методические рекомендации по профилактике правонарушений
методическая разработка по теме

Михайлова Олеся Сергеевна

1.алгоритм

2.положение о совете по профилактике

3. направления

4.основания для постановки на учёт и.т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм  действий в отношении учащихся, пропускающих занятия по неуважительной причине

Направление  деятельности

Ответственное  лицо

1.Сбор  информации  об учащихся, отсутствующих в школе.

Запись в общешкольную  тетрадь.

Учителя-предметники (после   1-го  урока)

2. Установление  причины  неявки ребенка  на занятия:

- беседа с одноклассниками;

- согласование с родителями, посещение семьи

Классный  руководитель

3. Индивидуальная работа с ребенком по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности:

- беседа;

- тестирование;

- классификация проблем;

- рекомендации: - классному  руководителю,

                             - самому ребенку,

                             -  родителям

 Школьный психолог

4. Организация  деятельности по разрешению проблем ребенка:

- установление  доверительных отношений с родителями. Согласование в деятельности  (ознакомление с Уставом  школы, заключение  Договора  между родителями  и ОУ  (условия  обучения, права, обязанности и пр.;

- индивидуальная работа с учащимися  (вовлечение  во  внеучебную деятельность, систему  дополнительного образования);

- постановка на внутришкольный учет, совместная  деятельность  с общественными   организациями (родительский комитет, совет школы, совет профилактики, КДН и др.)



Зам. директора  по ВР, педагоги  дополнительного образования





Социальный педагог, классный руководитель

5. Отслеживание результатов работы:

-ведение  документации (списки, индивидуальные карточки, социальный паспорт  семьи; общешкольная тетрадь  и др.);

- разработка  локальных актов (Правила  поведения  учащихся  и др.)

- отчет ответственных лиц о проделанной работе и полученных результатах

Согласно  функциональным обязанностям:

- кл. руководитель;

- зам.директора   по ВР;

- социальный педагог

6. Система  материального и морального стимулирования деятельности педагогических кадров

Директор ОУ, МОУО

7. Изучение, обобщение, трансляция  результативного опыта  воспитательной и профилактической    работы

Зам.директора по ВР

8. Корректировка  деятельности по  результатам   итогов диагностики

Администрация  ОУ



Предварительный просмотр:

Направления

индивидуально-профилактической работы с семьями.

   1.Контрольные посещения семьи

 (по графику с составлением актов обследования жилищно-бытовых условий).

   2.Психологическая и педагогическая помощь

 (сбор информации о семье, профилактические беседы с родителями, наблюдение и контроль за несовершеннолетними по месту учебы, жительства, помощь в ликвидации отставания в освоении школьной программы, проведение тренингов, диагностика личности и родительско-детских отношений, восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи).

  3.Материальная помощь

(направление ходатайств о выплате пособий по безработице, детских пособий, помощь через КЦСОН в обеспечении одеждой).

  4.Организация досуга и отдыха

(обеспечение  занятости в кружках, секциях, соревнованиях, летнего труда).



Предварительный просмотр:

Положение

о постановке учащихся на внутришкольный учет

1. Общие положения

В соответствии с Федеральным законом  «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних»  образовательные учреждения  в  пределах своей компетенции участвуют в реализации комплекса  мероприятий  по профилактике   асоциального поведения детей и подростков.

2. Цели и задачи

 В целях  создания  объективных условий для улучшения качества   профилактической  работы, усиления социальной и правовой  защиты обучающихся  в образовательном учреждении  разрабатывается  положение   о постановке учащихся  на внутришкольный учет.

  1. Основания для постановки  учащихся на внутришкольный  учет

Исходя  из статей  5,6,14   Федерального закона  ««Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних»  основанием для постановки  на  внутришкольный учет считаются:

3.1. Непосещение  или систематические пропуски учебных занятий  без уважительных причин.

3.2. Неуспеваемость.

3.3. Социально опасное положение:

а) безнадзорность  или беспризорность;

б) бродяжничество или попрошайничество.

3.4. Употребление  психоактивных  и токсических веществ, спиртных напитков, курение.

3.5. Совершение правонарушения, повлекшего меры административного воздействия.

3.6. Совершение правонарушения  до достижения возраста  с которого наступает уголовная  ответственность.

3.7. Постановка на учет в КДН, ПДН.

  1. Основания для снятия с внутришкольного учета.

4.1. Позитивные изменения  указанных в настоящем положении обстоятельств  жизни обучающегося (раздел 3, пункт 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6; 3.7)

5. Ответственность и контроль за указанным видом  деятельности

5.1. Постановку  учащегося на внутришкольный  учет и снятие  с  учета, оформление  соответствующей документации  осуществляет лицо, персонально ответственное за организацию профилактической работы в образовательном учреждении, назначенное приказом директора.

