программа
рабочая программа по теме

Пельменева Елена Ивановна

программа "Духовно-нравственное воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №28

 ПРОГРАММА

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Нормативно-правовой и методологической основой прог раммы духовно-нравственного развития и воспитания обуча ющихся на ступени начального общего образования являют ся Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным уч реждением собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом культурно-исторических, этни ческих, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов об разовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаи модействия с семьёй, учреждениями дополнительного образо вания, традиционными религиозными и другими обществен ными организациями, развития ученического самоуправле ния, участия обучающихся в деятельности детско-юношес ких движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

МОУ СОШ с.п. «Село Новый Мир» создаёт условия для реализа ции программы духовно-нравственного развития и воспита ния обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формиро вания у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе люб ви к Родине и уважения к культурно-историческому насле дию своего народа и своей страны, на развитие его творчес ких способностей и формирование основ его социально от ветственного поведения в обществе и в семье.

Педагогическая организация процесса духовно-нравствен ного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образова тельного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приори тетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу ОУ. 

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов. 

В первом разделе определены цель и задачи духовно-нрав ственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современ ный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества. 

Во втором разделе определены основные направления ду ховно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

* воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

* воспитание нравственных чувств и этического сознания;

* воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче нию, труду, жизни;

* воспитание ценностного отношения к природе, окружа ющей среде (экологическое воспитание);

* воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен ностях (эстетическое воспитание).

В каждом направлении раскрыта соответствующая систе ма базовых ценностей.

В третьем разделе формулируются принципы и раскрыва ются особенности организации содержания духовно-нрав ственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуаль ная основа уклада школьной жизни

Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духов но-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в началь ной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и разви тия обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности. 

     В пятом разделе по каждому из основных направлений ду ховно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования. 

В шестом разделе определены условия совместной дея тельности образовательного учреждения с семьями обучаю щихся, с общественными институтами по духовно-нравствен ному развитию и воспитанию обучающихся. 

В седьмом разделе раскрыты принципы и основные фор мы повышения педагогической культуры родителей (закон ных представителей) обучающихся. 

В заключительном, восьмом разделе по каждому из основ ных направлений духовно-нравственного развития и воспита ния определены планируемые воспитательные результаты

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального  общего образования

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обу чающихся на ступени начального общего образования явля ется социально-педагогическая поддержка становления и раз вития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культур ных традициях многонационального народа Российской Фе дерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обу чающихся на ступени начального общего образования: 

В области формирования личностной культуры: 

* способности к духовному развитию, реа лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

* укрепление нравственности, основанной на свободе во ли и духовных отечественных традициях, внутренней установ ке личности школьника поступать согласно своей совести;

* формирование основ нравственного самосознания лич ности (совести) — способности младшего школьника фор мулировать собственные нравственные обязательства, осу ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

* формирование нравственного смысла учения;

* формирование  принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж ном и недопустимом, укрепление обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти мизма;

* принятие обучающимся базовых национальных ценнос тей, национальных и этнических духовных традиций;

*  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

* формирование способности открыто выражать и отстаи вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

* формирование способности к самостоятельным поступ кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо ра, к принятию ответственности за их результаты;

* развитие трудолюбия, способности к преодолению труд ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

* формирование основ российской гражданской идентич ности;

* пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства лич ной ответственности за Отечество;

* воспитание ценностного отношения к своему нацио нальному языку и культуре;

* формирование патриотизма и гражданской солидарности;

* развитие навыков организации и осуществления сотруд ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

* укрепление доверия к другим людям;

* развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв чивости, понимания других людей и сопереживания им;

* становление гуманистических и демократических ценно стных ориентаций;

* формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга низациям, к вере и религиозным убеждениям;

* формирование толерантности и основ культуры межэт нического общения, уважения к языку, культурным, религи озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

 

В области формирования семейной культуры:

* формирование отношения к семье как основе россий ского общества;

* формирование у обучающегося уважительного отноше ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

* формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

* формирование  основ морали — осознанной обучающим ся необходимости определённого поведения, обусловленного

* знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи

Образовательное учреждение может конкретизировать об щие задачи духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональ ных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (закон ных представителей).

1.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на   ступени начального общего образования

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспита ния обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, бу дучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из суще ственных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, инсти тутам государства и гражданского общества.

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности:
  нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мо раль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, пред ставление о вере, духовной культуре и светской этике.

 • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче нию, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

 • Воспитание ценностного отношения к природе, окружа ющей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

 • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен ностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

 Все направления духовно-нравственного развития и вос питания важны, дополняют друг друга и обеспечивают разви тие личности на основе отечественных духовных, нравствен ных и культурных традиций. Образовательное учреждение мо жет отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с ука занными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени  начального общего образования в МОУ СОШ с.п. «Село Новый Мир» является по своей сути сквозной, интегрированной и  реализуется через учебные предметы  и внеурочную деятельность.

Направления

Воспитательные задачи

Виды деятельности и формы проведения занятий

1.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание гражданственности, патриотизма.

Воспитание любви к родному краю, расширение знаний о нем

-  Беседы о государственных   символах: Гербе, Флаге РФ, 

  -  «Праздники для всей  страны»

   (путешествие по календарю - 1класс);

-  «Россия – родина моя»

    (лирико-поэтический час – 2 класс);

-  Праздники, посвященные народным национальным праздникам (2-4 класс);

- День Защитника Отечества «Наша помощь ветеранам»   (оказание помощи ветеранам, пожилым  людям) (1-4 класс);

-  «История моего села (мои предки) – история народа»   (урок духовного общения – 3-4класс);

-  Участие в различных акциях, конкурсах 1-4 класс).

-  Учебно-исследовательская  деятельность, связанная с изучением родного языка, литературы, устного  народного творчества (1-4 класс);

-  Принятие участия в акциях милосердия (1-4 класс);

-  Принятие участия в операции «Ветеран живет рядом» (1-4 класс);

- Уроки мира (1-4 класс);

-Участие в мирно-патриотическом месячнике (1-4 класс);

- Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы (1-4 класс)


Направления

Воспитательные задачи

Виды деятельности и формы проведения занятий

2.

Воспитание

нравственных чувств

и этического

сознания.


 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Воспитание духовности.

- Беседы о правилах  поведения в школе:  «Мы стали школьниками» (1 класс);

- «Как надо разговаривать  со  взрослыми»  (в игровой форме -1 класс);

 - «Что такое правила  хорошего тона»   (учебная игра – 1 класс).

- Декада добрых дел (1-4 класс);

- Беседы о православной культуре  (об истине,  доброте и красоте  1-4 класс);

- Уроки этики: «Учимся быть вежливыми и   благодарными»;

- «Соблюдаем этикет»    (викторина с  инсценировками  2-4 класс).

- «Кто я, откуда мои корни?»   ( 1-4 класс);

- «Мудрые поступки и  изречения предков»  беседа-игра 2-4 класс);  

 - «Уважаем старших»  (сюжетно-ролевая игра 1-4 класс);

- «Учимся правильно жить и  дружить»   (практическая   игра 1-4 класс);

- «Секреты волшебницы  речи»   (творческая игра  - 3-4 класс)

3.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче нию, труду, жизни.

 

Воспитание интереса к профессиям тружеников своего города или села, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.

Проведение презентаций:

- «Труд наших родителей»         (2-4 класс).

Участие в разработке и реализации различных проектов.

- Беседы (обязанности по дому, в классе, вопросы самообслуживания);

- Декада дорожной безопасности «Внимание, дети!»  (1-4 класс);

- Декада противопожарной безопасности  (1-4 класс);


Направления

Воспитательные задачи

Виды деятельности и формы проведения занятий

4.

Здоровье, здоровый образ жизни.

Формирование ценностного отношения к здоровью  и здоровому образу жизни.

- Беседы о значении занятий физическими упражнениями, о  негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,  рекламы на здоровье человека, о правильном питании (3-4 класс);

- Участие в спортивных соревнованиях, конкурсах (1-4 класс);

- Участие в Дне Здоровья (1-4 класс)

5.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание

 

 

Формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.

- Беседы о родной природе (1-4 класс);           

- Прогулки на лоно природы  во все времена года (1-4 класс);                

- Изготовление кормушек для птиц (1-4 класс);                                         

 - Участие в празднике осени «Осень – рыжая подружка» (1-4 класс);      

- Участие в различных конкурсах (1-4 класс)                                              - Экологические акции:                                                                                    - «Береги все живое»                                                                                      - «Зеленый патруль»,                                                                                        - «За чистоту родного края» (1 – 4 класс)                                   

 Туристические походы и путешествия по родному краю.                         - Исследовательская деятельность, связанная с исторической памятью, природоохранной деятельностью (3-4 класс).


