Образовательная программа школы на 2012-2013 уч.год
рабочая программа по теме
Образовательная программа разработана для классов начальной ,основной, средней школы , занимающихся по стандартам 2004 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_na_2012-2013_uch.god_.doc | 500 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
МОУ Каргинская средняя общеобразовательная школа
на 2012-2013 уч.год
Утверждена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30. 08. 2012г. Председатель педагогического совета ________________ В.А. Денисова с. Каргино |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка к образовательной программе школы
2. Общеобразовательная программа начального общего образования i ступень (1 – 4 классы)
3. Образовательная программа основного общего образования
ii ступень обучения (5 – 9 классы)
4. Образовательная программа среднего (полного) общего образования( 10-11 классы)
1. Пояснительная записка к образовательной программе школы
Образовательная программа Муниципального образовательного учреждения Каргинская средняя общеобразовательная школа направлена
на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
на реализацию права семьи на выбор образовательных программ общего и дополнительного образования.
В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:
повышению уровня культуры личности школьников;
обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;
воспитанию уважения к закону, правопорядку;
развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;
развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе
обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,
нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Образовательная программа Каргинской средней общеобразовательной школы предназначена удовлетворить потребности:
учащихся - в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету и программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры;
общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;
выпускника образовательного учреждения – в социальной адаптации.
Образовательная программа – документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.
1.1 Информационно-аналитическая справка о школе
Общая характеристика школы
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение Каргинская средняя общеобразовательная школа.
Местонахождение: 433113, Ульяновская область, Вешкаймский район, село Каргино, улица Советская, дом 1, телефон – 8 (84 243) 54 6 98.
Устав: принят на общем собрании Муниципального общеобразовательного учреждения Каргинская средняя общеобразовательная школа, протокол № 1 от 30.08.2008 года, утвержден Постановлением Главы администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области № 710 от 02.09.2008 года, зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России №4 по Ульяновской области.
Учредитель: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, договор № 50-П от 13.10.2008 года.
Организационно-правовая форма: Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе: серия 73 № 000411245, 16.10.2001 года, ИНН 7305002647.
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц: серия 73 № 000411245, выдано Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области 19.09.2008 года, ОГРН 1027300767977.
Свидетельство о праве на имущество: договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 24 марта 2006г.
Свидетельство о праве собственности на землю, выданное Каргинской сельской администрацией Вешкаймского района № 20 от 22.03.1995 года. Кадастровая выписка о земельном участке № 73:03:020305:37 от 09.02.2009 г.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия РО 035817, регистрационный номер № 1470 от 19 марта 2012 г., срок действия - бессрочно, выдана Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области. Перечень реализуемых образовательных программ в соответствии с лицензией:
- начальное общее, со сроком освоения 4 года,
- основное общее, со сроком освоения 5 лет;
- программа специальных ( коррекционных ) ОУ VIII вида, со сроком освоения 9 лет;
- среднее (полное) общее, со сроком освоения 2 года.
Программы дополнительного образования следующих направленностей:
- художественно-эстетической, со сроком освоения до 3 лет;
- научно-технической, со сроком освоения до 3 лет.
- эколого-биологической, со сроком до 3 лет.
- физкультурно- спортивной, со сроком до 3 лет.
- туристско- краеведческой, со сроком до 3 лет.
- культурологической, со сроком до 3 лет.
- естественнонаучной, со сроком до 3 лет.
Свидетельство о государственной аккредитации: серия ОП № 010722 от 24.06.2011 года, регистрационный № 1756, выдано Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области. срок действия до 24.06.2023г. Реализуемые образовательные программы в соответствии со свидетельством: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Социальное окружение школы
МОУ Каргинская СОШ расположена в селе Каргино - центре муниципального образования «Каргинское сельское поселение». Село находится в 18 км от районного центра р.п. Вешкайма и соединено с ним асфальтированной дорогой. В школе обучаются дети из 7 населенных пунктов: сел Каргино, Бар. Дурасовка, Новый Дол, Нижняя Туарма, Коченяевка, Ахматово Белый Ключ. М.Б.Ключ. Подвоз детей осуществляется на трёх школьных автобусах.
Демографическая ситуация в селах тяжелая. Общая численность населения составляет 1300 человек, из них дети дошкольного и школьного возраста 210 человек. Население детородного возраста составляет 18 %.
Из - за отсутствия рабочих мест в селах молодежь вынуждена уезжать из села, а мужчины трудоспособного возраста работают в основном вахтовым методом. Доля малообеспеченного населения составляет 80%, доля населения без средне - специального и высшего образования – 70 %.
В ближайшем окружении школы имеются: Администрация Каргинского поселения, ЦСДК, сельская библиотека, Каргинский ФАП, отделение связи, детский садик «Колосок», ООО «Поволжская Агрокомпания». При планировании учебно-воспитательной работы школа учитывает возможности этих учреждений по удовлетворению интеллектуальных, физических и эстетических потребностей школьников.
Школа заключила договора о совместной деятельности с ЦСДК, библиотекой. Заключён договор о взаимоотношениях общеобразовательного учреждения с учреждением здравоохранения №13 от 02.02.09 с целью реализации лечебно-оздоровительной работы в школе. Согласно договора о сотрудничестве с ДЮСШ и ЦДО (р.п. Вешкайма) в школе функционируют 4 кружка и 3 спортивных секции. В целом культурно - образовательная среда благоприятна для развития школьников. Школа должна стать центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, другими организациями социальной сферы.
Сельская библиотека
ФАП ЦСДК
Школа
ООО «Поволжская
МДОУ «Колосок»
ДЮСШ ЦДО
В современных условиях использование потенциала ближайшего окружения явно недостаточно. Ускорить и облегчить процесс вхождения в новую социальную среду позволяет организация взаимодействия детей с учащимися других школ района, работниками дополнительного образования районного центра, культурно-просветительских учреждений.
В школе появилась возможность более эффективно использовать материально – техническую базу всех его участников, наладить спортивно – оздоровительную работу. Исходя из социального заказа, школа рассматривается в качестве открытой самоуправляющей системы, обеспечивающей на территории села единое образовательное пространство. Особые значимые для детей и взрослых ценности нашей школы педагогический коллектив определил следующим образом: индивидуальность, познание, здоровье, творчество, активная жизненная позиция.