5.2. Контроль за качеством использования проводимой в соответствии с настоящим  положением работы возлагается  на директора образовательного учреждения.

5.3. Настоящее положение  вступает  в силу  с момента утверждения на педагогическом совете школы.

 



Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о Совете  профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в образовательной среде

1. Совет  профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в образовательной среде (Совет  профилактики) является консультативно-организационным органом, созданным при образовательном учреждении.

Совет  профилактики утверждается директором образовательного учреждения.

Совет  профилактики создан для осуществления первичной профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних в образовательной среде, а также для помощи в возникших экстренных ситуациях.

Совет профилактики проводит комплексную работу с семьей учащегося, где существуют подобные проблемы.

2. Цель Совета  профилактики: предупреждение / профилактика правонарушений и злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних в образовательной среде.

3. Основными задачами Совета  профилактики являются:

— расширение юридической, медицинской, социальной, психолого-педагогической базы знаний среди родителей и учащихся;

— оказание методической и консультативной помощи педагогам, в случае необходимости - родителям и учащимся;

— организация мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних;

— организация досуга и дополнительного образования для учащихся;

— составление базы данных «группы риска» и работа с ней.

4. В состав Совета  профилактики входят следующие специалисты:

— директор образовательного учреждения;

— зам. директора по воспитательной работе (если должность не предусмотрена в штатном расписании - зам. директора по УВР);

— учителя (наиболее опытные, авторитетные и активные педагоги -не более 2-3 человек);

— педагог-психолог;

— социальный педагог;

— медицинский работник;

— представитель правоохранительных органов (инспектор ПДН и т.п.);

— родители (активные представители родительского комитета школы - не более 2 человек);

— учащиеся (актив  старшеклассников - не более 2 человек). Совет профилактики подчиняется директору образовательного учреждения.

Совет профилактики осуществляет связь со специалистами более узкой специализации (по мере надобности).

 5. Функциональные обязанности специалистов Совета профилактики:

директор образовательного учреждения:

осуществляет полный контроль за работой Совета  профилактики;

 зам, директора по воспитательной работе:

контролирует ведущуюся документацию Совета  профилактики в течение учебного года;

— оказывает необходимую методическую помощь педагогам - членам Совета  профилактики;

— организует мероприятия, направленные на профилактику правонарушений и злоупотребления ПАВ;

— контролирует внедрение программ превентивного образования и отслеживает работу по выбранной программе;

— организует досуг и дополнительное образование (кружковую работу) учащихся;

— отслеживает работу по базе данных «группы риска»;

 учителя:

формируют педагогическое видение на разбираемые проблемы;

— участвуют в составлении базы данных учащихся «группы риска»;

— активно участвуют в реализации  программ превентивного обучения;

— оказывают посильную помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и злоупотребления ПАВ.

педагог-психолог:

ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний в области превентивной психологии;

— осуществляет психологическую диагностику до начала комплексной помощи семье, а также после проведенной работы с целью отслеживания достигнутого результата;

— осуществляет консультативную помощь учащимся, родителям;

— способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

— определяет факторы, препятствующие развитию личности учащихся «группы риска», и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);

— консультирует по различным психологическим вопросам администрацию и педагогов образовательного учреждения;

— обеспечиваетпроведение различных форм профилактической

работы с педагогами, родителями и учащимися. социальный педагог:

изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся «группы риска» и ее микросреды, условия жизни;

— обеспечивает базу данных «группы риска» новыми сведениями (если они появляются);

— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся группы риска и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

— выступает посредником между учащимися «группы риска» и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

  1. отслеживает социальные  условия  семей, с которыми работает Совет профилактики.

  медицинский работник:

расширяет медицинскую базу знаний среди учащихся и их родителей;

— проводит запланированные занятия, направленные на профилактику злоупотребления ПАВ детьми и молодежью;

— предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся группы риска.

 представитель правоохранительных органов:

расширяет юридическую базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов;

— активно работает с учащимися «группы риска»;

— проводит встречи, занятия с учащимися, направленные на профилактику правонарушений;

— совершает совместные рейды в семьи учащихся «группы риска»  с социальным педагогом.

  6. Совет  профилактики проводит заседания 1 раз в месяц (не реже) и в случае острой неотложной ситуации.

7. Обязательными документами Совета  профилактики являются:

— годовой план работы Совета  профилактики;

— часть годового плана образовательного учреждения по теме "Организация и проведение профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ детьми и молодежью";

— программы семинаров, тренингов, планы мероприятий, профилактических занятий со школьниками, родителями и педагогами;

— протоколы заседаний Совета  профилактики;

— годовой отчет о работы Совета  профилактики.

