Исследовательский проект
проект по зож

Лычкина Марина Николаевна

Цель работы: выяснить, зачем и как нужно чистить зубы.

Задачи:

1. Изучить строение и функции зубов.

2. Познакомиться с некоторыми причинами заболевания зубов.

3. Опытным путем проверить, как зубная паста защищает зубы человека.

4. Провести опрос среди учащихся.

5. Анализировать результаты наблюдения.

6. Сделать выводы и дать рекомендации для правильного ухода за зубами.

   В связи с возникшими вопросами была выдвинута гипотеза о том, что правильный уход за зубами является залогом хорошего состояния зубов, а неправильный уход вредит им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya_dolgushin_demid.docx548.11 КБ

Предварительный просмотр:

Долгушин Демид Евгеньевич

Краснодарский край, Мостовский район, пгт. Мостовской

МБОУ СОШ № 1 имени В.Н. Березуцкого, 1 класс

«Зачем нужно чистить зубы»

Научный руководитель: Лычкина Марина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 имени В.Н. Березуцкого поселка Мостовского

Научная статья

ВВЕДЕНИЕ

    Состояние зубов имеет большое значение для здоровья человека. Если зубы больны или отсутствуют, то пища плохо прожёвывается, часть питательных веществ не усваивается, что нередко приводит к различным заболеваниям органов пищеварения. При потере зубов нарушается дикция, речь становится невнятной, шепелявой. Отсутствие зубов часто отражается на внешнем облике человека. Лишь систематическая и правильная гигиена полости рта способствует сохранению зубов.

Цель моей работы: выяснить, зачем и как нужно чистить зубы.

Задачи:

1. Изучить строение и функции зубов.

2. Познакомиться с некоторыми причинами заболевания зубов.

3. Опытным путем проверить, как зубная паста защищает зубы человека.

4. Провести опрос среди учащихся.

5. Анализировать результаты наблюдения.

6. Сделать выводы и дать рекомендации для правильного ухода за зубами.

   В связи с возникшими вопросами была выдвинута гипотеза о том, что правильный уход за зубами является залогом хорошего состояния зубов, а неправильный уход вредит им.

Методы исследования:

1.Изучение литературы.

 2.Эксперимент.

3.Посещение стоматологического кабинета.

4.Анкетирование

План работы:

1.Сбор информации;

2. Встреча с врачом-стоматологом;

3. Исследования;

4. Анкетирование детей;

5. Анализ полученной информации.

Результаты

  • Выступление перед ребятами начальной школы.
  • Презентация и выступление на научной конференции.

Данный работа является актуальной, т.к. именно в начальной школе происходит смена молочных зубов на постоянные, а отталкиваясь от анкетирования проведенного мной среди учащихся, был сделан вывод, что многие детки не могут и не умеют правильно ухаживать за своими зубами, в результате чего возникает ряд различных заболеваний ротовой полости.

В настоящее время проблема здоровья зубов у детей стоит очень остро, ведь от того, здоровы ли зубы, зависит и здоровье человека. Здоровье человека – тема для разговора всегда достаточно актуальная во все времена.

Функции и строение зуба человека

Изучив литературу, я узнал, что у человека 32 зуба, которые в течение жизни вырастают дважды. На первом году жизни появляются молочные зубы. После 6 лет их сменяют постоянные. Зубы у человека сменяются только один раз. Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы украшают лицо, также мы используем их, когда произносим звуки. Влияют зубы и на внешний вид человека. Поэтому очень важно беречь и вовремя лечить зубы.

Зуб — это живой орган. Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы украшают лицо ослепительной улыбкой, и нельзя забывать, что зубы играют важную роль в формировании звуков речи.

Зубы состоят из трех частей: коронки зуба, шейки и корня. Коронка зуба – это возвышающаяся над десной его часть (часть зуба которая видна в ротовой полости). Коронка покрыта эмалью – прочнейшей тканью, защищающей зуб от разрушающего воздействия бактерий и кислот.

Шейка – часть зуба, находящаяся между коронкой и корнем, соединяющая их, прикрытая краями десны и покрытая цементом. Шейка имеет суженую форму. 

Корень – это часть зуба, с помощью которой он крепится в зубной лунке. В зависимости от классификационного вида зуба, корень может иметь от одного до нескольких отростков.

Строение челюсти состоит из определенного количества зубов (в период зрелости составляет 32), закрепленных в верхней и нижней челюстной кости. Между собой обе части челюсти соединены височно-челюстными суставами, благодаря которым возможно открытие и закрытие рта. При резких движениях могут быть слышны легкие щелчки, что не является серьезным отклонением.

Следует выделять молочные и постоянные зубы, так как у каждой группы имеются свои функции. Молочные зубы появляются на первом году жизни человека, они постепенно выпадают, а на смену им вырастают постоянные. Строение молочных зубов приспособлено для употребления твердой пищи, к которой постепенно привыкает ребенок.

