Методическая служба МБОУ СОШ № 5 г Лермотова
статья по теме
Выступление на городском фестивале педагогических идей в ноябре 2011 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_lyuboy_sfere_chelovecheskoy_deyatelnosti_vazhna_otpravnaya_tochka.docx | 36.28 КБ |
Предварительный просмотр:
В любой сфере человеческой деятельности важна отправная точка. Для образования России такой базовой позицией на сегодняшний день является Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая является завершением логически встроенной, взаимосвязанной и взаимовытекающей стратегической линии модернизации российского образования, где четко определены базовые параметры позитивных изменений, новые жизненные установки, национальные приоритеты, фундаментальные ценности, нравственные ориентиры, новые составляющие качества образования.
Развитие школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно работает методическая служба школы. Эта служба может функционировать только тогда, когда все её составные звенья отвечают требованиям сегодняшнего дня. Главное назначение методической службы, её миссия – это создание необходимых условий по сопровождению и поддержке инновационной деятельности педагогов для достижения современного качества образования. Методическая служба МОУ СОШ № 5 представляет свою работу, направленную на реализацию инициативы.
- Первым направлением Национальной образовательной инициативы является переход на новые образовательные стандарты.
Особенностью методической службы в нашей школе является технологичность. Это наш первый инновационный принцип, который отражен в организационной структуре методической службы, которая относится к категории матричных структур. При такой системе происходит наложение специально созданных временных структур на постоянные элементы, ими являются методические объединения, методический совет, научное общество «Ум@ник» и социально-психологическая служба. А новые элементы - это временные творческие группы, они создаются для решения наиболее актуальных на данный момент проблем.
В нашей школе создана творческая группа по методическому сопровождению введения ФГОС для решения проблемы перехода на новые стандарты.
Основными направлениями деятельности рабочей группы являются:
- сопровождение разработки и реализации рабочих образовательных программ;
- разработка критериев результативности реализации программ;
- разработка показателей, характеризующих сформированность всех видов компетентностей младших школьника.
Два учителя, Макаренко И. А. и Угрюмова М. В., работающие в этом учебном году в первых классах, прошли курсы повышения квалификации по введению ФГОС, разработали индивидуальные планы работы, активно участвуют в работе творческой группы школы, проводят занятия во второй половине дня по курсам «Математика и конструирование», «Зазеркалье», «Риторика», «Проектная деятельность». Три педагога дополнительного образования проводят занятия с учениками первых классов – Ревуцкий А. М. проводит занятия по курсу «Русские народные игры», Аносова Е. В. по курсу «Хоровое пение», Кочергина М. Ю. по курсу «Ритмика».
Вся проводимая работа направлена на реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы.
К этим результатам относятся:
Личностные, включающие в себя Самоопределение, Смыслообразование,
Ценностную и морально-этическую ориентацию.
Метапредметные, подразумевающие регулятивные результаты, коммуникативные и познавательные.
Предметные, традиционные, включающие основу системы научных знаний, опыт предметной деятельности по применению новых знаний, предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
С сентября группа работает над разработкой инструментария, положения для текущей и итоговой оценки метапредметных результатов освоения образовательных программ.
В январе рабочей группой запланировано проведение семинара для учителей среднего звена по теме: «Современные образовательные технологии».
2) Второй принцип образовательной инициативы «Наша новая школа» - это школа для всех.
Методическая служба школы применяет в работе принципы дифференцированности и оптимальности. Только за последние пять лет в школе были апробированы самые разные модели работы. Среди них предметные недели, Дни науки и творчества, методические декады, методические фестивали, коллективные проекты, школьные конференции. Благодаря слаженной и творческой работе методической службы повысилась результативность участия педагогов и учеников в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня. Увеличилось и число призовых мест, и общий процент участия детей и педагогов в исследовательской деятельности.
В этом учебном году школа участвует в проекте дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе три ученика и три учителя, включены в данный проект, предполагающий дополнительные возможности образования для этой категории учащихся.
В этом же направлении инициативы «Нашей новой школы» говорится о работе с одаренными детьми.
