Исследовательский проект " ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ"
проект по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Абрамова Наталья Валентиновна

   Перед началом учебного года каждый ученик с родителями отправляется в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное и ответственное событие. Ведь портфель - символ взрослой жизни и надёжное хранилище для атрибутов школьника. 

   Цель работы:

-выяснить, безопасен ли школьный портфель школьника.

   Задачи:

-изучить историю портфеля

-найти старые образцы портфелей

-узнать, какие гигиенические требования предъявляются к школьному портфелю, и как тяжёлый ранец влияет на здоровье школьника

-выяснить каким должен быть портфель, чтобы не навредить школьнику

-определить соответствие ранцев и рюкзаков учащихся требованиям СанПина, выявить причины несоответствия

-разработать рекомендации для учителей,школьников и их родителей необходимые для решения данной проблемы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОБУ « Холохоленская СОШ» Вышневолоцкого района Тверской области Тема исследовательского проекта: «Школьный портфель ».

Слайд 2

Подготовила проект : ученица 3 класса МОБУ « Холохоленская СОШ» Абрамова Марина

Слайд 3

Зимою книжками набит, А летом пуст и крепко спит. Зимой по улице бежит, А летом в комнате лежит. Но только осень настаёт, Меня он за руку берёт, И снова в дождик и метель Со мной шагает мой портфель.

Слайд 4

Цели работы: выяснить, безопасен ли школьный портфель для нашего здоровья Задачи: изучить историю портфеля найти старые образцы портфелей узнать, какие гигиенические требования предъявляются к школьному портфелю определить соответствие ранцев учащихся требованиям СанПина разработать рекомендации для учителей, школьников и их родителей представить результаты исследовательской работы на научно-практической конференции

Слайд 5

История портфеля. Самому древнему рюкзаку около 5000 лет. Он принадлежит доисторическому человеку. Ученые датируют свою находку примерно 2700-м годом до нашей эры. Рюкзак древнего человека был кожаным, носили его на спине. Рюкзак состоял из двух деревянных вертикальных брусков, для жесткости соединенных снизу двумя горизонтальными досками.

Слайд 6

Ранец привыкли считать исключительно принадлежностью школьника. На самом-то деле этот предмет пришёл к детям из армии. Если в России солдаты брали с собой в поход вещевой мешок, то в Европе и, особенно в Германии, ранцы появились уже в 18 веке. И только через 200 лет словом «ранец» начали называть ученическую сумку.

Слайд 7

До 1917 года портфель носили только дети богатых родителей, которые учились в гимназиях. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета. После октябрьской революции в стране был голод и разруха. Главным было накормить детей и обучить их грамоте. Поэтому школьной форме и портфелям не уделялось внимание.

Слайд 8

После Великой Отечественной войны дети ходили в школу с полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. Полевые сумки можно было перекидывать через плечо, а во время драк использовать в качестве оружия.

Слайд 9

Позднее появились советские портфели. Слово « портфель» (порт – носить, « фель » - лист бумаги) пришло к нам из французского языка. Многие первоклассники с нетерпением ожидают день, когда родители принесут из магазина новенький портфель. Первое время ученик относится к портфелю бережно, но вскоре превращался в обычную сумку для переноски тяжестей. Так было раньше, да и теперь.

Слайд 10

В 60 годы портфели были все как один – из коричневого кожзаменителя.

Слайд 11

А во второй половине 80 - х старшеклассники обзавелись «дипломатами» - жесткими узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета . Ученики младших классов ходили с портфелями из дермантина с яркой аппликацией.

Слайд 12

На смену дипломатам в конце 80– х – в 90– х годах в моду вошли портфели необычной формы – вертикальные сумки с ремешком через плечо.

Слайд 13

Не так давно на современном рынке появились портфели-ранцы, представляющие весьма удобное и практичное сочетание.

Слайд 14

Образцы портфелей, которые я смогла найти.

Слайд 15

Гигиенические требования к школьному портфелю-ранцу. По санитарно-гигиеническим нормам вес ранца с учебными принадлежностями не должен превышать 10% от веса тела ученика. Вес пустого ранца для ученика начальной школы должен быть 600 г, а вес учебных изданий не должен превышать 300 г. Залог здоровья – лёгкий ранец с жёсткой ортопедической спинкой. Ширина ранца- ширина плеч ребёнка, верхний край –не выше плеч, нижний – не ниже поясницы. Материал- лёгкая водонепроницаемая ткань со светоотражающими полосками. Регулируемые лямки шириной 8 см. Отделения - кармашки

Слайд 16

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 13 человек. План эксперимента 1. Определить вес ученика. 2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса. 3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами. 4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками. 5. Подвести итоги по позициям: самый лёгкий ранец; самый тяжёлый ранец; самый тяжёлый ранец с принадлежностями; самый лёгкий ранец с принадлежностями; самый « тяжёлый» учебный день; самый «лёгкий» учебный день.