Данные о контингенте обучающихся по ступеням , по школе в целом и формах обучения в 2012 -2013 учебном году
Начальное общее образование | Основное общее образование | Среднее (полное) общее образов. | Всего |
Общее количество классов (групп) | 4 | 5 | 2 | 11 |
Общее количество обучающихся | 46 | 79 | 25 | 150 |
В том числе: |
Занимающихся по базовым общеобразовательным программам | 46 | 79 | 25 | 150 |
Занимающихся по ФГОС | 20 | - | - | 20 |
Формы получения образования: очное – семейное – экстернат – очно-заочное | 46 | 79 | 25 | 150 |
Занимающихся в группах продлённого дня | 25 | - | - | 25 |
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются
Закон РФ «Об образовании»; нормативные документы МО РФ, Конвенция о правах ребенка;
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПин 2.4.2.2821-10 );
Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
Устав школы и локальные акты ОУ;
Лицензия образовательного учреждения;
Также при разработке образовательной программы учтены:
- возможности образовательной среды МОУ Каргинской средней общеобразовательной школы
- уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ:
в ОУ работает высококвалифицированный коллектив:
Показатель | Кол.чел. | % |
Всего педагогических работников (количество человек) | 21 |
Укомплектованность штата педагогических работников (%) | 100 |
Из них внешних совместителей |
Наличие вакансий (указать должности): | - | - |
Образовательный уровень педагогических работников | с высшим образованием | 14 | 66,7 |
со средним специальным образованием | 7 | 33,3 |
с общим средним образованием | - | - |
Прошли курсы повышения квалификации за последние 5 лет | 21 | 100 |
Имеют квалификационную категорию | Всего | 21 | 100 |
Высшую | 8 | 38,1 |
Первую | 13 | 61,9 |
Вторую |
Состав педагогического коллектива по должностям | Учитель | 21 | 100 |
Социальный педагог | - |
Учитель-логопед | - |
Педагог-психолог | - |
Педагог-организатор | - |
Старший вожатый | 1 | 4,7 |
Методист | - |
Педагог дополнительного образования |
Другие должности (указать наименование) |
Имеют учёную степень | - |
Имеют звание Заслуженный учитель | 1 | 4,7 |
Имеют государственные и ведомственные награды, почётные звания | 4 | 19 |
- материально-техническое обеспечение учебного процесса:
№ п/п | Фактический адрес зданий и отдельно расположенных помещений | Форма владения, пользования (собственность, оперативное управление, аренда и т.п.) | Наименование организации собственника, арендодателя |
433101,Ульяновская область Вешкаймский район ,село Каргино,улица Советская,1 | Оперативное управление | Администрация муниципального образования «Вешкаймский район» |
Всего площадь:2230кв.м на единицу контингента учащихся: 15,1 кв.м В том числе учебная (всего):1176кв.м на единицу контингента учащихся:8 кв.м |
Информационная оснащенность образовательного процесса.
№ п/п | Общие сведения | Показатели |
1. | Библиотека: |
- площадь в м2 | 36 |
- общее количество учебно-методической литературы | 15579 |
в том числе: |
- учебной | 1457 |
- справочной | 84 |
- художественной | 9000 |
- методической | 1923 |
- научной | 165 |
- периодических изданий | 1538 |
-брошюры | 1412 |
- приобретено за последние 5 лет | 2347 |
Читальный зал: |
- площадь в м2 | 8 |
- число посадочных мест | 6 |
2. | Компьютерное оснащение: |
- наличие подключения к сети Интернет, тип подключения (выделенный, аналоговый) | Выделенный |
- количество терминалов, с которых имеется доступ к сети Интернет | 1 |
- количество локальных сетей, имеющихся в образовательном учреждении | 1 |
- количество компьютерных классов | 1 |
- общее количество единиц вычислительной техники | 15 |
- число учащихся, приходящихся на 1 компьютер | 10 |
-электронные базы данных и знаний по профилю образовательных программ | Имеются |
- наличие сайта образовательного учреждения, периодичность его обновления. | Имеется , 1 раз в неделю |
- наличие интерактивных комплексов | 2 |
- наличие мультимедиа оборудования | 3 |
- традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в опытно-экспериментальной работе педагогического коллектива и т.д.
Образовательная программа определяет
цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
учебно-методическую базу реализации учебных программ.
Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с вузами, научными учреждениями и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений.
Образовательная программа регламентирует:
условия освоения образовательной программы;
диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;
организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.
Обеспечивая вариативность обучения и свободу реализации творческих концепций учителя, образовательная программа позволяет обеспечить уровень образования, достаточный для успешной социализации, одновременно с углубленным изучением математики, экономики, обществоведения, географии, информатики.
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:
обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей частью всех учебных программ;
создание необходимых условий для развития личностной мотивации, обеспечивающей развитие когнитивных и креативных способностей учащихся;
использование современных образовательных технологий;
широкое развитие сети внеклассной работы;
использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей учащихся;
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся.
В тексте представлены образовательные программы
начального общего образования (3 – 4 классы);
основного общего образования (5 – 9 классы);
среднего общего образования (10-11 классы).
Описание образовательных программ на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ в ОУ
2. Общеобразовательная программа начального общего образования
I ступень
2.1. Целевое назначение
реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;
обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ;
создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования начальной школы, достижения уровня элементарной грамотности (обеспечение прочных навыков чтения, счета, грамотного письма, развитой речи);
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
подготовка и адаптация учащихся к обучению в школе, формирование и поддержка положительной мотивации и познавательных способностей;
формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);
развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).
воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;
Ведущие задачи:
Создание условий для познания ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний, развития разных возможностей мировосприятия;
Организация познания элементов окружающего мира, формирования элементов научной картины мира, что становится базой для дальнейшего обучения на 2-й ступени;
Поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.
В основе программы лежит принцип: от ребенка – к миру, от мира – к ребенку. Программа ориентирована на развитие личности, на становление ребенка как субъекта образования.
2.2. Характеристика учащихся,
которым адресована образовательная программа начального общего образования
Возраст: | 6,5 – 7 лет |
Состояние здоровья: | 1-4 группы здоровья, отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в 1 классе общеобразовательной школы, |
Уровень готовности к освоению программы: | школьная зрелость по результатам медицинского заключения |
Технология комплектования: | заявительный порядок |
Продолжительность обучения | 4 года |
Процедура выбора образовательной программы предполагает:
ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемой ОП (родительские собрания в ДОУ, дни открытых дверей в школе, сайт школы, печатная информация (буклеты), информационный стенд, беседа с учителями и администрацией);
выступления учителей начальной школы перед родителями детей, посещающих ДОУ, по вопросам преемственности дошкольного и начального школьного образования;
выступление педагогов с рекомендациями по профилактике трудностей у детей и родителей в период адаптации к школе;
ознакомление с Уставом МОУ, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации образовательного процесса;
анализ уровня здоровья детей (на основании медицинских документов);
собеседование с детьми и родителями с целью определения школьной зрелости (по желанию родителей).
Прием детей в образовательное учреждение осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, нормативными актами отдела образования Вешкаймского района, Уставом ОУ, локальными актами ОУ.
2.3. Ожидаемый результат
Достижение уровня элементарной грамотности.
Сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми.
Создание основ для формирования валеологической культуры на следующей ступени образования.
Развитие устойчивого познавательного интереса у учащегося, навыков анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций.
Формирование коммуникативной и эстетической культуры.
Формирование нравственных и эстетических начал личности.
Приобщение учащихся к отечественной и мировой культуре и создание тем самым базы для последующего освоения ОП основной школы.
Формирование положительной мотивации на обучение в основной школе и адаптации к ней.
Готовность ученика к продолжению образования на 2 ступени.
Выпускник начальной школы
это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в области счета, письма, чтения и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;
это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для учащихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;
это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе
это ученик, который способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
это ученик, который стремится стать сильным, быстрым, ловким
2.4. Учебный план
Учебный план ОУ для 3 – 4 классов сформирован на основе рекомендаций, данных в приложении к распоряжению Министерство образования Ульяновской области № 929-р от 15 марта 2011, с учетом следующих документов:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 89 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях» ( далее СанПин);
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-х летний нормативный срок освоения программ начального общего образования . Продолжительность учебного года – не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока определяются действующими санитарными нормами и правилами.