Направления

Воспитательные задачи

Виды деятельности и формы проведения занятий

6.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, воспитание представлений об эстетических идеалах и ценностях.

- Встречи с представителями творческих профессий (1-4 класс)

- Экскурсии в музеи  г.Комсомольск-на-Амуре (1-4 класс);

- Экскурсии начальных классов в библиотеку   (1-4 класс);

- Проведение Недели детской и юношеской книги  (1-4 класс);

- Шефство над Обелиском Славы (3-4 класс);

- Участие в проведении различных конкурсов, фестивалей  (1-4 класс);

- Беседы «Красивые и некрасивые поступки» (1-4 класс);

«Чем красивы люди вокруг нас» (1-4 класс);

- Участие в КТД (1-4 класс)

1.3.         Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьно го коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственно го представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраня ются в традициях и служат основными ориентирами челове ческой жизни, духовно-нравственного и социального разви тия личности. В содержании программы духовно-нравствен ного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, храня щиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традици ях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятель ности различных субъектов воспитания и социализации.

     Аксиологический принцип. Ценности определяют основ ное содержание духовно-нравственного развития и воспита ния личности младшего школьника. Любое содержание обу чения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педа гогическая организация нравственного уклада школьной жиз ни начинается с определения той системы ценностей, кото рая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучаю щимися осуществляется в процессе их духовно-нравственно го развития.

      Принцип следования нравственному примеру. Следова ние примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценно стного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нрав ственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диало гу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реаль ную возможность следования идеалу в жизни. В примерах де монстрируется устремлённость людей к вершинам духа, пер сонифицируются, наполняются конкретным жизненным со держанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. 

 Принцип идентификации (персонификации). Иденти фикация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное вос приятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте вы ражена ориентация на персонифицированные идеалы — яр кие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе че ловека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

 Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимы ми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогичес кой основе. Диалог исходит из признания и безусловного ува жения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправно го межсубъектного общения. Выработка личностью собствен ной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

  Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет по лисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Млад ший школьник включён в различные виды социальной, ин формационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые цен ности и мировоззренческие установки. Деятельность различ ных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учрежде ния должна быть по возможности согласована на основе це ли, задач и ценностей программы духовно-нравственного раз вития и воспитания обучающихся на ступени начального об щего образования. 

Принцип системно-деятельностной организации вос питания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов дея тельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из цен ностей, педагогически определяемая как вопрос, превращает ся в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? ми лосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и ро дителями, иными субъектами воспитания и социализации об ращаются к содержанию:

  1. общеобразовательных дисциплин;
  2. произведений искусства;
  3. периодической литературы, публикаций, радио- и теле передач, отражающих современную жизнь;
  4. духовной культуры и фольклора народов России;
  5. истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
  6. жизненного опыта своих родителей (законных предста вителей) и прародителей;
  7. общественно полезной и личностно значимой деятель ности в рамках педагогически организованных      социальных и культурных практик;
  8. других источников информации и научного знания.

 

      Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер россий ского народа.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семей ной, общественно значимой деятельности интегрируется во круг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школь ной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдель ного учебного предмета, формы или вида образовательной де ятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятель ность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад фор мален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, чело вечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и вос питания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример име ет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и миро вой истории, истории и культуре традиционных религий, ис тории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных на правлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нрав ственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному слу жению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными при мерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, кото рые в большом количестве и привлекательной форме обру шивают на детское сознание компьютерные игры, телевиде ние и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культу ры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэто му педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нрав ственного развития. В процессе нравственного самоопределе ния пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включить ся в посильное решение проблем школьного коллектива, сво ей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих ся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недо статочно осознают, потому что мало действуют, нередко «за стревают» в пространстве собственных переживаний, ком пьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, прожи вают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную.

