Программа лагеря с дневным пребыванием детей
рабочая программа по зож

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lagerya_s_dnevnym_prebyvaniem_detey.docx53.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЫРЕСТУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»______

Республика Бурятия, Джидинский район, у. Дырестуй, ул. Ленина,17 тел(факс).:8(30134)95-2-22

«Утверждаю»                                                                Принято на Педагогическом

Директор МБОУ «ДырестуйскаяСОШ»           совете школы № от_____2023г.______________ Л.Г.Галсанова

Приказ  №__ от_______2023 г.

    Программа  

«Планета детства»

     лагеря с дневным пребыванием детей

  «Солнышко»

Возраст детей: 6-13 лет

Срок реализации: июнь 2023 г.

        

у.Дырестуй

 2023 год

Содержание программы.

1.Паспорт программы

2.Пояснительная записка

3.Цели и задачи

4.Участники программы

5.Этапы реализации программы

6.Сроки действия

7.Содержание деятельности

8.Механизмы реализации

9.Условия реализации

10.Факторы риска и меры их профилактики

11.Ожидаемые результаты и критерии их оценки

12.Мониторинг воспитательного процесса

13.Список литературы

14.Приложения

Паспорт программы

Полное название программы

Программа летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей на базе  МБОУДырестуйская СОШ «Солнышко»

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. Повышение уровня знаний о ЗОЖ, развитие творческих способностей.

3

Задачи

Создание условий для организованного отдыха детей.

 Пропаганда здорового образа жизни.

Формирование интереса к различным видам деятельности.

Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру

4

Участники программы

младшие школьники, подростки

5

Основные направления деятельности

-профилактическое

-спортивно-оздоровительное

-художественно-эстетическое

-экологическое

6

Ожидаемый результат

Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей.

Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.

Снижение уровня негативных социальных явлений в детской  среде.

7

Учреждения, участвующие в реализации программы

МБОУ Дырестуйская СОШ, сельский Дом культуры, сельская врачебная амулатория , сельская библиотека.

8

Почтовый адрес организации

 671911, Республика Бурятия, Джидинский район, с. Дырестуй, ул. Ленина, 17

9

Телефон

E-mail

8 (30134)95222

direstuiskaya@yandex.ru

10

Ф.И.О. руководителя

организации

Галсанова Лидия Галсановна

Перечень организаторов программы

  1. МКУ Управление образования администрации Джидинского муниципального района
  2. Администрация МБОУ «Дырестуйская СОШ»

Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.

Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Лагерь размещается на базе МБОУ Дырестуйская СОШ. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы ЛДП «Солнышко» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. Смена общей численностью 26 человек.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Цель:

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. Повышение уровня знаний о ЗОЖ, развитие творческих способностей.

Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда

здорового образа жизни.

2. Формирование интереса к различным видам деятельности.

3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

            Основными в организации воспитательной деятельности ЛДП «Солнышко» являютсяпринципы:

-безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
- создания разнообразных образовательных  пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
- приоритета индивидуальных интересов, свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий творческого развития и самореализации ребёнка;
-личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением    социальных норм и правил лагеря;
-гуманного характера отношений и оздоровительно-образовательных программ;
-конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
-единоначалия в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Участники программы:   Участниками программы являются дети и подростки в возрасте от 6 до 15 лет, родители, педагогический коллектив МБОУ «Дырестуйская СОШ»

        Этапы реализации программы

I этап:  подготовительный   (апрель – май)

Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • участие в совещаниях посвященных подготовке к проведению летней оздоровительной компании;
  • знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;  
  • проведение совещаний при директоре  по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
  • создание рабочей группы по подготовке методического материала для работников лагеря;
  • организация помещений лагеря согласно СанПину;
  • обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми.

II этап:  организационный  ( 2-3 дня в начале июня)

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Солнышко»;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап:  основной (июнь)

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа творческих мастерских, кружков, клубов.

IV  этап: заключительный

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Сроки действия программы: с 1 июня по 25 июня  2023 года (21 календарных дней)

Содержание деятельности.

Направления и виды деятельности.

     Образовательная деятельность в рамках лагеря «Солнышко» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.

Образовательная деятельность также предусматривает творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д

 Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

     Культурно- досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий.

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

   Патриотическое воспитание включает в себя проведение в течение лагерных смен акции «Обелиск», бесед о ВОВ, ветеранах войны и тыла, участниках военных действий на чеченской войне.