Учебный предмет иностранный язык изучается со 2 класса.
Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа , общество) изучается в 1-4 классах 2 часа в неделю . Учебный предмет является интегрированным . В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарный направленности , а так же элементы основ безопасности жизнедеятельности .
Информатика и ИКТ, направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности изучаются в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета технология .
Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения направлены на изучение русского языка и литературно чтения:
на предмет «Литературное чтение» 3кл.-1ч., 4кл.-1ч.;
на предмет «Русский язык» 3кл.-2ч., 4кл.-1 ч.
В 4 классе в рамках предмета основы религиозных культур и светской этики изучается модуль «Основы православной культуры»
Учебный план 3 – 4 классов на 2012 – 2013 учебный год
Учебные предметы | Количество часов |
III/11 | IV/15 | Всего |
Русский язык | 3 | 3 | 6 |
Литературное чтение | 2 | 2 | 4 |
Иностранный язык | 2 | 2 | 4 |
Математика | 4 | 4 | 8 |
Окружающий мир (человек, природа, общество) | 2 | 2 | 4 |
Искусство (музыка и ИЗО) | 2 | 2 | 4 |
Технология (труд) | 2 | 2 | 4 |
Физическая культура | 3 | 3 | 6 |
«Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль основы православной культуры) | 1 | 1 |
Итого | 20 | 21 | 41 |
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения Русский язык Литературное чтение
| 2 1 | 1 1 | 5 |
Предельно допустимая недельная нагрузка | 23 | 23 | 46 |
2.5. Учебные программы
Основные требования, предъявляемые при выборе учебных программ и учебников, реализующих общеобразовательную программу начального общего образования:
аутентичность, т.е. соответствие реальности (осмысленный и компетентный отбор содержания);
научность, в соответствии с дидактической ориентацией (упрощенная система знаний, не искажающая элементов этой системы);
соответствие целям обучения;
соответствие возрастным и иным характеристикам учащихся (с учетом психологических исследований);
потенциал учебника (воспитательный, развивающий, мотивирующий);
содержательная и структурная преемственность с другими учебниками по данному предмету в рамках общей серии учебников.
В соответствии с целями 1 ступени общего образования в школе используются следующие учебные программы и учебники
Основу базовой образовательной программы для 2- 4 классов начальной ступени обучения составляют Государственные программы «Школы России».
Учебный предмет | Программа | Учебный материал | Образовательный уровень |
Русский язык 3-4 классы | Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа : 1-4 кл. УМК « Школа России », М.,«Просвещение»,2008г. | Л.М. Зеленина Русский язык. 3кл. М., Просвещение, 2010г. Л.М. Зеленина Русский язык. 4кл. М., Просвещение, 2010г. | Базовый |
Литературное чтение 3-4 классы | Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа : 1-4 кл. УМК « Школа России », М., «Просвещение »,2008 г. | Л.Ф. Климанова В.Г. Горецкий Родная речь. 2 класс, 3класс, 4 класс, М., Просвещение, 2008г. | Базовый |
Окружающий мир 3-4 классы | Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа : 1-4 кл. УМК « Школа России », М.,«Просвещение »,2008 г. | А.А. Плешаков Мир вокруг нас 3, 4 классы , М., «Просвещение », 2008 - 2011 г. | Базовый |
Математика 3 - 4 классы | Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа : 1-4 кл. УМК « Школа России », М.,«Просвещение »,2008 г. | М.И. Моро и др. Математика. 3 класс .М. , Просвещение , 2010 г. М.И. Моро и др. Математика. 4 класс. М., Просвещение , 2010 г. | Базовый |
Физическая культура 3- 4 классы | Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа : 1-4 кл. УМК « Школа России », М.,«Просвещение »,2008 г. | А.П. Матвеев Физическая культура 3,4, кл. М., Просвещение , 2009 г.
| Базовый |
ИЗО 3-4 класс | Образовательных учреждений ИЗО и художественный труд . М. , Просвещение 2010г. Авторы : П.М. Неменский | Л.А. Неменская Искусство и ты. 3 класс. М. , Просвещение 2009 г. Л.А.Неменская Искусство и ты. 4 класс М. Просвещение, 2009г. | Базовый |
Технология 3 – 4 класс | Программа общеобразовательных учреждений. Технология. М., Просвещение , 2008г. Авторы: В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев. | В.Д. Симоненко «Технология » 3, 4 класс. М. , Вентана – Графф . 2009 г | Базовый |
Музыка 3-4 класс | Программа для общеобразовательных учреждений . М. Дрофа, 2005г. Автор: АлеевВ.В. Кичак Т.Н. . | 3-4. класс. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак «Музыка» М. Дрофа, 2006 г. | Базовый |
Иностранный язык (английский) 3– 4 классы | Программа для начального образования 2004г. | Enjoy English, 3,4 класс, М.З. Биболетова, «Титул» ,2012г. | Базовый |
Технология (ИКТ) 3-4 класс | Программа для общеобразовательных учреждений 2-11 кл. И.Г. Симакин и др. М., БИНОМ, 2005 г. | Информатика и ИКТ 3-4 кл. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, М., БИНОМ, 2010 г. | Базовый |
2.6. Организационно-педагогические условия
Нормативные:
В соответствии с гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса, установленными СанПин 2.4.2.2821-10, занятия проводятся в 1 смену при 5-дневной учебной неделе.
Максимальный объем учебной нагрузки составляет:
3 - 4 классы – 23 урока в неделю;
Занятия начинаются в 8 часов 15 минут.
Продолжительность уроков – 45 минут.
Продолжительность перемен: 4 перемены по 10 минут, 2 перемены по 20 минут.
Организационные:
Основной формой организации обучения является классно-урочная.
Учебный год делится в 3-4 классах на четверти. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель.
В школе работает столовая, где учащиеся получают горячие обеды, учащиеся льготных категорий и дети из малообеспеченных семей получают бесплатный обед.
Образовательный процесс на 1 ступени обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. В основе учебно-воспитательной деятельности педагогов лежит процесс формирования индивидуальности ребенка, развитие устойчивого познавательного интереса к обучению.
Описание педагогических технологий
В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка, учителя используют следующие педагогические технологии
Традиционные технологии:
системное усвоение учебного материала на всех этапах обучения обеспечивают традиционные классно-урочные технологии, предусматривающие обязательные этапы на уроке:
проверка усвоения пройденного;
объяснение нового материала;
закрепление полученных знаний;
домашние задания
Технологии активных форм и методов:
уроки- путешествия;
дискуссии;
уроки-фантазии;
уроки-сказки;
игровые технологии;
технология опережающего обучения;
работа в парах и группах;
разработка и защита проектов (индивидуальных и групповых);
игра по станциям;
инсценировка;
путешествие.
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся (половых, возрастных, свойствах темперамента). Учёт индивидуальных особенностей учащихся проводится учителями начальной школы в рамках учебной и проектной деятельности, развитию которой в школе уделяется большое внимание.
2.7. Формы учета и контроля достижений учащихся
Текущие формы контроля
текущая успеваемость
устные ответы на уроках
самостоятельные и проверочные работы
контроль техники чтения
контрольные работы
Обязательные формы итогового контроля
годовые контрольные работы по русскому языку и математике
контроль техники чтения.
