Методическая служба в плане реализации президентской инициативы "Наша новая школа"
материал на тему
выступление на научно-практической конференции работников образования Мытищинского муниципального района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou_sosh_no19_vystuplenie_na_npk_logvinova_i.a._2009_g.doc | 92 КБ |
prezentaciya_npk_2009.ppt | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Логвинова Ирина Анатольевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ СОШ №19
Методическая служба в плане реализации президентской инициативы
«Наша новая школа».
На современном этапе развития общества школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России. Она должна решать вопрос подготовки кадровых ресурсов для реализации новых задач, стоящих перед нашим государством.
В проекте «Наша новая школа» и в стандартах II поколения красной нитью проходит мысль о ключевой роли учителя в реализации обоих проектов.В основе стандартов II поколения лежит системно-деятельностный подход, что подразумевает реализацию компетентностного подхода и формирования универсальных учебных действий на над предметном уровне. То есть средствами своего предмета научить ребёнка действовать в ситуациях, приближенных к жизни.
Реализовывать это должны педагоги, поэтому и требования к ним сейчас выдвигаются очень высокие. Сформировать у обучающихся компетентности может педагог, который этими компетентностями обладает. Притока новых кадров практически нет, поэтому особая роль в реализации этих проектов отводится методической службе.
Наша школа над реализацией компетентностного подхода работает не первый год. Работа велась по следующим направлениям: накопление теоретических знаний по данной теме, систематизация и обобщение накапливаемого практического опыта по формированию ключевых компетентностей, а затем практическое руководство. Были проведены семинары для директоров ОУ, зам. директора по УВР с теоретическими основами и практическими с выходами на уроки, выступления на НПК педагогов. Мы понимаем, что вся эта работа не будет иметь эффекта, если мы не будем держать руку на пульсе и анализировать сам процесс формирования. В 2008-2009 учебном году было проведено исследование образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста (9 класс) – класс общеобразовательный и не очень сильный. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также способности самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Материалы для исследования были взяты из материалов международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которая осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development
Цель исследования – оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.
Исследование образовательной подготовки учащихся проводится в трех направлениях: "грамотность чтения", "математическая грамотность" и "естественнонаучная грамотность". Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися различными стратегиями обучения, умению использовать свои знания в разнообразных жизненных ситуациях, а также оценке межпредметной компетентности учащихся (использованию знаний, полученных в рамках изучения отдельных предметов или из других источников информации, для решения поставленной задачи).
Школьное исследование проводилось только по двум направлениям: математическая и естественнонаучная грамотность.
Тест включал 6 заданий. Каждый ученик должен был письменно за 45 минут ответить на 6 вопросов. В тесте использовались задания с готовыми ответами, из которых надо было выбрать верный ответ, а также задания со свободными ответами, на которые учащийся должен был дать собственный краткий или развернутый обоснованный ответ. Некоторые задания (комплексные или структурированные) состояли из нескольких вопросов различной трудности, которые относились к одной и той же жизненной ситуации, представленной в тексте. Во многих заданиях информация предъявляется не только в вербальной форме, но и в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем. Учащимся требуется извлечь нужную для ответа на вопрос информацию при разных формах ее подачи. Ситуация может быть осложнена еще и тем, что условие часто содержит избыточную информацию. Большое значение в данном исследовании придается проверке умения анализировать проблему.
Каждое задание теста соответствует определенному уровню сложности и соответственно определенному уровню математической компетентности.
Распределение учащихся по уровням математической грамотности
Уровень математической грамотности | ||||||
6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
% уч-ся | 18% | 9% | 18% | 45% | 91% | 55% |
% уч-ся др. школ России | 22,7% | 19,2% | 28,7% | 63,7% | 75,6% | 84,9% |
% уч-ся др.стран | 20,2% | 32,7% | 40,5% | 54,8% | 78,3% | 79,9% |
третий | второй | первый | ||||
Уровни математической компетентности |
Анализ результатов исследования математической грамотности
1. 91% уч-ся могут использовать стандартные алгоритмы, формулы и процедуры. Способны проводить прямые рассуждения.
А вот грамотно интерпретировать полученные результаты могут только 55 %. в ответе не указали единицу измерения.
2. Только 45% уч-ся в состоянии выбирать и применять простые методы решения. Эти уч-ся могут использовать информацию, представленную в различных источниках, и рассуждать на этой основе, кратко описать свою интерпретацию.
3. Всего 18% уч-ся способны связывать полученную из разных источников информацию и анализировать ситуацию, строить цепочку рассуждений, выполнять последовательные вычисления, приводить несложные объяснения выполненных действий.
Особые трудности вызвало требование объяснить полученный ответ. Некоторые уч-ся предпочитали пропускать это требование, а некоторые не смогли дать строгого и четкого объяснения.
4. Только 9% уч-ся могут работать целенаправленно, используя при рассмотрении предложенной ситуации хорошо развитое умение размышлять и рассуждать, формулировать и излагать свою интерпретацию.
