Публикации
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
«Проект как одна из форм обучения на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс
для учителей русского языка
и литературы на районном семинаре
провела учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Кудинова Любовь Васильевна
17 февраля 2011 года
Добрый день, уважаемые коллеги!
В одной из своих книг известный педагог Симон Соловейчик упомянул три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним подростком – сила интереса, старшим – сила цели. С каким энтузиазмом современные школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели. Да, действительно, возможно ли сохранить энтузиазм, интерес и желание у всех идти по этому пути (одному для всех, когда путники такие разные) И разве естественно это – всем идти одним путем?
Думаю, что у каждого из нас в педагогической практике возникали эти вопросы. Не один раз и я задавалась этими вопросами. Я полагаю, что сегодня нет ни одного преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное тем ценным приобретением, которое ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует. Этому способствуют и произошедшие за последние годы перемены в практике отечественного образования. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали новых методов обучения, методов, которые:
- Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- Формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Одно из ведущих мест среди таких методов, на мой взгляд, принадлежит сегодня методу проекта, который дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить» - эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. А если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни.
Так что же такое метод проектов? Проектный метод впервые был сформулирован и описан американским педагогом УИЛЬЯМОМ КИЛПАТРИКОМ в первой четверти 20 века, который считал, что роль детства не ограничивается подготовкой к взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. Он считал, что школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенок живет и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и в том числе приобретать необходимые знания. А для этого обучение должно быть направлено на интересы и потребности ученика и основываться на личном опыте ребенка. Проект в переводе с латинского буквально означает нечто брошенное, пущенное вперед.
Это слово в последнее время прочно вошло в нашу жизнь , ассоциируясь со смелыми начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности.
ТОЛКОВАНИЕ СЛОВАРЯ
Важнейшим признаком любого метода проекта является самостоятельная деятельность обучающихся, они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами
ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспе римента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление
Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
Необходимо отметить, что работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающего профессионализм учителя
Общие подходы к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6.Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
Классификация проектов по русскому языку и литературе.
Различают следующие виды проектов:
- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;
- по предметно – содержательной деятельности;
- по характеру координации проекта;
- по количеству участников проекта.
2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности
1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Структура исследовательских проектов:
• аргументация актуальности принятой для исследования темы,
• определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
• обозначение задач исследования в последовательности приня той логики,
• определение методов исследования, источников информации,
• выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, опреде ление путей ее решения,
• обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:
цель проекта,
предмет информационного поиска,
источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),
способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
презентация.
4. Практико – ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.
2.2. Виды проектов по предметно – содержательной деятельности:
1) культурологические (реферативные работы);
2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);
Из этого видно, что у учителя есть огромное поля для творчества.
Я пришла к методу проектов, когда обучалась на курсах ИНТЕЛ Обучение для будущего.
На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).
Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Internet и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.
Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, веб - сайт страницу, рекламный проспект и т.д.
Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Актуальность применения метода определяется повышением
проектирования в образовательном учреждении, повышением качества образовательного процесса и компетенции учителей и учащихся.
Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы языка, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника
(коммуникативной,
культуроведческой,
информационной,
языковой,
исследовательской),
что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
10. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
Профессиональный опыт....
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...