Работа с одаренными детьми
статья по теме
Статья посвящена основным направлениям работы с одаренными детьми. Имеется аналитический материал. Интересна тем, что соответствует одному из направлений ННШ - работа с талантливой молодежью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_odarennye_deti.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанцева Нина Николаевна,
заместитель директора по НМР
МОУ «Русскополянская СОШ №2»
Работа с одаренными детьми
В каждом человеке — солнце.
Только дайте ему светить.
Сократ
Одаренные дети — наше будущее. Именно так называется наша программа работы с одаренной молодежью. Талантливая молодежь - интеллектуальное богатство нации, ее творческий потенциал. Поэтому заботу о развитии одаренности детей необходимо рассматривать как заботу о будущем нашего государства. Работа по выявлению и развитию одаренности личности только тогда станет успешной, когда она будет иметь системный характер, объединять усилия образовательных учреждений, семьи, общественных организаций.
В «Рабочей концепции одаренности» дано следующее определение : «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Таким образом, это определение позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества, включающего мотивацию, направленность личности, уровень саморегуляции и др.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, особенно в русле введения Стандартов нового поколения. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным количеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки.
Поэтому, говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка в школе. Именно поэтому наша программа работы с одаренными детьми предусматривает различные направления деятельности педагогов школы и привлеченных специалистов с учащимися.
Работа с одаренными детьми начинается уже на младшей ступени обучения. Педагоги начальной школы и привлеченные специалисты готовят ребят к участию в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. Школьники младших классов успешно принимают участие в конференции НОУ в секции младших школьников, в турнире «ПОНИ», в международной игре «Русский медвежонок», в международном конкурсе «Кенгуру».
Для того, чтобы ни один ребенок не остался без внимания педагогов, чтобы не перегружать учащихся, в школе есть банк данных способностей и возможностей детей. Он составляется из независимых характеристик педагогов, обсуждается дважды в год на психолого-педагогических консилиумах. Банк постоянно обновляется, изменяется, но полезность его огромна. Он помогает простроить стратегию и тактику работы с детьми, проявляющими способности к той иной области знаний. При составлении банка данных большую помощь оказывают родители, которые заинтересованы в развитии детей в определенном направлении. Однако, несмотря на усилия и педагогов, и родителей, в школе есть учащиеся, которые, обладая несомненной одаренностью, все-таки перегружены участием в нескольких олимпиадах и конкурсах одновременно. Причем это участие очень результативно. Так, только за 2010 год учащаяся Аушина Елизавета стала участницей и дипломантом 1 степени в двух региональных конкурсах и лауреатом 3-х Всероссийских конкурсов: «Поэтическая фантазия», «Познание и творчество» и «Первые шаги в науку».
Очень результативной формой выявления и развития одаренности учащихся являются предметные недели. Они открывают возможность для представления широкого спектра форм внеурочной деятельности, повышения мотивации учеников к изучению образовательной области, развития творческих способностей учащихся.
Одно из важнейших направлений – работа научного общества учащихся «Мысль», которое объединяет школьников 2-11 классов.
Цели работы НОУ:
- Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
- Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Направления работы общества учащихся разные: это и научно-исследовательское, и учебно-исследовательское, и написание проектов, и творческие лаборатории. Только за последние три года на районную научно-практическую конференцию было представлено 18 работ учащихся, из которых 12 стали лауреатами.
Ежегодно члены школьного НОУ становятся лауреатами областной конференции. Достойно выступили на региональном уровне наши ребята в 2010 году. На XLII региональную научно-практическую конференцию школьников и учащейся молодежи Омской области было представлено 5 работ. Исследование Ткач Ирины и Чернеты Анастасии «Золотное шитье русской православной церкви» (руководитель Аушина Елена Георгиевна) получило высший балл, девочки рекомендованы на Премию Губернатора. Работа Грачева Павла «Герои живут рядом с нами» (руководитель Казанцева Нина Николаевна) рекомендована на Всероссийскую конференцию. Работа Уразмухаметовой Айнаш и Шестак Татьяны «Питьевая вода и здоровье русскополянцев» (руководитель Пономаренко Татьяна Леоновна) признана лучшей на научно-практической конференции «Сохранение природного и культурного наследия» в рамках регионального экологического фестиваля детско-юношеского творчества «Белая береза». В суперфинале регионального интеллектуального экологического марафона «Эколог года» наша команда «Юный эколог» (руководитель Светлаева Татьяна Станиславовна), состоящая из учащихся 6-9 классов, заняла почетное 3 место.
Школа является постоянным участником областного слета «Способная и талантливая молодежь — наше будущее». Так, в 2007 году театр моды «Золушка» стал дипломантом 1 степени в номинации «Дизайнер 21 века». А в 2010 году Шамрай Дарья стала дипломантом 1 степени в номинации «Художественное творчество». И это неслучайно: девочка пятый год занимается в клубе «Гармония», проявляет большой интерес к творчеству и хочет связать свое будущее с дизайном. 6 учащихся нашей школы занесены во Всероссийскую энциклопедию «Одаренные дети — будущее России».
Анализируя работу школы за последние три года, педагоги пришли к выводу, что если ученик одарен, то он преуспевает во многих видах деятельности. Однако в старших классах такие высокие достижения не всегда подтверждаются. Это объясняется тем, что на I и II ступени обучения (до 7-8 класса) школа рассматривает одаренность как общую, универсальную способность; на следующих возрастных этапах общая способность приобретает предметную направленность.
Возможность проявить себя предоставляется школьникам через участие во всевозможных интеллектуальных заочных Всероссийских и Международных конкурсах. В Международной игре-конкурсе «Русский медвежонок» ежегодно участвует 90-100 человек. В 2008 году ученица 6 класса Бойчук Виктория заняла 3 место в России и получила Диплом; Шварц Ирина, учащаяся 5 класса, набрала 120 баллов из 120 возможных и заняла 1 место в России! Сагандыкова Альбина, учащаяся 4 класса, заняла 1 место в регионе.
В Международном конкурсе «Кенгуру» в прошлом году участвовало около 40 человек. Марченко Виктор (6 класс) и Анищук Илья (5 класс) стали победителями и награждены ценными подарками.
В IX Всероссийском дистанционном конкурсе «Поэтическая фантазия -2009» Краснова Юлия (10 класс), Аушина Лиза (7 класс) получили Дипломы и вошли в десятку лучших.
По итогам Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» Францишко Галина (3 класс) получила Диплом.
В Региональном сетевом проекте «Путешествие по Северной Ирландии» команда из шести человек одержала победу и заняла 1 место.
В Международном конкурсе «Британский бульдог» участвовало 26 человек. Из них вошли в десятку в регионе 6 учащихся, причем один человек занял первое место.
В Международном фестивале «Детство без границ» приняло участие 7 человек. Один стал дипломантом Всероссийского этапа конкурса, 3 человека — Лауреатами областного этапа конкурса.
13 учащихся школы, члены НОУ «Мысль», стали дипломантами 1 и 2 степени Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги».
Работа с одаренными детьми требует особых усилий и педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать свое педагогическое мастерство. За сухими цифрами кроется напряженный, кропотливый труд педагогов и учащихся, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одаренных детей, от которых, в конечном счете, зависит наше будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...