Слайд 17

1.Определяем свой вес .

Слайд 18

2. Определяем вес ранца.

Слайд 19

Ф.И. ученика Вес пустого портфеля Выводы Абрамова Марина 910 г +310 г слишком тяжёлый Алексеев Максим 720 г +120 г тяжелый Еремин Дима 510 г норма Ефремова Карина 700 г +100 г тяжелый Капустин Костя 860 г +260 г слишком тяжелый Кудаев Вадим 860 г +260 г слишком тяжелый Лазарев Артем 480 г норма Макарова Даша 540 г норма Павлова Ульяна 570 г норма Петрова Алина 420 г норма Разумов Семен 820 г +220 г слишком тяжелый Сааге Даша 780 г +180 тяжелый Сабов Максим 540 г норма Вывод : мы увидели, что только у 6 человек нашего класса вес портфеля соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает 600 грамм. У 7 человек масса портфеля превышает допустимую норму. Результаты эксперимента

Слайд 20

Ф.И. ученика Вес ученика Правильный вес портфеля Реальный вес портфеля Абрамова М. 35 кг 3 кг 500 г 2 кг 880 г Алексеев М. 27 кг 2 кг 700 г 2 кг 390 г Ерёмин Д. 29 кг 2 кг 900 г 3 кг 150 г Ефремова К. 29 кг 2 кг 900 г 3 кг 210 г Капустин К. 37 кг 3 кг 700 г 2 кг 750 г Кудаев В. 43 кг 4 кг 300 г 3 кг 230 г Лазарев А. 32 кг 3 кг 200 г 2 кг 920 г Макарова Д. 27 кг 2 кг 700 г 2 кг 930 г Павлова У. 39 кг 3 кг 900 г 3 кг 270 г Петрова А. 41 кг 4 кг 100 г 4 кг 240 г Разумов А. 33 кг 3 кг 300 г 2 кг 170 г Сааге Д. 27 кг 2 кг 700 г 2 кг 740 г Сабов М. 33 кг 3 кг 300 г 4 кг Вывод: мы увидели ,что у 7 человек вес портфеля соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает 10% веса ребёнка. Однако у 6 человек вес портфеля превысил гигиеническую норму. Результаты эксперимента

Слайд 21

3. Проверяем вес учебников и учебных пособий.

Слайд 22

Название учебника, тетради Вес Выводы Русский язык 250 г норма Математика 270 г норма Литературное чтение 340 г выше нормы Литературное чтение(тетрадь) 160 г норма Окружающий мир 320 г выше нормы Окружающий мир(тетрадь) 170 г норма Английский язык 250 г норма Английский язык(тетрадь) 260 г норма Вес учебников и тетрадей Вывод : не все книги соответствуют гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашлись «нарушители» – учебник литературного чтения массой 340 г и учебник окружающего мира массой 320 г.

Слайд 23

День недели Вес учебных принадлежностей Выводы Понедельник 1 кг 260 г Вторник 1 кг 20 г Среда 1 кг 510 г Четверг 1 кг 530 г Самый «тяжелый» день Пятница 1 кг 10 г Самый «легкий» день Нагрузка на каждый день.

Слайд 24

«Самый лёгкий, самый тяжёлый» Самый лёгкий ранец – 420 г Самый тяжёлый ранец – 910 г Самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 4 кг 240 г Самый лёгкий ранец с принадлежностями – 2 кг 170 г Самый тяжёлый учебный день - четверг Самый лёгкий учебный день -пятница Самый тяжёлый учебник – «Литературное чтение» – 340 г Самый лёгкий учебник – «Английский язык», «Русский язык» - 250 г

Слайд 25

Ребята! 1. Не носите лишнего в ранцах. 2. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте выложить из него ненужные учебники, тетради. 3. Регулярно занимайтесь физкультурой, потому что физические упражнения укрепляют мышцы и скелет. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Слайд 26

Дорогие родители! 1. Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы. 2. Тетради и дневники покупайте не в тяжелых картонных ламинированных, а в облегченных обложках.

Слайд 27

Уважаемые учителя! 1. Используйте только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу. 2. найдите возможность использовать два комплекта учебников (один дома, и один- в школе) 3. при составлении школьного расписания учитывайте гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов. 4. организуйте хранение сменной обуви, спортивной одежды, принадлежностей для уроков труда в помещении школы.

