Образовательная программа школы на 2011-2015 гг
материал по теме
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_shkoly_2011-2015gg.docx | 108.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом cовете Протокол № 1 от 29.08. 2011 г. | Согласовано:____________ Усанова С.В. Председатель Управляющего Совета | Утверждаю:______ директор школы Л.Н.Анкушева Приказ № 106 от 29.08.11 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального общеобразовательного учреждения
«Слободчиковская основная общеобразовательная школа»
на 2011-2015 уч.г.
Пояснительная записка
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом школы.
Школа - сложная и динамичная социальная структура. В ее стенах взаимодействуют педагоги, обучающиеся, родители, которые имеют самый различный образовательный, культурный, экономический и профессиональный уровень, со своими запросами и интересами.
Школа способна предложить начальное, основное (общее) и дополнительное образование на уровне Государственных стандартов, в соответствии с уровнем подготовки, состоянием здоровья, запросами и возможностями обучающихся и их родителей. Настоящая образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы.
Образовательная программа школы – локальный акт общеобразовательного учреждения - создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей обучающихся и самих обучающихся, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей школы.
Образовательная программа школы рассчитана на 2011-2012 учебный год.
Паспорт программы
Наименование программы | Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждении «Слободчиковская основная общеобразовательная школа» на 2011-2012 уч.г. |
Назначение программы | Образовательная программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Слободчиковская основная общеобразовательная школа», характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, образовательные потребности, возможности и особенности развития обучающихся. |
Сроки реализации 2006 – 2011 гг программы | 2011-2015 уч.г. |
Разработчики программы | Директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагогический коллектив школы, Управляющий совет |
Нормативная база разработки программы |
|
Кем принята | Программа рассмотрена и принята на педагогическом совете протокол № 1 от 29.08.11 , утверждена директором школы приказ №106 от 29.08.2011 |
С кем согласована | Программа согласована с отделом образования Аромашевского муниципального района, с Управляющим советом школы. |
Цель программы | Установить предметное и надпредметное содержание образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций. |
Приоритетные направления: |
|
Ожидаемые результаты программы |
|
2. Информационная справка о школе
а) Общая характеристика
Слободчиковская школа является муниципальным общеобразовательным учреждением - основной школой с. Слободчики Аромашевского района Тюменской области.
Численность учащихся школы на 01.09.2011г. – 55 человек, 7 классов-комплектов, все обучаются в первую смену. В начальной школе функционируют 2 класса-комплекта (1,3 и 2,4), во второй ступени – 5 классов.
Школа работает в режиме пятидневной учебной недели. Продолжительность урока – 45 минут. В школе имеется спортзал, спортивная площадка, библиотека, столовая, теплый туалет, а также учебные кабинеты. В учреждении имеется компьютерный класс, школа подключена к сети Интернет, оборудована системой противопожарной сигнализации.
В школе действует сеть кружков, секций, детская организация «Сами» для учащихся 1-9 классов, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности школьников.
Предпрофильная подготовка осуществляется через введение элективных курсов в 9 классе.
Школа является постоянным участником спортивных соревнований, предметных олимпиад и других мероприятий районного масштаба.
За последние 3 года неуспевающих уч-ся нет, число учащихся, обучающихся на 4 и 5 сохраняется примерно одинаковым – 10-13 человек (30-37%).
В школе стабильным сохраняется состав педагогического коллектива, что позволяет в полном объеме реализовывать обязательный минимум содержания образования.
Выпускники школы продолжают обучение в средней школе районного центра и в образовательных учреждениях Тюменской области и соседних областях.
б) Характеристика кадрового состава
По состоянию на 1 сентября 2011 года в школе работает 11 педагогических сотрудников
(в т.ч. 2 совместителя)
Почетные звания имеет 2 работника: «Отличник народного Просвещения», «Почетный работник образования»; 1 человек награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Средний возраст педагогических сотрудников составляет 43 года.
В школе работает сплоченный, профессионально компетентный коллектив педагогов.
Условия труда | штатные | 9 чел. | 82% |
совместители | 2 чел. | 18% | |
Уровень образования | высшее | 6 чел. | 55% |
среднее специальное | 5 чел. | 45% | |
Педагогический стаж | от 5 до 10 лет | 2 чел. | 18% |
от 10 до 20 лет | 3 чел. | 27% | |
свыше 20 лет | 6 чел. | 55% | |
Квалификационная категория | высшая | 3 чел. | 27% |
первая | 6 чел. | 55% | |
вторая | 1 чел. | 9% | |
без категории | 1 чел. | 9% |
в) Характеристика ученического состава
Численность учащихся
2008\2009 учебный год | 58 учащихся |
2009\2010 учебный год | 54 учащихся |
2010\2011 учебный год | 52 учащихся |
В 2011-12 учебном году в школе обучается 55 учащихся. Скомплектовано 7 классов-комплектов:
I ступень: 1-4 классы,23 уч-ся;
II ступень: 5-9 классы, 32 ученика.
По ступеням образования наблюдается следующая наполняемость классов:
ступень обучения | классы | Количество классов-комплектов | Количество учащихся |
I ступень начальная | 1-3 | 1 | 15 |
2-4 | 1 | 8 | |
Итого по I ступени | 2 | 23 | |
II ступень основная | 5 | 1 | 5 |
6 | 1 | 6 | |
7 | 1 | 8 | |
8 | 1 | 7 | |
9 | 1 | 6 | |
Итого по II ступени | 5 | 32 | |
Итого по школе | 7 | 55 |
Набор учащихся в школу осуществляется преимущественно из детей, проживающих в сельском поселении: села Слободчики, деревни Валгино, деревни Николаевка.
Уровень обученности школьников по годам:
Качество знаний | Успеваемость | |
2008-2009 | 49% | 100 |
2009-2010 | 51% | 100 |
2010-2011 | 37% | 100 |
г) Характеристика социума
Школа расположена на центральной усадьбе Слободчиковского сельского поселения - селе Слободчики, которое находится в 7 км. от районного центра - села Аромашево. В селе функционируют СПК «Слободчиковский», ФАП, ДК, сельская библиотека, сберкасса, 2 ИП. На базе школы с 2001 года действует отделение дошкольного образования детский сад «Золотой петушок», где воспитываются дети от 2 до 7 лет.
В настоящее время в поселении проживает 747 человек. Из них заняты в сельском хозяйстве – 73 чел., 192 чел. - пенсионеры, 10 чел. - работают у частных предпринимателей, 31 чел. - в бюджетных организациях, 119 чел.- на производственных предприятиях за пределами поселения , 135 чел. - безработных.
Образовательный уровень родителей, дети которых обучаются в школе: с высшим образованием – 2 чел., со средним профессиональным – 37 чел., со средним – 30 чел., неполное среднее – 16 чел, коррекционное – 1 чел. 39 семей имеют детей школьного возраста.
Многодетных семей - 6 , детей-сирот - 3 , неполных семей – 7 , малообеспеченных семей – 34, матерей – одиночек – 1 .опекаемых детей – 3, неблагополучных семей – 1, уч-ся, стоящих на внутришкольном учете – 2.
