Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка. -Сообщение на районном методическом объединении

Шехмаметьева Румия Кямилевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_metodobedinenii_.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка.

                 Шехмаметьева Р.К., учитель русского языка и литературы МОУ «Акчеевская СОШ»

         

         Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.

Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

И найти ответы на свои вопросы они могут   в   художественном произведении, ведь  в процессе восприятия художественного текста ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки. Нужно только вовремя ответить на поставленный вопрос. Об этом как нельзя лучше сказал наш современник, известный поэт Андрей Дементьев:

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена. 

      Учиться слушать  и слышать мы учим на уроках литературы,  стремимся  научить наших учеников жить по законам добра. Ежеурочно, по капельке настойчиво формируем  систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовности сегодняшних школьников.

Безусловно,  тема урока литературы не позволяет весь урок  полностью посвятить духовно-нравственному просвещению. Но ведь работая с художественным произведением на уроке и дома, ребята прямо или опосредованно сталкиваются с определёнными ситуациями, в которых оказался литературный герой, оценивают его поступки, пытаются почувствовать его боль, его сомнения при решении тех или иных проблем. И конечно, учитель  - это тот человек, что всегда сможет поддержать сомневающегося, объяснить заблуждающемуся, выслушать озадаченного. Правда не стоит забывать, что для всего этого нужно ученика увлечь произведением – тогда и появится внимательный и неравнодушный читатель. И не будет большим откровением мысль  о том, что немодным  среди обучающихся стало чтение. Так что ещё до того, как ученик сможет постигнуть из книги какую-либо истину, нужно сделать его  читателем со всеми вытекающими из этого последствиями.

   Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и  праздность: «Бог не в силе, а в правде», «Засыпь правду золотом, а она всплывёт», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» - и многие другие пословицы являются не только копилкой мудрости, но и руководством к действию… По своему настроению, идейной направленности, например, сказка А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» очень близка к русским народным сказкам. Помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной

    Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать всебе? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений Жилин и Костылин из рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», солдаты и офицеры из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Лесков считал, что потребность делать добро – самая главная в человеке. Такая потребность есть у Левши, такая же потребность есть у учительницы Лидии Михайловны, героини рассказа В. Распутина «Уроки французского». Эстетическая задача изучения произведения состоит, чтобы ученики опирались не только на содержательную сторону произведения, но и могли сами проанализировать тот или иной эпизод, оценить поступок героя.

    Родители современного школьника занимаются чаще всего  зарабатыванием денег, не думая  подчас о том, что материальное благополучие никогда не станет главным в жизни – это всего лишь инструмент для создания комфорта и  жизненных удобств. А вот здоровье психологическое, душевное равновесие – это те критерии, что всегда у нашего народа были во главе всего. И формировать, взращивать детскую душу помогают такие произведения,  как стихотворения в прозе Н.А. Тургенева  «Два богача», «Воробей», рассказы Н.А. Носова, А.Платонова, В.П. Астафьева.

Воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом  – одна из важнейших сторон нравственного воспитания. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы в нашем стремительном  жизненном темпе совсем угасает – потому-то, С.Есенин, И.Бунин, А.Блок, К.Бальмонт и другие  русские поэты 19-20 веков, изучаемые в 5-ом классе, а также И.И. Левитан, А.И.Куинджи, А.А.Ромадин, В.М.Васнецов, А.А.Рылов и многие другие художники, запечатлевшие русскую природу, - это глас вопиющего в пустыне: «Остановись, вглядись, ты – человек, частица природы, тебе необходимо видеть огненные закаты и рассветы, а  лунная дорожка на реке и звёздная дымка в небе  не только скрасят твой мир, но и  дадут силы для преодоления трудностей и решения проблем».

Закладывается любовь к природе в детстве:  нет  детей, равнодушных к цветам и деревьям. Поэтому на уроке литературы так  нужно постараться развить в человеке важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней, а значит, и любовь к Родине, без которой нет личности.

Стихи  о родной природе   позволяют не только привлечь внимание к живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком, но и, что не менее важно, почувствовать его душу, его боль – найти в себе желание и силы сопереживать, сочувствовать, сострадать.

         Богатыми возможностями воспитательного воздействия обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

     Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

      Уроки литературы, когда они любимы детьми, значительны прежде всего тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.  

Анализ текста художественного произведения - основной вид работы на уроке литературы. В наблюдении над словом  и содержатся те эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа. Например, в наблюдении над поведением Герасима в рассказе «Муму»И.С. Тургенева - это глаголы действия, ведь именно они позволяют судить о богатом душевном мире немого дворника. 

Думается,  необходимость в наблюдении над текстом, внимательном прочтении его для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей, учитель объединяет задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и глубокому постижению произведения искусства, и повышению уровня нравственной воспитанности детей, и формированию их нравственных идеалов.   

Раскрыть  потенциал ученика  помогают  интересные и эффективные формы организации деятельности учащихся, необычные творческие задания.

Каждый учитель размышляет о том, как организовать сотворчество читателей, какие методы и приёмы раскроют художественное произведение и духовный мир современного школьника, красоту слова. С этой целью много внимания уделяется развитию речи на уроках русского языка и литературы. Уроки в форме деловой игры, виртуальные экскурсии в творческую мастерскую писателя помогают эффективно организовать работу детей. Уроки-исследования, уроки-конференции, уроки-раздумья – именно здесь учащиеся могут применить опыт работы с текстом, могут найти параллели между произведением и исторической эпохой, изображённой в нём.

Главный приём при изучении художественных произведений– общечеловеческая идея в основе художественного текста, то есть  сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков – это  доброе впечатление, которое способно подвинуть ребёнка к желанию совершенствоваться.

С целью активизации учащихся на уроке применяется хорошие результаты даёт  проблемная технология. Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которые предполагают создание под руководством учителя проблемных ситуаций, ситуаций выбора  и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое решение тех или иных проблем.

     На уроках русского языка также можно заниматься духовно-нравственным просвещением. Полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.

         Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства.      На уроках русского языка просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться  с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

    При изучении темы «Союз» можно создать на уроке условия для усвоения такой нравственной – этической категории как союз человеческих сердец. Вместе с детьми мы решаем духовно – нравственную проблему: Дружба + Товарищество = Союз. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей жизни.
     Если взять, к примеру, урок в 8 классе по теме « Обособленные члены предложения», то и там мы находим отражение духовно - нравственной тематики. Об этом говорит ключевое слово « обособленные», которое мы непосредственно связываем с человеком. Обучающиеся непосредственно находят ту главную ниточку, которая подводит их к полному представлению о том, в чём же всё-таки состоит связь члена предложения с человеком.

     Таким образом,   учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях, использовать различные методические приёмы, активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными  эффективными способами, повышать качество гуманитарной подготовки современных школьников. 

Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая  воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому если мы хотим, чтобы урок был интересен ученикам, а разговор в нравственных категориях был не формальным, а актуальным,  необходимо проводить его на новом современном уровне, а это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя  или поэта, побывать в его музее, услышать  мастерское  чтение любимых  классических  произведений, увидеть фрагмент кино и театральной экранизации.

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет.  Но если   после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно,  жизненно важны, так как  именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

По словам Д. Гранина, «одна из великих задач литературы – бередить совесть, пробуждать чувство вины».

         И это особенно важно сегодня, когда повсеместным стало стремление найти виновных вокруг себя и не спрашивать с самого себя. В руках учителя – будущее народа…