«ЛЕСНОЙ ТРОПОЙ К КРЕПКОМУ ЗДОРОВЬЮ» (праздник)
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Большое значение в жизни каждого человека имеет здоровье,которое нужно беречь и укреплять каждому человеку с раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровье - путь к знаниям и успеху. | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
г. Сафоново Смоленской области
«ЛЕСНОЙ ТРОПОЙ К КРЕПКОМУ ЗДОРОВЬЮ»
(праздник)
Зыликова Татьяна Викторовна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»
г. Сафоново Смоленской области
Цели:
– расширить познания детей о растениях леса, полезных для здоровья; о лечебных свойствах кислорода;
– развивать познавательный интерес у детей;
– воспитывать бережное отношение к окружающей среде, выполнять правила личной экологической безопасности.
Оборудование: плакаты с изображенными на них растениями; гербарии; выставка поделок из природного материала; мультимедийная установка для демонстрации названий полянок-остановок; костюмы для детей, исполняющих роли деревьев, кустарников, растений, сказочных персонажей; рисунки детей на тему «Растения леса».
Х о д п р а з д н и к а
Ведущий. Я приглашаю вас, ребята, на встречу с чудом. Мы пойдем в гости в лес, полный сказок и чудес. И нас ждут лесная тропа и полянки, на которых и будут происходить эти чудесные превращения! Итак, ступаем на тропу.
Девочка-природа. Смотрите, видна полянка! Вперед, ребята!
На экране появляется название полянки – «Солнышко на пригорке».
Ведущий. Давайте, дети, поприветствуем ласковое солнышко, которое дарит нам свое тепло.
Дети встают по краю полянки в круг так, чтобы были видны лица друг друга, и тянутся к солнышку – встают на носочки и протягивают ладошки над головой, посылают свои улыбки в ответ.
– Ребята, закройте глаза, поиграем в игру «День и ночь». Кого я коснусь, тот встает и отвечает на мои вопросы:
– Что означает слово «растения»?
– Что относится к растениям?
– Есть ли растения, полезные для здоровья?
Проводится игра, дети дают свои ответы.
– На вопросы вы отвечали как могли и убедились, что пока еще не все знаем о растениях. А ведь они повсюду! Хотите узнать больше? Тогда идемте.
На экране появляется новое название полянки – «Ценные деревья русского леса». Тихо звучит музыка П. И. Чайковского.
Ведущий (говорит под музыку). В солнечном царстве родился маленький Лучик. Он такой забавный и смешной, еще глупенький, но сверху видит всю землю. Сколько странного и непонятного открылось его взору!
– Что это? – спрашивает Лучик.
На экране появляется картина леса.
Выходит Солнышко и начинает проникновенно рассказывать.
Солнышко. Это русский лес – главное богатство планеты Земля.
Лучик. Мне очень хочется хоть на минутку заглянуть в русский лес. Но как это сделать?
Ведущий. Поможем тебе, Лучик.
На экране появляются картины леса в разные времена года.
Ведущий. Смотри, слушай и восхищайся.
Солнышко. О мой лес, мой дивный лес!
Полон сказок и чудес...
Лучик. Тише, Солнышко, слышишь: кто-то плачет!
Звучит песня «Во поле береза стояла». Под звуки мелодии на сцену выходят «березки» – девочки в платочках и русских сарафанах.
Девочка-природа. Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
Платьице в полоску.
Ты узнаешь березку?
1-я березка. Лишь только подснежник
Распустится в срок,
2-я березка. Лишь только приблизятся
Первые грозы,
3-я березка. На белых стволах
Появляется сок.
Березки (все). Так плачут березы,
Так плачут березы.
Лучик. А почему березы плачут? Кто их обидел?
Солнышко. Весной, в апреле, у березы начинается сокодвижение. На местах трещин в коре появляются капельки сока, словно слезинки.
1-я березка. Березовый сок обладает лечебными свойствами. В нем много витаминов.
