Овощи и фрукты самые витаминные продукты
методическая разработка по зож (2 класс)

Цветкова Вера Играровна

Разработка представляет собой конспект урока.

Тема урока:

«Овощи и фрукты – витаминные продукты»

Цель: формирование знаний об овощах и фруктах как источнике витаминов; их значение в организме.

Задачи:

- познакомить с разнообразием овощей и фруктов и их полезными свойствами;

- развивать представление о значении овощей и фруктов для организма человека;

- познакомить со значением витаминов для здоровья человека;

- познакомить с разными видами витаминов и продуктами их содержащими.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovoshchi_i_frukty_samye_vitaminnye_produkty.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Овощи и фрукты – витаминные продукты»

Цель: формирование знаний об овощах и фруктах как источнике витаминов; их значение в организме.

Задачи:

- познакомить с разнообразием овощей и фруктов и их полезными свойствами;

- развивать представление о значении овощей и фруктов для организма человека;

- познакомить со значением витаминов для здоровья человека;

- познакомить с разными видами витаминов и продуктами их содержащими.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вот пришел желанный час,

Урок питания ждет нас!

Ты, дружок, послушай нас,

Мы дадим тебе наказ!

II. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием овощей и фруктов и их полезными свойствами для организма человека, узнаем о разных видах витаминов и продуктах, в которых они содержатся.

Мы сегодня встретились, чтобы продолжить разговор о здоровой и полезной пище, а поможет нам в этом любимый всеми сказочный герой.

(На фоне музыки «Песенка про Буратино» учитель загадывает загадку)

В класс пришла игрушка к нам,

Деревянный мальчуган,

Ключик он в руке несет

Нос во все дела сует.

Буратино: Привет, друзья! Я готов проводить вас в страну Витаминию, но у меня нет золотого ключика от ворот этой страны. Я знаю, кто нам поможет найти этот золотой ключик. Мудрая черепаха Тортилла знает, где он хранится. Но одному мне не справится. Вы готовы помогать мне?

Буратино: Чтобы попасть в гости к черепахе Тортилле нам нужно выполнить задание.

Распределите продукты в две колонки:

Полезные продукты Неполезные продукты

Рыба, чипсы, пепси-кола, торт, кефир, творог, «сникерс», каша «геркулес», сало, молоко, лук, жирное мясо.

Черепаха Тортилла: Здравствуйте. Очень приятно видеть вас в гостях. Зачем пожаловали?

Буратино: Здравствуйте, мудрая черепаха Тортилла! Помогите нам добыть ключик от ворот в страну «Витаминию», которая находится в государстве Королевы Питания.

Черепаха Тортилла: Ну, что ж это возможно, вот только чтобы получить ключик нужно пройти некоторые испытания. Вы готовы?

Буратино: Тогда отправляемся в путь за золотым ключиком!

Физминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал -

Не споткнулся, не упал.

Черепаха Тортилла: Ваше первое испытание.

Отгадайте загадки:

Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
Любят овощ Ваня, Жан...
Так ведь это... (Баклажан)
*
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки… (Кабачок)
*

Это вовсе не игрушка -
Ароматная… (Петрушка)
*
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!
Что это? (Горошек)

*
Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (Чеснок)

*
Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)
*
Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина.
(Капуста)

*
Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали? (Помидор)
***
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)

*
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

*
Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет.
(Морковь)
Черепаха Тортилла: Как назвать эти продукты, одним словом?

Что означает слово овощ?

Буратино: А я и не знаю! Может позвать Мальвину на помощь, она все и про все знает.

Мальвина:

овощи

сочные части травянистых растений, употребляемые в пищу человеком в свежем или переработанном виде. Для пищевкусовых целей используют плоды или завязи их, молодые побеги, корни, корневища, клубни, соцветия, семена, листья, черешки листьев, кочаны, луковицы, утолщённые стебли овощных растений. Овощи. играют важную роль в питании человека. Приятный вкус и пищевые достоинства овощей. обусловлены разнообразным сочетанием в них сахаров, органических кислот, ароматических и минеральных веществ. Многие овощи. применяются как лечебные средства и в диетическом питании.