     Важным условием духовно-нравственного развития и полно ценного социального созревания является соблюдение равно весия между самоценностью детства и своевременной со циализацией. Первое раскрывает для человека его внутрен ний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соеди нение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддержи вающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

1.4.         Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

 

Воспитание гражданственности, патриотизма, ува жения к правам, свободам и обязанностям человека:

  1. элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни об щества, о его важнейших законах;
  2. представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  3. элементарные представления об институтах гражданско го общества, о возможностях участия граждан в обществен ном управлении;
  4. элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  5. интерес к общественным явлениям, понимание актив ной роли человека в обществе;
  6. уважительное отношение к русскому языку как государ ственному, языку межнационального общения;
  7. начальные представления о народах России, об их об щей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  8. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  9. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образова тельное учреждение;
  10. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
  11. любовь к образовательному учреждению, своему селу, народу, России;
  12. уважение к защитникам Родины;
  13. умение отвечать за свои поступки;
  14. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, до ма, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

 

Воспитание нравственных чувств и этического со знания:

  1. первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  2. различение хороших и плохих поступков;
  3. представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общест венных местах, на природе;
  4. элементарные представления о религиозной картине ми ра, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  5. уважительное отношение к родителям, старшим, добро желательное отношение к сверстникам и младшим;
  6. установление дружеских взаимоотношений в коллекти ве, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  7. бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  8. знание правил этики, культуры речи;
  9. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
  10. представления о возможном негативном влиянии на мо рально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  11. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных пе редач.

 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  1. первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творче ства в жизни человека и общества;
  2. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  3. элементарные представления об основных профессиях;
  4. ценностное отношение к учёбе как виду творческой де ятельности;
  5. элементарные представления о роли знаний, науки, со временного производства в жизни человека и общества;
  6. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудо вых проектов;
  7. умение проявлять дисциплинированность, последова тельность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  8. умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  9. бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  10. отрицательное отношение к лени и небрежности в тру де и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 Воспитание ценностного отношения к природе, окру жающей среде (экологическое воспитание):

  1. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в при роде;
  2. ценностное отношение к природе и всем формам жиз ни;
  3. элементарный опыт природоохранительной деятельнос ти;
  4. бережное отношение к растениям и животным.

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  1. представления о душевной и физической красоте чело века;
  2. формирование эстетических идеалов, чувства прекрасно го; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  3. интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  4. интерес к занятиям художественным творчеством;
  5. стремление к опрятному внешнему виду;
  6. отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

1.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

Воспитание гражданственности, патриотизма, уваже ния к правам, свободам и обязанностям человека:

 

  1. получение первоначальных представлений о Конститу ции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гер бом и флагом Хабаровского края, Комсомольского района (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предус мотренных базисным учебным планом);
  2. ознакомление с героическими страницами истории Рос сии, жизнью замечательных людей, явивших примеры граж данского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и па мятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и ва риативных учебных дисциплин);
  3. ознакомление с историей и культурой родного края, на родным творчеством, этнокультурными традициями, фолькло ром, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
  4. знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздни ков (в процессе бесед, проведения классных часов, просмот ра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении ме роприятий, посвящённых государственным праздникам);
  5. знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юно шеских движений, организаций, сообществ, с правами граж данина (в процессе посильного участия в социальных проек тах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими орга низациями);
  6. участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из ху дожественных фильмов, проведении бесед о подвигах Рос сийской армии, защитниках Отечества, подготовке и прове дении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местнос ти, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  7. получение первоначального опыта межкультурной ком муникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
  8. участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

 Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  1. получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, та кой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
  2. ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью тради ционных религиозных организаций (путём проведения экс курсий в места богослужения, добровольного участия в под готовке и проведении религиозных праздников, встреч с ре лигиозными деятелями);
  3. участие в проведении уроков этики, внеурочных меро приятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых програм мах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
  4. ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов)
  5. просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в пе дагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
  6. усвоение первоначального опыта нравственных взаимо отношений в коллективе класса и образовательного учрежде ния — овладение навыками вежливого, приветливого, внима тельного отношения к сверстникам, старшим и младшим де тям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совмест ной деятельности;
  7. посильное участие в делах благотворительности, мило сердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
  8. получение первоначальных представлений о нравствен ных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
  9. расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, вы полнения и презентации совместно с родителями (законны ми представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемствен ность между поколениями).

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  1. участвуют в экскурсиях по городу, во вре мя которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
  2. узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
  3. получают первоначальные навыки сотрудничества, роле вого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения вне урочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскры вающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
  4. приобретают опыт уважительного и творческого отноше ния к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей твор ческой инициативы в учебном труде);
  5. учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предме та «Технология», участия в разработке и реализации различ ных проектов);
  6. приобретают начальный опыт участия в различных ви дах общественно полезной деятельности на базе образователь ного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений до полнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная де ятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных произ водственных фирм, других трудовых и творческих обществен ных объединений как младших школьников, так и разновоз растных, как в учебное, так и в каникулярное время);
  7. приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
  8. участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческо го отношения к труду и жизни.

