Воспитание культуры здорового образа жизни школьника
статья по теме
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.А.Дьякова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ СОШ № 7 с. Варениковское Степновского района
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Ребенок пошел в школу, значит, его организм должен перестроиться, чтобы учение было успешным. Помочь научить слушать свой организм – задача, которую может решить учитель. Существует много причин, которые влияют на рост заболеваемости учащихся. Одна из них – неправильное питание. У каждого ребенка необходимо сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершено невозможно без достаточного уровня мотивации школьников, в решении которой могут помочь здоровьесберегающие технологии.
В нашей школе есть определенный положительный опыт по реализации здоровьесберегающих технологий и формированию здорового образа жизни учащихся. Деятельность педагогического коллектива школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся осуществляется по следующим, наиболее значимым направлениям.
- Организация учебного процесса и трудовых практик учащихся с соблюдением требований СанПиНа.
- Внедрение здоровьесберегающих компонентов в образовательный процесс через современные педагогические технологии. Учителями по каждому предмету определены наиболее трудные темы и к ним с учетом динамики работоспособности в течение недели и учебного года подобраны комплексы физкультминуток, элементы релаксации в сочетании с дыхательной гимнастикой.
- Поиск подходов к обучению школьников, здоровью за счет интеграции данных о психофизическом здоровье человека, факторах, его формирующих, способах сохранения и коррекции средствами естественного оздоровления и физической культуры. Наиболее широко интеграция данных о здоровье человека и способах управления им реализуются через предметы биологического цикла, физическую культуру, ОБЖ. Однако такие предметы, как математика, физика, русский язык, литература также могут включать полезную информацию о сохранении здоровья человека.
- Создание оптимальных для сельской школы условий для занятия физической культурой и спортом в повышении двигательной активности учащихся. Педагогический коллектив школы стремится к внедрению разнообразных форм физической культуры в режиме дня и внеклассной работе. Особое место в повышении двигательной активности детей занимают «малые формы» физической культуры – физкультминутки, физическое упражнения в группах продленного дня.
- Осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании и оздоровлении детей через внедрение паспортизации здоровья учащихся. Эта работа связана с разработкой подходов к осуществлению мониторинга качества образования и качества здоровья учащихся.
- Осуществление преемственности в здоровьесберегающей работе детского сада, семьи и школы при подготовке детей к обучению школе.
- Взаимодействие семьи и школы, оздоровление социума как основа формирования здорового образа жизни учащихся.
Использование игровых технологий, игровых обучающихся программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания, но и осуществить межпредметные связи и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Так, на уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
Технологии по укреплению здоровья детей применяются не только в процессе обучения, но и в воспитательной работе. Наблюдения за детьми показали, что у многих ребят есть вредные привычки, иногда не радуют и поступки. Проведение тематических праздников, диспутов, бесед, игр заинтересовывают ребят, дети стараются придерживаться норм поведения, узнают, как правильно заботиться о своем здоровье, постепенно отвыкают от дурных привычек. Важно обращать внимание детей на то, как вести себя, чтобы не навредить своему организму.
Можно сделать вывод, что уровень обученности и качества непосредственно связан с физическим здоровьем учащихся. Чем здоровее ребенок, тем выше жизненный тонус и больше стремление что-то узнать, чему-то научиться.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-429483-1396434656.jpg)
РОЛЬ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
Этот материал подготовлен к семинару учителей физической культуры. Поднятый вопрос "Какова роль массовых спортивных мероприятий для формирования культуры здорового образа жизни" актуальна для нашего р...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-881792-1485096024.jpg)
Современная городская культура как средство формирования культуры здорового образа жизни школьников
Данная статья представлена на конференции в городе Мончегорске....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945492-1504896569.jpg)
РОЛЬ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
Презентация к конференции "Межрегиональная научно- практическая коференция "Образорваие и здоровье в современном мире" г. Саратов 23 октября 2015 г. на тему: "РОЛЬ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/23/picture-869955-1482492615.png)
Воспитание культуры здорового образа жизни школьников.
Планирование и проведение мероприятий среди обучающихся в образовательных учреждениях по здоровому образу жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/13/picture-1028803-1663033120.jpg)
Повышение роли предмета «физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/18/picture-1342275-1629295641.jpg)
Воспитание культуры здорового образа жизни школьников. Планирование и проведение мероприятий среди обучающихся в образовательных учреждениях по здоровому образу жизни
Материал для учителей школы, педагогов дополнительного образования, родителей...
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....