Создание условий для мотивации к занятиям физической культурой и спортом детей с ОВЗ.
план-конспект урока по зож (4 класс)

Бородина Марина Васильевна

Для создания условий мотивации детей к занятиям физкультурой и спортом во многом зависит от того, насколько учитель сможет заинтересовать учащихся, какие методы и средства будут использованы при этом.

   Поэтому в создавшейся ситуации считаю актуальным создание условий для формирования стойкой мотивации учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом побуждение к ведению здорового образа жизни (соблюдению режима дня, правил гигиены  и т.д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общеизвестно, что в наши дни здоровье детей ухудшилось, дети предпочитают компьютерные игры прогулкам и играм на свежем воздухе. Это происходит на фоне ухудшающейся экологии и печальной статистики хронических отклонений в состоянии здоровья с раннего детства.

Помочь детям окрепнуть, хорошо физически социализироваться в жизни мы можем при помощи создания условий для мотивации их к занятиям физической культурой и спортом.

Для большинства детей учитель физкультуры – доступный человек, способствующий их физическому развитию.

Высокий уровень физического воспитания в школе, эффективность проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, здоровье учащихся во многом зависят от уровня мотивации детей к занятиям по физической культуре, в том числе к самостоятельным двигательно-активн

Для создания условий мотивации детей к занятиям физкультурой и спортом во многом зависит от того, насколько учитель сможет заинтересовать учащихся, какие методы и средства будут использованы при этом.

Поэтому в создавшейся ситуации считаю актуальным создание условий для формирования стойкой мотивации учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом побуждение к ведению здорового образа жизни (соблюдению режима дня, правил гигиены и т.д.)

Одной из наиболее сложных структур личности является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи. Формирование мотивов рассматривается как основа самоорганизации личности.

Мотивация – это особое устойчивое свойство (направленность) личности, возникающее в результате непроизвольного, подсознательного соотнесения ею своих потребностей и способностей с предметом конкретной деятельности. Совпадение этих начал активности приводит личность к постижению смысла занятий физической культурой и спортом и помогает возникновению системы целей, направленных на овладение предметом.

Как всякое сложное явление, относящееся к психике человека, мотивация имеет две стороны. С одной – принято рассматривать ее функцию, то есть то, какую роль она играет в жизни; с другой – механизм ее формирования. Очень часто именно в мотивации видят пружину, двигатель, причину действия или бездействия человека в разнообразных условиях. Мотивация не только является стержневой характеристикой личности ребенка, не только ведет его к поставленной цели, но и неукоснительно влияет на характер всех процессов, протекающих в его организме.

Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда школьник понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес.
Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда ученик испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время этих занятий.
На формирование мотивации занятий физической культурой и спортом влияет совокупность внешних и внутренних условий.

В качестве внешних (по отношению к учащимся) могут быть выделены следующие условия:

- деятельность преподавателя физической культуры,

- содержание занятий;

- методы обучения и развития двигательных качеств;

- уровень педагогического мастерства преподавателя,

- материально-техническое оснащение физкультурно-спортивной базы учебного заведения;

- единство требований педагогического коллектива, а также школы;

- взаимодействия с окружающими людьми, в которые вступают школьники в процессе занятий физической культурой и спортом.
В качестве
внутренних условий становления мотивации могут быть выделены те качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования, которые возникают у школьников при включении их в организуемые педагогом занятия физическими упражнениями.

Деятельность преподавателя физической культуры

Валеологическое просвещение учащихся. На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений даю объяснения с кокой целью его выполняем, и как упражнения действует на организм, объясняю детям значение каждого из них.

С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенка, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма. С этой целью практикую занятия в шортах и майках, ходьбу на лыжах, игры на свежем воздухе, ходьбу босиком, обтирание после уроков и. др. Учу детей правильному дыханию, приемам массажа (самомассажа).

Содержание занятий

  1. Нетрадиционные уроки.

Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья. На уроках здоровья детей делю на группы. В группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице для стоп, камушкам, шишкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и гимнастической палкой содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

2. Комплексы упражнений.

Регулярно применяю специальные комплексы, формирующие правильную осанку, изящность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на псих регуляцию и релаксацию. Включаю в уроки сюжетные игры и игровые задания.

Методы обучения и развития двигательных качеств

В своей работе широко применяю проблемно-поисковый метод, исследовательский, познавательные игры и упражнения, самостоятельную работу, метод круговой тренировки. Цель применения этих методических подходов – это воспитание у учащихся стремления к самопознанию, усиление мотивации и развитие познавательного интереса к занятиям физическими упражнениями. Также применяю в своей деятельности методические приемы, относящиеся к методу вариативного упражнения, игровой и соревновательный. Таким путем достигается разностороннее развитие различных двигательных способностей, совершенствуется техническое и тактическое мастерство. Организации дифференцированной, индивидуальной, групповой или парной работы с обучающимися на учебных занятиях способствует развитию индивидуальных качеств личности.