 Воспитание ценностного отношения к природе, окру жающей среде (экологическое воспитание):

  1. усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологичес кой этики, об экологически грамотном взаимодействии чело века с природой (в ходе изучения инвариантных и вариатив ных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
  2. получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экс курсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
  3. получение первоначального опыта участия в природо охранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоох ранных проектов;
  4. посильное участие в деятельности детской общественной организаций;
  5. усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законны ми представителями) в экологической деятельности по месту жительства.

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  1. получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, куль тур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариа тивных учебных дисциплин, посредством встреч с представи телями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты совре менной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ан самблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
  2. ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения ва риативных дисциплин, в системе экскурсионнокраеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполните лей народной музыки, художественных мастерских, театрали зованных народных ярмарок, фестивалей народного творчест ва, тематических выставок);
  3. обучение видеть прекрасное в окружающем мире, при роде родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и го родском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фраг ментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружаю щего мира через художественные образы;
  4. обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, теле визионных передачах, компьютерных играх; обучение разли чать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
  5. получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчест ва (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);
  6. участие вместе с родителями (законными представителя ми) в проведении выставок семейного художественного твор чества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с по следующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий твор ческих работ;
  7. получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека;
  8. участие в художественном оформлении помещений.

1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно - нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих ся на ступени начального общего образования осуществляют ся не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимо действие образовательного учреждения и семьи имеет реша ющее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традици онные позиции сохраняют учреждения дополнительного об разования, культуры и спорта. Таким образом, важным усло вием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъ ектов при ведущей роли педагогического коллектива образо вательного учреждения.

При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступе ни начального общего образования образовательное учрежде ние может взаимодействовать, в том числе на системной ос нове, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной на правленности, детско-юношескими и молодёжными движени ями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми со действовать достижению национального педагогического иде ала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

  1. участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рам ках  реализации направлений программы духовно-нравствен ного развития и воспитания обучающихся на ступени начального   общего образования;
  2. реализация педагогической работы указанных организа ций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственно го развития и воспитания обучающихся на ступени начально го общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом об разовательного учреждения;
  3. проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образова тельном учреждении.

1.7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

Педагогическая культура родителей (законных представи телей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важней ших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (закон ных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержа тельного педагогического взаимодействия семьи и образова тельного учреждения, систематического повышения педагоги ческой культуры родителей (законных представителей).

 Права и обязанности родителей (законных представите лей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного ко декса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

 Система работы образовательного учреждения по повыше нию педагогической культуры родителей (законных предста вителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:

  1. совместная педагогическая деятельность семьи и обра зовательного учреждения, в том числе в определении основ ных направлений, ценностей и приоритетов деятельности об разовательного учреждения по духовно-нравственному разви тию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и вос питания обучающихся, оценке эффективности этих прог рамм;
  2. сочетание педагогического просвещения с педагогичес ким самообразованием родителей (законных представителей);
  3. педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
  4. поддержка и индивидуальное сопровождение становле ния и развития педагогической культуры каждого из родите лей (законных представителей);
  5. содействие родителям (законным представителям) в ре шении индивидуальных проблем воспитания детей;
  6. опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями (законными представите лями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифи цированного, ответственного, свободного участия в воспита тельных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения педагогической культу ры родителей (законных представителей) должно отражать со держание основных направлений духовно-нравственного раз вития и воспитания обучающихся на ступени начального об щего образования.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повы шения педагогической культуры родителей необходимо согла совывать с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителя ми), как правило, должна предшествовать работе с обучаю щимися и подготавливать к ней.

 

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Виды совместной деятельности

1. 

День открытых дверей для родителей (консультация педагогов, психолога)

2

Изучение образовательных запросов родителей

3.

Повышение педагогической культуры родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.


Виды совместной деятельности

4.

Проведение интерактивной формы заседания педсовета с приглашением родителей «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника».

5.

Организация, подготовка и проведение коллективно-творческих проектов:

- День класса

- Родитель года

- Самый «классный» классный руководитель

- День благодарения родителей

- Родительские встречи

6.

Презентация новых изданий для родителей

7.

