Программа "Здоровое питание"1-4 класс
рабочая программа по зож
Программа учебного курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2021.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovoe_pitanie_1-4_kl.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
МУОО Администрации Тарасовского района
МБОУ Ерофеевская ООШ
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Гавриленко С.А. Приказ № 64 от «30» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ Алферова В.В. Приказ № 64 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО И.о директора ________________________ Алферова М.В. Приказ № 64 от «30» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Здоровое питание»
в рамках федерального проекта «Точка роста»
для обучающихся 1-4 классов
2023-2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2021.
1. Федеральный Закон от 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Областной закон от № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
#1055;исьмо Минобразования России от №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности».
6. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)по МБОУ Ерофеевской ООШ (приказ от № 64).
7. Учебный план МБОУ Ерофеевской ООШ, реализующей основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2023-2024 учебный год (приказ от #1075;. №64)
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
- формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
- научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей;
- практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;
- необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;
- вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;
- культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
- социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семье учащихся.
Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.
Общая характеристика факультативного курса
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребенка самостоятельную или в коллективе.
В качестве организации занятий используются следующие формы:
- сюжетно-ролевые игры;
- чтение по ролям;
- рассказ по картинкам;
- выполнение самостоятельных заданий;
- игры по правилам — конкурсы, викторины;
- мини-проекты;
- совместная работа с родителями.
Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы — непременное условие для успешной реализации задач программы.
Методы:
- Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
- Проблемный
- Частично-поисковый – (творческие задания)
- Объяснительно-иллюстративный.
Ожидаемые результаты изучения курса
В результате изучения программы младшие школьники получат представления:
- о правилах и основах рационального питания,
- о необходимости соблюдения гигиены питания;
- о полезных продуктах питания;
- о структуре ежедневного рациона питания;
- об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
- об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
- об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
умения:
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные.
Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Требования к результатам универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителей;
- планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
- смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;
- выделение существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
- формулирование собственного мнения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих сего собственной;
-умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-4 классы
№ п/п | Наименование разделов и занятий | Дата | Формы контроля | |||
план | факт | |||||
I | Здравствуй, дорогой мой друг! | Вводное занятие | ||||
2 | Если хочешь быть здоров. |
| беседа | |||
3 | Самые полезные продукты. |
| Практическое занятие | |||
4 | Удивительные превращения пирожка |
| Конкурс-викторина | |||
5 | Кто жить умеет по часам. |
| КВН | |||
6 | Вместе весело гулять. | экскурсия | ||||
7 | Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной. |
| Беседа-практикум | |||
8 | Плох обед, если хлеба нет. |
| Сюжетно-ролевая игра | |||
9 | Полдник. Время есть булочки. |
| Игра-демонстрация | |||
10 | Пора ужинать. |
| инсценировка | |||
11 | Весёлые старты. |
| соревнования | |||
12 | На вкус и цвет товарища нет. | викторина | ||||
13 | Как утолить жажду. |
| игра-демонстрация | |||
14 | Что помогает быть сильным и ловким. |
| беседа | |||
15 | Овощи, ягоды и фрукты -витаминные продукты |
| викторина | |||
16 | Праздник здоровья. |
| Игра-соревнование | |||
17 | Мой дневник. |
| Практическое занятие | |||
18 | Почему устают глаза? |
| Практическое занятие | |||
19 | Сколиоз. Как его предотвратить? |
| беседа | |||
20 | Игры и травмы. |
| Беседа практикум | |||
21 | Переутомление и утомление |
| беседа | |||
22 | “Умники и умницы” |
| КВН | |||
23 | Чтоб забыть про докторов |
| ||||
24 | Почему мы болеем? |
| викторина | |||
25 | Кто и как защищает нас от болезней? |
| Круглый стол | |||
26 | День здоровья |
| соревнования | |||
27 | Копилка витаминов. Здоровое питание |
| конкурс | |||
28 | Я и мое ближайшее окружение. | беседа | ||||
29 | Вредные привычки |
| диспут | |||
30 | Тренинг “Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным” |
| тренинг | |||
31-32 | Как избежать отравлений? |
| Час общения | |||
33-34 | Первая помощь при отравлениях. | Практическое занятие
| ||||
| ВСЕГО: | 34 |
|
Предполагаемые результаты обучения.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила питания;
- важность употребления в пищу разнообразных продуктов;
- роль витаминов в питании.
После 2-года обучающиеся должны уметь:
- соблюдать гигиену питания;
- готовить простейшие витаминные салаты;
- выращивать зелень в горшочках.
Методическое обеспечение программы « Разговор о правильном питании»
Учебная деятельность.
Учебная деятельность школьников строится по следующим модулям:
- гигиена питания,
- режим питания,
-рацион питания,
- культура питания,
- разнообразие питания,
- этикет,
- традиции и культура питания.
Для занятий используются рабочие тетради « Разговор о правильном питании». Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии на различные предприятия, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.
Воспитывающая деятельность.Работа в кружке даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую.
Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, праздниках.
В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм.
Развивающая деятельность.
Работа по «Программе разговор о правильном питании» способствует развитию творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательных способностей, развитию коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.
Список литературы:
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2023.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2023.
- Рабочая тетрадь. Разговор о правильном питании/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2023.
- Рабочая тетрадь. Две недели в лагере здоровья / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2023.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия по правильному питанию в 4 – классе
расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов,получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в ...
Конспект занятия по программе "Разговор о правильном питании"во 2 классе. Тема "На охоту вместе с Шариком"
Занятие проводится в рамках реализации программы " Разговор о правильном питании". Обучающиеся в игровой форме знакомятся с лесными ягодами - полезными и вредными для здоровья.Цель данного занят...
Организация горячего питания в младших классах
конкурсна лучшую организацию школьного питания в 2012 году номинация«лучший классный руководитель – организатор работы с родителями и школьниками по пропаганде ЗДОРОВОГО питания»...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса
Пояснительная записка и тематическое планирование курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса...
Тесты по программе « Основы здорового питания» ( 3 – 4 классы)
В пособии представлены тесты по программе Ловковой Т.А. « Основы здорового питания». Пособие рекомендовано учителям начальных классов, школьникам и их родителям....
Урок по окружающему миру по теме "Наше питание" 4 г класс
Познакомить учащихся с необходимыми организму питательных веществ. Сформировать правила правильного питания....
Режим питания школьника начальных классов.
Режим питания школьника начальных классов: на что обратить внимание....