Подвижные игры на уроках физической культуры и их значение
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Статья о роли и значении подвижных игр в развитии и воспитании младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_na_urokah_fizicheskoy_kultury_i_ih_znachenie.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры на уроках физической культуры и их значение
Учитель физической культуры Виноградова Елена Анатольевна
ГБОУ СОШ №691, Санкт-Петербург
Еще с древних времен игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался и отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. А также отражается желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции, усиливают все физиологические психические процессы, расширяют общий кругозор детей. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование.
При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексы.
Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих школьников верные представления о поведении, существующего в реальной жизни. Кроме того, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора - с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности. Можно сказать, что подвижные игры справедливо рассматриваются как действенное средство физического воспитания. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством физического воспитания младших школьников.
Приложение
ДВА МОРОЗА
Двое водящих, один — Мороз-красный-нос, другой — Мороз-синий-нос. При наличии цветных носов на резиночке восторгу не будет конца.
Морозы становятся посреди площадки — улицы, остальные дети прячутся в один из домов.
Морозы хором произносят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я — мороз Красный нос,
Я — мороз Синий нос
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Все дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом.
ПРЫГАЮЩИЕ ВОРОБУШКИ
Игра «Прыгающие воробушки». Место проведения: Зал, площадка, коридор. Подготовка к игре. На полу (земле) чертится черта.
Выбирается водящий – «кошка». Кошка стоит или приседает за чертой. Остальные играющие – «воробьи» - становятся вне черты. Описание игры. По сигналу учителя воробьи начинают впрыгивать в черту и выпрыгивать. Кошка старается кого – либо из воробьев поймать, не успевшие выпрыгнуть из черты. Пойманный садится у кошки. Когда кошка поймает трех – четырех воробьев, выбирается новая кошка из не пойманных. Игра начинается сначала. Побеждает тот, кого ни разу не запятнали. Правила игры. 1. Кошка может ловить воробьев только в кругу. 2. Воробьи могут прыгать на одной или обеих ногах (по договоренности в начале игры). 3. Спасаясь от кошки, воробьи не имеют права бежать, они должны только прыгать, если воробей пробежал через круг, он считается пойманным.
К СВОИМ ФЛАЖКАМ.
Место и инвентарь. Зал, площадка; четыре-пять разноцветных флажков. Подготовка к игре. Учащиеся, разделившись на группы по шесть-восемь человек, становятся в кружки, располагаясь по всей площадке. В центре каждого кружка находятся один учащийся с флажком в руке. Описание игры. По команде учителя учащиеся, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо и влево. Учитель дает сигнал (свисток, хлопок). Учащиеся, кроме стоящих с флажками, разбегаются по площадке. Учитель дает второй сигнал. После этого сигнала все становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки, стоящие с флажками, быстро и бесшумно меняют свои места по указанию учителя, который дает третий сигнал или говорит: «Все к своим флажкам!». Играющие открывают глаза, бегут к своему флажку и, взявшись за руки, образуют круг. Побеждают те играющие, которые первыми построят кружок. При повторении игры необходимо менять игроков с флажками
ЛИС И КУРЫ
На одной стороне зала «курятник», на другой стороне зала – лис.
Содержание игры. По сигналу «куры» начинают то взлетать на «насест», то слетать с него, то просто ходить около «курятника» (около скамеек, образующих «курятник»). По второму условленному сигналу «лис», подобравшись к «курятнику», ловит любую «курицу», касающуюся земли (пола) хотя бы одной ногой. «Лис» берет осаленного за руку и ведет в свою «нору». Если по пути ему встречается «охотник», «лис» выпускает пойманного, а сам убегает в «нору». Пойманный возвращается в «курятник», после чего все «куры» слетают с насеста. Если «охотник» поймает «лиса», выбирается новый «лис». Играют 4—6 раз.
Выигрывают игроки, не пойманные ни разу.
КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ.
Игроки строятся в одну шеренгу (или в круг). По команде «Великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, а по команде «Карлики» - приседают как можно ниже, руки на пол. Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед. После 6-8 команд подвести итоги.