Для отслеживания результативности используемой системы провожу два раза в год контрольное выполнение нормативных требований, которые отражают разносторонность подготовленности учащихся по каждой конкретной группе физических упражнений. Критерием характеристики уровня физической подготовленности наряду с выполнением программных требований являются и личные достижения ребёнка, основанные на сравнении с предыдущими результатами. Это дает возможность даже слабому в физическом плане, но старательному и трудолюбивому ученику оценить собственные успехи и стимулировать к дальнейшему самосовершенствованию

Уровень педагогического мастерства преподавателя

Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. В своей работе стремлюсь к постоянному совершенствованию педагогического мастерства посредством изучения опыта коллег, новинок педагогической литературы, профессиональной периодики, ресурсов Интернет. Активно участвую в работе РМО учителей физкультуры, выступаю на семинарах, принимаю активное участие в подготовке и работе педсоветов и совещаний. Разработала образовательную программу по ЛФК, которая носит комплексный характер, учитывает физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Экспертным советом ИПКРО города Иркутска программа рекомендована к использованию в практике работы образовательного учреждения. Внедряю в практику элементы психолого-педагогических технологий: музыкальную терапию, игротерапию, песочную терапию, ароматерапию.

Материально-техническое оснащение физкультурно-спортивной базы учебного заведения

- спортивный зал размером 9 х 18 м.;

- элементы полосы препятствий;

- тренажерный зал;

- зал ЛФК;

- теннисный зал;

- учебная площадка для лыжной подготовки;

- летняя волейбольная площадка:

- тир.

Единство требований педагогического коллектива, а также школы

Много внимания уделяю домашнему заданию. Благодаря им учащиеся приучаются к самостоятельности, активно участвуют в процессе самосовершенствования. Являюсь организатором оптимального двигательного режима в нашем учреждении.

Разрабатываю комплексы утренней гимнастики. Под моим руководством педагоги в системе проводят физкультминутки, динамические часы, утреннюю гимнастику, зарядку, тематические прогулки на свежем воздухе.

Взаимодействия с окружающими людьми, в которые вступают школьники в процессе занятий физической культурой и спортом

Любимыми массовыми спортивными мероприятиями в школе стали дни Здоровья, которые организуются не только на территории школы, но и с выходом на природу. Дети с удовольствием принимают участие в спортивных состязаниях, вобластной военно-спортивной игре «Зарнице», в школьных и районных тур слётах.

Огромное внимание уделяю развитию спорта: провожу школьные соревнования и спартакиады, успешно выступаю со своими воспитанниками на районных соревнованиях. При этом растёт самооценка ребёнка, происходит самоутверждение и самореализация.

Для мотивации обучающихся по итогам школьных соревнований обязательно подвожу итоги с вручением грамот, что позволяет ребятам формировать личное портфолио и отслеживать свои спортивные достижения.

В классных уголках размещается информация о классных достижениях в спортивной жизни, а на общем спортивном стенде подводятся итоги школьных и районных соревнований и обязательно озвучиваются на общешкольных линейках.

Качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учение и поэтому дети стараются учиться хорошо, в том числе и заниматься физической культурой и спортом.

В подростковом возрасте на первый план выходит межличностное общение, общественная деятельность. В связи с этим возникает конкуренция, желание выделиться, в том числе и в спортивных достижениях. Поэтому в процессе своей деятельности уделяю большое внимание формированию у обучающихся морально-волевых качеств, воспитанию сознательной дисциплины, чувства товарищества и коллективизма, развиваю физическую выносливость, дух спортивного соперничества.

Таким образом, создавая условия для мотивации детей для занятий физкультурой и спортом, мы совместно с детьми достигли позитивных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

Техника безопасности при занятии физической культурой и спортом

Техника безопасности при занятии физической культурой и спортом...

Организация занятий физической культурой и спортом для учеников 1-3 классов.

Организация занятий физической культурой и спортом для учеников 1-3 классов....

«Привлечение родителей для повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в начальной школе»

Необходимо, чтобы занятия физкультурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. Для поддержания и закрепления интереса младших школьников к физической ...

Проект-презентация «Занятия физической культурой и спортом как важнейшая составляющая оздоровления человека»

Тема проекта: «Занятия физической культурой и спортом как важнейшая составляющая оздоровления человека»...

Исследовательская работа. Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня»

Исследовательская работа Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня» ...

Вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой и спортом.

Процесс сохранения и укрепления здоровья детей очень сложен даже  тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается  особенно сложным, когда обучаются и воспитываются д...