Создание условий для мотивации к занятиям физической культурой и спортом детей с ОВЗ.
план-конспект урока по зож (4 класс)
Для создания условий мотивации детей к занятиям физкультурой и спортом во многом зависит от того, насколько учитель сможет заинтересовать учащихся, какие методы и средства будут использованы при этом.
Поэтому в создавшейся ситуации считаю актуальным создание условий для формирования стойкой мотивации учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом побуждение к ведению здорового образа жизни (соблюдению режима дня, правил гигиены и т.д.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Общеизвестно, что в наши дни здоровье детей ухудшилось, дети предпочитают компьютерные игры прогулкам и играм на свежем воздухе. Это происходит на фоне ухудшающейся экологии и печальной статистики хронических отклонений в состоянии здоровья с раннего детства.
Помочь детям окрепнуть, хорошо физически социализироваться в жизни мы можем при помощи создания условий для мотивации их к занятиям физической культурой и спортом.
Для большинства детей учитель физкультуры – доступный человек, способствующий их физическому развитию.
Высокий уровень физического воспитания в школе, эффективность проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, здоровье учащихся во многом зависят от уровня мотивации детей к занятиям по физической культуре, в том числе к самостоятельным двигательно-активн
Для создания условий мотивации детей к занятиям физкультурой и спортом во многом зависит от того, насколько учитель сможет заинтересовать учащихся, какие методы и средства будут использованы при этом.
Поэтому в создавшейся ситуации считаю актуальным создание условий для формирования стойкой мотивации учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом побуждение к ведению здорового образа жизни (соблюдению режима дня, правил гигиены и т.д.)
Одной из наиболее сложных структур личности является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи. Формирование мотивов рассматривается как основа самоорганизации личности.
Мотивация – это особое устойчивое свойство (направленность) личности, возникающее в результате непроизвольного, подсознательного соотнесения ею своих потребностей и способностей с предметом конкретной деятельности. Совпадение этих начал активности приводит личность к постижению смысла занятий физической культурой и спортом и помогает возникновению системы целей, направленных на овладение предметом.
Как всякое сложное явление, относящееся к психике человека, мотивация имеет две стороны. С одной – принято рассматривать ее функцию, то есть то, какую роль она играет в жизни; с другой – механизм ее формирования. Очень часто именно в мотивации видят пружину, двигатель, причину действия или бездействия человека в разнообразных условиях. Мотивация не только является стержневой характеристикой личности ребенка, не только ведет его к поставленной цели, но и неукоснительно влияет на характер всех процессов, протекающих в его организме.
Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда школьник понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес.
Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда ученик испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время этих занятий.
На формирование мотивации занятий физической культурой и спортом влияет совокупность внешних и внутренних условий.
В качестве внешних (по отношению к учащимся) могут быть выделены следующие условия:
- деятельность преподавателя физической культуры,
- содержание занятий;
- методы обучения и развития двигательных качеств;
- уровень педагогического мастерства преподавателя,
- материально-техническое оснащение физкультурно-спортивной базы учебного заведения;
- единство требований педагогического коллектива, а также школы;
- взаимодействия с окружающими людьми, в которые вступают школьники в процессе занятий физической культурой и спортом.
В качестве внутренних условий становления мотивации могут быть выделены те качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования, которые возникают у школьников при включении их в организуемые педагогом занятия физическими упражнениями.
Деятельность преподавателя физической культуры
Валеологическое просвещение учащихся. На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений даю объяснения с кокой целью его выполняем, и как упражнения действует на организм, объясняю детям значение каждого из них.
С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.
В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенка, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма. С этой целью практикую занятия в шортах и майках, ходьбу на лыжах, игры на свежем воздухе, ходьбу босиком, обтирание после уроков и. др. Учу детей правильному дыханию, приемам массажа (самомассажа).
Содержание занятий
- Нетрадиционные уроки.
Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья. На уроках здоровья детей делю на группы. В группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице для стоп, камушкам, шишкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и гимнастической палкой содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
2. Комплексы упражнений.
Регулярно применяю специальные комплексы, формирующие правильную осанку, изящность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на псих регуляцию и релаксацию. Включаю в уроки сюжетные игры и игровые задания.
Методы обучения и развития двигательных качеств
В своей работе широко применяю проблемно-поисковый метод, исследовательский, познавательные игры и упражнения, самостоятельную работу, метод круговой тренировки. Цель применения этих методических подходов – это воспитание у учащихся стремления к самопознанию, усиление мотивации и развитие познавательного интереса к занятиям физическими упражнениями. Также применяю в своей деятельности методические приемы, относящиеся к методу вариативного упражнения, игровой и соревновательный. Таким путем достигается разностороннее развитие различных двигательных способностей, совершенствуется техническое и тактическое мастерство. Организации дифференцированной, индивидуальной, групповой или парной работы с обучающимися на учебных занятиях способствует развитию индивидуальных качеств личности.