д) Материально-техническая и учебно-методическая база
В целом санитарно-гигиенические, материально-технические условия соответствуют целям и задачам образовательного процесса. В образовательном учреждении созданы условия, в соответствии с СанПиНами. ОУ имеет автоматическую систему оповещения при пожаре. Учреждение имеет лицензию на образовательную деятельность, свидетельство об аккредитации.
Школа оснащена современным компьютерным, учебным и спортивным оборудованием. В школе имеется компьютерный класс, библиотека, спортивный зал, столовая на 20 посадочных мест.
Общий фонд школьной библиотеки составляет 5650 экземпляров, из них:
- 81 экземпляр справочной;
- 1373 экземпляра художественной;
- 626 экземпляров методической;
- 477 экземпляров учебной литературы.
В школе создан методический кабинет, в котором подобраны необходимая методическая, дидактическая и художественная литература, словари, а также аудио- и видеоматериалы. Школа подключена к сети Интернет, создан свой сайт.
Для проведения уроков широко используется ТСО в виде аудио- и видеотехники, мультимедийная техника, компьютеры.
Общее количество персональных компьютеров - 13
Количество рабочих мест для администрации - 3
Количество рабочих мест для учащихся – 8
Мультимедийный проектор – 1 шт.
Ксерокс-2
Многофункциональные устройства-3
Телевизор – 1
DVD-1
Музыкальный центр-2
Фотоаппарат-1
Принтер-5
Сканер-1
3. Аналитическое обоснование программы
Образование в нашей школе ориентировано на развитие индивидуального потенциала каждого обучающегося, признание его личности как высшей ценности. Педагоги школы уделяют большое внимание тому, что членам современного общества должны быть присущи уважение к закону, правам других людей, понимание прав и обязанностей гражданина, придают первостепенное значение в образовании развитию личности школьника. В основе преподавания лежит личностно-ориентированный подход к образованию, предполагающий развитие личности, для которой участие в жизни гражданского общества не извне навязанная обязанность, а результат внутренней потребности, осмысленного выбора. Формирование целостной личности особенно важно сейчас, когда становится понятной несостоятельность философии образования, ориентированной только на передачу детям определённой суммы знаний. Для сегодняшних выпускников школ большое значение имеет правильность выбора в решении тех или иных жизненных ситуаций. Поэтому очень важным в современном образовании становится передача школьникам системы ценностей, развитие общеучебных универсальных умений и навыков, умений критически и творчески мыслить, эффективно общаться, успешно действовать в различных ситуациях, управлять здоровьем, жизнью.
Главным для педагогического коллектива сегодня становится обучение «умению учиться».
Педагогический коллектив школы:
на первой ступени обучения
- создает условия для проявления и развития способностей и интересов ребёнка;
- формирует желание и умение учиться, обеспечивает развитие у ребенка чувства собственной компетентности;
- мотивирует интерес к знаниям и самопознанию;
- оказывает помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества, формирует первые навыки творчества;
- обеспечивает достаточно прочную базовую общеобразовательную подготовку, которая дает выпускнику начальной школы эффективно продвигаться в условиях разноуровневого обучения к следующей ступени.
Важнейшим приоритетом начального образования первой ступени является формирование учебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предоставляет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.
на второй ступени обучения
- продолжает формирование и развитие познавательных интересов обучающихся и самостоятельных навыков;
- закладывает фундамент общеобразовательной подготовки в соответствии с современными требованиями на базе основного содержания образования;
- развивает у учащихся самостоятельность и критичность мышления, творческие способности, способности к самоопределению;
- обеспечивает условия, учитывающие индивидуально-личностные особенности обучающихся, для комплектования классов различной направленности.
В последние годы наблюдаются положительные моменты в развитии школы:
- более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного и физического потенциалов;
- наблюдается рост удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельности в школе;
- деятельность педагогического коллектива стала более целенаправленной и системной.
Анализ деятельности школы выявил затруднения, проблемы, причины, которые сдерживают эффективность работы школы:
- недостаточно учитываются в процессе обучения и воспитания индивидуальные
особенности детей; - нет эффективной системы психолого-педагогической поддержки
учащихся; - недостаточный уровень мониторинга за изменениями различных сторон
деятельности, в том числе и за развитием личности ребенка; - недостаточный уровень сформированности нравственной направленности
личности учащихся.
4. Приоритетные направления в работе школы, цели, средства
МИССИЯ ШКОЛЫ
Миссия школы - формирование деятельностной, нравственной личности как субъекта образовательного процесса, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
ЦЕЛИ ШКОЛЫ
На I ступени:
Сформировать у учащихся универсальные учебные действия, позволяющие всем им перейти к освоению нового стандарта образования в школе при сохранении уровня здоровья и повышении уровня воспитанности.
На II ступени:
Обеспечить уровень подготовки учащихся на уровне госстандарта и не менее 80% учащихся - на уровне, необходимом для продолжения образования в школе III ступени, при обеспечении уровня воспитанности на уровне требований программы образования и сохранения уровня здоровья учащихся.
Школа не обеспечена материальными средствами в полном объеме. В настоящее время главной проблемой материального обеспечения является поддержание материально-технической базы в рабочем состоянии. Кроме того, планируется привлечение различных внебюджетных источников финансирования, не запрещенных действующим законодательством.
Кадровые средства, имеющиеся в наличии, в принципе, позволяют обеспечить выполнение поставленных целей, при условии обеспечения выполнения перспективного плана повышения квалификации кадров.
Научно-методические средства, имеющиеся в наличии, при их постоянном пополнении в течение всего периода действия образовательной программы позволят обеспечить достижение поставленных целей.
5. Содержание образования. Особенности организации образовательного процесса
а) учебный план
Образовательный процесс в школе строится на основе утвержденного учебного плана. Учебный план школы – нормативный правовой акт, определяющий перечень учебных предметов, максимальный объём учебного времени, отводимого на изучение программ общего образования и обеспечение государственных образовательных стандартов по ступеням общего образования.
Учебный план разработан на основе Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", приказа департамента образования и науки Тюменской области от 14.05.2011 №464/ОД «О формировании учебных планов ОУ на 2010-2011 учебный год», письма департамента образования и науки «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений на 2011/2012 учебный год», приказа отдела образования администрации Аромашевского муниципального района «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Аромашевского района на 2011-2012 учебный год» № 65 от 04.05.2011 г.
I ступень - начальное общее образование 1-4 классы
В 2011-2012 учебном году в школе вводятся ФГОС НОО второго поколения в 1 классе.
Учебный план 1 класса
Учебная деятельность:
- включает в себя обязательные для изучения учебные предметы федерального компонента,
- определяет максимальный объём учебного времени, отводимого на изучение программ начального общего образования,
- отражает содержание образования в соответствии с современными требованиями.
В ходе освоения общеобразовательной программы школы при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
- закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- формируются универсальные учебные действия;
- развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на этой ступени формируется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету.
Учебная деятельность
Учебные предметы | Кол-во часов в неделю |
Русский язык | 5 |
Литературное чтение | 4 |
Математика | 4 |
Окружающий мир | 2 |
Музыка | 1 |
ИЗО | 1 |
Труд | 1 |
Физическая культура | 3 |
Итого: объём аудиторной нагрузки при 5-дневной учебной неделе | 21 |
Внеурочная деятельность реализует дополнительные образовательные программы в соответствии с количеством внеаудиторных часов во второй половине дня.
