Психологический портрет современного директора школы
статья на тему

Этнис Владислав Исаакович

 

На современном этапе, когда в образовании параллельно существуют два направления – ревитализация традиций и легитимация инноваций, к руководителю школы предъявляются все более высокие требования. Важен не только уровень профессиональной подготовки директора школы, его опыт и навыки менеджера, но и его психологические особенности...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический портрет современного директора школы

Этнис Владислав Исаакович,

директор школы № 69 г. Санкт - Петербурга

На современном этапе, когда в образовании параллельно существуют два направления – ревитализация традиций и легитимация инноваций, к руководителю школы предъявляются все более высокие требования. Важен не только уровень профессиональной подготовки директора школы, его опыт и навыки менеджера, но и его психологические особенности.

Анализируя свои личностные качества, руководитель имеет возможность рефлексировать, анализировать свои действия, а также работать над собой с целью дальнейшего улучшения процесса управления школьными кадрами. И, в конечном итоге, это приводит к качественным изменениям в образовательном пространстве школы.

Академик Б.Г.Ананьев в своих трудах обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющие его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В структуре индивидуальности выделяют базовые и программирующие свойства. К базовым относят темперамент, характер, способности человека, это сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства – направленность личности, ее волевые качества, самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения «Я». [2, с. 28-29]

Остановимся подробнее на программирующих свойствах. В структуру самосознания личности неотъемлемо входит ее самооценка. Традиционно выделяют самооценку личностных качеств, а также профессиональную самооценку. Активность человека, как субъекта профессиональной деятельности, заложена в его отношении к профессии, а также к себе, к свом способностям и возможностям, то есть в сформированности профессионального самосознания. Отношение формирующегося человека к себе Б.Г.Ананьев считал наиболее поздним образованием личности: «Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношениями к ситуации, предмету и средствам деятельности, другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания» [1, с.236].  По мнению Ананьева, именно эти отношения, как рефлексивное свойство характера, завершают его структуру и обеспечивают его целостность.

Традиционно принято выделять завышенную, заниженную и адекватную самооценку. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального "Я".

 Профессиональное самосознание характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном плане, - индивид, осознающий свои жизненные цели, связанные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения (что он хочет), свои личностные и физические качества (что он представляет собой как профессионал), свои возможности, способности, дарования  (что он может, пределы его самосовершенствования), требования, предъявляемые деятельностью, профессиональной группой [5].

Современный директор школы должен обладать адекватной профессиональной самооценкой, иначе он не сможет анализировать свою деятельность и деятельность педагогических кадров. Завышенная самооценка не дает возможности руководителю расти, ведь он уверен, что он компетентен во всех вопросах, и не стремится к дальнейшему самосовершенствованию. Заниженная же самооценка, наоборот, тормозит развитие личности, руководитель неуверен в себе, опасается внедрять инновационные технологии в образовательное пространство своей школы. Адекватная профессиональная самооценка (а именно, максимально реальная оценка своих профессиональных возможностей, своего места в коллективе, последствия принятых решений)  - это путь к профессиональной успешности. Профессиональную самооценку необходимо формировать еще в процессе обучения в ВУЗе, но в процессе трудовой деятельности проходит становление профессиональной самооценки [4, с.78].

Важной характеристикой индивидуальности является локус контроля, или уровень субъективного контроля. Это понятие в психологию ввел Джулиан Роттер, определяя тем самым ту меру ответственности, которую человек берет на себя за свои поступки, и за свою жизнь в целом.

Люди отличаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа локализации – экстернальный (внешний локус контроля) и интернальный (внутренний локус контроля). Первый тип проявляется тогда, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин, например, вмешательства других людей или просто случайностью. Второй тип соответствует тому, что человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Понятно, что два крайних проявления этой характеристику встречаются довольно редко, и, в основном, людям свойственен усредненный вариант с тенденцией в одну или другую сторону.

Таким образом, директор школы, имеющий локус контроля  с тенденцией к экстернальному, будет склонен к тому, чтобы приписать свои «проколы» либо другим людям (своим заместителям, например), либо внешним обстоятельствам (сложившейся ситуации), и не будет объективно сложившуюся ситуацию анализировать. Директор с явно выраженным интернальным локусом контроля будет брать в случае неудачи всю вину на себя, не учитывая объективную внешнюю обстановку, что может привести к нервному срыву, напряжению в коллективе. Руководитель, имеющий промежуточный локус контроля с тенденцией к интернальности, может адекватно реагировать на проблему, и решать ее со всей мерой своей ответственности, при этом здраво проанализировать влияние внешних факторов в сложившейся ситуации.

В контексте составления психологического портрета руководителя школы также необходимо рассмотреть такую характеристику, как профессиональная направленность личности. «Направленность – это устойчивая система  интересов, убеждений, идеалов, что, в конечном итоге, определяет важнейшие вопросы в нашей жизни  - выбор профессии, спутника жизни, способов достижения успеха.» [3, с. 31].

Направленность - это довольно устойчивое качество личности. Направленность тесно связана с потребностями личности. В одном и том же виде деятельности человек может удовлетворить различные потребности и, напротив, в разных видах деятельности человек может находить для себя  привлекательными сходные аспекты. Профессиональная направленность отражает устойчивый интерес не столько к содержанию профессиональной деятельности, сколько к тому, какие основные потребности в ней могут быть удовлетворены. Выделяют направленность на себя (преобладания мотива личного благополучия, стремление к личному первенству, престижу, в работе такой руководитель видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других), направленность на взаимодействие (поступки человека определяются потребностью в общении, стремление поддержать исключительно хорошие отношения с коллегами), и направленность на задачу, или деловая направленность (преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, руководитель стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности работы группы).

Таким образом, лишь руководитель с приоритетом направленности на задачу в современных условиях окажется востребованным. Другое дело, что сопутствующие основному виду направленности направленность на взаимодействие (умение и желание взаимодействовать с коллективом) а также направленность на себя (здоровые профессиональные амбиции) тоже не будут лишними.

Подводя итог выше изложенному, можно определить некоторые аспекты психологического портрета современного директора школы: это, прежде всего, адекватная личностная и профессиональная самооценка, локус контроля с тенденцией к интернальности, и, конечно же, деловая профессиональная направленность. Эти качества помогут руководителю быть успешным в современных условиях, адекватно принимать решения и отвечать за результаты своей деятельности.

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  2. Практическая психология, под ред. Тутутшкиной М.К., СПб 1993. - 252 с.
  3. Психологические методы диагностики свойств индивидуальности: Методические указания./СПб. ГАСУ, - СПб., 2005. – 39 с.
  4. Трушталевская Л.Е. К вопросу о преподавании психологии с СПбГАСУ / Материалы Международной конференции, посвященной 180 – летию СПБГАСУ, с.78 - 80.
  5. [http ://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/13_7/].

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

Статья "Современный директор школы"

Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное развитие руководителей образовательных организаций и новые стратегии управления»....

Семинар для педагогов "Психологический портрет современных детей и подростков, психологическая безопасность"

Цель:  Повышение уровня психологической и личностной компетентности педагогов в области профилактики суицидального поведения детей и подростков....