программа
рабочая программа на тему

Пельменева Елена Ивановна

программа "Формирование здорового образа жизни в условиях введения ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zdorovogo_obraza.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 Программа формирования культуры здорового и безопас ного образа жизни обучающихся в соответствии с определе нием Стандарта — это комплексная программа формирова ния их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физи ческого и психологического здоровья как одного из ценност ных составляющих, способствующих познавательному и эмо циональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопас ного образа жизни на ступени начального общего образова ния сформирована с учётом факторов, оказывающих сущест венное влияние на состояние здоровья детей:

-неблагоприятные социальные, экономические и эколо гические условия;

-факторы риска, имеющие место в образовательных уч реждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здо ровья детей и подростков от первого к последнему году обуче ния;

-чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей времен ной разрыв между воздействием и результатом, который мо жет быть значительным, достигая нескольких лет, и тем са мым между начальным и существенным проявлением небла гополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

-активно формируемые в младшем школьном воз расте комплексы знаний, установок, правил поведения, при вычек;

-особенности отношения обучающихся младшего школь ного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хро ническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состоя ния болезни главным образом как ограничения свободы (не обходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспо собностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуаль ных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и бу дет сопротивляться невозможности осуществления своих же ланий).

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психоло гом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способству ющая активной и успешной социализации ребёнка в образо вательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной ор ганизации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребён ка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологи ческие и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жиз ни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструк туру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рацио нального питания.

Одним из компонентов формирования культуры здорово го и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучаю щихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей рабо ты по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Задачи программы:

-сформировать представление о позитивных и негатив ных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

-дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболе вания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

-сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

-научить выполнять правила личной гигиены и развить го товность на основе их использования самостоятельно поддер живать своё здоровье;

-сформировать представление о правильном (здоровом) пи тании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

-сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, на учить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

-обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

-сформировать навыки позитивного коммуникативного об щения;

-научить обучающихся делать осознанный выбор поступ ков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здо ровье;

-сформировать потребность ребёнка безбоязненно обра щаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

При организации работы ОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни необходимо соблюдать следующие этапы.

Первый этап — анализ состояния и планирование рабо ты образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе 

Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.

 1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здо рового образа жизни, включает:

-внедрение в систему работы образовательного учрежде ния дополнительных образовательных программ, направлен ных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

-лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

-создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся стар ших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников обра зовательного учреждения и повышение уровня знаний роди телей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

-проведение соответствующих лекций, семинаров, круг лых столов и т. п.;

-приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методичес кой литературы;

-привлечение педагогов, медицинских работников, пси хологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Системная работа на ступени начального общего образо вания по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимо связанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфра структуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физ культурно-оздоровительной работы, реализации образователь ной программы и просветительской работы с родителями (за конными представителями) — и должна способствовать фор мированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

Целесообразно продумать и отразить способы мотивации родителей (законных представителей) для привлечения к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований (семейные конкурсы, выпуск стенгазет, игровые проекты «Игры наших родителей» и т.п.)

Инвариантная часть программы способствует реализации программы по здоровьесбережению, так как на формирование здорового образа жизни нацелены предметные области «Окружающий мир», «Физическая культура». Требования к предметным результата и предполагают возможность научиться понимать необходимость ЗОЖ, соблюдать правила безопасного и здорового поведения, использовать знания о строении и функционировании организма для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться простым навыкам самоконтроля и саморегуляции своего  состояния, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Вариативная часть  определяет внеучебную проектную деятельность обучающихся в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология»; спортивно-оздоровительный модуль программы социализации и воспитания обучающихся, программы дополнительного образования.

 В программе ОУ  прописана система работы по следующей структуре:

 

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Здоровьесберегающая инфраструктура  образовательного учреждения включает:

-соответствие состояния и содержания здания и помеще ний образовательного учреждения санитарным и гигиеничес ким нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

-наличие и необходимое оснащение помещений для пи тания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

-организацию качественного горячего питания учащих ся, в том числе горячих завтраков;

-оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спорт площадок необходимым игровым и спортивным оборудовани ем и инвентарём;

-наличие помещений для медицинского персонала;

-наличие необходимого (в расчёте на количество обуча ющихся) и квалифицированного состава специалистов, обес печивающих оздоровительную работу с обучающимися (лого педы, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

Рациональная организация учебной  и внеучебной деятельности обучающихся,направленная на повышение эффективности учебного про цесса, снижение при этом чрезмерного функционального на пряжения и утомления, создание условий для снятия пере грузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

-соблюдение гигиенических норм и требований к орга низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполне ние домашних заданий, занятия в кружках и спортивных сек циях) учащихся на всех этапах обучения;

-использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (ис пользование методик, прошедших апробацию);

-введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

-строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

-индивидуализация обучения (учёт индивидуальных осо бенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

-ведение систематической работы с детьми с ослаблен ным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Эффективность реализации этого блока зависит от дея тельности каждого педагога.