Методическая служба - координатор взаимодействия школы, учреждений дополнительного образования, городского музея и Центральной детской городской библиотеки. Продукт этого сотрудничества – детские городские образовательные события, направленные на формирование компетентностей учащихся. И как результат - увеличение за последние три года количества учащихся, участвующих в конкурсах разного уровня, спортивных соревнованиях, дистанционных предметных олимпиадах – «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Британский бульдог», «Интеллект».
В образовательной инициативе «Наша новая школа» уделяется много внимания развитию оценки качества образования. Третий год город работает над темой «Развитие муниципальной оценки качества образования», проводя городские методические декады, мониторинг Знаний, Умений и Навыков учащихся, обучающие семинары. Наша школа активно участвует в этой работе. Пять лет выпускники школы сдают ЕГЭ и 3 года муниципальные экзамены для 9-х классов в новой форме. В этом году наши ученики набрали высокие баллы в ЕГЭ по русскому и немецкому языку (100 баллов русский язык, 75 баллов по немецкому языку – лучший результат в крае за всю сдачу ЕГЭ). Сравнительная таблица результатов ЕГЭ 2011 года приведена на слайде. На протяжении последних 3-х лет мы сотрудничаем с МИОО (система Статград), регулярно проводим репетиционные и диагностические работы по русскому языку и математике. Сейчас проходит апробация банка заданий по физике, математике, географии, химии. В школе отработана система подготовки к итоговой аттестации. С этого учебного года ученики 5, 6 классов пользуются дистанционным учебником по математике на сайте matematika-na.ru, а все учащиеся 5-11 классов используют виртуальные уроки сайта дистанционного обучения Interneturok.ru.
- Еще одно направление Национальной образовательной инициативы – совершенствование учительского корпуса.
Хотелось бы отметить наши успехи в этом направлении:
- Постоянное повышение квалификации учителей. Повышают свою квалификацию на курсах СКИПКРО и дистанционно в Москве – курсы «Эйдос». Недавно мы получили предложение от Педагогического университета «Первое сентября» на проведение дистанционных курсов по 121 наименованию в объёме 72 часов. Стоимость около 2000 рублей, с выдачей удостоверения установленного образца.
- С января 2012 наша школа станет участником Общероссийского проекта «Школа цифрового века», задачей которого является – обеспечение на уровне школы каждого педагога неограниченным бесплатным доступом к качественным цифровым предметно-методическим материалам.
- 30% педагогов нашей школы участвуют во Всероссийских и Международных Интернетконференциях, проводимыми «Зауч. инфо», постоянно публикуются на этом портале, получая в подтверждение сертификаты участников.
- В прошлом учебном году учителем географии Корноваловой И. Н. была подготовлена школьная команда для участия в Международной дистанционной олимпиаде ДООГ-2011.
- 4 кабинета (физики, иностранного языка, математики и литературы) оборудованы выходом в сеть интернет, что позволяет на уроках посещать виртуальные лаборатории, музеи.
- До конца 2011 года в школу будет поставлено лабораторное оборудование для оснащения учебного процесса.
- Уже почти год в стране действует новая система аттестации педагогических работников. В нашей школе 3 учителя уже прошли процедуру аттестации.
- Президент говорит о системе материальных стимулов. Благодаря новой системе оплаты труда, доплаты по критериям составляют существенную прибавку к зарплате, которая в это году увеличивалась дважды. Не секрет, что в нашем городе остро стоит кадровый вопрос. На сегодняшний день все вакансии в школе закрыты. У нас работают молодые педагоги, но очень хотелось бы, чтобы в школу приходили инициативные, умные ответственные молодые учителя. Единственная проблема в нашем городе – отсутствие муниципального жилья, где могли бы жить молодые специалисты. Но без поддержки муниципальных органов власти – эту проблему мы не сможем решить.
- направление: Изменение школьной инфраструктуры. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
Конечно, методическая служба школы не может выстроить новые здания, создать малые предприятия для обеспечения школьников качественным питанием, построить новые спортивные сооружения. Но в силах школы – разработать учебные программы дополнительного образования спортивной направленности, для оздоровления школьников, расширить связи с учреждениями дополнительного образования. И именно такая работа постоянно проводится в нашей школе. Мы работаем в постоянном контакте с художественной и музыкальной школой, Детской юношеской спортивной школой, Центром творческого развития «Радуга». В школе действуют 3 спортивные секции – волейбола, баскетбола, спортивного ориентирования, кружок изобразительного искусства «Юный художник, работает вокально-хореографическая студия «Серебряные голоса».