Также молочные зубы необходимы для нормального формирования челюстного сустава и лица в целом. Как правило, к 1,5-2 годам у малыша должно быть 20 молочных зубов. Особенностью появления первых и последующих непостоянных зубов является болезненность и воспаление десен. Очень часто малыш становится более раздражительным и капризным, у него повышается температура тела, появляется диарея. К 2-3 годам их становиться 20. После 6 лет их сменяют постоянные: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. На каждой челюсти 4 резца, 2 клыка и 10 коренных зубов.

Окончательная смена происходит примерно до 12-13 лет, не включая зубы мудрости, которые вырастают гораздо позже – крайние в двух рядах, но иногда они не прорезаются совсем, оставаясь скрытыми внутри челюсти.

Из выше сказанного можно сделать вывод: зубы нуждаются в ежедневном уходе, так как сменяются лишь один раз в жизни. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда. Но тогда возникает вопрос, нужно ли ухаживать за молочными зубами? И вот что выяснили. Оказывается чистить молочные зубы очень важно, иначе зубки могут поразится кариесом, тогда под угрозу попадают постоянные зубы. Дело в том, что под молочными зубами находится зачаток постоянного и если на него действует воспалительный процесс, то постоянные зубы могут не прорезаться вообще.

Так что же такое кариес и как он образуется на зубах человека?

Кариес и его профилактика.

   Кариес - это патологический процесс, характеризующийся разрушением твердых тканей зуба. Сам процесс образования кариеса достаточно прост. После еды на зубах или же между зубами остаются кусочки пищи, которые приклеивается к десне, постепенно превращаясь в "зубной налет".  Если чистка проходит не регулярно и неправильно, то зубной налет способен затвердевать, образуется зубная бляшка, которая плотно сращена с поверхностью зуба и ее достаточно сложно удалить. Под зубную бляшку не способна проникнуть слюна, чтобы осуществлять свои защитные действия. Слюна не способна приносить эмали микроэлементы, которые ей так необходимы для защиты от кариеса. А вот микроорганизмы чувствуют себя там отлично, и начинают активно размножаться, что приводит к разрушению эмали. Процесс образования твёрдого зубного налёта длится в среднем 20 часов, поэтому, тщательно удаляя налёт с поверхности зуба 2 раза в день - 1 раз в 12 часов, можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса.

  Не стоит забывать, что кариес носит необратимый характер, и, к сожалению, может только прогрессировать.

  Кариес - это заболевание, которое проявляется после прорезывания зубов, и может протекать и медленно, и молниеносно – так называемый быстротекущий кариес.

   Выделяют несколько стадий кариеса. Самой первой стадией является пятно, затем поверхностный, средний и глубокий кариес.

Экспериментальная работа

  Для того чтобы выявить, почему в современном обществе для чистки зубов принято использовать зубную щётку и зубную пасту, а не ограничиваются одной щёткой, мы провели эксперимент.

Для эксперимента нам понадобилось два яйца. Одно куриное яйцо мы обработали зубной пастой, содержащий фтор и опустили его в стакан с газированной водой. Второе яйцо, не обработав зубной пастой, тоже опустили в сладкую газированную воду. И стали наблюдать. (Приложение 1). 

Результаты наблюдений мы записали в таблицу. (Приложение 2)                

Таким образом, мы пришли к выводу, что зубная паста надёжно защищает эмаль от воздействия  и препятствует развитию кариеса. Поэтому для чистки зубов используют зубную щётку и зубную пасту, а не ограничиваются одной щёткой.

Проведя данное исследование, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что правильный уход за зубами является залогом хорошего состояния зубов, а неправильный уход вредит им.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив и проанализировав литературу по данной теме, мы выяснили: зуб – не камешек, а живой орган, очень важный для человека, и как любой живой орган он способен разрушаться. Наиболее распространённым заболеванием зубов является кариес, он образуется на зубах человека из-за остатков пищи, которые остаются в ротовой полости после еды, следовательно, можно сделать вывод, что зубы необходимо очищать после каждого приема пищи. Оказывается, о гигиене полости рта заботились ещё древние люди. Они использовали различные предметы - палочки – зубочистки. Со временим эти предметы совершенствовались и сегодня мы можем встретить различные зубные щетки: разные по жесткости; электрические и т. д

Проведенный эксперимент позволяет сделать вывод, что зубная паста надёжно защищает эмаль от воздействия различных веществ и препятствует развитию кариеса. Поэтому для чистки зубов необходимо использовать зубную щётку и зубную пасту, а не ограничиваются одной щёткой.

Проведя данное исследование, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что правильный уход за зубами является залогом хорошего состояния зубов, а неправильный уход вредит им.

Анкетирование учащихся 1 - 3 классов.

Мы провели анкетирование среди первоклассников и третьеклассников, чтобы выяснить, как часто они чистят зубы; знают ли правила ухода за зубами и посещают ли кабинет стоматолога.