Формы организации внеурочной деятельности отличаются от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме: экскурсий, кружков, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов и т.д. Внеурочная работа реализуется через кружки, которые посещают все учащиеся класса.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Внеурочная деятельность представлена программами
Направление внеурочной деятельности | Название программы | Количество часов в неделю данной программы | Количество часов в неделю по данному направлению |
Спортивно - оздоровительное | «Будь здоров» | 1 час | 2 часа |
«Корригирующая гимнастика» | 1 час | ||
Художественно - эстетическое | «До-ми-солька» | 2 час | 2 часа |
Научно - познавательное | «Умники и умницы» | 1 час | 2 часа |
«В мире информатики» | 1 час | ||
Военно - патриотическое | «Введение в народоведение» | 1 час | 2 часа |
«Народные сказки» | 1 час | ||
Общественно – полезная деятельность | «Сделай сам» | 1 час | 1 час |
Проектная деятельность | «Что? Из чего? Как?» | 1 час | 1 час |
б) Режим организации учебного процесса в 1 классе
Организация образовательного процесса строится на основе здоровьесберегающей технологии.
Продолжительность учебной недели:
- пятидневка.
Ежедневно первая половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня - отдых и обед, а затем занятия в кружках.
В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов, который регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий.
Учебный план 2-4 класс
Начальная школа (2-4 класс) работает по УМК «Начальная школа XXI века» (Виноградовой Н.Ф.)
Во 2 – 4 классах в предметной области «Физическая культура» преподается интегрированный курс ОБЖ, включающий знания о поведении в экстремальных ситуациях:
во 2 классе: «Поведение в экстремальных ситуациях», «Меры безопасности в зимнее время», «Внимание – дорога!», «Мы по улице идем», «Мы пешеходы».
3 класс: «Травмы глаз», «Безопасность при любой погоде», «Отравления», «Действия учащихся по сигналу «Внимание всем!»
4 класс: «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Предупреждение бытового травматизма», «Правила оказания первой медицинской помощи», «Безопасность на воде».
В интегрированном предмете «Окружающий мир» предусмотрено изучение таких тем по ОБЖ, как:
2 класс: «Взаимодействие человека с окружающей средой», «Влияние окружающей среды на человека», «Как обращаться с животными», «От чего может возникнуть пожар», «Съедобные и несъедобные грибы», «Мы – пассажиры», «Умей ориентироваться»;
В 3 классе: «Особенности зимних дорог», «Правила пользования общественным транспортом», «Дорожно-транспортные происшествия».
4 класс: «Безопасность пешеходов», «Правила велосипедистов», «Режим дня», «Вредные привычки», «Личная и общественная гигиена».
Предмет «Информатика и информационно-коммуникативные технологии», направленный на обеспечение компьютерной грамотности, изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология».
Предмет «Изобразительное искусство» (автор программы Кузин В.С.) в 2-4 классах изучаются по 1 часу в неделю.
образовательные области | образовательные компоненты (учебные предметы) | количество часов в неделю | ||
2 | 3 | 4 | ||
инвариантная часть (федеральный компонент) | ||||
филология | русский язык | 5 | 5 | 5 |
литературное чтение, литература | 4 | 3 | 3 | |
иностранный язык | 2 | 2 | 2 | |
математика | математика | 4 | 4 | 4 |
информатика | ||||
обществознание | история | |||
обществознание | ||||
география | ||||
окружающий мир/природоведение | 2 | 2 | 2 | |
естествознание | биология | |||
физика | ||||
химия | ||||
искусство | музыка | 1 | 1 | 1 |
изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | |
физическая культура | физическая культура | 3 | 3 | 3 |
ОБЖ | ||||
технология | технология | 1 | 2 | 2 |
объём учебной нагрузки при 5-дневной учебной неделе | 22 | 22 | 22 |
Программно-методическое обеспечение
на I ступени образования
№ п/п | Предмет | Класс | Образовательная программа (автор программы, название, издательство, год издания) | Учебник (Ф.И.О. автора, название) |
1 | Русский язык | 1 | Программа «Школа 21 века», Просвещение, 2005 | Л.Е. Журова. Букварь. 2008 С.В.Иванов. Русский язык.2008 |
2 | С.В.Иванов. Русский язык 2кл.2006 | |||
3 | С.В.Иванов. Русский язык 3 кл.2008 | |||
4 | С.В.Иванов. Русский язык 4 кл. 2004 | |||
2 | Иностранный язык | 2 | Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н., Соловцова Э.И. и др.; под ред. Горчева А.Ю., Программа «Английский, немецкий, французский, испанский языки для 5-11 классов общеобразовательных учреждений», Просвещение, 1997 | Биболетова М.З. , «Enjoy English» 2 класс |
3 | Биболетова М.З. , «Enjoy English» 3 класс | |||
4 | Биболетова М.З. , «Enjoy English» 4 класс | |||
3 | Математика | 1 | Программа «Школа 21 века», Просвещение, 2005 | В.Н.Рудницкая.Математика 1 кл. 2006 |
2 | В.Н.Рудницкая.Математика 2 кл. 2006 | |||
3 | В.Н.Рудницкая.Математика 3 кл. 2006 | |||
4 | В.Н.Рудницкая. Математика 4 класс. | |||
4 | Литературное чтение | 1 | Программа «Школа 21 века», Просвещение, 2005 | Л.А.Ефросинина. Литературное чтение 1 кл..2008 |
2 | Л.А.Ефросинина. Литературное чтение 2 кл..2006 | |||
3 | Л.А.Ефросинина. Литературное чтение 3 кл.2007 | |||
4 | Л.А.Ефросинина. Литературное чтение 4 кл.2008 | |||
5 | Окружающий мир | 1 | Программа «Школа 21 века», Просвещение, 2005 | Н.В.Виноградова. Окружающий мир 1 кл. 2008 |
2 | Н.В.Виноградова. Окружающий мир 2 кл. 2006 | |||
3 | Н.В.Виноградова. Окружающий мир 3 кл. 2008 | |||
4 | Н.В.Виноградова. Окружающий мир 4 кл. 2008 | |||
6 | Физическая культура | 1-4 2 3 4 | Программа по физической культуре для 1 – 11 классов (Лях В.И.), Просвещение, 2007 | |
7 | Изобразительное искуство | 1-4 | Программа 1-4 кл. В.С. Кузин, Т.Я. Шпиколова, Е.В. Шорохов, Э.И. Кубышкина, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев. Рекомендована Департаментом общего и среднего образования Министерство образования РФ. Издательство Просвещение г. Москва | |
8 | Технология | 1 | Программа по технологии 1 – 4 классы (Луицева Е.А.), Дрофа, 2007 | Лутцева Е.А., Технология1 класс, Вентана-граф |
2 | Лутцева Е.А., Технология2 класс, Вентана-граф | |||
3 | Лутцева Е.А., Технология3 класс, Вентана-граф | |||
4 | Лутцева Е.А., Технология4 класс, Вентана-граф | |||
9 | Музыка | 1 | Образовательная программа по музыке (Кабалевский Д.М.), Просвещение, 1998 | Усачева В.О., Музыка1 класс, Вентана-граф |
2 | Усачева В.О., Музыка2 класс, Вентана-граф | |||
3 | Усачева В.О., Музыка3 класс, Вентана-граф | |||
4 | Усачева В.О., Музыка4 класс, Вентана-граф |
Описание программ
Ведущей идеей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»Виноградовой Н.Ф. является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в начальной школе.
Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской.
Комплект учебников «Начальная школа XXI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность.
Новизна подходов к построению курса «Русского языка» заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений.
Ведущей идеей «Литературного слушания», являющегося частью курса «Литературное чтение», является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1 год обучения).
Конструирование курса «Литературное чтение» подчинялось приоритетной задаче – углублению интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Исходя из этого, обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.
Обновление содержания курса «Математики» идет за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Принципом реализации деятельностного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.
Отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир» – его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания – отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть.
Английский язык (2-4 класс) М.З. Биболетова «Enjoy English» – учебник предназначен для обучения английскому языку детей 6-11 лет. Интересные задания и занимательные упражнения к ним, игры, рифмовки помогают детям усвоить языковой материал, овладеть навыками устной и письменной речи на доступном им уровне.
II ступень – основное (полное) образование 5-9 классы
образовательные области | образовательные компоненты (учебные предметы) | количество часов в неделю | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
инвариантная часть (федеральный компонент) | ||||||
филология | русский язык | 6 | 6 | 4 | 3 | 2 |
литературное чтение, литература | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
иностранный язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
математика | математика | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
информатика | 1 | 2 | ||||
обществознание | история | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
обществознание | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
география | 1 | 2 | 2 | 2 | ||
окружающий мир/природоведение | 2 | |||||
естествознание | биология | 1 | 2 | 2 | 2 | |
физика | 2 | 2 | 2 | |||
химия | 2 | 2 | ||||
искусство | музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | |||
физическая культура | физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
ОБЖ | 1 | |||||
технология | технология | 2 | 2 | 2 | 1 | |
объём учебной нагрузки при 5-дневной учебной неделе | 26 | 27 | 29 | 30 | 29 | |
вариативная часть (школьный компонент) | ||||||
технология | 1 | |||||
элективные курсы | Решение планиметрических задач на вписанные и описанные окружности Язык мой – друг мой Клетка Основы правовых знаний | 0,25 0,25 0,25 0,25 | ||||
максимальный объём нагрузки при 5-дневной учебной неделе | 27 | 28 | 30 | 31 | 32 |
Предмет «Информатика и информационно-коммуникативные технологии» в 5-7 классах
изучается в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология»
(автор программы Макарова Н.В.).
Основы безопасности жизнедеятельности в 5,6,7,9 классах интегрируются в предмете «Физическая культура» не менее 8 часов в каждом классе, изучаются темы:
5 класс: «Действия учащихся в чрезвычайных ситуациях», «Дорожно-транспортные происшествия», «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях»;
6 класс: «Основы здорового образа жизни», «Правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях», «Средства коллективной защиты и правила пользования ими»;
7 класс: «Первая медицинская помощь», «Профилактика осложнения ран», «Основы ЗОЖ», «Гражданская оборона и ее предназначение для защиты населения», «Основы медицинских знаний»;
9 класс: «Военная служба», «Составные части воинской обязанности граждан», «Призыв на военную службу».
В 5-9 классах 1 час в неделю отводится на преподавание предмета «Физическая культура», с учетом индивидуальных запросов и состояния здоровья обучающихся в групповом режиме реализуется программа курса «Психофизическая тренировка» (автор программы Нежкина Н.Н.).
В 9 классе час учебного предмета «Технология» представлен предметным курсом «Обслуживающий труд» в объеме 1 часа в неделю, в предметный курс введен модуль профориентации с целью профессионального самоопределения учащихся.
В рамках 1 часа школьного компонента в групповом режиме по выбору обучающихся введены элективные, предметные курсы:
-по алгебре «Решение планиметрических задач на вписанные и описанные окружности»;
- по биологии «Клетка»;
- по русскому языку «Язык мой - друг мой»;
-по обществознанию «Основы правовых знаний».
В 8, 9 классах отводится учебное время на изучение обучающимися региональных особенностей. В 8, 9 классе в предмете «География» интегрируются темы по краеведению не менее 5 часов в год. В предмете «Физика» изучаются вопросы энергосбережения в 8,9 классах не менее 5 часов в год в каждом классе.
Количество часов на освоение содержания образования в учебном плане определено для пятидневной учебной недели. На каждой ступени образования в учебном плане сохраняется в необходимом объёме содержание, являющееся обязательным для обеспечения базового стандарта образования. Учебный план имеет необходимое учебно-методическое, материально-техническое обеспечение.
Программно-методическое обеспечение
№ п/п | Предмет | Класс | Образовательная программа (автор программы, название, издательство, год издания) | Учебник (Ф.И.О. автора, название) |
1 | Русский язык | 5 | Программа по русскому языку 5 – 9 классы (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.), Просвещение, 2007 | Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Русский язык, Просвещение |
6 | Программа по русскому языку 5 – 9 классы (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.), Просвещение, 2007 | Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Русский язык, Просвещение | ||
7 | Программа по русскому языку 5 – 9 классы (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.), Просвещение, 2007 | Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Русский язык, Просвещение | ||
9 | Программа по русскому языку 5 – 9 классы (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.), Просвещение, 2007 | Бархударов С.Г. Русский язык, Просвещение | ||
2 | Математика | 5 | Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк, Дрофа, 2001 | Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Математика, Мнемозина |
6 | Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк, Дрофа, 2001 | Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Математика, Мнемозина | ||
7 | Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк, Дрофа, 2001 | Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Алгебра, Просвещение | ||
8 | Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк, Дрофа, 2001 | Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Алгебра | ||
9 | Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк, Дрофа, 2001 | Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Алгебра, Просвещение | ||
3 | Геометрия | 7 - 9 | Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк, Дрофа, 2001 | Атанасян М.С., Геометрия, Просвещение |
4 | Литература | 5 | Программа по литературе 5 – 11 классы (Коровина В.Я.), Просвещение, 2007 | Коровина В.Я., Литература |
6 | Программа по литературе 5 – 11 классы (Коровина В.Я.), Просвещение, 2007 | Полухина В.П., Литература, Просвещение | ||
7 | Программа по литературе 5 – 11 классы (Коровина В.Я.), Просвещение, 2007 | Коровина В.Я., Литература, Просвещение | ||
8 | Программа по литературе 5 – 11 классы (Коровина В.Я.), Просвещение, 2007 | Коровина В.Я., Литература, Просвещение | ||
9 | Программа по литературе 5 – 11 классы (Коровина В.Я.), Просвещение, 2007 | Коровина В.Я., Литература, Просвещение | ||
5 | Иностранный язык | 5 - 9 | Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н., Соловцова Э.И. и др.; под ред. Горчева А.Ю., Программа «Английский, немецкий, французский, испанский языки для 5-11 классов общеобразовательных учреждений», Просвещение, 1997 | Кауфман К.И., английский язык, Титул |
