«О содержании и готовности перехода образовательного учреждения на ФГОС начального общего образования»
статья по теме
С 1 СЕНТЯБРЯ 2011 ГОДА ВСЕ ШКОЛЫ РОССИИ ПЕРЕШЛИ НА ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. КАКОГО ЕГО "НАПОЛНЕНИЕ" И КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fgos.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«О содержании и готовности перехода образовательного учреждения
на ФГОС начального общего образования»
А.Р.Хайруллина, ЗДНМР,
учитель истории
МОУ Больше-Кайбицкая средняя
общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального района РТ
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
• метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
• предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Как видим, введение ФГОС начального общего образования является принципиально новым подходом в обучении. Ответственность за его реализацию ложиться на плечи администрации ОУ и учителя. А готова ли школа к новой модели обучения? Определить степень готовности образовательного учреждения и учителей к работе в условиях внедрения ФГОС помогут таблицы:
Оценочный (сводный) лист готовности образовательных учреждений к введению ФГОС
Критерии | Показатели | Единицы измерения | Оценка состояния | Степень готовности | Управленческие решения |
Административный ресурс | - курсовая подготовка - наличие заместителя, курирующего введение ФГОС | Кол-во | |||
Правовое нормативное обеспечение | - наличие нормативной правовой базы - внесение изменений в локальные акты - разработка образовательной программы | Да/нет | |||
Кадровое обеспечение | - укомплектованность - укомплектованность узкими специалистами - уровень квалификации - аттестация - повышение квалификации по вопросам ФГОС - разработка рабочих учебных программ | % |
| ||
Материально-техническое обеспечение, соответствующее требованиям введения ФГОС | - учебные кабинеты -специализированные кабинеты - спортивные залы - библиотеки - медицинские кабинеты - кабинеты, студии, залы для дополнительного образования | Кол-во (% соотношения к общему кол-ву) | |||
Учебно-методическое, информационное обеспечение | - УМК - методическое сопровождение - освещение со СМИ | Кол-во | |||
Финансовое обеспечение | - НПФ - НСОТ | Да/нет |
Новые профессиональные задачи | Требуемые знания и умения для решения профессиональных задач | Степень готовности учителей к работе (количество учителей) | ||
Полная | Частично | Не готовы | ||
Проектирование рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями ФГОС |
Знание учебного плана | |||
Освоение современных образовательных технологий:
технология критического мышления проектная деятельность и т.д. |
| |||
Составление индивидуального УП профессионального развития учителя |
сопоставлять, делать выводы | |||
Ознакомление с изменениями содержания УМК в соответствии с ФГОС |
сопоставлять, делать выводы | |||
Освоение технологии составления и использования контрольно-измерительных материалов предметных и метапредметных результатов |
| |||
Разработка программ внеурочной деятельности |
|
И еще, думается важно сказать о психологической готовности учителя перестроить систему обучения, в которой он превращается в консультанта, наставника,определяющего индивидуальные образовательные траектории учащихся Это значит прежний энергичный, яркий учитель , который умел обеспечить активную передачу знаний детям на уроке,должен будет отказаться от роли лидера и все свои усилия направить на формирование индивидуальных способностей детей, развивая их самостоятельность.
На разработку методики проведения таких уроков, я думаю, потребуется немало времени.
Интернет-ресурсы:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime
http://www.sch1285.ru/index.php
http://standart.edu.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О внесении изменений в Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской обла
Внесены изменения в Регламент проведения аттестации...
Методические рекомендации о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего образования
Методические рекомендациио структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего...
Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской области №50-од от 30.03.201
Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства об...
Методические рекомендации по реализации Федеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОС основного общего образования и среднего общего образования
Методические рекомендации по реализацииФедеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОСосновного общего образования и среднего общего образования...