Детям было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Как ты считаешь, для чего мы чистим зубы??

2. Часто ли вы чистите зубы?

3.Для чего нужны зубы??

4.Как часто вы обращаетесь к стоматологу?

5.Ходишь ли к стоматологу для профилактического осмотра зубов?

6. Любишь ли ты сладкое?

7. Согласны ли вы с утверждением, что сладкое портит зубы?

Результаты опроса видны на диаграммах. (Приложение 3)

После анализа ответов ребят выяснилось следующее: большинство ребят считают, что зубы нужны только для пережевывания пищи. Регулярно чистят зубы многие из детей, но есть и такие, кто забывает об этом. И, к сожалению, большинство не посещает стоматолога для профилактического осмотра зубов.

Я постараюсь всегда правильно ухаживать за зубами, потому что понял – это очень важно.  

«ЗАБУДЬ ПРО ЛЕНЬ – ЧИСТИ ЗУБЫ ДВАЖДЫ В ДЕНЬ»

     Посетив стоматологический  кабинет поликлиники, побеседовав с врачом-стоматологом, были составлены рекомендации по уходу за зубами и памятка «Как нужно чистить зубы». С этими рекомендациями я познакомил ребят и провел мастер-класс. (Приложение 4)

Надо, надо чистить зубки по утрам,

И тогда ходить не будем по врачам.

Ну, а если их ещё почистить  вечером,

  1. У врача нам точно делать будет нечего!

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

  1. Большая книга вопросов и ответов: Что? Зачем? Почему? Москва «Эксмо», 2006г.
  2. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Медицина. Москва «АСТ», 2003г
  3. Ю.П.Лисицын. Книга о здоровье . Москва «Медицина», 1988г

    4.   Справочник по детской стоматологии под ред. А.Камерона, Р.Уидлера - М.: Мед. пресс - Информ, 2003.-228с.

         Интернет- ресурсы:

     Гигиена //http://vse-svoi.ru/lechenie-zubov/gigiena/

     Кариес: причины и профилактика //http://www.uekar.ru/content/view/970/11/

     Функции, развитие и строение зубов//http://www.stoma-olog.ru/strzub.php

Приложение 1

Эксперимент

https://fhd.multiurok.ru/1/e/e/1eee79814820951da557e9874595a2470a259765/img14.jpg

                 

                           

                 

                     

Приложение 2.

Таблица результатов наблюдения

Скорлупа яйца в сладкой газированной воде

                      Прочность скорлупы

Через 1 час

Через 1 день

Через 2 дня

Через 3 дня

Обработанная зубной пастой

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Вода стала чуть мутной, но скорлупа осталась без изменений

Без обработки зубной пастой

Покрылась пузырьками

Появились маленькие трещины в верхнем слое скорлупы

Верхний слой скорлупы разрушается и слазит

Скорлупа треснула, местами стала мягкой

   

                                                             

Приложение  3.

Результаты опроса

C:\Users\User\Desktop\1.PNG

C:\Users\User\Desktop\2..юPNG.PNG

Приложение 4

Посещение стоматологии

C:\Users\ПК 7\Desktop\марина\ноу\Долгушин Демид\IMG-20240214-WA0004.jpg         C:\Users\ПК 7\Desktop\марина\ноу\Долгушин Демид\IMG-20240214-WA0007.jpg

C:\Users\ПК 7\Desktop\марина\ноу\Долгушин Демид\IMG-20240214-WA0000.jpg

Памятка для детей

Рекомендации «Как правильно нужно чистить зубы»

1.Чистить зубы необходимо два раза в день. Первый раз – утром, после приёма пищи. Второй раз - перед сном.

2. Полоскать рот после каждого приема пищи.      

3.Зубная паста должна соответствовать возрасту ребёнка.

 4.Каждая чистка зубов должна занимать не менее 2 минут.

5.Зубки чистить нужно со всех сторон сверху и снизу плавными     круговыми движениями или выметающими движениями от десны к режущему краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

Исследовательский проект Польза лекарственных растений, произрастающих на моём приусадебном участке. Выполнила: ученица 4 А класса Гардт Дарья Руководитель проекта: Довбня Светлана Александровна, учитель нача

Давай пройдемся медленно по лугуИ “здравствуй” скажем, каждому цветку!Ты должен над цветками наклониться,Не для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показат...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....

Исследовательская проект в секции предметов Эстетического цикла и технологии.Тема: «Оригами для детей» АВТОР:УЧЕНИК 3В КЛАССА МАОУ СОШ № 26 Г. УЛАН-УДЭ НЕВЕРКЕЕВ КОНСТАНТИН РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: ПИНЮГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Предлагаю Вашему вниманию исследовательский  проект  Тема: «Оригами для детей».Неверкеев Константин, ученик 3 класса  МАОУ «СОШ № 26», г.Улан-Удэ.Работа Лауреата...

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...