Для отслеживания результативности используемой системы провожу два раза в год контрольное выполнение нормативных требований, которые отражают разносторонность подготовленности учащихся по каждой конкретной группе физических упражнений. Критерием характеристики уровня физической подготовленности наряду с выполнением программных требований являются и личные достижения ребёнка, основанные на сравнении с предыдущими результатами. Это дает возможность даже слабому в физическом плане, но старательному и трудолюбивому ученику оценить собственные успехи и стимулировать к дальнейшему самосовершенствованию
Уровень педагогического мастерства преподавателя
Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. В своей работе стремлюсь к постоянному совершенствованию педагогического мастерства посредством изучения опыта коллег, новинок педагогической литературы, профессиональной периодики, ресурсов Интернет. Активно участвую в работе РМО учителей физкультуры, выступаю на семинарах, принимаю активное участие в подготовке и работе педсоветов и совещаний. Разработала образовательную программу по ЛФК, которая носит комплексный характер, учитывает физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Экспертным советом ИПКРО города Иркутска программа рекомендована к использованию в практике работы образовательного учреждения. Внедряю в практику элементы психолого-педагогических технологий: музыкальную терапию, игротерапию, песочную терапию, ароматерапию.
Материально-техническое оснащение физкультурно-спортивной базы учебного заведения
- спортивный зал размером 9 х 18 м.;
- элементы полосы препятствий;
- тренажерный зал;
- зал ЛФК;
- теннисный зал;
- учебная площадка для лыжной подготовки;
- летняя волейбольная площадка:
- тир.
Единство требований педагогического коллектива, а также школы
Много внимания уделяю домашнему заданию. Благодаря им учащиеся приучаются к самостоятельности, активно участвуют в процессе самосовершенствования. Являюсь организатором оптимального двигательного режима в нашем учреждении.
Разрабатываю комплексы утренней гимнастики. Под моим руководством педагоги в системе проводят физкультминутки, динамические часы, утреннюю гимнастику, зарядку, тематические прогулки на свежем воздухе.
Взаимодействия с окружающими людьми, в которые вступают школьники в процессе занятий физической культурой и спортом
Любимыми массовыми спортивными мероприятиями в школе стали дни Здоровья, которые организуются не только на территории школы, но и с выходом на природу. Дети с удовольствием принимают участие в спортивных состязаниях, вобластной военно-спортивной игре «Зарнице», в школьных и районных тур слётах.
Огромное внимание уделяю развитию спорта: провожу школьные соревнования и спартакиады, успешно выступаю со своими воспитанниками на районных соревнованиях. При этом растёт самооценка ребёнка, происходит самоутверждение и самореализация.
Для мотивации обучающихся по итогам школьных соревнований обязательно подвожу итоги с вручением грамот, что позволяет ребятам формировать личное портфолио и отслеживать свои спортивные достижения.
В классных уголках размещается информация о классных достижениях в спортивной жизни, а на общем спортивном стенде подводятся итоги школьных и районных соревнований и обязательно озвучиваются на общешкольных линейках.
Качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования
В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учение и поэтому дети стараются учиться хорошо, в том числе и заниматься физической культурой и спортом.
В подростковом возрасте на первый план выходит межличностное общение, общественная деятельность. В связи с этим возникает конкуренция, желание выделиться, в том числе и в спортивных достижениях. Поэтому в процессе своей деятельности уделяю большое внимание формированию у обучающихся морально-волевых качеств, воспитанию сознательной дисциплины, чувства товарищества и коллективизма, развиваю физическую выносливость, дух спортивного соперничества.
Таким образом, создавая условия для мотивации детей для занятий физкультурой и спортом, мы совместно с детьми достигли позитивных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...
Техника безопасности при занятии физической культурой и спортом
Техника безопасности при занятии физической культурой и спортом...
Организация занятий физической культурой и спортом для учеников 1-3 классов.
Организация занятий физической культурой и спортом для учеников 1-3 классов....
«Привлечение родителей для повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в начальной школе»
Необходимо, чтобы занятия физкультурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. Для поддержания и закрепления интереса младших школьников к физической ...
Проект-презентация «Занятия физической культурой и спортом как важнейшая составляющая оздоровления человека»
Тема проекта: «Занятия физической культурой и спортом как важнейшая составляющая оздоровления человека»...
Исследовательская работа. Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня»
Исследовательская работа Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня» ...
Вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой и спортом.
Процесс сохранения и укрепления здоровья детей очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда обучаются и воспитываются д...