5. В то же время 18 % уч-ся - обобщать и использовать информацию, полученную ими на основе моделей сложных проблемных ситуаций. Эти уч-ся обладают продвинутым математическим мышлением, способны разрабатывать новые подходы и стратегии для разрешения проблем в новых для них условиях.
Под естественнонаучной грамотностью в исследовании понималась способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности оценивались следующие умения учащихся:
- использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
- выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
- выявлять особенности естественнонаучного исследования;
- делать выводы на основе полученных данных;
- формулировать ответ в понятной для других форме.
Задания по естествознанию, так же как по математике, включали группу вопросов, связанную с текстом, в котором описывалась некоторая ситуация из истории естествознания или из повседневной жизни. Каждый вопрос проверял овладение отдельным знанием или умением, а группа вопросов – некоторой их совокупностью. Всего в исследовании использовалось 3 группы заданий - «Одежда», «кислотные дожди», «Парниковый эффект», включающих всего 7 заданий-вопросов. Задания этих групп представляют все 6 уровней естественнонаучной грамотности и все группы компетентностей. Для каждого задания указаны его основные характеристики, трудность задания по международной шкале и процент его выполнения российскими учащимися и в среднем по странам ОЭСР.
Распределение учащихся по уровням естественнонаучной грамотности
Уровень естественнонаучной грамотности | ||||||
6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
% уч-ся школы | 0 % | 30% | 0% | 71% | 100% | 50% |
% уч-ся по России | 0,5 % | 4,2 % | 15,1 % | 47,6 % | 77,8 % | 94,8 % |
% уч-ся по странам ОЭСР | 1,3 % | 9,0 % | 19,3 % | 56,7 % | 80,8 % | 94,8 % |
Анализ результатов исследования естественнонаучной грамотности
1. У 30 % уч-ся хорошо сформированы исследовательские умения.
2. 71 % уч-ся способны выявить ясно сформулированные научные проблемы; отобрать факты и знания, необходимые для объяснения явлений; формулировать короткие высказывания,
3. Практически все уч-ся нашей школы могут давать возможные объяснения в знакомых ситуациях на основе адекватных научных знаний, делать выводы на основе простых исследований, устанавливать прямые связи и буквально интерпретировать результаты исследований или технологических решений.
4. Не смотря на то, что на некоторых уровнях показатели естественнонаучной грамотности превышают показатели уч-ся российских школ и стран ОЭСР, необходимо отметить следующее:
4.1. Уч-ся не могут эффективно анализировать различные ситуации и проблемы, делать выводы; выбирать и обобщать объяснения и связывать напрямую с аспектами жизненных ситуаций. Это говорит о том, что при обучении уч-ся низкое внимание уделяется развитию интеллектуальных умений (анализ, обобщение, оценка и др.).
4.2. У уч-ся недостаточно сформированы общеучебные умения, основным из которых является умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах, рисунках.
4.3. Недостаточно развиты коммуникативные умения. Показателем является тот факт, что задания, требующие свободного ответа и его объяснения, вызвали особые затруднения. Необходимо научить уч-ся использовать научные понятия и термины для объяснения окружающих явлений.
Результаты всех исследований стали темой для обсуждения на педагогическом совете в августе, заседаниях методического совета, ШМО
Одним из следующих важных направлений - формирование информационно-коммуникационной образовательной среды, о чем заявлено в стандартах II поколения.
Одной из подпрограмм Программы развития школы – «Информатизация образовательного пространства».
Информатизация образовательного пространства подразумевает:
1) возможность доступа;
2) лицензионное программно- методическое обеспечение;
3) методическая поддержка;
4)психолого-интеллектуальная готовность педагогов.
.
Важную роль в решении психолого-интеллектуальной готовности педагогов и методической поддержки играет, организованный в 2007-2008 учебном году проблемный семинар
«Информатизация образовательного пространства и сохранение здоровья школьников»
Тематика заседаний.
2008-2009 учебный год
1.Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности» (положительные эффекты, проблемы, риски)
2.Использование интерактивной доски на уроке.Что меняет в учебном процессе интерактивная доска? (преимущества, трудности, риски).
3.Индивидуальные консультации по внедрению ИКТ в учебный процесс.
4.Практическое занятие по работе с программно-методическим оснащением «Межпредметный комплекс».
5. Обмен опытом работы по созданию компьютерных презентаций.
2009-2010 учебный год
1. Повышение качества и эффективности использования компьютерных презентаций в учебно-воспитательном процессе.
2.Оптимизация процесса поиска информации в сети Интернет. Практическое занятие по методике проведения урока с использованием ресурсов сети Интернет
3.Особенности использования ресурсов сети Интернет в учебно-воспитательном процессе.
4.Этапы и структура мониторинга состояния здоровья школьников в условиях информатизации.