Большое внимание уделяется вопросу сохранения здоровья учащихся. В начальных классах установлена разно ростовая мебель, ежегодно ученики выезжают на оздоровительное лечение в санатории городов Ессентуки и Железноводск.
В каждом классе создаются Паспорта здоровья учащихся, по форме, рекомендованной Министерством образования России.
Ученический коллектив школы не пассивный потребитель наших воспитательных воздействий, он влияет на учителей, регулирует выбор форм и методов обучения и воспитания, корректируют деятельность педагогов, оценивая их. Мы убеждаемся, чем внимательнее относимся к критическим замечаниям и предложениям школьников, тем эффективнее наше взаимодействие с учениками. Чтобы получить обратную связь с родителями обучающихся регулярно проводится “Горячая линия” представителями администрации, ежегодно “День открытых дверей”, “Общественный смотр знаний” с привлечением представителей родительских комитетов
- Направление - Расширение самостоятельности школ..
Сегодня методическая служба школы работает над открытием нового структурного подразделения – Центра дистанционного образования города. Разработано положение о Центре, должностные инструкции для работников центра, составлен учебный план на 1 полугодие 2012 года. Ждём поступления оборудования, для монтажа и ввода в эксплуатацию. Готовимся к маркетинговым акциям в образовательных учреждениях города Лермонтова.
Обучение будет проводиться на основе электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), в состав которых входят тесты, электронные учебники, виртуальные лабораторные работы – все то, что необходимо ученику для качественного обучения. Получены программные материалы более 70 наименований по общеобразовательным предметам. В образовательном процессе будут использоваться и другие современные технологии обучения: видеоконференции и вебинары по изучаемым дисциплинам, на которых учителя будут объяснять основные моменты изучения курса, а ученики в режиме реального времени могут задать интересующие их вопросы.
В планах методической службы – создание обучающих Веб.квестов по предметам, с целью более глубокого изучения предметов для учащихся 5-9 классов с помощью системы LMS MOODLE (http://teacherdo.ru) (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — свободная система управления обучением (LMS), распространяющаяся по свободной лицензии. Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и слушателями, учениками. Moodle переведена на десятки языков, в том числе и русский и используется почти в 50 тысячах организаций из более чем 200 стран мира.
Полагаю, что аудитория нуждается в пояснении.
Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на триместр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
Пример использования обучающих веб-квестов можно посмотреть http://school-sector.relarn.ru/tanya/3master/webquest_01.html
Направлена заявка для сотрудничества с Российской Интернет Школой (РИШ) http://rish.ru
Дистанционное образование позволит учащимся получать новые знания в свободном режиме, выполнять практические задания и самостоятельные и контрольные работы в удобное время, неограниченно получать консультации учителя.
Методическая служба, являясь частью системы образования, обязана меняться вместе с ней, и, что особенно важно, опережать в своем развитии существующую практику с тем, чтобы подготовить работников образования к работе в измененных условиях.
Новая образовательная ситуация акцентирует внимание методической службы на концептуальных идеях обновления образования, изложенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (программа 2020), Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.».
Мы считаем, что главным результатом методической работы как ведущего критерия эффективности работы методической службы является получение обучающимися качественного образования, развитие их творческого потенциала. Выполнение этой задачи является дальнейшим стимулом в нашей методической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья психолога, руководителя социально-психологической службы МБОУ"ОСОШ№4" Соколовой Ларисы Анатольевны "О городском семинаре"
27 сентября 2012г в «ОСОШ №4» прошел семинар социальных педагогов и психологов г, Перми по теме: «Социально-психологическое сопровождение учащихся сменных школ. Из опыта работы МБОУ «О...
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Модели методических служб. Районное методическое объединение.
Из опыта работы районного методического объединения учителей иностранных языков....
Методическая разработка на тему "Создание Методической службы в МОУ "Гимназия" г. Сертолово"
МОУ «Гимназия» г. Сертолово было вновь создано 16.08.2004 (первоначально Сертоловская средняя общеобразовательная школа №3). В новой школе соз...