Презентация «Наши родители», традиционный калейдоскоп об активном участии родителей в жизни школы

 

С целью повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)  в МОУ СОШ с.п. «Село Новый Мир» используются различные формы работы:

  1. анкетирование 
  2. беседа 
  3. консультация 
  4. родительское собрание 
  5. ро дительская конференция 
  6. родительский лекто рий 
  7. вечер вопросов и ответов 
  8. педагогический практикум 
  9. совместные классные часы, клубные вечера, походы, экскурсии и т.д. 
  10. психологические тренинги 
  11. и др. 

1.8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени  начального общего образования

 

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  обеспечивает  присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-цен ностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосозна ния) гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нравственно го развития и воспитания обучающихся на ступени начально го общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  1. воспитательных результатов — тех духовно-нравствен ных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
  2. эффекта — последствия результата, того, к чему приве ло достижение результата (развитие обучающегося как личнос ти, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

 При этом учитывается, что достижение эффекта — разви тие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря вос питательной деятельности педагога, других субъектов духов но-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, бли жайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

 Воспитательные результаты распределяются по трём уров ням.

 Первый уровень результатов — приобретение обучаю щимися социальных знаний (об общественных нормах, уст ройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понима ния социальной реальности и повседневной жизни. Для до стижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основ ном и дополнительном образовании) как значимыми для не го носителями положительного социального знания и повсе дневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение обучающими ся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной  реальности в целом. Для достижения данного уровня резуль татов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практи ческое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

 Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня ре зультатов особое значение имеет взаимодействие обучающе гося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общест венной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому су щественно возрастают воспитательные эффекты:

  1. на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  2. на втором уровне воспитание осуществляется в контекс те жизнедеятельности школьников и ценности могут усваи ваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  3. на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной соци ально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реаль но действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обу чающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формиро вание основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосозна ния, укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

По каждому из направлений духовно-нравственного раз вития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уваже ния к правам, свободам и обязанностям человека:

  1. ценностное отношение к России, своему народу, свое му краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  2. элементарные представления об институтах гражданско го общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страни цах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданско го и патриотического долга;
  3. первоначальный опыт постижения ценностей граждан ского общества, национальной истории и культуры;
  4. опыт ролевого взаимодействия и реализации граждан ской, патриотической позиции;
  5. опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  6. начальные представления о правах и обязанностях чело века, гражданина, семьянина, товарища.

 Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  1. начальные представления о моральных нормах и прави лах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этноса ми, носителями разных убеждений, представителями различ ных социальных групп;
  2. нравственно-этический опыт взаимодействия со свер стниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  3. уважительное отношение к традиционным религиям;
  4. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  5. способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  6. уважительное отношение к родителям (законным пред ставителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  7. знание традиций своей семьи и образовательного учреж дения, бережное отношение к ним.

 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  1. ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  2. ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  3. элементарные представления о различных профессиях;
  4. первоначальные навыки трудового творческого со трудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослы ми;
  5. осознание приоритета нравственных основ труда, твор чества, создания нового;
  6. первоначальный опыт участия в различных видах обще ственно полезной и личностно значимой деятельности;
  7. потребности и начальные умения выражать себя в раз личных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  8. мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. 

Воспитание ценностного отношения к природе, окру жающей среде (экологическое воспитание):

  1. ценностное отношение к природе;
  2. первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  3. элементарные знания о традициях нравственно-этичес кого отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  4. первоначальный опыт участия в природоохранной дея тельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  5. личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и  ценностях (эстетическое воспитание):

  1. первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  2. первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  3. элементарные представления об эстетических и художе ственных ценностях отечественной культуры;
  4. первоначальный опыт эмоционального постижения на родного творчества, этнокультурных традиций, фольклора на родов России;
  5. первоначальный опыт эстетических переживаний, на блюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  6. первоначальный опыт самореализации в различных ви дах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  7. мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

В МОУ СОШ с.п. «Село Новый Мир» воспитательные результаты и эффект воспитания  достигаются  и через программу «СТАНЬ ЧЕЛОВЕКОМ»  Данная программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся рассчитана на весь период обучения (1-4 кл.) - 135 часов. 

 Эта программа реализуется на часах классной рефлексии во внеурочное время.

1 класс  «Мир глазами ребенка»- 33 часа

Пояснительная записка

      Богатство, красота и разнообразие окружающего мира – неисчерпаемы и могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребенок поймет всю неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого организма - нашей природы, то никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть часть ее. Если человек поймет, что окружающий его мир – это божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами души.