Слайд 28

Заключение. Несмотря на то, что за время существования школьный портфель сильно изменился и стал более удобным, он продолжает доставлять школьникам дискомфорт своим весом. Ранцы-тяжеловесы становятся причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем. Я вместе с ребятами нашего класса собираюсь провести ряд мероприятий по привлечению внимания к данной теме: -выступить на общешкольном родительском собрании -выступить перед учащимися начальных классов -изготовить плакат «Твой безопасный портфель»

Слайд 29

Список использованной литературы: Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя - М.: «5 за знания», 2008. – С. Багаж знаний: не надорвись! / Здоровье школьника № 8, – 2008. – С. 42-43 Т.Дубовицкая , Врачи бьют тревогу в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об утверждении СанПин 2.4.7/1.1.2651-10 от 28.06.2010 г. № 72 Степанова М.И., Школьные ранцы и здоровье детей / Вестник образования Росси № 17// М., – 2004. – сентябрь. – с.5 М.Трофимова, Собираем портфель / Здоровье школьника №8, – 2009. – С. 30-31 / Основы безопасности жизнедеятельности № 1, - 2002. – С.20-26 Постановление Федеральной службы по надзору

Слайд 30

Спасибо за внимание. Желаю успехов в выборе портфелей! Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

                             Исследовательский проект

                           ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Работу выполнила: Абрамова Марина Александровна, 28.08.2006г.р.,

                                 ученица 3 класса МОБУ«Холохоленская СОШ»

                                 Домашний адрес: Тверская область,  Вышневолоцкий район,  

                                                                 д.Афимьино,д.1,кв.48                                                                                                                                                                                                                              

Руководитель: Абрамова Наталья Валентиновна,

                         учитель начальных классов МОБУ «Холохоленская СОШ»

                                             

                                                         

Оглавление

Введение        3-4

История портфеля         4-5

Гигиенические требования к портфелю-ранцу        5

План эксперимента        6

Результаты эксперимента,выводы        6-9

Рекомендации ученикам,родителым,учителям        9-10

Заключение        10

Список используемой литературы        10


                                                  Введение  

Зимою книжками набит,

А летом пуст и крепко спит.

Зимой по улице бежит,

А летом в комнате лежит.

Но только осень настаёт,

Меня он за руку берёт,

И снова в дождик и метель

Со мной шагает мой портфель.

   Мой школьный портфель «ходит» со мной вместе каждый день в школу. Осенью, зимой и весной. В любую погоду – и в дождливую, и в солнечную.

   Родители подарили мне мой любимый портфель. Украшают его герои моего любимого мультфильма - Динь-Динь и Незабудка.

  У моего ранца много кармашков, куда можно положить все, что мне нужно. Он вмещает в себя много разных нужных  учебных вещей: карандаши, ручки, фломастеры, учебники, тетрадки, дневник.

От того, какой у школьника рюкзак, во многом зависит его внешний вид, настроение, а главное здоровье. А как же обычный школьный портфель может навредить моему здоровью? Я решила узнать все о школьном портфеле.

Цель моей работы: выяснить, безопасен ли школьный портфель для нашего здоровья.

В начале работы передо мной стояли следующие задачи:

-изучить историю портфеля

-найти старые образцы портфелей

-узнать какие гигиенические требования предъявляются к школьному портфелю, и как тяжёлый ранец влияет на здоровье школьника

-выяснить каким должен быть портфель, чтобы не навредить нашему здоровью

-определить соответствие ранцев и рюкзаков учащихся требованиям СанПина, выявить причины несоответствия

-разработать рекомендации для учителей, школьников и их родителей необходимые для решения данной проблемы

-представить результаты исследовательской работы на научно-практической конференции

                                           Основная часть

История портфеля.

Самому древнему рюкзаку около 5000 лет. Он принадлежит доисторическому человеку. Ученые датируют свою находку примерно 2700-м годом до нашей эры. Рюкзак древнего человека был кожаным, носили его на спине. Рюкзак состоял из двух деревянных вертикальных брусков, для жесткости соединенных снизу двумя горизонтальными досками.

     Ранец привыкли считать исключительно принадлежностью школьника. На самом-то деле этот предмет пришёл к детям из армии. Если в России солдаты брали с собой в поход вещевой мешок, то в Европе и, особенно в Германии, ранцы появились уже в 18 веке. И только через 200 лет словом «ранец» начали называть ученическую сумку.

    До 1917 года портфель носили только дети богатых родителей, которые учились в гимназиях. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета.