  Социально-значимая деятельность подразумевает благоустройство территории школы и села, работу на пришкольном участке.

В ходе лагерной смены работа ведется по следующим направлениям:

  • Профилактическое:

    Цель: Повышение эффективности организации профилактической работы с несовершеннолетними.

Осуществление поставленной цели происходит через межведомственное взаимодействие, проведение бесед, тренингов.

  • Спортивно-оздоровительное

Цель: Познание своего организма и поддержка его в здоровом состоянии.

Происходит через беседы с медицинским работником сельской амбулатории,  проведение утренних зарядок, минуток здоровья,  спортивных соревнований, веселых стартов.

  • Экологическое.

Цель: Формирование экологической культуры.

Проведение экологических игр, акций, викторин.

  • Художественно-эстетическое

Цель: знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

 Механизм реализации  программы

  -Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Формы и методы работы

     Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (ролевые игры, дискуссии), в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания.

     Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

     В конце каждого дня ребенок заполняет карту настроения и достижений за

день.

Примерный план работы.

№ дня

Мероприятия

1 июня

«Здравствуй, это я!»

  • Открытие лагеря.
  • Знакомство с режимом дня. Деление на отряды.
  • Проведение инструктажа по ТБ.
  •  День защиты детей (развлекательная программа)

2 июня

«О, спорт, ты – жизнь!»

  • Диагностика здоровья
  • Спортивные состязания.
  • Оформление уголка отряда.
  • Занятия в кружках

3 июня

«День БДД»

  • Безопасность дорожного движения - должны знать все.(Практическое занятие).
  • Конкурс рисунков по БДД
  • Дорожная азбука в загадках

4 июня

«День природы»

  • Игры на свежем воздухе.
  • Исторический экскурс «Славное море – священный Байкал»
  • Конкурс на лучшую аппликацию из природного материала
  • Занятия в кружках.

6 июня

«День финансовой грамотности»

  • Просмотр мультфильма по финансовой грамотности
  • Квест – игра
  • Игры на свежем воздухе

7 июня

«День веселых испытаний»

  • Спартакиада «Сильнее, выше, быстрее»
  • Конкурсная программа «Алло, мы ищем таланты»
  • Занятия в кружках

8 июня

«День матрешки»

  • История создания русской матрешки
  • Конкурс самой оригинальной матрешки
  • Игры на свежем воздухе

9 июня

«День фантазии»

  • Конкурсная программа «Мистер и Мисс лагеря».
  • Интеллектуальный марафон.
  • Занятия в кружках

10 июня

«День сказок»

  • Чтение стихов, сказок
  • Инсценирование отрывков из русских сказок
  • Занятия в кружках

11 июня

«День России»

  • Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия»
  • Патриотические песни
  • Игры, прогулки на свежем воздухе

14 июня

«День бурятского языка»

  • Конкурс стихов, песен на бурятском языке
  • Инсценирование отрывков из бурятских сказок
  • Игра «Шагай наадан»

15 июня

«День героев»

  • Акция «Обелиск». Возложение цветов к памятнику погибших воинов.
  • Посещение сельской библиотеки.
  • конкурс рисунков «Была война».

16 июня

«День чистоты»

  • Подвижные игры на свежем воздухе
  • Акция «ОТХОДЫ В ДОХОДЫ». Уборка

территории.

  • Занятия в кружках

17 июня

«День цветных карандашей»

  • Конкурсная программа «Веселый художник лагеря»
  • Коллаж «Ура, лето!»
  • Поход с играми на местности

18 июня

«День родного села»

  • Беседа « История моей деревни»
  • Экскурсия в дацан.
  • Час разучивания новых песен
  • Занятия в кружках

20 день

«День знакомства с достопримечательностями республики»

  • Видеоэкскурсия «Театры Бурятии»
  • Викторина о Бурятии
  • Кружки по интересам

21 июня

200-летие Доржи Банзарова

  • Экскурсия по памятным местам, художественный музей с.Петропавловка

22 июня

«День народных игр»

  • Народные игры
  • Игры на свежем воздухе
  • Занятия в кружках

23 июня

  • Беседа о государственных символах России
  • Просмотры видеофильмов
  • Занятия в кружках

24 июня

«День памяти Рокоссовского»

  • Акция, посвященная году памяти Рокоссовского «Свеча памяти»
  • Конкурс военных песен
  • Игры на свежем воздухе (в парке)

25 июня

«День прощания с лагерем»

  • Закрытие лагерной смены.
  •  «Детство – это я и ты».  Прощальный концерт
  • Флешмоб «Ура, каникулы!». Фото на память
  • Анкетирование

Организация кружковой деятельности

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период  смены работают постоянные кружки и секции, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель:расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия:

  • положение о лагере дневного пребывания;
  • правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
  • рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
  • должностные инструкции работников;
  • заявления от родителей;
  • акт о приемке лагеря;
  • планы работы;
  • Устав МБОУ «Дырестуйская СОШ»
  • Приказы МКУ управления образования, директора школы
  • Медицинские книжки о прохождении медицинского осмотра

Кадровое обеспечение

Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:

     Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.

