Вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой и спортом.
учебно-методический материал по физкультуре
Процесс сохранения и укрепления здоровья детей очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие различный спектр физических и психических нарушений.. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями предполагает создание условий, благоприятных для освоения ими способов преодоления разно уровневых барьеров, препятствий.
Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны: -Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель физической культуры Яшин Анатолий Владимирович
МБОУ МБОУ Гимназия №76 имени Н.Сафронова
г.Ульяновск
Современное общество, темпы его развития предъявляют более высокие требования к человеку и его здоровью. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Актуальность темы здоровье сбережения подтверждают принятые на государственном уровне специальные меры, ряд положений, предусматривающих создание условий для такой образовательной среды, которая будет способствовать не только сохранению, но и укреплению здоровья обучающихся. Важная роль в создании такой образовательной среды принадлежит учителю физической культуры. Процесс сохранения и укрепления здоровья детей очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие различный спектр физических и психических нарушений. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей
Инклюзивное образование помогает претворять в жизнь подобные цели
не только обучающимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в
той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на
других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а
также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и способах подачи информации преподавательским коллективом. Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению -
это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.
Самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении
выигрывают все. Это и дети с особенностями развития, и без них, одарённые дети, педагоги и всё школьное сообщество в плане совершенствования общего климата и духа школы. Тем не менее, существуют противоречивые мнения в отношении обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде. Например, что дети – инвалиды нарушают процесс обучения всего класса, что педагоги не способны справляться с новыми задачами, возникающими в классе с появлением такого ребёнка , и что дети с ограниченными возможностями при инклюзии получают недостаточно
качественное образование, причём, при такой форме обучения, серьёзно
страдает их самооценка. Однако, во многих исследованиях доказывается, что
большинство этих мнений являются предвзятыми, и не основываются на каких-либо основательных и очевидных фактах.
К сожалению, наше общество в процессе развития не готово полностью
принять «особых» детей в школе за одной партой со своим ребенком, особенно
когда речь идет о детях с нарушениями разных степеней, затрагивающими
психические нарушения. А эти дети, как никто нуждаются в общении со
своими сверстниками, должны иметь возможность наблюдать за развитием
своей и чужой жизни в обществе. Иметь возможность полноценно
интегрироваться в этом обществе для того, чтобы получить все необходимые
навыки для жизни, возможности коммуникации и личностном росте, как на
бытовом, так и на общественном уровне. И здесь в помощь системе
образования и этим детям приходит инклюзивный потенциал современного
дополнительного образования.
«Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей
строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не
имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями
здоровья. Опыт реализации инклюзивного образования выявлен во всех
направленностях дополнительного образования детей, но в большей степени – в физкультурно-спортивной и художественной. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями предполагает создание условий, благоприятных для освоения ими способов преодоления разно уровневых барьеров, препятствий.
Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны: -Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных
школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным обучающимся в целом. - В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.
- В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков. - Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных курсов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего. - В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают занятия неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одногруппниками вне группы. Педагоги играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.
Преимущества дополнительного образования в развитии инклюзииОбсуждая вопросы развития инклюзивного образования в России, в печатных изданиях, на телевидении, в Интернете, ученые, государственные и общественные деятели, педагоги, специалисты коррекционного образования, в основном, говорят об организации и предоставлении образовательных услуг, направленных на получение знаний в детских садах и общеобразовательных школах. Развитие же творческого потенциала, формирование коммуникативных умений, социализация и самореализация детей данной категории, остается без должного внимания. Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов. А вместе с тем, дополнительное образование детей – это образовательное пространство детства, где происходит интеграция ресурсов образования, культуры, спорта, туризма, социальной защиты, общественных организаций, а также колоссальный культурно-просветительский потенциал любого региона используется на благо воспитанников сферы дополнительного образования детей. Основная цель сферы современного дополнительного образования детей – помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства. Мир, пригодный для жизни детей, должен строиться с их участием. Эта идея содержится в одном из решений ассамблеи ООН. 20 ноября 1989 г. ООН (в этот день ежегодно отмечается Международный день ребенка) приняла текст Конвенции о правах ребенка. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности
и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности
наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его
личности, включая культурное и духовное развитие.
Именно дополнительное образование практически без препятствий дает
возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы,
развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественной, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.
Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной
системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в
организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.
Дополнительное образование – образование через успех. В процессе
такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым
ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его
самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.
Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать
возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами
общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке,
помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.
Дополнительное образование детей выполняет на сегодняшний день
функцию «социального лифта» для значительной части детей, предоставляя
альтернативные возможности для проявления образовательных и социальных
достижений детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем,
что:
- приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу
между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;
- поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными,
если им оказывать необходимую помощь;
- показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях
и исправления требуют не они, а подход к обучению;
- предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия,
равенства, сотрудничества;
- расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более
гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных
программ, максимально эффективных для всех детей.