Можно игру усложнить. Воспитатель подает команду «Карлики», а сам поднимается на носки. По команде «Великаны» приседает. Дети должны выполнять то, что слышат, а не то, что видят.
СОВУШКА
Подготовка к игре: Все дети изображают бабочек, жуков. Одного из играющих воспитатель назначает «Совушкой».
«Совушка» находится в своем гнезде (за пределами площадки), оно может быть очерчено или отгорожено гимнастической скамейкой).
Правила игры: По сигналу воспитателя «День наступает – все оживает!» дети разбегаются по площадке, махая руками, подобно движению крыльев насекомых, и жужжат, подражая жукам со словами: Ах ты, совушка — сова, Ты большая голова, Ты на дереве сидишь, Ночь летаешь, днем ты спишь… Через некоторое время воспитатель говорит: «Ночь наступает — все замирает!». После этих слов бабочки, жуки замирают, останавливаясь на том месте, где их застали слова воспитателя, а «Совушка» вылетает из своего гнезда, медленно машет «крыльями» и смотрит, не шевелится ли кто? Того, кто пошевелился, «Совушка» отводит к себе в гнездо.
ЗАЙЦЫ В ОГОРОДЕ
На площадке два круга: большой – огород, и малый – домик сторожа, где помещается водящий. Зайцы охотятся за большим кругом (в поле). По сигналу воспитателя зайцы впрыгивают (на двух ногах) в кругу и выпрыгивают из него. Сторож, покинув свой домик, бегает по огороду и старается запятнать зайцев. Осаленный сторожем заяц отводится в домик, и игра продолжается, пока не будут пойманы три-четыре зайца. После этого выделяется новый сторож – и игра проводится еще раз. В пределах огорода зайцам разрешается только прыгать. Заяц, заступивший в домик сторожа, остается в нем.
ПЯТНАШКИ
Цель:
1.Развивать выносливость
2.Развивать скорость бега
3.Развивать быстроту реакции
4.Развивать умение действовать согласно правилам.
Ход игры:
Дети находятся в разных местах площадки (границы обозначает учитель). Назначенный воспитателем или выбранный детьми пятнашка (водящий), становится на середине площадки. После сигнала воспитателя: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка запятнает всех игроков или когда истечет, обозначенное учителем время. При повторении игры выбирается новый пятнашка. Если пятнашка не может поймать никого из играющих, учитель должен назначить другого водящего.
СЛУШАЙ СИГНАЛ
Учащиеся строятся в колонну по одному и по команде учителя идут вокруг зала (площадки). Затем учитель внезапно дает условный сигнал (хлопок, свисток). Если дается сигнал один раз, играющие продолжают ходьбу, если два раза – останавливаются, если три раза – приседают. Допустившие ошибку становятся в конец колонны. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.
Время от времени необходимо менять направление движения колонны. Не следует очень часто подавать сигналы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Подвижные игры на уроках физической культуры с мячом, с челночной палочкой, без предметов. Подойдут, как учащимся 1-х, так и 2-4-х классов. Игры все апробированы. Вызывают интерес у школьников. Можно ...
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Подвижные игры на уроках физической культуры с мячом, с челночной палочкой, без предметов. Подойдут, как учащимся 1-х, так и 2-4-х классов. Игры все апробированы. Вызывают интерес у школьников. Можно ...
Методическая разработка "Подвижные игры на уроках физической культуры"
ВведениеСфера физической культуры и спорта является одной из наиболее распространенных облас...
Подвижные игры на уроках физической культуры
Подвижные игры на уроках физической культуры...
статья:"Подвижные игры на уроках физической культуры"
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре и...
Конспект урока по физической культуре «Подвижные игры на уроке физической культуры» 3 класс
Конспект урока по физической культуре в 3 «М» классе 1 четверти, «05» 10.2021гКонспект составил ФИО: Ермоленко Василий СергеевичМетодист: Ртищева Мария ВасильевнаУчитель: Игоши...