Широко используются формы общественной аттестации:
классные, школьные, районные конкурсы;
2.8. Методы диагностики освоения образовательной программы
Диагностика включает в себя:
социально-педагогическую диагностику:
социальный статус семьи;
наличие условий для развития и воспитания ребенка дома;
необходимость оказания различных видов необходимой помощи;
медицинскую диагностику: уровень здоровья ребенка;
педагогическую диагностику:
сформированность важнейших учебных действий;
уровень активности, самостоятельности в учебной работе, самостоятельная организация деятельности в рамках учебной работы;
развитие речи (понимание смысла изучаемых понятий, использование речи как инструмента мышления, грамотность и словарный запас устной речи);
развитие тонкой моторики руки (понятность письма, аккуратность оформления письменных работ, способность к различным видам ручного труда);
умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом);
взаимодействие с учителем (установление адекватных ролевых отношений с учителем на уроках и вне их, проявление уважения к учителям, способность к установлению межличностных отношений с учителем).
3. Образовательная программа основного общего образования
(5- 9 классы)
3.1. Целевое назначение
реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;
обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ;
создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования данного уровня;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
создание условий для адаптации учащихся к особенностям основной школы
формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);
создание условий для формирования учебной самостоятельности и ответственности;
развитие у учащихся познавательного интереса и творческих способностей.
развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).
воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;
Ведущие задачи:
создание условий для становления отношения ребенка к миру и к себе, своим потребностям, стремлениям и желаниям, развитие разных возможностей мировосприятия;
поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.
3.2. Характеристика учащихся,
которым адресована образовательная программа основного общего образования
Возраст: | 11-15 лет |
Уровень готовности к усвоению программы: | Успешное овладение образовательной программой начальной ступени обучения |
Состояние здоровья: | 1-4 группы здоровья, отсутствие медицинских противопоказаний для обучения |
Технология комплектования: | Комплектование 5 классов на основе 4-х классов своей школы. |
Продолжительность обучения | 4 года |
Процедура выбора общеобразовательной программы предполагает:
Доведение до сведения родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе обучения образовательных программах и основаниях для их выбора (школьный сайт, родительские собрания, стенд, печатная информация, беседы с администрацией и педагогами школы);
Изучение образовательных потребностей семьи (опросы, анкеты);
Сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных интересов, мотивации учения (в течение учебного года);
Педагогическая диагностика и на ее основе анализ успешности учебной деятельности (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной аттестации);
Проведение педагогического консилиума по определению наличия у учащихся оснований для выбора ОП;
Коррекционная работа с учащимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований для выбора.
3.3. Ожидаемый результат
Успешное овладение предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Выход на начальный уровень функциональной грамотности, предполагающий его полное достижение к окончанию основной школы.
Освоение учащимися основ системного мышления и развитие мотивации к дальнейшему обучению.
Выпускник основной школы – это ученик
успешно овладевший предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с учебным планом и государственным образовательным стандартом;
достигший уровня учебной самостоятельности для продолжения образования в профильных классах по программам, обеспечивающим углубленную подготовку учащихся по предметам социально-экономического и информационного профилей;
обладающий устойчивой мотивацией к продолжению обучения,
умеющий высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладевший навыками неконфликтного общения, способностью строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту и другим признакам.
с активной гражданской позицией, способный проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы
способный видеть и понимать гармонию и красоту, знающий выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства;
знающий и соблюдающий режим занятий физическими упражнениями, способный разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.
Познавательная деятельность | Информационно – коммуникативная деятельность | Рефлексивная деятельность |
Выпускник основной школы |
- использует для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование); - умеет определять структуру объекта познания, находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого; - умеет разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи; - определяет адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; -комбинирует известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; -умеет сравнивать, сопоставлять, квалифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; -умеет различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы; - исследует несложные практические ситуации, выдвижения предположения, понимает необходимость их проверки на практике; - использует практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предложений; - описывает результаты этих работ; - умеет творчески решать учебные и практические задачи: умеет мотивированно отказаться от образца, искать оригинальные решения и самостоятельно выполнять различные творческие работы; - участвует в проектной деятельности. | - адекватно воспринимает устную речь и способен передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания; -владеет осознанным беглым чтением текстов различных стилей и жанров; - проводит информационно-смысловой анализ текста, используя при этом различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое). - владеет монологической и диалогической речью, умеет вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); - умеет создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно); -умеет составлять план, тезисы, конспект, приводит примеры, подбирает аргументы, формулирует выводы, отражает в устной или письменной форме результаты своей деятельности; - умеет перефразировать мысль (объяснить «иными словами»), выбирает и использует выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; - использует для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. | - умеет самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). -владеет навыками контроля и оценки своей деятельности, умеет предвидеть возможные последствия своих действий, искать и устранять причины возникших трудностей; -умеет оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, свое физическое и эмоциональное состояние; -осознанно определяет сферу своих интересов и возможностей; - соблюдает нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни; - владеет умениями совместной деятельности; -объективно оценивает свой вклад в решение общих задач коллектива; -учитывает особенности различного ролевого поведения (лидер, подчинённый); -оценивает свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; -умеет использовать свои права и выполнять свои обязанности как гражданина, члена общества и коллектива гимназии. |
3.4. Учебный план
Учебный план программы основного общего образования ориентирован на 5-летний срок обучения.
Часы регионального компонента в 5-7,9 классах 1 час в неделю направляется на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе 1 час на курс «Профессиональное самоопределение» .
На выполнение учебных программ (федеральный компонент ) часы компонента ОУ в 5-7 классах используется на предметы : русский язык, 5-6 кл. по 2 часа, 7 кл.- 1 час; литературу 6 кл. – 1 час, на спец. курс «Введение в основы православной культуры» 5 кл. – 1 час, 1 час в 8 классе на технологию,
на изучение предмета : «Информатика и ИКТ» в 5-6,8 классах по 1 часу .
Учебный план 5 – 9 классов на 2012 – 2013 учебный год
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего |
V/12 | VI/16 | VII/17 | VIII/16 | IX/18 |
Русский язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 |
Литература | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 |
Иностранный язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Математика | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 |
Информатика и ИКТ | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 |
История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Обществознание | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
География | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Природоведение | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Физика | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 6 |
Химия | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 4 |
Биология | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 3 |
ИЗО | 1 | 1 | 1 | 3 |
Искусство | 1 | 1 | 2 |
Технология | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 7 |
ОБЖ | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
ИТОГО | 24 | 25 | 29 | 31 | 30 | 139 |
Региональный компонент: Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 4 |
Основы профессионального самоопределения | 1 | 1 |
Пред. Пред. Пред. пред. с/к ф-в ф-в | Компонент образовательного учреждения: Русский язык Технология Литература Информатика и ИКТ «Основы православной культуры » «Решение задач повышенной сложности» «Формирование орфографической и пунктуационной грамотности » | 2 1 1 | 2 1 1 | 1 1 | 1 1 | 0,5 0,5 | 13 |
Предельно допустимая недельная нагрузка | 29 | 30 | 32 | 33 | 33 | 157 |
3.5. Учебные программы
Основу базовой образовательной программы для П ступени обучения составляют типовые учебные программы, утвержденные МО РФ. Обязательным условием реализации учебных программ является принцип преемственности.