 Эффективная организация  физкультурно-оздоровительной работы,

направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физическо го развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей орга низма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

-полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

-рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного харак тера на ступени начального общего образования;

-организацию занятий по лечебной физкультуре;

-организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

-организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повы шению двигательной активности;

-организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

-регулярное проведение спортивно-оздоровительных ме роприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации обра зовательного учреждения, учителей физической культуры, ме дицинских работников, психологов, а также всех педагогов.

 Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

-внедрение в систему работы образовательного учрежде ния программ, направленных на формирование ценности здо ровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных обра зовательных модулей или компонентов, включённых в учеб ный процесс;

-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

-создание общественного совета по здоровью, включаю щего представителей администрации, учащихся старших клас сов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здо ровье».

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

-интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

-проведение часов здоровья;

-факультативные занятия;

-занятия в кружках;

-проведение досуговых мероприятий: конкурсов, празд ников, викторин, экскурсий и т. п.;

-организацию дней здоровья.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

-лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

-приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

-организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных сорев нований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;

-организация выставки новинок литературы в библиотеке, информационных стендов, школьных газет, разработка соответствующей страницы сайта и т.д.

Здоровьесберегающая деятельность школы будет осуществляеться  и через программу «Школа докторов природы».

Данная программа  по формированию  культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся рассчитана на весь период обучения (1-4 класс) - 135 уроков здоровья.

Эта программа реализуется на часах классной рефлексии во внеурочное время.

1 класс «Ты и твой организм» - 33 часа

                                   

Пояснительная записка

        Наметившаяся  во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» – быть здоровым,  «логос» наука), начиная с дошкольного  и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию ЗОЖ. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства  ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Цель: формировать осознанное понятие культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи:

-расширять знания и навыки по гигиенической культуре;

-формировать у ребенка позиции признания ценности здоровья;

-развивать чувства ответственности  за сохранение и укрепление своего здоровья;

-учить радоваться  и видеть красоту жизни;

-формировать личность,  живущую по законам ЗОЖ.

 

 Название темы

Уроки

Тема 1

Дружи с водой

Советы доктора Воды

Друзья Вода и Мыло

Когда вода спасает? (по профилактике пожарной безопасности)

Тема 2

Забота о глазах

Глаза – главные помощники человека

Тема 3

Уход за ушами

Чтобы уши слышали

Тема 4

Уход за зубами

Почему болят зубы

Чтобы зубы были здоровыми

Тема 5

Уход за руками   и ногами

«Рабочие инструменты» человека

Тема 6

Забота о коже

Зачем человеку кожа

Если кожа повреждена

Тема 7

Как следует питаться

Питание – необходимое условие для жизни человека

Здоровая пища для всей семьи

Тема 8

Как сделать сон полезным?

Сон – лучшее лекарство

Тема 9

Настроение в школе

Как настроение?

Тема 10

Настроение после школы

Я пришел из школы

Тема 11

Поведение в школе

Я – ученик

Тема 12

Вредные привычки

Вредные привычки

Тема 13

Мышцы, кости и суставы

Скелет – наша опора

Осанка – стройная спина!

Тема 14

Как закаляться. Обтирание и обливание

Если хочешь быть здоров!

Тема 15

Как правильно вести себя на воде

Правила безопасности на воде

Тема 16

Игры и упражнения на воде

 

Обучение плаванию

Экскурсия в бассейн

Тема 17

Народные игры

Русская игра «Городки»

Русские подвижные игры

Тема 18

Подвижные игры

Подвижные игры

Обобщающий

Показателем успешности проводимой физкультурно-массовой и оздоровительной работой является положительная динамика участия в массовых спортивных акциях и соревнованиях: начиная от «Веселых стартов» (1-4 классы)  до массовых мероприятий  в рамках Дня Здоровья.

Ожидаемые результаты:

-Научить Ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия;

-Сохранить преемственность в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...