Буратино

Кто из этих овощей и полезней и вкусней?

В вопросе этом слышу я подвох?

Вот например, зелененький горох.

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ...

А вот капуста – просто страх!

Надела сразу сто рубах,
И захрустела на зубах.
Картошку посадили в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а стаю.

Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"
Зеленые огурчики выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Помидоры гладкие,

Растут на нашей грядке
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленели,
К осени краснели.
Тут вам и репка

Круглый, желтый бок,
Сидит на грядке словно колобок.
Петрушки резные листочки
Лечат сердечко и почки,
Улучшают аппетит.
У укропа листья будто кружева,
Служат украшением для нашего стола,
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечения –
И все от воспаления.

Кто из этих овощей всех вкусней и всех важней?

Кто при всех болезнях будет всем полезней?

Мальвина: Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения,

В этом нет сомнения!

Черепаха Тортилла: Молодцы! С первым испытанием справились.

Вот вам и второе!

Отгадайте загадки:

Синий мундир, белая подкладка,
В середине - сладко.
(Слива)

Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,
На куски его порежь, мякоть красную поешь.
(Арбуз)

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
(Яблоко)

В поле на пригорочке

Лежат желтые бочоночки.

Дыня

Желтый круглый,ты откуда?

- Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож

Можешь съесть меня, но только

Раздели сперва на дольки.

Апельсин

Она на лампочку похожа

И на матрешку тоже.

Степашке, Филе и Каркуше

Полезно будет съесть по (груше)

На островок налетел ураган –

На пальме остался последний (банан).

Черепаха Тортилла: Как назвать эти продукты, одним словом?

Буратино: А что означает слово фрукты?

Мальвина:

Фрукты

(от лат. fructus — плод), сочные съедобные плоды культурных и дикорастущих растений. Подразделяются на фрукты. семечковых (яблони, груши, айвы), косточковых (абрикоса, сливы, вишни, персика и др.), цитрусовых (апельсина, лимона, мандарина, грейпфрута и др.), субтропических и тропических (инжира, граната, манго, ананаса, банана, авокадо) пород, ягоды (смородины, крыжовника, винограда, клюквы и др.). Производством фруктов. занимается плодоводство. К фруктам. относят также плоды бахчевых культур (дыни, арбуза). Фрукты. имеют большое значение в питании человека. Приятный вкус и биологическая ценность фруктов. обусловлены наличием в них значительного количества полезных веществ.

Черепаха Тортилла: Молодцы!

А теперь распределите слова в две колонки: фрукты – справа, овощи – слева.

Банан, помидор, огурец, яблоко, груша, картошка, баклажан, айва, петрушка, абрикос, слива, капуста, вишня, персик, горох, апельсин, лук, манго, чеснок, ананас, мандарин, редис, гранат, авокадо, морковь, дыня, арбуз.

Черепаха Тортилла: Молодцы!

Буратино: А можно мы поиграем?

У меня есть два набора карточек (по 20 – 30 штук) с изображением овощей и фруктов.

Ребята, разделимся на две команды. Каждой команде я дам одинаковые наборы карточек. Первая команда должна выбрать и разложить те карточки, на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по моему сигналу. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Черепаха Тортилла: Молодцы!

Физкультминутка

Буратино читает шуточное стихотворение «Про овощи» Н.Кончаловской, а дети могут показывать некоторые движения.

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

(Копают грядки)

Он принес чемодан,

(Показывают, как он нес чемодан)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена -

(Дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы.

(Восхищаются)

Утром их поливал,

(Поливают)

На ночь их укрывал

(Укрывают)

И берег от холодной погоды.

(Дети садятся, учитель продолжает.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

  • А теперь попробуйте ответить на вопрос черепахи Тортиллы:
  • «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Учащиеся высказываются: Они полезные, в них много витаминов. В них много витаминов
и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет.

Буратино: Давайте познакомимся с братьями-витаминами!
Мальвина: Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita (жизнь) с «амин», получилось слово «витамин». Детя 7 – 8 лет надо съедать в день 500 – 600 г. овощей и фруктов.

Витамины — ценнейшие вещества, необходимые организму человека. Все виды обмена веществ, работа нервной пищеварительной, сердечно-сосудистой систем осуществляются должным образом только при участии витаминов.