Учебный предмет | Программа | Учебный материал | Образовательный уровень |
Русский язык 5, 6, 7, 8, 9 классы. | Программа для общеобразовательных учреждений . Русский язык. для 5-9 классов Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. М., Просвещение, 2011 г. | М.Т. Баранов, Т .А. Ладыженская , Л.А. Тростенцова. Русский язык 5 класс. М., Просвещение 2008-2010 г.г. М.Т. Баранов, Т .А. Ладыженская и др. Русский язык 6 класс. М., Просвещение 2008-2010 г.г. М.Т. Баранов , Т.А. Ладыженская Русский язык 7 класс. М., Просвещение , 2008г. Л.А. Тростенцова , Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина Русский язык, 8 кл. М., Просвещние, 2008г. Л.А. Тростенцова , Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина Русский язык. 9 кл. М., Просвещение, 2008 г. | Базовый |
Литература 5- 9 классы | Программа для общеобразовательных учреждений Литература. М. , Просвещение, 2011 г. Под редакцией В.Я. Коровиной. | Коровина В.Я. Литература. Учебник- хрестоматия 5 класс. М. Просвещение 2010 г. Коровина В.Я. Литература. Учебник- хрестоматия 6 класс. М. Просвещение 2010 г. В.П. Полухина. В.Я. Коровина Литература. Учебник- хрестоматия 7 класс. М. Просвещение 2010 г. В.Я. Коровина , В.П. Журавлев Учебник- хрестоматия 8 класс. М.Просвещение 2009 г. Коровина В.Я. Литература. Учебник- хрестоматия 9 класс. М. Просвещение 2009г. | Базовый |
Иностранный язык (английский язык) 5-9 классы | Английский язык. Программа среднего (полного) общего образования. М. , Дрофа 2006г. | 5- 7 класс, М.З. Биболетова , Enjoy English. Обнинск, «Титул», 2010г. 8 класс, Н.Н. Деревянко Английский нового тысячелетия Обнинск, «Титул», 2009г. 9 класс О.Л. Гроза Английский нового тысячелетия Обнинск, «Титул» 2010 г. | Базовый |
Немецкий язык 5 – 9 классы | Программа общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5- 9 классы И.Л. Бим М., Просвещение, 2008 г. | И.Л. Бим, Л.И. Рыжова Немецкий язык . 5класс М., Просвещение, 2010г. И.Л. Бим, Л.М. Санникова Немецкий язык . 6класс М., Просвещение, 2008 г. И.Л. Бим, Л.В. Садомова Немецкий язык 7 класс М., Просвещение, 2008 г. И.Л. Бим, Л.М. Санникова Немецкий язык . Шаги 4. 8 класс М., Просвещение, 2009 г. И.Л. Бим, Л.М. Санникова Немецкий язык . Шаги 5. 9 класс М., Просвещение, 2010 г. | Базовый |
История. 5 класс 6 класс История средних веков История России 7 класс 8 класс 9 класс | Программа общеобразовательных учреждений. История. 5-9 кл. М., Просвещение 2011 г Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенуицкая. Автор Л.Н.Алексашкина Авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенуицкая. Авторы: А.А. Данилов,Л.Г. Косулина Автор О.С. Сороко-Цюпа | А.А. Вигасин., Г.И. Годер. История древнего мира. 5 класс. М. , Просвещение 2008 г. Е. В. Агибаллова, Г.И. Донской. История средних веков. 6 класс. М., Просвещение 2008 г. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс. М. , Просвещение 2003г. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец 16-18 века. М., Просвещение 2007 г. А.Я. Юдовская, П.А Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история.7 класс. М., Просвещение 2007 г А.Я. Юдовская, П.А Баранов. Новая история.8 класс. М., Просвещение 2007 г. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России.19 век. М., Просвещение 2009 г. О.С. Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран. 9 класс. М., «Просвещение», 2008- 2009 г. | Базовый |
Обществоведение 6-7 классы | Обществознание. Программа общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2010 г. Автор Л.Н.Боголюбов | Л.Н. Боголюбов Н.Ф. Виноградова Обществознание 6- 7 кл. М., Просвещение 2009г. | Базовый |
Обществознание 8 , 9 классы | Обществознание. Программа общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2006 г. Автор Л.Н.Боголюбов | Введение в обществознание 8-9 кл. под редакцией Л.Н. Боголюбова М. , Просвещение 2008-2009 г. | Базовый |
Природоведение 5 класс | Программа общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, М.: Вентана – Граф, 2006 г. | Т.С. Сухова , В.И. Строганов. Природоведение. М., «Вентана-Граф» 2009 г. |
География 6-9классы. | География. Программа общеобразовательных учреждений. Авторский коллектив географического факультета МГУ (под ред. Душиной И.В.) География 6-9кл., М., Просвещение 2010 г. | Т.П. Герасимова. Начальный курс географии 6 класс. М., Дрофа. 2009-2011 г. В.А. Коринская. География материков и океанов, 7 класс. М. , Дрофа. 2008-2009 г И.И. Баринова. Природа. География России. 8 класс. М. , Дрофа . 2008-2009г. В.Я. Ром , В.П. Дронов. География России. Население и хозяйство. 9 класс. М., Дрофа . 2009 г. |
Биология 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс | общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 классы. М., Вентана- Граф, 2006 г Авторы И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко Авторы В.М. Константинов, И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко Авторы А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Авторы И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова | И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. М. , Вентана - графф 2008 г. В.М. Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология: Животные. М., Вентана -графф 2008 г. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология. Человек. М. , Вентана-графф 2009 г. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М.Чернова. Основы общей биологии. Вентана- графф 2009 г |
Физика 7-9 класс | Программа общеобразовательных учреждений. Физика. М. , Дрофа , 2009 г. Авторы : Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская . | Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская . Физика 7 – 9 класс , М., Дрофа 2008-2010 г. |
Химия 8, 9 класс | Программа общеобразовательных учреждений МО РФ . Химия , М. , Дрофа , 2010г. Авторы О.С. Габриелян | О.С. Габриелян Химия .8класс - М, Дрофа , 2009г. О.С. Габриелян Химия.9 класс- М, Дрофа , 2009 г. |
Математика 5-6 класс | Математика. Программа для общеобразовательных школ, гимназий , лицеев.М.2010г. | Н.Я. Виленкин и др. Математика 5 кл. М., Мнемозина 2007г. Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 кл. М., Мнемозина 2008г. |
Алгебра 7-9 класс | Алгебра. Программа для общеобразовательных школ, гимназий , лицеев. Составитель Г.А. Бурмистрова | Алгебра 7 класс. Ю.Н. Макарычев и др. М. Просвещение , 2008г. Макарычев Ю.Н. и др.Алгебра 8 класс, М. Просвещение , 2008г Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс, М. Просвещение , 2008 г |
Геометрия класс | Геометрия. Программа для для общеобразовательных школ, гимназий , лицеев. М. , Дрофа, 2009г Авторы: Л.С. Атанасян и др. | Л.С. Атанасян и др. . Геометрия 7-9класс, М. ,Просвещение 2009г. |
Физическая культура 5-9 класс | общеобразовательных учреждений . Физическая культура . М. , Просвещение .Авторы : А.П. Матвеев, Т.В. Петрова |
Технология 5-8 класс | средних общеобразовательных учреждений. Технология. М., Просвещение , 2006г. Авторы: В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев. | В.Д. Симоненко. Технология 5 класс. М. , Вентана – Графф 2009г. В.Д. Симоненко. Технология 6 класс. М. , Вентана – Графф 2009 г. В.Д. Симоненко. Технология 7 класс. М. , Вентана – Графф 2009 г. В.Д. Симоненко. Технология 8класс. М. , Вентана – Графф 2009 г. |
ОБЖ 5 – 9 классы | для общеобразовательных учреждений ОБЖ 5-9 классы. М. , Просвещение 2010 г. Авторы: А.Т.Смирнов В.Н. Латчук и др. | Смирнов А.Т. и др. ОБЖ 5 класс, М. , Астрель АСТ , 2009 г. Смирнов А.Т. и др. ОБЖ 6 класс, М. , Астрель АСТ , 2009 г. Смирнов А.Т. и др. ОБЖ 7 класс, М., Астрель АСТ , 2009 г. Смирнов А.Т. и др. ОБЖ 8 класс, М. , Астрель АСТ , 2009 г. Смирнов А.Т. и др. ОБЖ 9 класс, М. , Астрель АСТ , 2009 г. |
ИЗО 5 -8 класс | Программа образовательных учреждений . ИЗО и художественный труд .М. , Просвещение ,2009г.Авторы : П.М. Неменский |