Проектируемая образовательная система дополнительного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья имеет в основании
современное понимание детства как пространства и времени интенсивного
личностного развития ребенка в условиях реальной социальной перспективы,
открываемой перед ним отобранным в логике инновационных концепций
содержанием образования.
Требования к программированию дополнительного образования
детей с ОВЗ
В современных социокультурных условиях к содержанию образования
предъявляется ряд требований, которые необходимо учитывать и при
программировании дополнительного образования детей с ограничениями
здоровья:
Во-первых, развитие образования должно выражаться во включении в
содержание дополнительного образования таких компонентов, которые
способны обеспечить подготовку обучающихся к жизни в быстро
изменяющемся обществе, и одновременном исключении из него (содержания)компонентов, не требующихся в жизни после окончания общеобразовательного учреждения. Во-вторых, повышение практической значимости образования должно быть обеспечено: а) сокращением объема обязательного для изучения материала, б) разделением содержания образования на «общекультурное» и «профильное», в) направленностью образовательного процесса на формирование ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества,
г) индивидуализацией образовательного процесса, стимулирующего самостоятельную познавательную и иную деятельность обучающихся. В-третьих, системные изменения должны быть внесены в содержание учебных курсов и в организацию образовательного процесса, содержание учебных курсов должно быть соотнесено с возможностями его усвоения всеми детьми и рассчитано на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе уже освоенного опыта. В-четвертых, содержание образования всех уровней должно находиться в состоянии преемственности и обеспечивать сохранение здоровья детей. Рассматриваемые инновационные разработки предполагают выполнение определенного с учетом приведенных требований объема работ, в результате
выполнения которого планируется пересмотреть структуру и содержание предлагаемого «особенным детям» образования, включая реализацию интегрированных программ общего, начального профессионального и дополнительного образования, создать учебные планы нового поколения (учитывающие возможности «особенных» детей, образовательного учреждения и окружающего его социум, конкретизировать представления о допустимой учебной, психологической и физической нагрузке, обосновать целесообразность применения разных методик и технологий в разных ситуациях. Особенность детей с ограниченными возможностями актуализируют значение идеи, имеющей в педагогике широкое распространение. Суть ее состоит в признании аксиоматичности утверждения о том, что обучающимся надо давать тот материал, который развивает их умственные силы, способности, воображение, память. Но необходимо уточнить этот тезис. Предлагаемый детям учебный материал должен быть соотнесен с их возможностями и рассчитан как на подготовку к простому (элементарному, не требующему высокой квалификации) труду, так и на продолжение образования. Дополнительные образовательные программы детей проектируются как
средство создания социальной среды обитания личности и ее культурного
развития в процессе образования. Дополнительное образование детей имеет
немаловажное значение в создании более справедливых условий для
жизненного старта ребенка, так как всегда обладало и обладает немалым
потенциалом для развития творческих способностей детей, их жизненной
устойчивости, позитивной самооценки.
В этой связи предполагается активное использование инклюзивного
потенциала дополнительного образования детей, содержание которого
изначально персонифицировано и имеет вариативную основу, так как
отбирается, структурируется и организуется с учетом интересов детей в
пространстве, не ограниченном образовательными стандартами. Цели и
результаты дополнительного образования детей определяются при участии
самих детей на основе сделанного ими выбора.
Современное дополнительное образование детей открыто для оперативного внесения изменений в цели, содержание, формы и методы организации образовательной деятельности. Таковые могут вноситься и вносятся практически ежегодно в связи с изменяющимися образовательными запросами детей. Эта форма образования максимально адаптирована к возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям детей, к основной социальной характеристике детства как периода ограниченной правовой дееспособности человека. Дополнительное образование детей может иметь и по факту имеет множество разных концепций. Допускаются различные схемы продвижения ребенка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого, достигнутого ребенком, уровня готовности к восприятию предлагаемого учебного материала. Приветствуется индивидуальный темп освоения образовательных программ, в результате чего создается множество разных траекторий образования детей. Необходимо отметить, что дополнительное образование детей свободно от ограничений, препятствующих реализации перечисленных принципов. Запрещено только то, что препятствует нормальному развитию детей. Не допускаются дискриминация детей, их эксплуатация, насилие и жестокое отношение, ограничение допуска к информации, сужение прав или их игнорирование, ограничение возможностей получения образования по программам любого уровня сложности, нанесение вреда здоровью в прямой или опосредованной форме, включение в противоправные действия, приобщение к личностно опасным и социально негативным видам
деятельности. Разрешено все, что стимулирует нормальное развитие ребенка,способствует его нравственному и профессиональному становлению, формированию активной образовательной позиции, обеспечивает социально позитивную идентификацию личности до достижения совершеннолетия.Одним из основных принципиально значимых компонентов процесса образования детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования представляется включение детей в продуктивную деятельность по формированию планов своей жизни и освоению способов их реализации. Содержание образования, предлагаемого детям с ограниченными возможностями, рассчитано не столько на учет имеющихся ограничений, сколько на компенсацию недостающих возможностей.