    После октябрьской революции  в    стране был голод и разруха.  Главным было накормить детей и обучить их грамоте. Поэтому школьной форме  и портфелям не уделялось внимание.

   После Великой Отечественной войны дети ходили в школу с полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. Полевые сумки можно было перекидывать через плечо, а во время драк использовать в качестве оружия.

Позднее появились советские портфели.  Слово « портфель»   (порт – носить, «фель» - лист бумаги) пришло к нам из французского языка. Многие первоклассники с нетерпением ожидают день, когда родители принесут из магазина новенький портфель.

Первое время ученик относится к портфелю бережно, но вскоре превращался в обычную сумку для переноски тяжестей. Так было раньше, да и теперь. 

В 60 годы портфели были все как один – из коричневого  кожзаменителя.

А во второй половине 80-х старшеклассники обзавелись «дипломатами» - жесткими  узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета .

Ученики младших классов  ходили с портфелями из дермантина с яркой аппликацией.

    На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли портфели необычной формы – вертикальные сумки с ремешком через плечо.

        Не так давно на современном рынке появились портфели-ранцы, представляющие весьма удобное и практичное сочетание.

Образцы портфелей, которые я смогла найти.

1.Портфель моей тёти (60-х годов)

2.Дипломат моей мамы.

Гигиенические требования к школьному портфелю-ранцу.

  1. По санитарно-гигиеническим нормам вес ранца с учебными принадлежностями не должен превышать 10% от веса тела ученика.
  2. Вес пустого ранца для ученика начальной школы должен быть 600 г, а вес учебных изданий не должен превышать 300 г.
  3. Залог здоровья – лёгкий ранец с жёсткой ортопедической спинкой.
  4.  Ширина ранца- ширина плеч ребёнка, верхний край –не выше плеч, нижний – не ниже поясницы.
  5.  Материал- лёгкая водонепроницаемая ткань со светоотражающими полосками.
  6.  Регулируемые лямки шириной 8 см.
  7.  Отделения - кармашки

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 13 человек.

План эксперимента

1. Определить вес ученика.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.

4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

         5.  Подвести итоги по позициям:

самый лёгкий и самый тяжёлый ранец, самый лёгкий и самый тяжёлый ранец со школьными принадлежностями, самый лёгкий и самый тяжёлый учебник, самый лёгкий и самый тяжёлый учебный день.

Результаты эксперимента.

Ф.И. ученика

Вес пустого портфеля

Выводы

Абрамова Марина

910 г

+310 г слишком тяжёлый

Алексеев Максим

720 г

+120 г тяжелый

Еремин Дима

510 г

норма

Ефремова Карина

700 г

+100 г тяжелый

Капустин Костя

860 г

+260 г слишком тяжелый

Кудаев Вадим

860 г

+260 г слишком тяжелый

Лазарев Артем

480 г

норма

Макарова Даша

540 г

норма

Павлова Ульяна

570 г

норма

Петрова Алина

420 г

норма

Разумов Семен

820 г

+220 г слишком тяжелый

Сааге Даша

780 г

+180 тяжелый

Сабов Максим

540 г

норма

Вывод: мы увидели, что только у 6 человек нашего класса вес портфеля соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает 600 грамм. У 7 человек масса портфеля превышает  допустимую норму.

Ф.И. ученика

Вес ученика

Правильный вес портфеля

Реальный вес портфеля

Абрамова М.

35 кг

3 кг 500 г

2 кг 880 г

Алексеев М.

27 кг

2 кг 700 г

2 кг 390 г

Ерёмин Д.

29 кг

2 кг 900 г

3 кг 150 г

Ефремова К.

29 кг

2 кг 900 г

3 кг 210 г

Капустин К.

37 кг

3 кг 700 г

2 кг 750 г

Кудаев В.

43 кг

4 кг 300 г

3 кг 230 г

Лазарев А.

32 кг

3 кг 200 г

2 кг 920 г

Макарова Д.

27 кг

2 кг 700 г

2 кг 930 г

Павлова У.

39 кг

3 кг 900 г

3 кг 270 г

Петрова А.

41 кг

4 кг 100 г

4 кг 240 г

Разумов А.

33 кг

3 кг 300 г

2 кг 170 г

Сааге Д.

27 кг

2 кг 700 г

2 кг 740 г

Сабов М.

33 кг

3 кг 300 г

4 кг

        Вывод:  мы увидели ,что у 7 человек вес портфеля соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает 10% веса ребёнка. Однако у 6 человек вес портфеля превысил гигиеническую норму.

Вес учебников и тетрадей.