6 | История | 5 | Программа по истории Древнего мира Вигасин А.А. 5 класс, Просвещение, 2002 | Вигасин А.А., История древнего мира, Просвещение |
6 | Программа по новой истории Агибалова Е.В. 6 класс, Просвещение, 2002 | Агибалова Е.В., История средних веков, Просвещение | ||
6 - 9 | Программа по истории 6 – 11 классы (Данилова А.А., Косулина Л.Г., Просвещение, 2007 | Данилов А.А., История России, Просвещение | ||
7 - 8 | Программа по всеобщей истории Юдовская А.Я. 7 – 8 класс, Просвещение, 2002 | Юдовская А.Я., Всеобщая история, Просвещение | ||
9 | Программа по новой истории Сороко-Цюпа О.С. 9 класс, Просвещение, 2002 | Сороко-Цюпа О.С., Всеобщая история. Новейшая история, Просвещение | ||
7 | Обществознание | 6-11 | Учебная программа для средней общеобразовательной школы по обществознанию 6 – 11 классы (Боголюбов Л.Н.), Дрофа, 2001 | Боголюбов Л.Н., Обществознание, Просвещение |
8 | Природоведение, Биология | 5 | Программа для основной общеобразовательной школы 5 – 9 классы ( Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д.), Просвещение, 2007 | Пакулова В.М., Иванов Н.В., Природа. Неживая и живая, Дрофа |
6 | Программа для основной общеобразовательной школы 5 – 9 классы ( Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д.), Просвещение, 2007 | Пасечник В.В., Биология. Бактерии, грибы, растения, Дрофа | ||
7 | Программа для основной общеобразовательной школы 5 – 9 классы ( Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д.), Просвещение, 2007 | Латюшин В.В., Шапкин В.А., Биология. Животные, Дрофа | ||
8 | Программа для основной общеобразовательной школы 5 – 9 классы ( Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д.), Дрофа, 2007 | Колесов Д.В., Маш Р.Д., Биология. Человек, Дрофа | ||
9 | Программа для основной общеобразовательной школы 5 – 9 классы ( Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д.), Дрофа, 2007 | Каменский А.А., Пасечник В.В., Биология, Дрофа | ||
9 | География | 6 | Программа по географии для 6 – 9 классов (Душина И.В.), Дрофа 2001 | Герасимова Т.П., Начальный курс географии, Дрофа |
7 | Программа по географии для 6 – 9 классов (Душина И.В.), Дрофа 2001 | Коринская В.А., И.В. Душина, География, Дрофа | ||
8 | Программа по географии для 6 – 9 классов (Душина И.В.), Дрофа 2001 | Раковская Н.Э.., География России, Дрофа | ||
9 | Программа по географии для 6 – 9 классов (Душина И.В.), Дрофа 2001 | Дронов В.П., Ром В.Я., География России. Население и хозяйство, Дрофа | ||
10 | Физика | 7 - 9 | Образовательная программа по физике (Громов С.В.), Просвещение, 2007 | Громов С.В., Физика, Просвещение |
11 | Химия | 8 - 11 | Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (Минченков.), Дрофа, 2004 | Минченков Н.Н.., Химия, Дрофа |
12 | Музыка | 5 – 8 | Образовательная программа по музыке (Кабалевский Д.М.), Просвещение, 1998 | Сергеева Г.П., Музыка, Просвещение |
13 | Изобразительное искусство | 5 - 8 | Программа по ИЗО ( Неменского Б.М..), Дрофа, 2001 | Неменский. Изобразительное искусство, Дрофа |
14 | Технология | 5 – 11 | Программа по технологии для 1 – 11 классов (Симоненко В.Д.), Просвещение, 2007 | Симоненко В.Д., Технология, Вентана-граф |
15 | Информатика и информацио нные технологии | 8-9 | Программа по информатике и ИКТ для 5 – 11 классов (Макарова Н.В.), Питер, 2009 | Макарова Н.В., Волкова И.В., и др, под ред. Макаровой Н.В., Информатика 8-9 класс, Питер пресс |
16 | Физическая культура | 1 – 11 | Программа по физической культуре для 1 – 11 классов (Лях В.И.), Просвещение, 2007 |
Учебные программы, используемые в образовательном процессе основного общего образования. Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры учащихся.
Все программы предусматривают наличие тесного междисциплинарного взаимодействия, использование новых технологий в коммуникативно-речевом, социокультурном и языковом общении и самообразовании школьников.
Описание учебных программ
Русский язык – 5-9 классы, программа под редакцией М.Т Баранов. Основной особенностью системы, которая реализуется этой программой, является направленность процесса обучения на речевое развитие школьников, ставится цель всестороннего развития всех видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма. Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями. Программа каждого класса содержит два раздела: 1) систематический курс языка с правописанием и элементами культуры речи; 2) раздел включающий понятия речи, стилей речи, типов речи и текста. Предполагается, что эти разделы изучаются в ходе учебного процесса не в линейном, а в перемежающемся режиме.
Литература – автор программы Коровина В.Я. Программа позволяет достаточно реализовать следующие цели: формирование высоких эстетических вкусов, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование нравственных и гражданских идеалов. В процессе изучения литературы, у учащихся формируется умение отличать подлинно художественные произведения. Программа позволяет изучать произведения в ходе анализа единства содержания и формы. Только гармоническое сочетание эмоционального переживания и логической мысли, эстеия и изучения художественного произведения приносит успех.
Алгебра – данная программа является традиционной, авторы - Миндюк Н.Г. Кузнецова Г.М., обеспечивается учебником Ю.Н. Макарычева (7-9 класс), способствует совершенствованию практических навыков и умений учащихся, развитию логического мышления, пространственного воображения, воспитанию средствами математики культуры лич
Геометрия – данная программа является традиционной, авторы - Миндюк Н.Г. Кузнецова Г.М., обеспечивается учебником Атанасян Л.С. (7-9 класс), способствует совершенствованию практических навыков и умений учащихся, формированию логического мышления, пространственных представлений, способствует освоению математических знаний, необходимых в повседневной жизни для изучения школьных, естественно-научных дисциплин.
Английский язык (5-9 классы), программа К.И. Кауфман, М.Ю.Кауфман, учебник «Happy English.ru» – соответствуют требованиям учебной программы к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся, учитывают реальные возможности учителя и учащихся массовых школ России. Особенностью содержательного построения учебников является использование приключенческой сквозной сюжетной линии и оригинальной методики обучения грамматике.
Насыщенность содержания страноведческим материалом, учебными играми и авторскими стихами и песнями обеспечивает высокий уровень учебной мотивации учащихся
Курс обществознания на данной образовательной ступени интегрирует социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Преподавание ведется по учебникам Боголюбова, пособие включает относительно законченный круг сведений о человеке, современном обществе, их взаимодействии с природой. Оно дает представление о человеке как субъекте исторического процесса, наделенном свободой воли, а значит возможностью изменять ход истории, и обществе, как совокупности социума с присущими ему инстинктами, нормами, культурными традициями.
География – программа под ред. Петровой Н.Н. является традиционной, обеспечивается учебниками: 6 класс, «Физическая география» автор учебника Г.П.Герасимова, курс определяет логический переход от природоведения к систематическим курсам географии и одновременно служит основой для них. 7 класс «География материков и океанов», автор учебника В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев; на доступном для учащихся уровне знакомит с природой Земли, устройством ее оболочек, материков, океанов, а так же хозяйственной деятельностью человека на материках. 8-9 класс «География России», автор учебника Раковская (8 класс), 9 класс (Ром, Дронов); курс призван достаточно полно, глубоко и целостно дать представление о природе, населении и хозяйстве России.