2-я березка. Еще в старину его пили для поддержания жизненных сил. Его используют для приготовления напитков: морсов, киселей, кваса.
3-я березка. Один гектар березняка испаряет 47 тыс. литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза дает человеку множество лекарственных продуктов. Листья березы лечат суставы, прикосновение к стволу березы успокаивает нервную систему.
Солнышко. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну 200 л сока.
Ведущий. Ребята, отгадайте, какое хвойное растение осенью сбрасывает свои иголки.
В а р и а н т ы о т в е т а:
1) сосна;
2) можжевельник;
3) ель;
4) лиственница.
Дети отвечают, и на экране появляется изображение лиственницы.
Ведущий. Лиственница русская встречается на Урале, в Сибири. Лиственница очень светолюбива.
Девочка. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ели,
Опадают те иголки.
– А как называются иголки у сосны, у елки?
Дети. Хвоя.
Ведущий. Перед опаданием хвоя желтеет. Хвоя лиственницы мягкая и нежная. Используется в народной медицине для изготовления витаминных сборов.
На поляну выходит могучий Дуб.
Дуб. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
Ведущий. Как вы думаете, дети, кто это?
Дети. Дуб.
На экране появляется изображение дуба.
Ведущий. Это очень величественное дерево. Его возраст может достигать 1000 лет, высота 40–50 м, толщина ствола 1,00–1,50 м в диаметре. Считается, что в дубовом лесу хорошо чувствуют себя утомленные и ослабленные люди, страдающие пониженным давлением. В народной медицине дубовым листом и корой лечили раны, отвар употребляли при кровотечениях, как противоядие использовали при отравлениях. А кто не знает, что простуду лечили дубовым веником в русской бане! Кору, собранную с молодых веток, применяют для полоскания рта и для лечения ожогов.
Солнышко (Лучику). Вот, Лучик, сколько познавательного и нового ты сегодня узнаёшь.
– А знают ли ребята, что на земле почти 500 тыс. видов растений человек использует для своих потребностей?
Лучик. Я уж точно этого не знал.
Солнышко. Посмотрите на экран.
На экране появляется изображение дерева – цветущей черемухи.
– Дети, кто знает это дерево?
Будто белый шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
Лучик. Что же это за дерево такое?
Черемуха выходит на сцену, подходит к Лучику и Солнышку, берет за руку Лучика и продолжает рассказ.
Черемуха. Очень я, Черемуха, на людей обижаюсь. По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою, как невеста: глядите, стар и млад, любуйтесь!
А люди – ломать меня. И не поймут, что ведь себе хуже! А летом... чуть поспеют мои черные ягоды, снова люди ко мне. Потихоньку бы ягодки собирали, бережно, я бы смолчала.
Ведущий. Лесная красавица с древних времен лечит людей. Ее плоды помогают при расстройстве желудка и кишечника.
На экране появляются изображения других деревьев.
Лучик. Ой, сколько в лесу деревьев, а разве обо всех расскажешь!
Солнышко. Нет, Лучик, давай ребятам загадаем загадки, а они пусть узнают эти деревья. Ведь столько пользы каждое из них приносит человеку!
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель, сосна.)
Ведущий. Не только кислородом дерево обогащает воздух, но и летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина.)
Ведущий. В плодах рябины не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе. Используют в народной медицине как тонизирующее, противовоспалительное, мочегонное средство.
– Но не только деревья лечат нас. Давайте зайдем на полянку «Витаминные кустарники».
На экране появляется изображение кустов шиповника и боярышника.
– Кто узнал, что это за растения?
– О каком кустарнике так говорят: «Колюч, как ежик, красив, как роза?»
Солнышко. Кто же не знает шиповник! Достаточно съесть 5–8 ягод, чтобы обеспечить двойную потребность организма в витамине С. Он в 10 раз опережает черную смородину и в 100 раз – лимоны! Его называют лекарством от 10 болезней.