ВИТАМИНЫ, органические вещества, необходимые в небольших количествах в пищевом рационе человека, Синтез витаминов, как правило, осуществляется растениями, а не животными. Первоисточником витаминов. служат главным образом растения животные получают витамины непосредственно с растительной пищей или косвенно — через продукты животного происхождения. Витамины поступают в организм животных и человека с пищей, через стенку желудочно-кишечного тракта, и образуют многочисленные производные (например, эфирные, амидные, нуклеотидные и др.), которые, как правило, соединяются со специфическими белками и образуют многие ферменты, принимающие участие в обмене веществ. Наряду с ассимиляцией в организме непрерывно совершается диссимиляция витаминов, причём продукты их распада выделяются наружу. Недостаточность снабжения организма витаминами ведёт к его ослаблению, резкий недостаток витаминов — к нарушению обмена веществ и заболеваниям — авитаминозам, которые могут окончиться гибелью организма. Авитаминозы могут возникать не только от недостаточного поступления В., но и от нарушения процессов их усвоения и использования в организме.

Ежедневная потребность человека в витаминах составляет лишь несколько миллиграммов или микрограммов. В отличие от неорганических веществ витамины разрушаются при сильном нагревании. Многие витамины нестабильны и "теряются" во время приготовления пищи или при обработке пищевых продуктов.

Рекомендуемые нормы суточного потребления витаминов для детей и подростков

Рекомендуемые нормы суточного потребления витаминов для детей и подростков

Витамины

Дети 1–6 лет

Подростки 7–17 лет

C, мг

45-40

60-70

А, мкг

450-60

700-1000

Е, мг

5-7

10-15

D, мкг

10

2,5

В12, мкг

2-3

В1, мг

В2, мг

Ниацин (РР), мг

10-11

13-20

Фолиевая кислота, мкг

100-200

200

Пантотеновая кислота, мг

3-4

4-7

Биотин, мкг

20-25

30-100

Витамин К, мкг

15-20

30-65

Витамины в продуктах питания

Витамин С

Наименование продукта

Содержание в продукте мг/100 г

Капуста белокочанная

45-60

Картофель свежий

20

Картофель отварной

14

Картофель, хранившийся 6–8 мес., отварной

3-7

Укроп

100

Редис, помидоры, зеленый горошек

25

Зеленый салат, кабачки

15

Огурцы свежие, свекла, морковь, баклажаны

5-10

Яблоки свежие

10-20

Яблоки, хранившиеся 6–8 мес.

2-3

Плоды шиповника

650

Смородина черная

200

Сок томатный

10

Сок яблочный, виноградный

2

Витамин В1

Наименование продукта

Содержание в продукте мг/100 г

Картофель

0,12

Капуста

12

Витамин В2

Наименование продукта

Содержание в продукте мг/100 г

лук

0,14

Капуста кольраби

20,9

Тыква

0,10–0,12

Зеленый горошек

0,19

Н и а ц и н (витамин РР)

Наименование продукта

Содержание в продукте мг/100 г

Картофель, морковь, горошек зеленый перец красный, чеснок (головка)

1–2

Фолиевая кислота

Наименование продукта

Содержание в продукте мг/100 г

Зелень петрушки

110

Зеленый салат

50

Остальные овощи

5–20

Яблоки

1,5–2,0

Другие фрукты и ягоды

2–10

Витамин А

Наименование продукта

Содержание в продукте мг ретинола/100 г

Помидоры

0,01–0,1

Дыня

0,2–1,0

Морковь

5

Тыква

4–8

Лук

0,25

Перец красный

0,03

Горох

0,1

Капуста

0,01

Укроп, петрушка

0,6–0,8

Буратино: а зачем нужны витамины?

Мальвина: чтобы избежать многих заболеваний.

Таблица «Витамины»

Назв. вит.