     Педагогический коллектив представлен педагогами МБОУ ДырестуйскаяСОШ  имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.

      Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры и детская медсестра сельской амбулатории.

Кадровое обеспечение программы:

  1. Начальник лагеря
  2. 2  педагога- воспитателя
  3. Обслуживающий персонал-1
  4. Персонал пищеблока-2

          Подбор начальника лагеря, воспитателей, проводит администрация школы.  

         Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

           Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.

         Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

         Начальник и педагогический коллектив, обслуживающий персонал отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

Материально-технические условия:

Применение

Ответственные

Кабинеты

комната для занятий, комната отдыха

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

Зал

Занятия спортом, состязания,  линейка (в случае плохой погоды)

Воспитатели, технический персонал

Сельский стадион

спартакиады, спортивные состязания

Воспитатели

Школьный двор

Отрядные дела, игры, линейка, проведение общелагерных  игр на воздухе.

Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед

Повар, администрация лагеря

Комнаты гигиены

Туалеты,  раздевалки

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Научно – методическое обеспечение

  • наличие необходимой документации, программы, плана работы;
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
  • проведение мероприятий в форме коллективных творческих дел;
  • индивидуальная работа;
  • деловые и ролевые игры.

Факторы риска и меры их профилактики.

№ п\п

Факторы риска

Меры профилактики

1

Плохие погодные условия

Изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности. Запасные формы работы, адаптированные для работы в помещении.

2

Пассивность

Отбор эффективных методов и средств для повышения активности участников программы: стимулирование мотивации

3

Усталость педагогического коллектива

Четкое распределение обязанностей, объединение коллективных усилий в сложных ситуациях.

4.

Утомляемость детей

Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и другой.

5

Эмоциональное сгорание

Тщательная подготовка программы смены. Разработка корпоративной культуры, использование стимулирования деятельности.

6

Травматизм

 Инструктаж по ТБ.Исключениетравмоопасных ситуаций, ответственность и бдительность за здоровье и жизнь детей.

7

Недостаточность спортивного и игрового инвентаря.

Своевременное и достаточное обеспечение.

8

Подвижные игры на улице

Чередование игр на улице и в помещении.

Ожидаемые результаты .

  • Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей.
  • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
  • Снижение уровня негативных социальных явлений в детской  среде.

Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.  

Критерии оценки результатов программы:

- Поведение ребенка.

- Умение взаимодействовать c другими членами временного детского коллектива.

- Отношение ребенка к себе и окружающим.

- Эмоциональное состояние ребенка.

- Уровень представления ребенка о ценностях человеческой жизни.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

Мониторинг воспитательного процесса.

В качестве критериев оценки эффективности и успешности реализации Программы применяется следующий инструментарий:

  • анкетирование;
  • карта достижений  
  • карта наблюдения за состоянием здоровья детей

Список используемой литературы

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
  4. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
  5. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
  6. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
  7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
  8. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа лагеря с дневным пребыванием детей

Прогамма лагеря с дневным пребыванием детей для пришкольного лагеря. программа включает пояснительную записку, календарный план, информационную карту...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Примерная программа пришкольного лагеря....

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как може...

Комплексная программа лагеря с дневным пребыванием детей «Мир детства»

Программа составлена для организации детей во время летних каникул в детском оздоровительном лагере....

Программа лагеря с дневным пребыванием детей (от 6 до 17 лет включительно) «ЭКОГРАД»

Данная программа предназначена для реализации в  лагере дневного пребывания с организацией дневного сна «ЭКОГРАД» и рассчитана на детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно. Об...

программа лагеря с дневным пребыванием детей

Разработка программы лагеря с дневным пребыванием детей...

Проект Персонализированной модульной дополнительной образовательной программы лагеря с дневным пребыванием детей «Остров Дружбы»

Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и провер...