Биология – программа по курсу биологии (В.В. Пасечник) имеет комплексный характер, содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой.
ИЗО – программа Неменского Б.М. дает возможность точно определить модель развития и уровень знаний выпускника основной школы. Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, формирует эстетическое отношение к родному краю, людям, природе, дает возможность овладеть образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Компоненты региональной программы дают возможность учителю вести активную работу по сохранению национальной культуры. Народное искусство играет важную роль в сближении разных этносов, проживающих на территории края, помогает детям лучше понять и почувствовать друг друга.
Технология – программа под редакцией Симоненко В.Д. Программа направлена на творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством учителя с опорой на адекватную учебно-материальную базу, позволяет учащимся приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечивает их интеллектуальное, физическое, эстетическое, этическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Программа курса физики в 7, 8, 9 классах традиционно особое внимание уделяется прикладной направленности преподавания. На данном этапе происходит ознакомление с более широким кругом технологических приложений, ведущее место в образовательном процессе занимает решение задач повышенной сложности, выполнение творческих и учебно-поисковых заданий, в основе которых лежит самостоятельное применение полученных знаний. Преподавание физики в 7-9 классах ведется по учебникам под редакцией Громова.
Базовый компонент химического образования обязателен для учащихся всех уровней. На этой ступени изучаются проблемы химической эволюции вещества, экологические проблемы, рассматриваются вопросы связи химии с другими предметами естественного цикла. Значительное место отводится темам, где речь идет о применении веществ и материалов в быту. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией Минченкова
В учебном плане предусмотрено ведение элективных курсов в 9 классе.
б) Режим организации учебного процесса
Учебный процесс в школе осуществляется в соответствии с требованиями СанПина. Для учащихся 1-9-х классов установлена пятидневная учебная неделя. Длительность уроков составляет 45 минут. Учебный год разделен на 4 учебные четверти. После каждой четверти предусмотрены каникулы (30 дней).
Расписание обязательных занятий (уроков) и внеурочной деятельности составляется в соответствии с «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02). (приложение 1)
в) Формы получения образования учащимися
В настоящее время основной формой обучения является классно-урочная система. В школе также может быть предусмотрено надомное обучение учащихся, которое может осуществляться только на основании медицинского заключения. В школе могут обучаться дети по коррекционной программе VIII вида (имеется лицензия на право обучения по коррекционным программам, разработан учебный план) (приложение 2).
г) Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе
В настоящее время в педагогике известно достаточно много технологий. В образовательном процессе школы предполагается использование следующих технологий:
- игровая;
- уровневой дифференциации;
- КСО;
- личностно-ориентированная технология;
- ИКТ;
- технология проблемного обучения.
Игровая технология
Отличительной особенностью данной технологии является ее добровольность, высокая активность и контактная зависимость участников, а также двуплановость.
С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными превосходящими обстоятельствами. Она способствует развитию, обогащает жизненный опыт, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни. Областью применения данной технологии в настоящее время, в основном, является начальная школа и предметы гуманитарного цикла.
Дифференциация в обучении Дифференцированное обучение для освоения учебного материала учащимися с различным уровнем обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Создателем коллективных способов обучения в 20-е годы стал Ривин А.Г., который после гражданской войны искал оптимальные методы обучения разновозрастных учащихся. Он объединил учащихся в пары сменного состава и стал обучать учеников по принципу: «Научи другого тому, что знаешь сам». Эта технология была забыта в 40-60-е годы, потом получила свою новую жизнь в трудах Дьяченко К.Д., Шаталова В.Ф.
Данную технологию можно считать вспомогательной. Она дает хорошие результаты при использовании её как одной из форм организации учебной деятельности при работе по другим технологиям.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала Личностно-ориентированная технология, в качестве планируемых результатов предполагающая не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Технология создает условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных способностей школьников.
д) Система дополнительного образования, внеклассной и внеурочной деятельности
Система дополнительного образования школы включает в себя:
- научно-техническое (кружок «Безопасное колесо»),
- художественно-эстетическое (кружок «Делаем сами, своими руками», «Умелые руки»),
- предметные (кружок «Смекалка»)
-спортивно-оздоровительное (спортивная секция «Баскетбол», корригирующая гимнастика).
В системе дополнительного образования школы задействованы все учащиеся, причем каждый из них посещает в среднем 1-2 объединения.
6. Мониторинг качества образования и воспитания
Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-педагогические методики изучения уровня психического развития, диагностические контрольные работы.
Сравнительный анализ качества знаний по различным предметам, проводимый раз в полугодие, четверть, позволяет проследить эффективность обучения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов ЗУН, ОУУН учащихся. Контроль нацелен на полноту и всесторонность, систематичность и объективность оценки уровня знаний и умений школьников, что обеспечивается включением в его содержание всех основных элементов учебного материала, предусмотренных программой, проверку не только предметных знаний, но и усвоения специальных и общественных умений.
Систематичность контроля, периодичность проверки знаний и умений каждого ученика, накопление оценок за разные виды работ в течение четверти отражается в журнале.
а) Система мониторинга в школе
Параметры | Критерии | Способы диагностики |
1. Уровень обученности: по предметам общего развития | владение знаниями о науке как части общечеловеческой культуры; владение базовыми знаниями в соответствии с государственным образовательным стандартом; владение знаниями о человеке, природе, обществе; владение методами и приемами самопознания и самооценки; владение иностранным языком, осознание значения языковой культуры как части общечеловеческой культуры; владение знаниями мировой и отечественной культуры, осознание их взаимосвязи; владение компьютерной грамотностью. | срезы, контрольные работы, тесты; наблюдение; государственная (итоговая) аттестация учащихся.
|
2.Познавательная направленность личности | сформированность познавательного интереса; сформированность устойчивого интереса к профильным предметам; сформированность профессиональной направленности на основе углубления и расширения знаний за счет изучения элективных курсов. | вопросник Климова «Карта интересов»; анализ продолжения обучения выпускников; анкетирование.
|
3. Развитие способностей учащихся | развитие психических процессов: внимания, логического мышления, темпа и точности работы; развитие интеллектуальной сферы, сформированность потребности в интеллектуальной деятельности; | методики: «Личностный рост»; анализ итогов олимпиад, результатов исследовательской деятельности и творческих заданий, конкурсов; |
4. Реализация воспитательного потенциала личности | обладает внешней и внутренней культурой поведения; уровень самооценки личности; открытость к общению, коммуникабельность; уровень комфортности учащихся, психическое самочувствие. | наблюдение; анкета по ранжированию ценностно - нравственных ориентиров; анкета «Что мне нравится и что не нравится в нашей школе»; социометрия. |
5. Показатели здоровья | сохранность здоровья; уровень работоспособности; уровень тревожности. | анализ данных по состоянию здоровья детей и тенденций по изменению: оценка работоспособности (визуальное наблюдение); оценка физической подготовленности по результатам сдачи нормативов физической культуры. |
б) Промежуточная и итоговая аттестация
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется учителями по 5-ти балльной системе. Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося.
В образовательном учреждении существует следующая система оценок:
- в 1 – 2 классах используют только качественные оценки успешности освоения программы;
- в 3-9 классах выставляются оценки в баллах;
- промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются в 3-9 классах по четвертям.
