ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА в работе с детскими общественными объединениями
статья по теме
Реализация технологии Педагогики сотрудничества в нашем центре через работу с детскими общественными объединениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mezhrayonnyh_pedchteniyah_.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Оханского района Пермского края
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
в работе с детскими общественными объединениями
Заместитель директора по УВР
Барышникова Надежда Ивановна
Целенаправленное развитие способностей детей, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагает использование в практике дополнительного образования детей современных педагогических технологий.
Большой интерес для нас представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Педагог, внедряющий новую технологию, должен знать:
- сущность новой технологии (ее концептуальную основу, историю создания, авторов-разработчиков, проблемы, которые будут решены);
- теоретическое обоснование планируемых результатов;
- этапы освоения новой технологии;
- методы и приемы, которые используются педагогом в работе по новой технологии;
методы и приемы работы обучающихся и формы организации их деятельности.
Педагогика должна заглядывать в будущее глазами детей, поэтому основополагающей технологией в нашем ЦДТ мы определяем Педагогику сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.). Как целостная технология она пока нигде не воплощена в практику, но ее положения вошли почти во все современные технологии, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.
Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами.
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений
- Гуманно – личностный подход к ребёнку
- Единство обучения и воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается современное воспитание:
- постановка личности воспитанника в центр всей воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих
ценностей;
- развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
- возрождение национальных культурных традиций;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка цели;
Основными принципами педагогики сотрудничества являются:
- отсутствие принуждения при обучении;
-право детей на свою точку зрения;
-воспитанник имеет право ошибаться;
-создание успешности;
- каждый ребёнок уникален;
-сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям. Педагоги заинтересованы судьбой детей, они совместно решают проблемы, совместно организуют деятельность, детей не принуждают, не наказывают, не оценивают, терпимо относятся к недостаткам, воспитывают веру в свои силы.
Потребность в воспроизведении идей сотрудничества ощущается в современных детских общественных объединениях; они наряду с другими формированиями нынешней системы дополнительного образования становятся источником гуманистического обновления педагогических средств, тем культурным фоном, который имеет неограниченные возможности для развития подростка, его самоопределения и самореализации. Актуализация этих идей становится возможной лишь в том случае, когда есть взрослый, у которого сформирована готовность к особому типу взаимодействия с подростками, если он владеет стратегией сотрудничества в детском объединении.
Сотрудничество взрослого и подростка в детском общественном объединении возникает в процессе гуманного личностно ориентированного воспитания, который побуждает ребенка к проявлению субъектной позиции, к саморазвитию его личности, с одной стороны, и, с другой стороны, способствует самосовершенствованию личности взрослого.
Сотрудничество взрослого и подростка может быть реализовано при определенных условиях, к которым мы относим:
* социальную установку (как у взрослого, так и у подростка) на сотрудничество;
* организацию совместной деятельности взрослого и подростка в детском общественном объединении, учитывающую их как субъектов деятельности;
* профессиональную подготовку взрослого к личностно ориентированному воспитанию, которая вооружает педагогическими технологиями организации сотрудничества с подростками.
В нашем районе создано 8 детских общественных объединений, которые образуют районную ассоциацию Союза верных Оханских друзей (СВОД), входящую в региональную детскую общественную организацию «Муравей». Координационный центр «СВОДа» располагается в МОУДОД «Центр детского творчества». Мы работаем в тесном творческом контакте с заместителями директоров по ВР, являющихся кураторами школьных объединений. В начале учебного года приглашаем на информационную встречу заместителей директоров по ВР, организаторов, специалистов районного отдела образования, юных лидеров. Подводя и анализируя итоги прошедшего года, применяя интерактивные формы совместной творческой деятельности, разрабатываем программу текущего года. Всегда выделяется и формируется инициативная группа, которая становится авангардом в проведении разрабатываемой программы. В течение учебного года для активизации социальной деятельности проводятся заседания Совета, проектные школы, конкурсы. В этом году приняли участие в выборах в молодёжный парламент Оханского района, проведя при этом активную агитационную работу. Все мероприятия проходят на основе принципов педагоги сотрудничества. Как результат качества применения данной технологии региональные победы нашей ассоциации в Международном фестивале «Детство без границ» в номинации «Лучший волонтёрский проект»; во Всероссийском конкурсе «Я – гражданин России»; во Всероссийском конкурсе «Лидер 21 века». Итоговым мероприятием ежегодно является летний лагерь актива, который проводится на территории нашей Лыжной базы. На этом мероприятии педагоги и детский актив применяют при проведении мероприятий элементы различных технологий: КТД, игровые технологии, информационные (дети-журналисты освещают деятельность лагеря) и др. При проведении таких мероприятий простраивается технологическая цепочка:
- Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).
- Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
- Коллективное планирование.
- Коллективная подготовка дела. Распределение обязанностей, уточнение плана.
- Осуществление разработанного плана.
- Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, «орлятский круг»). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
- Результаты коллективного дела.
Что же даёт педагогика сотрудничества?
1. Детское объединение развивается и действует, ищет новые направления, формы работы;
2. Коллективное планирование, коллективная деятельность, чередование творческих поручений, коллективное подведение итогов дает большой простор для ценностно-значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;
3. Каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;
4. Членам объединения предоставляется возможность в полной мере проявлять самостоятельность на разных уровнях.
5. Создаётся доброжелательная творческая атмосфера в детско-взрослом коллективе;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль и место детского общественного объединения в организации воспитательной работы в школе»
О создании современного школьного детского объединения...
Выступление "Из опыта работы детского общественного объединения "Школьная республика" на методическом объединении старших вожатых, заместителей директоров по воспитательной работе
Описание работы детского общественного объединения "Школьная республика"...
организация воспитательной работы в школьном детском общественном объединении
Материал для старших вожатых, обобщение опыта...
"Сотрудничество взрослых и детей - залог успеха работы детского общественного объединения."
Наше детское общественное объединение "Палитра" существует уже более семи лет. И за этот период много интересных проектов были реализованы силами наших ребят. Только в этом учебном году мы организовал...
Презентация "Система права в РФ (работа с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления)"
Презентация содержит выдержки из федеральных законов и локальных актов, которые будут полезны в работе с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления. А также ссылки на ...
3.2.Общественная оценка деятельности учителя по организации участия обучающихся в социально значимых проектах, молодежных и детских общественных объединениях (благодарности, дипломы, по данным на сайтах и форумах учреждений, общественных организаций и пр.
Копии благодарностей, сертификатов...
Доклад о деятельности советника директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями МБОУСОШ №6
Доклад о деятельности советника директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями МБОУСОШ №6 ...