Музыка 5-8 классы | Музыка. Программа для общеобразовательных учреждений 5-8 кл., М. , Дрофа 2010г. Авторы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко. | 6-8 кл. Т.И. Науменко,В.В. Алеев,М. «Дрофа», 2006г. |
ИВТ 5-9 класс | Программа для общеобразовательных учреждений 2-11 кл. Автор: И.Г. Семакин и др. | И.Г. Семакин, Л.А.Залогова Информатика и ИКТ. Базовый курс М., БИНОМ, 2009г. |
3.6. Организационно-педагогические условия
Формы организации учебного процесса
Классно-урочная система
Учащиеся 5-9-х классов работают в режиме пятидневной учебной недели
Продолжительность одного урока 45 минут
Учебный год делится на четверти
3.7. Формы учета и контроля достижений учащихся
В образовательной программе используются следующие основные формы учета достижений учащихся:
текущая успеваемость;
аттестация по итогам четверти, по итогам года;
рейтинговые проверочные работы;
олимпиады;
защита исследовательской и проектной работы.
творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках,.
3.8. Методы диагностики освоения образовательной программы
Диагностика включает в себя:
социальную диагностику:
наличие условий для домашней работы;
состав семьи;
необходимость оказания различных видов помощи;
медицинскую диагностику: показатели физического здоровья
отношение к себе (позитивная «Я- концепция», устойчивая
педагогическую диагностику:
предметные и личностные достижения;
затруднения в образовательных областях;
диагностика сформированности учебно-познавательных мотивов;
диагностика формирования уровня функциональной грамотности (грамотность и богатый словарный запас устной речи, использование речи как инструмента мышления);
диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы);
умственная работоспособность и темп учебной деятельности ( сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы);
взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами, способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым);
4. Образовательная программа среднего (полного) общего образования(10-11 классы)
4.1. Целевое назначение
Создание условий для получения полного общего среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
профилизация, индивидуализация и социализация образования;
осуществление компетентностного подхода в образовании;
реализация дифференцированного и личностно-ориентированного образовательного процесса;
формирование ответственности, самостоятельности, умения планировать, освоение проектного подхода к решению проблем;
создание условий для развития интересов, склонностей и способностей учащихся.
4.2. Характеристика учащихся,
которым адресована образовательная программа
Возраст: | 15-17 лет. |
Уровень готовности к усвоению программы: | В старшую школу может быть зачислен любой учащийся, успешно освоивший общеобразовательную программу основного общего образования, предполагающий дальнейшее обучение в Вузах и Ссузах. |
Состояние здоровья: | отсутствие медицинских противопоказаний |
Технология комплектования: | Прием в 10 классы осуществляется на заявительной основе. |
Продолжительность обучения | 2 года |
4.3. Ожидаемый результат программы
Компетентностный подход, реализуемый в образовательном процессе в старшей школе, позволяет ожидать следующие образовательные результаты:
- достижение стандарта среднего (полного) общего образования на уровне, а именно:
овладение учащимися научной картиной мира, включающей понятия, законы и закономерности, явления и научные факты;
овладение учащимися надпредметными знаниями и умениями, необходимыми для поисковой, творческой, организационной и практической деятельности в избранном профиле
достаточно высокого уровня умения действовать ответственно и самостоятельно;
готовности к образовательному и профессиональному самоопределению;
способности оценивать свою деятельность относительно разнообразных требований, в том числе проводить ее адекватную самооценку;
освоения видов, форм и различных ресурсов учебно-образовательной деятельности, адекватных планам на будущее;
освоения способов разнообразной продуктивной коммуникации;
понимание особенностей выбранной профессии;
достижение такого уровня образованности в предметных областях знания, который позволит учащимся успешно сдать вступительные экзамены в ВУЗы данного профиля и успешно продолжать в них обучение;
сформированность основных ключевых компетенций и получение социально-значимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств личности, необходимых человеку для успешной самореализации.
Поскольку форма и содержание образовательного процесса направлены на достижения этих результатов, можно надеяться, что выпускник старшей школы будет конкурентоспособен, его образовательная подготовка будет отвечать требованиям современного общества и рынка труда, что он сможет найти свое место в жизни, будет достоин села и страны, в которой он живет.
Познавательная деятельность | Информационно – коммуникативная деятельность | Рефлексивная деятельность |
Выпускник средней (полной) школы |
-умеет самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; - использует элементы причинно-следственного и структурно функционального анализа; -умеет исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять характеристики изучаемого объекта; -самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; - участвует в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвигает гипотезы, осуществляет их проверку, владеет приёмами исследо-вательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умеет отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»; -самостоятельно создает алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирует полученные результаты; -умеет создавать собственные произведения с использованием мультимедийных технологий, -использует разнообразные средства, умеет импровизировать. | -умеет искать нужную информации по заданной теме в источниках различного типа, извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд), отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно поставленной цели; - умеет переводить информацию из одной знаковой системы в другую, выбирает знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - умеет, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; -умеет выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью, свободно работает с текстами разных стилей, понимает их специфику; -адекватно воспринимает язык средств массовой информации, владеет навыками редактирования, создания собственного текста; -использует мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации, информации; -умеет создавать базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владеет основными видами публичных выступлений, следует этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | -понимает ценности образования как средства развития культуры личности; - объективно оценивает свои учебные достижения, поведение, черты своей личности; учитывает мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки; - умеет соотносить приложенные усилия с полученными резуль-татами своей деятельности; - владеет навыками организации и участия в коллективной деятельности: в постановке общей цели и определении средств ее достижения, конструктивном восприятии иных мнений и идей, учете индивидуальности партнеров по деятельности, объективном определении своего вклада в общий результат; -умеет оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования; - осознает свою национальность, социальную, конфессиональную принадлежность, толерантен; -определяет собственное отношение к явлениям современной жизни; -умеет отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; - осуществляет осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. |
4.4. Учебный план
Учебный план для 10 – 11 классов включает в себя:
- обязательные образовательные учебные предметы
- региональный компонент
- компонент образовательного учреждения.