В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамены по соответствующему предмету экзаменационной комиссии.
Ежегодная промежуточная аттестация в форме экзаменов, зачетов, контрольных работ, тестов и др. по отдельным предметам проводится в конце учебного года, начиная с 3 класса. Решение о проведении такой аттестации в данном учебном году принимается не позднее 30 декабря педагогическим советом, который определяет формы, порядок и сроки проведения аттестации. Решение педагогического совета по данному вопросу доводится до сведения участников образовательного процесса приказом директора школы.
Освоение общеобразовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Министерством образования.
Выпускникам школы после прохождения государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью учреждения.
Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, четвертные, полугодовые и годовые оценки «5», награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении»
в) Система ВШК
Система ВШК школы, являясь составной частью мониторинга учебно-воспитательного процесса, имеет достаточно сложную структуру.
Структурирование ВШК у нас в школе осуществляется по различным параметрам:
1. по форме контроля:
· контрольная работа,
· зачет,
· тестирование,
· реферат,
· творческий отчет,
· зачетная аттестация;
2. по уровню контроля:
· самоконтроль учащихся,
· контроль учителя,
· контроль независимой комиссией,
· административный контроль;
3. по виду контроля:
· персональный контроль работы учителя (учителей),
· предметный контроль (изучение конкретной проблемы в деятельности отдельного работника или класса, группы работников или классов, или всех работников или классов школы в целом),
· классно-обобщающий контроль (изучение состояния образовательного процесса в отдельном классе),
· обзорный контроль (изучение всех проблем в каком - либо подразделении или школе в целом);
4. по объекту контроля:
· контроль деятельности учащихся,
· контроль документации учащихся (тетрадей и дневников),
· контроль работников,
· контроль документации работников;
5. по объему контролируемого материала:
· поурочный (отдельного урока, мероприятия),
· тематический контроль (отдельной темы, вопроса, проблемы),
· итоговый контроль (по учебному курсу, программе, классу);
6. по цели контроля:
· предупредительный контроль (с возможностью предварительной корректировки),
· срезовый контроль (по состоянию на какой-нибудь момент),
· итоговый контроль (по результатам отчетного периода (четверти, года), этапа выполнения или завершения программы или работы).
7. Управление реализацией программы
Корректировка Программы осуществляется рабочей группой, отслеживающей результаты выполнения Программы по направлениям с различной периодичностью:
- мониторинг результатов учебного процесса – один раз в четверть;
- мониторинг здоровья обучающихся – один раз в полугодие;
- мониторинг эффективности реализации Программы – в соответствии с выделенными критериями;
- контроль за целевым использованием финансовых средств, за расстановкой кадров – один раз в год.
Управление реализацией Программы осуществляется администрацией школы и Управляющим советом.
8. Критерии для оценки реализации образовательной программы
Под ожидаемым результатом реализации образовательной программы, в целом, понимаются позитивные изменения в личности учащихся, на которые ориентирована данная образовательная программа.
В результате реализации данной образовательной программы в школе будут созданы условия, обеспечивающие комфортное пребывание в ней учащихся с различными запросами и уровнем подготовки, позволяющие им подготовиться к адаптации в условиях рыночных отношений и социальных изменений. В школе учащиеся смогут получить общие знания базового уровня.
Образовательная программа ориентирована на приближение к образу ученика 21 века, сформулированному в национальной инициативе «Наша новая школа» и Стандартах образования нового поколения, ориентированных на воспитание деятельностной, компетентностной, сознательной личности.
Модель выпускника
Первой ступени
Достижение уровня элементарной грамотности - готовности ученика к образованию в основной школе, что предполагает:
1. Сформированность опорных знаний и умений в области чтения, письма, счёта, английского языка.
2. Сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми.
3. Сформированность основных навыков учебного труда.
4. Развитие нравственных и эстетических начал личности.
Второй ступени
Достижение уровня функциональной грамотности, что предполагает
1. Сформированность готовности ученика к адаптации в современном обществе, т.е. к решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности, а именно: умение адаптироваться в условиях современного общества.
2. Сформированность интереса к конкретной области знания, наличие определённой системы базовых предметных знаний и умений, позволяющих продолжить обучение в профессиональной или общеобразовательной школе.
Измерители реализации образовательной программы
1. Контрольные работы
2. Проверка техники чтения, вычислительных навыков
3. Результаты участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах
4. Промежуточная аттестация
5. Государственная (итоговая) аттестация
6. Результаты поступления в другие учебные учреждения, продолжение образования.
В результате деятельности школа должна иметь достаточно высокий уровень общественного престижа и оставаться школой, включающей сообщество учителей, способных принимать управленческие решения; обучающихся, имеющих возможности получения качественного образования и достаточного уровня сформированности навыков самоопределения и самореализации; родителей, активно участвующих в организации и управлении образовательным процессом.
9. Список литературы
1. Белюгова Н. Структура управления: переход от «горизонтали» к «вертикали». //Директор школы. – 1999. - № 4. – с. 24 – 30.
2 Блинков А.Д. Положение о промежуточной аттестации учащихся 1 – 11 классов школы № 218. // Завуч.- 1998. - №2. – с. 110 – 111.
3. Внутришкольное управление: Теория и опыт педагогических и управленчес ких инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. – М.: Новая школа, 2005. – С. 7,12.
4. Закон РФ «Об образовании»
5. Зверева В.И. Завучи-менеджеры: кто они? // Завуч.- 2008. - №1. – с. 42 – 48.
6. Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. М., 2008 г.
7. Каспржак А.Г. Иванова Л.Ф. Образовательная программа гимназии № 1505. // Завуч.- 2000. - №3. – с. 22 – 37.
8.Качкис В.Т. Внутришкольный контроль. // Завуч.- 2001. - №2. – с. 30-49.
9.Конвенция о правах ребенка, принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г.
10. Молчанова Т.К. Составление образовательных программ: практические рекомендации.-М: УЦ «Перспектива», 2004.-116 с.