Название учебника, тетради

Вес

Выводы

Русский язык

250 г

норма

Математика

270 г

норма

Литературное чтение

340 г

выше нормы

Литературное чтение(тетрадь)

160 г

норма

Окружающий мир

320 г

выше нормы

Окружающий мир(тетрадь)

170 г

норма

Английский язык

250 г

норма

Английский язык(тетрадь)

260 г

норма

        Вывод: не все книги соответствуют гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашлись «нарушители» – учебник литературного чтения массой 340 г и учебник окружающего мира массой 320 г.

Нагрузка на каждый день.

День недели

Вес учебных принадлежностей

Выводы

Понедельник

1 кг 260 г

Вторник

1 кг 20 г

Среда

1 кг 510 г

Четверг

1 кг 530 г

Самый «тяжелый» день

Пятница

1 кг 10 г

Самый «легкий» день

«Самый лёгкий, самый тяжёлый»

  • Самый лёгкий ранец – 420 г
  • Самый тяжёлый ранец – 910 г
  • Самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 4 кг 240 г
  • Самый лёгкий ранец с принадлежностями – 2 кг 170 г
  • Самый тяжёлый учебный день - четверг
  • Самый лёгкий учебный день -пятница
  • Самый тяжёлый учебник – «Литературное чтение» – 340 г
  • Самый лёгкий учебник – «Английский язык», «Русский язык» - 250 г

Решение проблемы.

Рекомендации для учеников.

            Ребята!

1. Не носите лишнего в ранцах.

2. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте выложить из него ненужные учебники, тетради.

3. Регулярно занимайтесь физкультурой, потому что физические упражнения укрепляют мышцы и скелет.

Рекомендации для родителей.

                      Дорогие родители!

1. Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы.

2. Тетради и дневники покупайте не в тяжелых картонных ламинированных,а в облегченных обложках.

Рекомендации для учителей.

Уважаемые учителя!

1. Использовать только те учебники и пособия, которые пришли гигиеническую экспертизу.

2. найти возможность использовать два комплекта учебников (один дома, и один- в школе)

3. при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.

4. организовать хранение сменной обуви, спортивной одежды, принадлежностей для уроков труд в помещении школы.

Заключение.

Несмотря на то, что за время существования школьный портфель сильно изменился и стал более удобным, он продолжает доставлять школьникам дискомфорт своим весом. Ранцы-тяжеловесы становятся причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной  и  сердечнососудистой систем.

      Я вместе с ребятами нашего класса собираюсь провести ряд мероприятий по привлечению внимания к данной теме:

      -выступление на общешкольном родительском собрании

      -выступление перед учащимися начальных классов

      -изготовление плаката «Твой безопасный портфель»

Список используемой литературы.

  • Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя - М.: «5 за знания», 2008. – С.
  • Багаж знаний: не надорвись! / Здоровье школьника № 8, – 2008. – С. 42-43
  • Т.Дубовицкая, Врачи бьют тревогу в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об утверждении СанПин 2.4.7/1.1.2651-10 от 28.06.2010 г. № 72
  • Степанова М.И., Школьные ранцы и здоровье детей /  Вестник образования Росси № 17// М., – 2004. – сентябрь. – с.5
  • М.Трофимова, Собираем портфель / Здоровье школьника №8, – 2009. – С. 30-31
  •  / Основы безопасности жизнедеятельности № 1, - 2002. – С.20-26
  • Постановление Федеральной службы по надзору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа "Сколько весит школьный портфель"

Над проектом "Сколько весит школьный портфель" работали обучающиеся 4 класса. Работа над проектом очень увлекла детей. Выводы оказались очень неожиданными для обучающихся и интересными....

Школьный портфель (исследовательская работа учащихся 1 класса)

В процессе исследования дети выясняют причину усталости и находят решение данной проблемы....

Исследовательский проект "Школьная форма"

Представлен проект на актуальную тему "Школьная форма"...

Исследовательская работа «Вес школьного портфеля как фактор, отрицательно влияющий на здоровье школьника»

   Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка, что ведет к переутомлениям, физическим нагрузкам,...

Научно-исследовательская работа "Влияние школьного портфеля на осанку младших школьников"

Научно-исследовательская работа выполнена в рамках программы по внеурочной деятельности "Я - исследователь". Работа была представлена на районный конкурс научно-исследовательских работ "Я познаю мир",...

Визитная карточка проекта "Школьный портфель"

Визитная карточка проекта "Школьный портфель"...

Проектно-исследовательская работа "Мой школьный портфель "

Памятка при покупке школьного портфеля.  При покупке портфеля обращайте внимание на конструкцию, материал, вместительность.—   Помните о гигиенических требованиях к портфелю.—...