С учетом специфики и возможностей школы обучение ведется по учебному плану непрофильного обучения .
За счет регионального компонента вводится по 1 часу на ОБЖ в 10 , 11 классах для изучения развела ОВС.
Компонент образовательного учреждения направлен на подготовку учащихся к ЕГЭ:
10 класс :
факультативный курс «Формирование орфографической и пунктуационной грамотности»1 час
Факультативный курс по математике «Решение задач повышенной сложности»1 час
Факультативный курс «Коррупция и государственное противодействие ей» 0,5часа
Факультативный курс по химии «Решение задач повышенной сложности» 0,5 часа
11 класс :
факультативный курс «Синтаксис и пунктуация » - 1 час
Факультативный курс по немецкому языку «Стратегия сдачи ЕГЭ» 0,5 часа
Факультативный курс по английскому языку «Стратегия сдачи ЕГЭ» 0,5 часа
Факультативный курс по математике «Решение задач повышенной сложности»1 час
Все обучение осуществляется по программам общеобразовательных школ государственных учреждений . Таким образом , учебный план обеспечивает эффективное функционирование массового общеобразовательного учреждения . Он направлен на совершенствование физического и духовного развития личности каждого ребенка и обеспечивает выполнение государственных стандартов образования в условиях внутренней дифференциации и индивидуализации процесса обеспечения .
Все обучение осуществляется по программам общеобразовательных школ государственных учреждений . Таким образом , учебный план обеспечивает эффективное функционирование массового общеобразовательного учреждения . Он направлен на совершенствование физического и духовного развития личности каждого ребенка и обеспечивает выполнение государственных стандартов образования в условиях внутренней дифференциации и индивидуализации процесса обеспечения .
Учебный план 10-11 классов на 2012- 2013 уч.год
№ п/п | Класс/кол. уч. предметы | 10/ 10 | 11/14 | Всего |
1 | Русский язык | 1 | 1 | 2 |
2 | Литература | 3 | 3 | 6 |
3 | Иностр.яз. | 3 | 3 | 6 |
4 | История | 2 | 2 | 4 |
5 | Обществознание | 2 | 2 | 4 |
6 | МХК | 1 | 1 | 2 |
7 | Алгебра и начала анализа | 3 | 3 | 6 |
8 | Геометрия | 2 | 2 | 4 |
9 | Информатика и ИКТ | 1 | 2 | 3 |
10 | География | 2 | 2 |
11 | Биология | 1 | 2 | 3 |
12 | Химия | 2 | 2 | 4 |
13 | Физика | 2 | 2 | 4 |
14 | Физическая культура | 3 | 3 | 6 |
15 | ОБЖ | 1 | 1 | 2 |
16 | Технология | 1 | 1 1 | 2 |
17 20 | Всего обязательных | 30 | 30 | 60 |
Региональный компонент ОБЖ | 1 | 1 | 2 |
Компонент образовательного учреждения |
ф/в | Формирование орфографический и пунктуационной грамотности | 1 |
ф/в | Решение задач повышенной сложности по математике | 1 | 1 |
ф/в | Решение задач повышенной сложности по химии | 0,5 |
ф/в | Коррупция и государственное противодействие ей | 0,5 |
ф/в | Синтаксис и пунктуация | 1 |
ф/в | Стратегия сдачи ЕГЭ по английскому языку | 0,5 |
ф/в | Стратегия сдачи ЕГЭ по немецкому языку | 0,5 |
Итого | 34 | 34 | 68 |
ф/в | Предельно допустимая недельная нагрузка | 34 | 34 | 68 |
4.5. Учебные программы
Учебный предмет | Программа | Учебный материал | Образовательный уровень |
Русский язык 10, 11 классы | Программа для общеобразовательных учреждений | Н.Г. Гольцова , И.В. Шамшин Русский язык ( базовый уровень) 10-11 класс. Русское слово. , 2009г. | Базовый |
Литература 10, 11 классы | Программа для общеобразовательных учреждений . Литература Просвещение 2007 г. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина.. | Ю.В. Лебедев Литература 10 класс. ( базовый и профильный уровень) М., Просвещение , 2009 г. Русская литература 20 века. 11 класс. Под редакцией Н.М. Журавлева. М., Просвещение 2009 г. | Базовый |
Иностранный язык (английский язык) 10,11 классы | Программа курса английского языка для 5-11 классов общеобразовательных учреждений Автор О.Л. Гроза. «Титул », 2010.г | О.Л. Гроза Английский нового тысячелетия 10-11 класс. Обнинск, « Титул» 2008 г | Базовый |
Немецкий язык 10 класс | Программа общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 10-11 классы. Автор : Г.И. Воронина. М., Просвещение, 2005 г | И.Л. Бим , Л.В. Садамова Немецкий язык . 10 класс.М. Просвещение 2010г. Г.И. Воронина , И.В. Карелина. Немецкий язык . Контакты. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010 г. | Базовый |
История 10, 11 класс | Программа общеобразовательных учреждений. История. История России и мира. М., «Русское слово», 2007 г. Автор : Н.В. Загладин, С. И. Козленко | Н.В. Загладин, Н.А. Симония. Всемирная история. История России и мира 10, 11 класс. «Русское слово», 2009 г. | Базовый |
Обществознание 10, 11 классы | Обществознание. Программа общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2010 г. | Обществознание. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Горецкого М., Просвещение 2009 г. | Базовый |
География 10 класс | География. Программа общеобразовательных учреждений. Автор: А.П. Кузнецов | В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М., Просвещение , 2009 г. | Базовый |
Биология 10, 11 класс | Среднего (полного) общего образования по биологии. Автор В.Б. Захаров | В.Б. Захаров. Общая биология. Учебник для 10-11 класса. М. , Дрофа 2009 г. | Базовый |
Физика 10-11 класс | Программа общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2006 г. Автор:Г.Я. Мякишев | Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев. Физика 10- 11 класс. М. , Дрофа , 2010г. | Базовый |
Химия 10,11 класс | Программа общеобразовательных учреждений. М., Дрофа ,2010г. Автор О. С. Габриелян | О.С. Габриелян. Химия 10,11 класс М. Дрофа , 2009 г. | Базовый |
Алгебра и начала анализа 10-11класс. | Алгебра и начала анализа. Программа для общеобразовательных школ, гимназий , лицеев. Авторы: А.Н. Колмогоров и др | А.Н. Колмогоров и др. Алгебра 10-11кл. , М., Просвещение ,2009г. | Базовый |
Геометрия 10-11 класс | Геометрия. Программа для для общеобразовательных школ, гимназий , лицеев. М. , Дрофа, 2007г Авторы: Л.С. Атанасян и др. | Л.С. Атанасян и др. . Геометрия 10-11класс , М. ,Просвещение 2009 г. | Базовый |
Физическая культура 10,11 класс | Программы общеобразовательных учреждений . Физическая культура . М. , Просвещение Авторы : А.П. Матвеев, Т.В. Петрова | Базовый |
Технология 10-11класс | средних общеобразовательных учреждений. Технология. М., Просвещение , 2009 г. Авторы: В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев. | В.Д. Симоненко. Технология 10 класс. М., Вентана – Графф 2009 г. В.Д. Симоненко. Технология 11 класс. М., Вентана – Графф 2009 г. | Базовый |
ОБЖ 10 – 11 классы | для общеобразовательных учреждений ОБЖ 1-11 классы, М. , Просвещение 2006г. Авторы: А.Т.Смирнов и др. | Смирнов А.Т. и др. ОБЖ 10 класс. М., Просвещение , 2009 г. Смирнов А.Т. и др. ОБЖ 11 класс. М., Просвещение , 2009 г. | Базовый |
ИВТ | для общеобразовательных учреждений 2-11 классы И.Г. Семакин и др. М., БИНОМ, 2007г. | И.Г. Семакин Информатика 10, 11классы, Бином, 2009 | Базовый |
4.6. Организационно-педагогические условия
Нормативные:
В соответствии с гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса, установленными СанПин 2.4.2.2821-10. занятия проводятся в 1 смену, при 5-дневной учебной неделе. Факультативные занятия проводятся в дни с наименьшей учебной нагрузкой.