Лучик. А это чьи плоды?
Ведущий (показывает вазу со срезанными веточками боярышника). Это боярышник. Колючими шипами боярышник свой урожай охраняет.
Солнышко. Стоит дерево кудряво, а когти – волчьи.
Ведущий. Боярышник очень красиво цветет! А осенью стоит он, словно маленькими яблоками усыпан. Его цветы, плоды и семена используют при болезнях сердца и гипертонии, они улучшают кровообращение сосудов сердца и мозга.
– А чтобы получше узнать и почувствовать лес, побудьте в нем одни. Сядьте удобно, представьте себя в лесу.
∙ У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю.
Выполняется под тихую спокойную музыку.
Ведущий. Тихо в лесу, сумрачно. Посидите какое-то время спокойно, не выдавая себя, и лес начнет раскрывать вам свои тайны. Смотрите внимательно, слушайте шум, шепот листьев, впитывайте особую прелесть каждого дерева, вдыхайте целебные запахи. Следите, как с каждым шагом меняется красота леса. Слышите – лес зовет нас!
Девочка-природа. Поиграем в игру «Доскажи словечко».
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол.
Это – ... (лес!)
Или рама, двери, пол.
Это – ... (лес!)
Кресло и диван вот наш?
Это – ... (лес!)
Или этот карандаш?
Это – ... (лес!)
Ну а стол, скамейка, парта?
Это – ... (лес!)
А тетрадка, книга, карта?
Это – ... (лес!)
Оглянись, все вокруг –
Это наш зеленый друг.
Дети переходят поляну «Первоцветы».
Лучик. По лесочку мы пошли
И полянку тут нашли.
Появляются Баба-яга и Леший.
Баба-яга. Ба, да к нам в лес, никак, гости пожаловали?
Лучик. Здравствуй, бабушка!
Баба-яга. Здравствуй, внэчек! Зачем пожаловали?
Лучик. На полянку мы пришли,
Чтоб травиночку найти
И цветочки поискать,
Об их пользе рассказать.
Да и ягоды поесть...
Баба-яга. Много трав растет полезных
На земле страны родной,
Помогают от болезней
Подорожник, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Вот что вам скажу, друзья:
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что полезны для лечения,
Те, что для людей полезны, –
И отступят все болезни.
Леший. А я приготовил для вас, ребята, кроссворд. Мы сейчас проверим, знаете ли первоцветы.
В вертикальном столбце написано слово «первоцветы». Чтобы убедить меня в том, что вы все знаете, вы должны будете отгадать 8 слов – названий первоцветов. Кстати, а почему их так называют?
Девочка-природа. Их называют так потому, что они цветут первыми. И все они – лекарственные растения.
Леший. Ну что ж, слушайте мои вопросы:
1) Какое растение называется «цветок-светофор» или «цветик-букетик»? (Медуница.)
2) Какое растение цветет только в сезон сильных весенних ветров? (Ветреница.)
3) Видел я однажды по весне в лесу, как медведь выдрал из земли какое-то растение и начал его лизать. Лизал-лизал, да так и уснул. Что это было за растение? Почему его так называют?
Девочка-природа. Да это же сон-трава, обладает снотворным действием.
Леший.
4) Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветочки имеют хохолки. (Хохлатка.)
5) А какое растение называют «золотыми колючками весны»? (Первоцвет.)
6) Какое растение без листьев цветет? (Мать-и-мачеха.)
7) Это луковичное декоративное растение с крупными цветками. (Тюльпан.)
8) Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки. (Ландыш.)
Баба-яга. Ну что, Леший, убедился, что наши гости знают цветы-первоцветы?
Девочка-природа. Мы растения эти знаем,
Бережем и охраняем.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
На экране появляется новое название – «Ягодная полянка».
Лучик. А может, нам еще и ягодок поесть?
Баба-яга. Поешь, милок, поешь! Только узнай сначала, что это за ягоды. Ну-ка, Леший, помоги.