Нарушения, вызываемые недостатком данного витамина

Продукты, богатые витамином

Суточная норма

(мг)

Рекомендуется

1

2

3

4

5

А

Сухость кожи, хрупкость ногтей, плохое зрение в сумерках («куриная слепота»)

Морковь, томаты, яичный желток, красный перец, сливки, сметана, сливочное масло, рыбий жир, зеленый горошек, чернослив, печень, почки, тыква, шпинат

1—2

При пониженном зрении

С

Цинга - заболевание, сопровождаемое кровоточивостью слизистой ротовой полости, расшатыванием и выпадением зубов

Лимон, шиповник, черная смородина, хвоя, зеленый лук, грецкие орехи

50—100

При острых инфекционных заболеваниях, в том числе при гриппе, отравлениях, склерозах, цинге

В

Бери-бери - заболевание, связанное с расстройством нервной системы и сердечнососудистой деятельности

Пивные дрожжи, семена злаков и бобовых, икра, печень, почки, яичный желток-

2—3

При лечении желудочно-кишечных отравлений, гастрита, бронхиальной астмы, диабета, невралгии, пеллагры

д

Рахит — заболевание, связанное с нарушением обмена кальция и фосфора, следствием чего является искривление костей, их утолщение, замедленный рост всего организма

Печень, рыбий жир, яичный желток

2—3

Закрепление

Черепаха Тортилла: Молодцы! Много знаете о витаминах.

Вот вам и четвертое испытание. Я буду загадывать загадки, а вы помещайте отгадки в корзины с витаминами.

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки.

(Горох, плод боб, витамин А).

Лето целое старалась

-Одевалась, одевалась...

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотни одежонок

Сложим мы в бочонок.

(Капуста, надземный побег, витамины В, С).

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети?

(Лук, луковица, подземный побег и зеленые листья. Витамины А, В, С).

Главный принцип мой,

В общем-то, простой:

Голова - на солнце,

Ноги - под водой.

(Рис; плод зерновка. Витамин В)

Вот так диковина!

На ветке - морковина!

Висит, краснеется -

На солнце греется.

(Перец красный, плод ягода. Витамин А).

На сучках висят шары -Посинели от жары.

(Слива, плод костянка. Витамин С).

С ним сдружились мы давно,

Дарит он крупу, и толокно,

И муку, и кашу, и печенье...

Поблагодарим его за угощенье.

(Овес, плод зерновка. Витамин В).

Выросла травка –

К пище приправка.

Ее пожитки

-Душистые нитки.

(Укроп, листья).

Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь, корнестебель-видоизмененный корень. Витамин А, В).

Голова на ножке

-В голове - горошки.

(Мак, семена).

Летом - в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою - в бочке,

Крепкие, соленые.

(Огурцы).

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач,

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

(Арбуз, плод -ягода или тыквина, 90% воды, очищение организма).

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят.

(Помидоры, плод -ягода. Витамины А, С).

В землю бросишь

Крошку - блошку,

Полежит она немножко,

И гляди - уже растет С

амоварчик - корнеплод.

(Репа, видоизмененный корень-корнестебель).

Над землей трава,

Под землей алая голова.

(Свекла, корень. Витамины С, В, Вг, Р, железо).

Круглая, а не месяц,

Желтая, а не масло,

С хвостом, а не мышь. (Репа, корень).

Маленький, горький,

Луку брат.

(Чеснок, подземный побег. Витамин С).

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики -

Из далекой Африки.

(Апельсин, плод - померанец).

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я –

И вот теперь я спелая.

(Вишня, плод -костяника).

Снаружи красна,

Внутри - бела,

На голове - хохолок

-Зелененький лесок.

(Редиска, корень. Витамины С, Р, вещества, повышающие аппетит).

Золотая голова

Велика и тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква, плод-тыквина. Витамины А, В, соли калия, магния, железа).

Белый тощий корнеплод

Под землей растет.

И хотя он очень горек

В пищу нам он годен:

Все: от взрослых до ребят,

С холодцом его едят.

(Хрен, корень).

Долгоножка хвалится:

- Я ли не красавица?

А всего-то - косточка

Да красненькая кофточка.

(Вишня, плод - костяника).

Хоть прячется Алена

За веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна издалека.

(Яблоко. Витамин С).

Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я...

(Свекла, корень, сахар).

Белые кисти

-Напрасный наряд.

Зеленые кисти

-Опасный яд.