Распространение опыта
- 4 учителя выступили на районной научно-практической конференции педагогов
- Методические разработки педагогов выложены на сайте школы «Методическая копилка» http://www.pirogovo-school19.narod.ru
- Бурцева Е.В. – член Интернет государства учителей «ИнтерГУру», имеет звание «учитель – мастер 2 гурии». Её презентации: «Многогранники», «Симметрия», «Путешествия на планету М и Ф», «Из истории математики» размещены на сайте www. interqu. ru
- Создана медиатека.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
Уровни математической компетентности: 1-ый уровень – воспроизведение математических фактов, выполнение вычислений, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами; 2-ой уровень – установление связей и интеграция материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленных задач, не являющихся стандартными, но все же знакомы уч-ся; 3-й уровень (самый высокий) – математические размышления , для решения задач требуется определенная интуиция и творчество, применение знаний из разных разделов программы, самостоятельная разработка алгоритма действий.
Результаты уч-ся по уровням математической грамотности. Ряд 1 – уч-ся нашей школы Ряд 2 – уч-ся других школ России Ряд 3 – уч-ся стран ОЭСР
Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности оценивались следующие умения учащихся: - использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях; - выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание; - выявлять особенности естественнонаучного исследования; - делать выводы на основе полученных данных; - формулировать ответ в понятной для других форме.
Уровни естественно-научной грамотности: Нижний уровень – уч-ся умеют актуализировать элементарные знания, факты, приводить примеры и использовать основные естественнонаучные понятия для подтверждения правильности уже сформулированных выводов. Средний уровень – уч-ся могли использовать полученные в школе знания для объяснения или прогнозирования естественных явлений, показать особенности научного исследования, представить информацию, подтверждающую сформулированные заданием выводы. Высокий уровень – задания, в которых требовалось объяснить или проанализировать результаты ранее проведенных исследований, привести научную аргументацию для подтверждения своей позиции или оценки различных точек зрения.
Результаты исследований естественнонаучной грамотности Ряд 1 – уч-ся нашей школы Ряд 2 – уч-ся других школ России Ряд 3 – уч-ся стран ОЭСР
Информационное обеспечение исследований http : // www.pisa .oecd.org http : // www . ceneroko.ru http : // www. p isa -sq. acer. edu. au
Информатизация образовательного пространства. Компьютеризация = информатизация образовательного нельзя пространства наличие ПК и 1) возможность доступа; любой техники 2) лицензионное программно- методическое обеспечение; 3) методическая поддержка; 4)психолого-интеллектуальная готовность педагогов.
Проблемный семинар «Информатизация образовательного пространства и сохранения здоровья школьников» 2008-2009 учебный год 1.Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности» (положительные эффекты, проблемы, риски) 2.Использование интерактивной доски на уроке. Что меняет в учебном процессе интерактивная доска? (преимущества, трудности, риски). 3.Индивидуальные консультации по внедрению ИКТ в учебный процесс. 4.Практическое занятие по работе с программно-методическим оснащением «Межпредметный комплекс». 5. Обмен опытом работы по созданию компьютерных презентаций.
Проблемный семинар «Информатизация образовательного пространства и сохранения здоровья школьников» 2009-2010 учебный год Повышение качества и эффективности использования компьютерных презентаций в учебно-воспитательном процессе. Оптимизация процесса поиска информации в сети Интернет. Практическое занятие по методике проведения урока с использованием ресурсов сети Интернет Особенности использования ресурсов сети Интернет в учебно-воспитательном процессе. Этапы и структура мониторинга состояния здоровья школьников в условиях информатизации.
Распространение опыта 4 учителя выступили на районной научно-практической конференции педагогов Методические разработки педагогов выложены на сайте школы «Методическая копилка» http :// www . pirogovo - school 19. narod . ru _ Бурцева Е.В. –член Интернет государства учителей «ИнтерГУру», имеет звание «учитель – мастер 2 гурии». Её презентации: «Многогранники», «Симметрия», «Путешествия на планету М и Ф», «Из истории математики» размещены на сайте www . interqu . ru Создана медиатека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проекта "Наша новая школа"
Опыт работы по реализации проекта "Наша новая школа"...
Роль методической службы в условиях реализации ФГОС
Представлен опыт работы методической службы школы...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как одно из эффективных средств реализации НОИ «Наша новая школа»»
Самоанализ деятельности учителя физической культуры...
Методическое выступление: "Бизнес-план на уроках экономики в школе (из опыта работы).
Чтобы приблизить уроки экономики в школе к реальной жизни можно использовать метод создания ученических бизнес-планов. а чтобы учащимся было интереснее работать над материалом - приглашать представите...
Педсовет «Роль кружков и спортивных секций в образовании и воспитании школьников в рамках реализации программы «Наша новая школа».
Деятельность кружков осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Утвержденным Правительством РФ от 31 августа 1994 года за № 100...
Школьный проект "Модернизация модели методической службы в рамках реализации новых образовательных стандартов "
Обоснование необходимости модернизации школьной методической службы связано с новой парадигмой образования, ориентированной на формирование у учащихся практических навыков, на ...
"Модернизация модели методической службы в рамках реализации новых образовательных стандартов "
Обоснование необходимости модернизации школьной методической службы связано с новой парадигмой образования, ориентированной на формирование у учащихся практических навыков, на способ...