Леший несет плакат. На нем расчерчены клеточки.
Леший. Слушай мое задание. Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много железа, витаминов С, Р, В), но их еще применяют как краситель. Ягоды эти также улучшают зрение. (Черника.)
Девочка-природа. А я знаю стихотворение про эту ягодку.
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягодка созрела
Синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил –
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен.
Ведущий. Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарник черники, но если сломать его, то новый кустарник с плодами вырастет только через 7–8 лет.
Лучик. Как хорошо, свежо и как дышится легко!
Меняется название – «Оздоровительная полянка».
Ведущий. Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья. Давайте усилим оздоровительный эффект и выполним дыхательные упражнения.
Дети становятся в круг.
– Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот – полезнее и почему?
– Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная.
Баба-яга. Холодному воздуху необходимо согреться в ваших теплых носиках, прежде чем он попадет в легкие.
Леший. Давай, Баба-яга, на прощание подарим ребятам и нашим гостям упражнения, которые они могут выполнять дома.
∙ Д ы х а т е л ь н а я г и м н а с т и к а.
Баба-яга, Леший по очереди проводят с детьми следующие упражнения:
1. «Часики»: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10 раз.
2. «Вырасти большой»: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х-х». Повторить 5 раз.
3. «Лыжник»: движение по кругу с имитацией ходьбы на лыжах. Выдох через нос с погружением звука «м-м-м». Повторять в течение 2 минут.
4. «Паровозик»: встать друг за другом и медленно, проходя по кругу, делать попеременные движения руками, приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 2 минут.
5. «Насос»: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох – наклон туловища в сторону влево, левая рука скользит вверх, правая – вниз; выдох – возвращение в и. п. с произнесением звука «с-с-с-с». То же в другую сторону с произнесением этого же звука. Повторить 7 раз.
6. «Гуси летят»: сменить направление движения по кругу, медленно двигаясь друг за другом; вдох – руки в стороны, на выдох – вниз, с погружением длительного звука «гу-у-у». Повторять в течение 2 минут.
Леший. Посмотрите-ка, ребята, Баба-яга после гимнастики аж стройнее стала!
Баба-яга бросает клюку, спину выпрямляет.
Дети приглашают Бабу-ягу и Лешего к себе в круг. Все берутся за руки.
Ведущий. Вот и привела нас тропинка к здоровью. Конечно, мы разгадали не все лесные загадки. Узнать о пользе леса, о его целебных свойствах помогут книги и новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу.
Ежедневно в мире более 20 миллионов гектаров леса страдает от лесных пожаров, 97 % из которых не зарастает 5–7 лет. Брошенная в лесу бумага может лежать до разложения более 2 лет, консервная банка – до 100 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 100 лет.
На экране появляется плакат с призывом:
Берегите лес, и вы сохраните
Красоту земли и свое здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лесной тропой к крепкому здоровью
Внеклассное мероприятие по здоровьесберегающим технологиям с применением ИКТ. Мероприятие было проведено на районном семинаре для руководителей ОУ....
Лесною тропою к крепкому здоровью
Внеклассное мероприятие в 3-м классе...
Здоровое питание -залог успешного обучения и крепкого здоровья
Методический материал к родительскому собранию, а также для оформления классного уголка в раздел "Здоровье"...
Лесной тропой к крепкому здоровью
Мероприятие для начальной школы, посвященное здоровому образу жизни....
Сценарий осеннего праздника "По лесным тропинкам"
Сценарий предназначен для детей средней группы детского сада. Он и интересен и своеобразен музыкальным материалом, выходом персонажей....
Здоровое питание- залог крепкого здоровья.
Самый лучший классный час про здоровое питание....
Разработка спортивного праздника. Веселые старты "Лесными тропинками"
В данном сценарии спортивного праздника представлены 9 конкурсов с различными видами эстафет, загадки, которые способствуют развитию внимания и памяти, воспитанию настойчивости, чувства взаимопомощи, ...