Формируя модель учреждения дополнительного образования детей, реализующего в системе инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления. Для педагогов предполагается проводить обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми
воспитанниками по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Педагоги должны разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это возможно через беседы, диспуты, обсуждениесовместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия. Должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, возможно проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям,имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Эта деятельность сложна и требует развития.
Заключение
Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы
против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети-
инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.
Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.
Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных
обучающихся или одарённых детей:
- Для обычных или одарённых детей нахождение в группе детей с
особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или
представляющим опасность для их успешного обучения.
- Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения -
несостоятельны. Время, которое на занятиях уделяется детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое педагог затратит на обычных обучающихся.
- Обычные воспитанники и одарённые дети могут получить
преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения
качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы.
Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые
технологии образования; например, использование информационных
технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с
инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих
технологий, и, кроме того, все остальные воспитанники могут пользоваться
этими программами и технологиями в то время, когда они не являются
необходимыми для обучения детей с инвалидностью.
- Обычные дети или одарённые обучающие получают преимущества в
инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при
таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными способами, например, приглашения гостей для выступления, обеспечения класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью.
- В инклюзивной группе обычные или одарённые дети учатся уважать и
ценить детей с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности
или одарённости.
Необходимо также сказать, что существование инклюзивных образований
позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на
обучающихся с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными
возможностями активно участвовать в образовательной и социальной
деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие
жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе.
На современном этапе развития общества и системы образования важно
понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное
пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день
жизненного пути - это показатель успешности реализации инклюзивного
обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Цель педагога – оказать своевременную всестороннюю помощь особому
ребёнку, которая даёт возможность проживать полноценную жизнь, радоваться
каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно
воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать
изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного
образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного
обучающегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
Развитие системы инклюзивного образования должно идти параллельно с
масштабной просветительской работой, формированием информационного
поля, утверждающего доброжелательное, позитивное отношение к «особым»
детям и их семьям. Крайне важно учитывать реальные потребности детей с ОВЗ при формировании модели инклюзивного образования.
Список литературы
1. Владимир Свободин. Инклюзивное образование – актуальнейшая
тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/ (25.04.2013)
2. Дорохова, Е.С. Организация инклюзивного образования в системе
ДОД / Е.С. Дорохова // Дополнительное образование. 2010. - №1 – С. 27 – 33.
3. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию
людей с особыми образовательными потребностями
4. Инклюзивное образование
http://www.deti.rian.ru/grani/20090928/55304176.html (23.04.2013)
5. Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями http://www.myshared.ru/slide/212955/# (27.04.2013)
6. Ертанова О.Н., Гордон М.М. Инклюзивное образование:
Методология, практика, технологии. Москва 2011 г., стр.: 11 – 17, 36, 37
7. Г.А. Бордовский. Инклюзивное образование: проблемы
совершенствование образовательной политики и системы. Санкт-Петербург
2008 г. стр.: 15, 31.
8. Кучмаева, О.В. Проблема развития инклюзивного образования /
О.В. Кучмаева, Г.В., Сабитова, О.Л. Петрякова // Воспитание школьников. –
2013. – № 4 – С. 3 – 11.
9. Педагогическое обозрение, март, 2013 №3 (133), стр.: 2 – 21.
10. Инклюзивное образование в России. Юнисеф, Москва 2011 г.
11. Инклюзивное образование http://deti38.ru/index.php?
topic=173.0 (28.04.2013)
12. Развитие инклюзивного образования http://www.znaem-
mozhem.ru/node/2805 (23.04.2013)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие интеллектуальных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях"
Стендовый доклад рассказывает об использовании развивающих технологий В. В. Воскобовича в логопедической работе....
Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).
Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....
«Привлечение родителей для повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в начальной школе»
Необходимо, чтобы занятия физкультурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. Для поддержания и закрепления интереса младших школьников к физической ...
Доклад на тему: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры".
В декабре месяце 2017г проходила ежегодная региональная научно-практическая конференция Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Актуальные вопросы общего и профессионального образования ин...
Конспект открытого внеклассного занятия с родителями и учащимися с ограниченными возможностями здоровья "Мы вместе!"
Целевой направленностью данного совместного занятия является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися путем оптимизации взаимодействия в системе "учитель - родители - учащи...
Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры
laquo;Педагогические механизмы индивидуализации обучения лиц с ОВЗ в образовательной организации»ШМО учителей начальных классов...