Организационные:
Формы организации учебного процесса
учащиеся 10 – 11-х классов работают в режиме пятидневной учебной недели
Продолжительность учебной недели не превышает: в 10-х и 11-х классах – 34 часа в неделю.
Занятия начинаются в 8 часов 15 минут.
продолжительность занятий 45 минут
учебный год делится на четверти
деление на 2 группы при изучении иностранного языка.
В старшей школе учебный год разбит на два полугодия. Индивидуальные и групповые занятия, занятия в кружках осуществляются во вторую половину дня вне сетки учебного расписания .
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации обучения является классно-урочная .
Общей особенностью используемых технологий обучения является ориентация на развитие:
самостоятельности мышления;
исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
умения аргументировать свою позицию;
умения публично представлять результаты самостоятельно выполненных творческих работ;
потребности в самообразовании.
Образовательный процесс на 3 ступени обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Усилия педагогического коллектива направлены на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся. В качестве ведущих технологий используются традиционные и инновационные. Применение традиционных технологий в сочетании с инновационными технологиями позволяет повысить результативность обучения.
Информационно-коммуникационные технологии
Технологии, основанные на использовании в учебном процессе ПК для мониторинга и диагностики, реализации индивидуального обучения, мультимедийного моделирования, проектирования.
Здоровьесберегающие технологии
Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и их психическую поддержку.
Технологии проблемного обучения
Широко используемая в образовательном процессе школы технология ориентирована на освоение способов самостоятельной деятельности при решении проблемных ситуаций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся. На основе этой технологии создана система вариативных форм самостоятельной исследовательской работы, проводимой в учебное и внеучебное время.
Технологии уровневой дифференциации и дифференциации по интересам
Технология используется на всех ступенях обучения и способствует повышению уровня мотивации обучения и познавательного интереса. Образовательное пространство лицея дает учащимся возможность выбора и проявления своей индивидуальности, предоставляет необходимые условия для развития творческих способностей. Эта технология реализуется через введение спецкурсов, работу клубов и кружковую работу и направлена на углубление содержания образования.
Технологии коллективного способа обучения
Технология используется на всех ступенях обучения практически по всем предметам. Данная технология часто сочетается с интеграцией содержания образования.
Технология педагогики сотрудничества
Технология основана на личностно-ориентированном подходе в обучении и способствует развитию коммуникативных умений в отношениях «учитель-ученик», формированию общечеловеческих ценностей (человек, личность, доброта, забота, достоинство, труд, коллектив, совесть, гражданственность).
В образовательном процессе 3 ступени используются технологии, способствующие образовательному и профессиональному самоопределению, повышению уровня ключевых компетентностей учащихся и подготовке к продолжению образования, освоению ресурсов, адекватных планам на будущее:
исследовательская деятельность учащихся и презентация полученных результатов;
самостоятельная образовательная деятельность учащихся, как планируемая учителем, так и планируемая самим учащимся;
групповые и индивидуальные формы образовательной деятельности;
повышение уровня организационной и коммуникативной компетентности путем участия в различных общешкольных и районных мероприятиях. Общей чертой используемых в школе технологий обучения является ориентация на развитие:
самостоятельности и креативности мышления;
исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
коммуникативной культуры, т.е. умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ;
умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
потребности в непрерывном образовании.
4.7. Формы контроля и учета достижений
Основные формы аттестации достижений учащихся
Текущая успеваемость
Контрольные и диагностические работы по предметам учебного плана;
срезовые работы после изученной темы;
тесты;
рефераты, творческие работы, доклады учащихся на конференциях, выставках.
Аттестация по итогам полугодия, по итогам учебного года.
Все формы промежуточной аттестации личностных достижений учащихся, характеризующих их успехи в учебной и внеучебной (исследовательской, трудовой, общественной) деятельности. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по 5-ти балльной системе. Академическая неуспеваемость фиксируется при наличии неудовлетворительной годовой оценки по одному из предметов основного учебного плана.
Учет достижений учащихся во внеучебной деятельности:
Награждение дипломами, грамотами по результатам творческой и научной деятельности, результатам спортивных достижений и общественной активности;
Церемонии награждения по итогам учебного года.
4.8. Методы диагностики освоения образовательной программы
Диагностика включает в себя:
социальную диагностику:
наличие условий для жизни и воспитания ребенка дома;
состав семьи;
необходимость оказания различных видов помощи;
медицинскую диагностику:
показатели физического здоровья;
осмотр врачей специалистов с оформлением медицинской формы
педагогическую диагностику:
предметные и личностные достижения;
диагностика сформированности учебно-познавательных мотивов (интерес к основам наук и методам теоретического мышления, развитый мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитание, стремление к анализ индивидуального стиля своей учебной деятельности, мотивационная избирательность интересов, обусловленная выбором профессии);
диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы);
умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы);
развитие мышления (освоение методов теоретического и творческого мышления, использование исследовательских методов в обучении);
развитие речи (богатый опыт речевого общения, использование речи как инструмента мышления, грамотность и богатый словарный запас устной речи); взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами, способность к установлению деловых, партнерских отношений со взрослыми);
поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение к намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения и способность к ответственному поведению; способность принимать ответственные решения, касающиеся других людей);
диагностика интересов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный план основной и средней школы на 2012-2013 учебный год.
Учебный план для 5-11 классов с пояснительной запиской....
План работы школы на 2012-2013 учебный год
Планработы школына 2012-2013 учебный год...
План работы методического совета школы на 2012-2013 учебный год.
План работы методического совета школы на 2012-2013 учебный год....
План методической работы школы на 2012-2013 уч год
План методической работы школы на 2012-2013 уч год...
План воспитательной работы средней школы на 2012-2013 год
Подробный план воспитательной работы на учебный год. Поможет организовать воспитательную работу в малокомплектной школе....
План мероприятий по внедрению, развитию и использованию информационно-коммуникационных технологий в школе на 2012-2013 учебный год
Приоритетные задачи для реализации на 2012-2013 уч.г.:1. Продолжать совершенствовать материально-техническое, цифровое учебно-методическое и программное...
Программа работы драматического кружка школы на 2012-2013 уч. год
Главное внимание уделяется расширению общего художественного кругозора кружковцев и практическому знакомству их с элементами сценической грамоты ( в процессе игр – импровизаций, этюдов и ...