11.Интернет-ресурсы:
1. http://sch28.spb.edu.ru/viewpage.php?page_id=5
2. http://andreevskaya-shkola.ru/publichniy-doklad-direktora/obrazovatelnaya-programma.html
4. http://www.priv7.iv-edu.ru/fm_index332.htm
Приложение 1
Расписание уроков МОУ «Слободчиковская ООШ»
на 2011 – 2012 учебный год
Класс/день недели | № урока | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
ПОНЕДЕЛЬНИК | 1 2 3 | Математика Русский язык Английский язык | Русский язык Математика Литература | Русский язык Обществознание Математика | Биология Информатика История | Технология Биология Русский язык | |
Динамическая пауза | |||||||
4 5 6 7 | Изобразительное искусство Английский язык | Английский язык/технология Биология | История Литература Английский язык | Математика Физика Физическая культура | Английский язык Математика Физическая культура Литература | ||
ВТОРНИК | 1 2 3 | Русский язык Математика Литература | Математика Русский язык География | Технология Русский язык Физика | История Химия Математика | Химия Физика Литература | |
Динамическая пауза | |||||||
4 5 6 7 | Природоведение История Физическая культура | Технология Русский язык Физическая культура | Математика Биология Английский язык Физическая культура | Русский язык Английский язык Технология Физическая культура | Информатика Математика Обществознание Физическая культура | ||
СРЕДА | 1 2 3 | Русский язык Математика Физическая культура | Математика Русский язык Литература | География История Русский язык | Искусство Русский язык Химия | Информатика Химия Математика | |
Динамическая пауза | |||||||
4 5 6 7 | Русский язык Литература Технология | Обществознание/география Физическая культура История | Математика Физическая культура Литература | ОБЖ Математика Физическая культура Литература | Биология Английский язык Физическая культура История | ||
ЧЕТВЕРГ | 1 | Классный час | |||||
2 3 | Математика Музыка | Русский язык Математика | Музыка Биология | География Русский язык | Русский язык Искусство | ||
Динамическая пауза | |||||||
4 | Русский язык | Музыка | География | Обществознание | Математика | ||
5 6 7 | История Природоведение | Изобразительное искусство История Технология | Математика Физика | Английский язык Математика | География Литература Эл.курс 1 ч.- русск. язык «Язык мой - друг мой» 2 ч.-обществознание «Основы правовых знаний» 3 ч.- биологиия «Клетка» 4 ч.- алгебра «Решение планиметрических задач на вписанные и описанные окружности» | ||
ПЯТНИЦА | 1 2 3 | Математика Русский язык Английский язык | Русский язык Физическая культура Математика | Русский язык Физическая культура Технология | География Физика Литература | Физика География История | |
Динамическая пауза | |||||||
4 5 6 | Физическая культура Технология | Английский язык/технология Английский язык/технология | Изобразительное искусство Английский язык Математика | Математика Биология Английский язык | Английский язык Математика |
Класс/день недели | № урока | 1 | 2 | 3 | 4 |
ПОНЕДЕЛЬНИК | 1 2 3 | Литературное чтениеМатематика Русский язык | Английский язык Математика Русский язык | Математика Английский язык Русский язык | Английский язык Математика Русский язык |
Динамическая пауза | |||||
4 | Физическая культура | Изобразительное искусство | Физическая культура | Изобразительное искусство | |
ВТОРНИК | 1 2 3 | Литературное чтение Математика Русский язык | Литературное чтение Математика Русский язык | Литературное чтение Математика Русский язык | Русский язык Математика Литературное чтение |
Динамическая пауза | |||||
4 5 | Физическая культура | Окружающий мир Технология | Физическая культура Окружающий мир | Окружающий мир Технология | |
СРЕДА | 1 2 3 | Литературное чтение Математика Окружающий мир | Литературное чтение Русский язык Математика | Русский язык Математика Окружающий мир | Окружающий мир Русский язык Математика |
Динамическая пауза | |||||
4 5 | Русский язык | Окружающий мир Физическая культура | Литературное чтение Технология | Литературное чтение Физическая культура | |
ЧЕТВЕРГ | 1 | Классный час | |||
2 3 4 | Литературное чтение Математика Русский язык | Литературное чтение Математика Русский язык | Литературное чтение Математика Русский язык | Русский язык Математика Литературное чтение | |
Динамическая пауза | |||||
5 6 | Физическая культура Музыка | Музыка Физическая культура | Физическая культура Музыка | Музыка Физическая культура | |
ПЯТНИЦА | 1 2 3 | Окружающий мир Русский язык Технология | Английский язык Русский язык Физическая культура | Русский язык Английский язык Технология | Английский язык Русский язык Физическая культура |
Динамическая пауза | |||||
4 | Изобразительное искусство | Литературное чтение | Изобразительное искусство | Технология |
Приложение 2
Учебный план
МОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа», реализующего специальное (коррекционное) образование (VIII вид) в условиях общеобразовательных классов, на 2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план разработан на основе Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", приказа департамента образования и науки Тюменской области от 14.05.2011 №464/ОД «О формировании учебных планов ОУ на 2010-2011 учебный год», письма департамента образования и науки «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений на 2011/2012 учебный год», приказа отдела образования администрации Аромашевского муниципального района «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Аромашевского района на 2011-2012 учебный год» № 65 от 04.05.2011 г.
Исходя из основной цели обучения по специальной (коррекционной) программе VIII вида, общеобразовательная и трудовая подготовка учащихся направлена на коррекцию познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств, социальную адаптацию и реабилитацию.
В 6 классе продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся и специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные коррекционные занятия.
Специфические коррекционные предметы, входящие в школьный компонент: развитие речи, ритмика, социально-бытовая ориентировка, изучаются интегрировано в предметах «Природоведение» и «Физическая культура», «Трудовое обучение» соответственно.
Из традиционных для системы общего образования обязательных учебных предметов изучаются русский язык, литературное чтение, математика, природоведение, изобразительное искусство, музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое обучение.
В 6 классе из общего количества часов математики - 1 час отводится на изучение элементов геометрии.
В учебном плане для 6 класса выделяется 3 часа в неделю на преподавание предмета «Физкультура».
К индивидуальным коррекционным занятиям относятся дополнительные занятия по русскому языку и математике. На проведение данных занятий отводятся часы во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 1 час в неделю. Трудовая практика в 6 классе проводится в течение 10 дней на базе школьных мастерских в течение года.
Количество часов, отводимых на предметы, изучаемые по общеобразовательной и специальной (коррекционной) программе VIII вида, не совпадает. В связи с этим обучение проходит по индивидуальному учебному плану и расписанию.
В 6 классе недостающий 1 час географии восполняется за счет 1 часа обществознания; дополнительные часы трудового обучения складываются из 3 часов иностранного языка.
Интегрируемый подход в обучении детей по специальной (коррекционной) программе в условиях общеобразовательного класса рассчитан на учащихся, не имеющих проблем в поведении, связанных с заболеванием.
Образовательные области | Образовательные компоненты (учебные предметы) | Количество часов в неделю 6 класс |
Филология | Русский язык | 6 |
Литературное чтение | 2 | |
Математика | Математика | 5 |
Обществознание | История | 2 |
География | 2 | |
Биология | 1 | |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 |
Музыка | 1 | |
Физическая культура | Физическая культура (ритмика) | 3 |
Технология | Трудовое обучение | 5 |
Объем нагрузки при 5-дневной учебной неделе | 28 |
Индивидуальные коррекционные занятия
Коррекционные занятия | Количество часов в неделю |
6 класс | |
Педагогическая коррекция по учебным предметам: Русский язык Математика | 0,5 0,5 |
Итого | 1 |
Обязательные занятия по трудовой подготовке | |
Трудовая практика | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Проект перспективного развития школы на 2011-2015 гг
Проект перспективного развития школы на 2011-2015 гг создан на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"....
План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".
В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...
Программа перспективного развития 2011-2015
Проект перспективного развития школы разработан педагогическим коллективом на период с 2011 по 2015 г. В проекте развития отражены основные тенденции развития школы, охарактеризованы главн...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Школа предпринимательства и СМИ"
Новизна программы.Новизна дополнительной образовательной программы «Школа предпринимательства и СМИ» заключается в том, что при ее реализации используются различные активные формы обучения...
Образовательная программа школы 2020-2025, рабочие программы 5-9 классы
Образовательная программа школы 2020-2025, рабочие программы 5-9 классы...