития;
- высокую квалификацию педагогов, подтверждаемую в ходе аттестации.
6. Организация и технология внутришкольной оценки качества образования
6.1. Оценка качества образования в школе включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую.
6.1.1. Содержание, технологии диагностики и информация о качестве образования в ее инвариантной части определяется учредителем — управлением образования администрации МО Павловский район. К ним относятся:
- государственная аккредитация образовательного учреждения;
- итоговая аттестация выпускников школы;
- аттестация педагогических работников;
- общественная экспертиза;
- муниципальное тестирование уровня учебных достижений учащихся.
6.1.2. Вариативная составляющая оценки качества образования определяется программой развития школы, специальными потребностями субъектов ШСОКО и особенностями используемых школой оценочных процедур. К ним относятся:
- система внутришкольного контроля;
- тестирование уровня учебных достижений учащихся;
- социологические и психологические исследования;
- аттестация педагогов;
- профессиональные конкурсы.
6.2. Объектами внутришкольной системы оценки качества образования являются обучающиеся и учителя школы.
6.3. Предметами внутришкольной системы оценки качества образования являются:
- основные и дополнительные образовательные программы, условия их реализации;
- учебные и внеучебные достижения учащихся, степень соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандарту;
- уровень учебной и социальной компетентности учащихся;
- продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников;
- качество условий организации образовательного процесса.
6.4. Механизм внутришкольной системы оценки качества образования включает в себя:
- сбор данных посредством процедур контроля и экспертной оценки качества образования;
- первичную обработку данных;
- анализ и оценку качества образования;
- обеспечение статистической и аналитической информацией всех субъектов образовательного процесса.
6.4.1. Данные процедур контроля и экспертной оценки качества образования включают:
- данные мониторинга образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;
- анализ творческих достижений школьников;
- результаты внутришкольного направления аттестации педагогических работников;
- результаты самоанализа педагогами школы результативности своей деятельности;
- результаты самоанализа в процессе государственной аттестации и аккредитации школы;
- результаты статистических и социологических исследований;
- внутришкольный скрининг психологического комфорта, интеллектуального и личностного развития обучающихся, уровня формирования различных видов компетентности на всем процессе обучения;
- результаты медицинских обследований школьников;
- скрининг физического развития и уровня сохранения здоровья учащихся;
- результаты паспортизации учебных кабинетов школы;
- результаты иных исследований (психолого-педагогических, педагогических), проводимых в рамках ШСОКО.
6.4.2. Периодичность проведения оценки качества образования:
- образовательные и творческие достижения учеников — один раз в четверть;
- различные виды скринингов — один-два раза в год (в зависимости от вида скрининга и потребности в его данных);
- скрининг физического развития — два раза в год;
- статистические, социологические и психолого-педагогические исследования по различным направлениям внутришкольного контроля — не реже одного раза в год;
- медицинские обследования учащихся по различным направлениям — не реже одного раза в год;
- самоанализ педагогами результатов своей деятельности — один раз в четверть;
- паспортизация учебных кабинетов — не реже одного раза в год.
6.5. Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих его основные аспекты (качество результата, качество условий и качество процесса).
6.6. Основными методами установления фактических показателей являются экспертиза и измерение.
6.7. Итоги внутришкольной оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте школы в сети Интернет. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц
7. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования
7.1. ШСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
7.2. ШСОКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности и профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений по включению в процесс оценки качества образования в школе.
7.3. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования, социальным ожиданиям и интересам общества и развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.
7.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:
- внеучебные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов);
- общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся школы;
- условия, созданные в школе в целях сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья школьников;
- эффективность управления школой, в том числе в финансово-экономической сфере.
7.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования, современным тенденциям развития образования и формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся.
7.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают:
- качество образовательных программ;
- результаты медицинских обследований школьников;
- уровень развития психических функций учащихся по результатам профессиональных психологических исследований в обобщенном виде;
- результаты тестов, опросников и т.п., полученные в ходе педагогического, психологического и социально-педагогического тестирований;
- условия, созданные для реализации индивидуальных запросов обучающихся и реализации программ основного и дополнительного образования, для анализа которых требуются специальные педагогические или психологические знания.
7.7. Самоанализ результативности обучения и воспитания, сделанный педагогом на основе научно-педагогических методов, рассматривается как вид профессионального анализа, и его результаты могут учитываться при определении внутришкольного рейтинга учителя.
7.8. Доведение до общественности информации о результатах оценки качества образования осуществляется посредством публикаций и размещения публичных и аналитических докладов на сайте школы в сети Интернет.
За период подготовки была проведена следующая работа
- Выбрана система показателей мониторинга учебного процесса, которую разбили на блоки:
- Качество обучения и образования;
- Состояние преподавания;
- Состояние здоровья учащихся.
Блок «Качество обучения и образования» был, в свою очередь, разбит на группы:
- Общая и качественная успеваемость;
- Качество знаний учащихся.
Блок состояние здоровья учащихся – на группы:
- Физическая подготовленность учащихся;
- Физическое развитие учащихся;
- Хронические заболевания учащихся;
- Состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся;
- Организация учебного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения.
- 2. Определены темы, характеризующие базовый уровень подготовки учащихся по предмету, перечень знаний, умений и навыков, подлежащих контролю. Разработаны годовые, полугодовые, тематические срезы контрольного типа. Определено необходимое количество проверочных работ по каждому виду контрольных срезов. Для каждого среза был произведен отбор заданий.
- 3. Были разработаны схемы для просмотра и поэлементного анализа результатов контрольных работ учащихся и схемы анализа результатов экзаменов. Элемент анализа – знание, умение или навык, реально выделяемый в деятельности учащегося в процессе усвоения им программного курса.
- 4. В ходе подготовки проводилась апробация текстов срезовых работ, проверялось качество тестов на надежность и достоверность, отрабатывались формулировки вопросов, разрабатывались бланки для обработки тестовых заданий, инструкции для учащихся по выполнению тестовых заданий, уточнялись пункты диагностических анкет.
- 5. Для того, чтобы иметь в запасе данные мониторинга, тщательно сохранялись тексты проверочных, к.р., образцы разработанных бланков, схем, анкет для сбора и обработки информации. Сохранялись результаты контроля, варианты учебных планов, аналитические справки, отчеты материалы анализа, материал систематизировался по направлениям.
- 6. Проведен семинар «диагностический инструментарий для проверки уровня сформированности умений и навыков и объективности оценки достижений учащихся.
- 8.На педагогическом совете определены цели из задачи работы каждой группы, приказом по школе – состав групп, определены технологии сбора информации.
Элла Александровна Чуприна,
заместитель директора по учебно-методической работе МОУ СОШ № 12
ст. Павловская
2007 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование школьной системы оценки качества образования.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федер...
ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО
Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО ( из опыта работы)...
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...
Презентация по теме "Компьютерная база данных как составляющая школьной системы оценки качества образования"
В данной презентации раскрываются основные цели работы школьной системы оценки качества образования,такие как создание единой системы диагностики и мониторинга состояния образования в школе, обеспечив...
ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРУННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАЛЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПОЛОЖЕНИЕО ВНУТРУННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИКАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАЛЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»...
Положение о внутренней системе оценки качества образования
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (Положение) муниципального бюджетного общеобразовательного учрежден...
Школьная система оценки качества образования
учебно-методический материал для учителя...