           Темы, предлагаемые к обсуждению, являются важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни – важнейший фактор сопротивления негативным тенденциям окружающего общества.

        Темы являются также основой жизни и творчества многих писателей, поэтов, мыслителей, ученых, художников. Эти люди, движимые желанием найти истину, понять движущие силы развития общества, внести свой вклад в его развитие, показали нам пример неустанного творческого созидания, основанного на глубоком внутреннем осмыслении окружающей действительности.

 Цель: формировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни. 

Задачи:

  1. дать понятие красоты, богатства, разнообразия окружающего мира;
  2. учить охранять и заботиться о природе;
  3. учить радоваться чудесам жизни;
  4. формировать личность, способную к независимому поиску смысла и цели жизни,  анализу окружающей действительности.

Блок

Цель

Тема

Количество часов

 

Расширить представления детей о предметах, чудесах, событиях каждого времени года;

Показать, чему может научить человека каждое время года.

 1.Палитра года.

2.Подарки времен года

 1

1

 Во что мы верим

 

 Показать, что человек должен верить в добро, в дружбу, в любовь, добро, в Бога;

Определить, как и что или кто помогает человеку поверить в любовь и добро;

Обсудить, во что должны верить люди разных профессий.

1.Во что мы верим

2.Подвиг веры

3.Цветок веры

1

1

1

  

 

 

Дыхание осени

Познакомить с репродукциями картин разных художников, посвященных осени

Определить, какие дары преподносят осень взрослым и детям

Познакомить со стихотворениями  поэтов об осени.

1.Краски осени

2.Властительница осень

3.Осенние разговоры

4.Дары осени

5.Поэзия осени

6.Экскурсия в осенний лес

1

1

1

1

1

1

Какой бывает надежда?

Познакомить с понятиями «вера», «надежда», «любовь».

Обсудить качества надежного друга

1.Надежда мира

2.Наши надежды

1

1

 

Какой бывает любовь?

Познакомить с чудесами, которыми человеческая любовь одаривает землю.

1.Фея любви

2.Сила любви

3.Дар любви

1

1

1

Зимние чудеса

Познакомить с чудесами «зимней сказки».

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам и растениям.

1.Портрет зимы

2.Кто где зимует

3.Волшебная вуаль зимы

1

1

1


Блок

Цель

Тема

Количество часов

Мир твоей душе

Определить, какие сокровища бывают (чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, любовь, сострадание, стремление к совершенству);

Организовать и провести игру: «Что помогает душе расти?»

Обсуждение вопроса: куда бы можно было пролететь, если бы на один день были даны крылья.

1.Сокровища души

2.Что помогает душе расти?

3.Душа художника

1

1

1

 

Портрет весны

Познакомить с традиционными весенними праздниками;

Познакомить с репродукциями картин художников о весне;

Развивать творческие способности детей;

Показать красоту весенней природы.

 

1.Приход весны

2.Практическое занятие  «Встречаем масленицу»;

3.Какого цвета весна?

4.Помощники весны

5.Счастье обновления

6.Поэзия весны

1

1

1

1

1

1

Летняя краса

Познакомить с репродукциями картин художников о лете;

Развивать  эстетический вкус и художественные способности;

Организовать и провести игру «Чем пахнет лето?»

Обсудить изменения, которые происходят в людях и природе с приходом лета

1.За что мы любим лето?

2.Чем пахнет лето?

3.Букет лета

4.Глаза лета

5.Экскурсия в природу.

1

1

1

1

1

 2 класс – «Природа глазами души» - 34 часа 

3 класс – «Азбука мудрости» - 34 часа 

4 класс – « Счастье семьи»   - 34 часа

 

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего об разования:

Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.          Воспитание экологической культуры.

ВЫВОД: определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у  обучающихся на ступени начального общего образования по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания 

   Диагностика

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  1. общие сведения; 
  2. способности; 
  3. темперамент; 
  4. тип личности в общении; 
  5. самооценка; 
  6. успешность в деятельности; 
  7. уровень воспитанности.  

2. Изучение межличностных отношений:

  1. социометрия; 
  2. социально-психологический климат в классе; 
  3. общие сведения; 
  4. способности; 
  5. темперамент; 
  6. тип личности в общении; 
  7. самооценка; 
  8. успешность в деятельности; 
  9. уровень воспитанности 

Сроки реализации программы:     2011-2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...