— протоколы  заседаний Совета  профилактики;

— журнал результатов проведенной работы;

— оформленная база данных «группы риска».

После проведенной работы с семьей педагогом-психологом осуществляется анкетирование ребенка и его родителей с целью выявления динамики и полученных результатов.

8. Вся документация по работе Совета по профилактике хранится у директора.



Предварительный просмотр:

Статья 14. Органы управления образованием и образовательные учреждения

  1. Органы управления образованием в пределах своей компетенции:

1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других образовательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

6) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

2. Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

3. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

2) принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев;

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

4. Руководители и педагогические работники органов управления образованием и образовательных учреждений пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.



Предварительный просмотр:

Форма  протокола

Протокол педагогического расследования  причин совершения  правонарушения (преступления) несовершеннолетним

  1. ФИО;

Дата рождения;

Домашний  адрес;

Класс, школа;

  1. Информация о семье:

-  состоит ли на учете (дата постановки; где)

-  количество  детей в семье;

- кто занимается воспитанием (родители или лица, их заменяющие);

- полная, неполная семья;

-  материальное положение семьи;

- виды оказанной         материальной и социальной помощи;

  1. Учебная деятельность:

- успеваемость;

- посещаемость;

- проделанная педагогическая работа при наличии у учащегося проблем в учебе;

4. Психическое и физическое развитие:

- дата направления и результаты обследования  ПМПК;

- оказание  психолого-педагогической поддержки;

- вредные привычки (работа со специалистами);

- физически  развит, не развит;

5.Внеурочная  деятельность:

 - выявление интересов;

- занятость в системе ДО (где);

- участие во внеклассной работе;

6. Индивидуальная профилактическая  работа (где и кем проводилась)

- внутришкольный учет;

- ПДН;

- КДН и т.д.

7. Предполагаемые причины постановки на учет

8. Рекомендации по организации дальнейшей воспитательной  работы с учащимся.

9. Директор школы.

М.П.

Дата.



Предварительный просмотр:

                                               Председателю комиссии по делам  

                                               несовершеннолетних и защите их прав

                                               Октябрьского района городского округа Саранск

                                               ФИО

ходатайство.

Администрация …………  школы просит принять меры  общественного воздействия (рассмотреть вопрос о лишении родительских прав, о привлечении к административной ответственности) к семье Ивановых: отец – Иванов П.П.,10.11.70 г.р., работает ……….., мать – Иванова Р.А., 23.08.71г.р., работает ………….. Данная семья проживает по адресу: г.Саранск, ул………….., д.-кв., имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей: Ф.И.О., дата рождения, учащегося .. класса, …… школы, Ф.И.О., дата рождения, дошкольника.

Семья состоит на внутришкольном учете как неблагополучная с ( с какого времени). За этот период с ней проводилась  профилактическая работа (беседы, посещения, вызывались на советы ….,рассматривались на общественной КДН и ЗП, другое). Однако предпринятые меры  не дали положительных результатов (ситуация на сегодняшний день).

Далее:

-Отношение родителей к детям (посещение школы, уход за детьми и т.п.)

-Состояние морально-психологического климата.

           Просим оказать содействие, соответствующие меры воздействия.

Директор школы                                                                подпись число печать

Приложение- акт ЖБУ; выписка из совета профилактики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР

В данной работе представлены теоретическое обоснование проблемы и некоторый практические задания по профилактике нарушений письменной речи дошкольников с ОНР....

Методические рекомендации по профилактике табакокурения подростков

Врачи отмечают, что с каждым годом курильщики «молодеют». Ребенок впервые пробует закурить, не задумываясь  о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение. Легкомысленное отношение ...

Методические рекомендации по профилактике наркомании среди подростков

Проблема наркомании считается весьма  актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевизору, много говорят. Актуальность и необходимость  предложенных методиче...

Методическое пособие по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников МБУ ЦГиПВДиМ "Кадет"

Пособие по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников Центра разрабатывалось в целях систематизации и стандартизации работы по профилактике правонарушений в учреждениях сферы молодеж...

Рекомендации по профилактике правонарушений, самовольных уходов несовершеннолетних

Актульная проблема пропусков занятий несовершеннолетними, всегда волнует социальных педагогов и классных руководителей. Данные рекомендации содержат материал поэтапной работы по проблеме....

Методическая разработка по профилактике правонарушений несовершеннолетних "Твои права и обязанности"

В Российской Федерации по-прежнему сохраняются устойчивые негативные тенденции в состоянии и динамике преступности несовершеннолетних, в том числе обучающихся, воспитанников образовательных учре...