Но под ногой

-Клад дорогой.

(Картофель, клубень - подземный побег. Витамин С).

На грядке, за амбаром,

Разросся стебель шаром.

(Капуста кольраби, стебель идет в пищу. Витамины В, С).

Из растений чей портрет Выбит на монете?

Корень, стебель, лист, плоды

Все негодно для еды,

А засажен огород...

Что же мы положим в рот?

(Цветная капуста. В пищу употребляется цветок. Витамины В, С).

Хоть чином и не хан,

На голове султан.

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки.

(Кукуруза)

Из мешка - на забаву.

Из бутылки - на приправу.

(Подсолнечник, запас масла в семенах).

Одеждой сер,

Да телом бел.

(Рис. Витамин В, в зернах - 70-81% углеводов; белка 6-9%; жиров 0,6-2,6%).

Черепаха Тортилла: Молодцы! И с этим испытанием вы тоже справились. Вот и вырос на нашей грядке золотой ключик от ворот страны «Витаминии».

Мальвина: А можно я, прежде чем мы отправимся в страну «Витаминию», задам ребятам несколько вопросов?

Черепаха Тортилла: Конечно! Я уверена, что они теперь ответят на любой.

Мальвина:

- Рассмотрите, что лежит в корзине у витамина А. {Морковь, капуста, помидоры?)

  • Почему в его корзине только эти овощи? (В них содержится витамин А.)
  • Рассмотрите, что в корзине у - витамина В. Почему? (Свекла, яблоки, репа, зелень салата. В них есть Витамин В.)
  • Что в корзине у витамина С? Почему? (лимон, лук. В них витамин С.)
  • Наш любимый Буратино очень любит морковку.
  • Какой витамин есть в моркови? (Витамин А.)
  • Почему надо есть продукты, в которых есть витамин А? (Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы.)
  • А что будет с Буратино, если он будет есть только морковку? (Он все равно может заболеть, т.к. он не ест витамины В и С.)
  • Для чего нужен витамин В? (Чтобы быть сильными, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам)
  • Для чего нужен витамин С? (Чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.)
  • Что будет с Буратино, если он будет употреблять в пищу только овощи и фрукты с витамином А? (Он может простудиться, не будет сильным, 6yдеm иметь плохой аппетит и т.д.)
  • Какой вывод можно сделать? (Надо есть все овощи и фрукты,
    потому что в них разные витамины.)

Итог урока

Буратино: У меня есть ключик золотой

И дружу я с головой

Часто в сад я выхожу,

С овощами, фруктами дружу.

Витамины запасаю

Все болезни прогоняю.

Черепаха Тортилла, Буратино, Мальвина:

Всем спасибо за урок,

Ждем Вас в витаминной стране точно в срок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Овощи и фрукты – самые витаминные продукты! "

Чтоб здоровым. сильным быть, надо овощи и фрукты любить. Все, без исключения, в этом нет сомнения....

Проектная технология "Овощи, ягоды и фрукты- самые витаминные продукты"

Использование проектной деятельности детей, для выполнения которой необходимы знания по Литературному чтению (Кудина-Новлянская), Окружающему миру (Чудинова). Итогом проектной деятености является реал...

Овощи и фрукты - самые витаминные продукты.

Цели: - систематизировать и расширить знания детей об овощах и фруктах,- познакомить детей с витаминами А,В,С,- раскрыть их значение для человека,- воспитывать гигиену питания и бережное отношение к с...

Овощи,ягоды,фрукты-самые витаминные продукты

внеклассное мероприятие по здоровому питанию...

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: ЯГОДЫ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ САМЫЕ ВИТАМИННЫЕ ПРОДУКТЫ

Цели: 1. Познакомить учащихся с разнообразием ягод овощей и фруктом и их значением дляорганизма.2. Повторить значение полезных продуктов.3. Воспитывать умения правильно выбирать продукты для здор...

Ягоды, овощи и фрукты - самые витаминные продукты.

в данном конспекте представлены материалы о продуктах, которые содержат витамины...

КВН "Овощи, ягоды, фрукты - самые витаминные продукты"

Внеклассное мероприятие на тему здорового питания в начальных классах....