Воспитание культуры здорового образа жизни школьника
статья по теме
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_zozh.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.А.Дьякова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ СОШ № 7 с. Варениковское Степновского района
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Ребенок пошел в школу, значит, его организм должен перестроиться, чтобы учение было успешным. Помочь научить слушать свой организм – задача, которую может решить учитель. Существует много причин, которые влияют на рост заболеваемости учащихся. Одна из них – неправильное питание. У каждого ребенка необходимо сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершено невозможно без достаточного уровня мотивации школьников, в решении которой могут помочь здоровьесберегающие технологии.
В нашей школе есть определенный положительный опыт по реализации здоровьесберегающих технологий и формированию здорового образа жизни учащихся. Деятельность педагогического коллектива школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся осуществляется по следующим, наиболее значимым направлениям.
- Организация учебного процесса и трудовых практик учащихся с соблюдением требований СанПиНа.
- Внедрение здоровьесберегающих компонентов в образовательный процесс через современные педагогические технологии. Учителями по каждому предмету определены наиболее трудные темы и к ним с учетом динамики работоспособности в течение недели и учебного года подобраны комплексы физкультминуток, элементы релаксации в сочетании с дыхательной гимнастикой.
- Поиск подходов к обучению школьников, здоровью за счет интеграции данных о психофизическом здоровье человека, факторах, его формирующих, способах сохранения и коррекции средствами естественного оздоровления и физической культуры. Наиболее широко интеграция данных о здоровье человека и способах управления им реализуются через предметы биологического цикла, физическую культуру, ОБЖ. Однако такие предметы, как математика, физика, русский язык, литература также могут включать полезную информацию о сохранении здоровья человека.
- Создание оптимальных для сельской школы условий для занятия физической культурой и спортом в повышении двигательной активности учащихся. Педагогический коллектив школы стремится к внедрению разнообразных форм физической культуры в режиме дня и внеклассной работе. Особое место в повышении двигательной активности детей занимают «малые формы» физической культуры – физкультминутки, физическое упражнения в группах продленного дня.
- Осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании и оздоровлении детей через внедрение паспортизации здоровья учащихся. Эта работа связана с разработкой подходов к осуществлению мониторинга качества образования и качества здоровья учащихся.
- Осуществление преемственности в здоровьесберегающей работе детского сада, семьи и школы при подготовке детей к обучению школе.
- Взаимодействие семьи и школы, оздоровление социума как основа формирования здорового образа жизни учащихся.
Использование игровых технологий, игровых обучающихся программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания, но и осуществить межпредметные связи и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Так, на уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
Технологии по укреплению здоровья детей применяются не только в процессе обучения, но и в воспитательной работе. Наблюдения за детьми показали, что у многих ребят есть вредные привычки, иногда не радуют и поступки. Проведение тематических праздников, диспутов, бесед, игр заинтересовывают ребят, дети стараются придерживаться норм поведения, узнают, как правильно заботиться о своем здоровье, постепенно отвыкают от дурных привычек. Важно обращать внимание детей на то, как вести себя, чтобы не навредить своему организму.
Можно сделать вывод, что уровень обученности и качества непосредственно связан с физическим здоровьем учащихся. Чем здоровее ребенок, тем выше жизненный тонус и больше стремление что-то узнать, чему-то научиться.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
Этот материал подготовлен к семинару учителей физической культуры. Поднятый вопрос "Какова роль массовых спортивных мероприятий для формирования культуры здорового образа жизни" актуальна для нашего р...
Современная городская культура как средство формирования культуры здорового образа жизни школьников
Данная статья представлена на конференции в городе Мончегорске....
РОЛЬ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
Презентация к конференции "Межрегиональная научно- практическая коференция "Образорваие и здоровье в современном мире" г. Саратов 23 октября 2015 г. на тему: "РОЛЬ...
Воспитание культуры здорового образа жизни школьников.
Планирование и проведение мероприятий среди обучающихся в образовательных учреждениях по здоровому образу жизни...
Повышение роли предмета «физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно ...
Воспитание культуры здорового образа жизни школьников. Планирование и проведение мероприятий среди обучающихся в образовательных учреждениях по здоровому образу жизни
Материал для учителей школы, педагогов дополнительного образования, родителей...
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....